Верная манерная Ляля Черная

Пожалуй, никому из русских поэтов не удалось так точно передать характер и настроение цыганского танца, как это сделал Аполлон Григорьев, который по словам современников, сам встречал гостей «в красной шелковой рубашке, подыгрывая себе на гитаре, перебирая струны маленькой и нежной, как у женщины, рукой». 
В поэте постоянно жила «своя душевная Макарьевская ярмарка».
Пропивая все, Григорьев садился в долговое отделение, в так называемую «тарасовскую кутузку», куда брал с собой неизменную гитару и журнальную работу; быстро утихомиривался и довольно аккуратно писал; а, так как случалось это неоднократно, в тарасовском доме Григорьева даже знали, уважали, понимая, что он грешен и страстен:

Две гитары, зазвенев,
Жалобно заныли...
С детства памятный напев,
Старый друг мой — ты ли?

Цыганский танец по манере исполнения можно разделить на таборный, сценический, уличный и салонный. Таборную манеру танца отличает бессистемность и разнообразие движений, расчёт строится на демонстрации личной виртуозности перед соплеменниками. 
Уличная манера танца фактически является предшественником сценической манеры, и построена на импровизации, сочетающей в себе элементы салонного и таборного танца, позволяющая выбрать оптимальные движения с учётом количества зрителей и расстояния до них, доступного пространства, особенностей покрытия улицы и характера музыки.
Сценическая манера рассчитана на эстрадное и театральное исполнение, учитывающее большое расстояние до зрителя. Салонный танец — фактически разновидность сценического, рассчитанная на отсутствие сцены и сравнительно небольшое замкнутое пространство.
Непревзойденной мастерицей сценического цыганского танца в русском варианте исполнения была Ляля Чёрная (настоящее имя Надежда Сергеевна Хмелёва (в девичестве Киселёва) — советская актриса театра и кино — которая родилась 15 февраля 1909 года в городе Нальчике, в семье московского дворянина Сергея Алексеевича Киселёва и цыганки Марии Георгиевны Поляковой, певицы и плясуньи Стрельненского цыганского хора И. Лебедева.

Шумно скачут сверху вниз
Звуки в рассыпную,
Зазвенели, заплелись
В пляску круговую.

Особенностью русского варианта цыганского танца является выстроенная композиция: постепенное нарастание, ускорение темпа, от медленного в начале до очень быстрого, энергичного в конце. Особое внимание уделяется сложном движениям ног. В женском исполнении — грациозные, выразительные движения рук, бой плечами. Для сценической версии женского танца характерны также игра пальцами, заимствованная из фламенко и восточных танцев, широкие, фигурные взмахи юбкой, партер.

Звуки шепотом журчат
Сладкострастной речи...
Обнаженные дрожат
Груди, руки, плечи,

В 13 лет впервые вышла на профессиональную сцену в качестве танцовщицы в хоре Е. Полякова, где проработала вплоть до открытия театра «Ромэн» в 1931 году.
В театре «Ромэн» сыграла более 35 ролей (в том числе главных) в спектаклях театра,
Любы Поляковой в спектакле «Все о тебе», Инны — в «Дочь шатров», Марты — в спектакле «Человек-волк», Танцовщицы — в «Свадьбе в таборе», главные роли в спектаклях «Жизнь на колесах», «Кармен», «Грушенька».      
Ляля Черная снялась в нескольких кинофильме «Последний табор» в роли Альты и в фильме «Табор уходит в небо» (эпизодическая роль).   

Пусть больнее и больней
Занывают звуки,
Чтобы сердце поскорей
Лопнуло от муки!

Ляля во многом повлияла на становление эстрадной манеры цыганского танца.
Получив звание Заслуженной артистки РСФСР в 1960 году Ляля Чёрная проработала в театре до 1972 года, после чего оставила сцену.  Ляля Черная ушла из жизни 2 сентября 1982 в Москве, похоронена на Новодевичьем кладбище рядом с сыном и мужем Николаем Хмелёвым.

Твои движенья гибкие,
Твои кошачьи ласки,
То гневом, то улыбкою
Сверкающие глазки....


Рецензии