Что значит для нас икона?

ПРОПОВЕДИ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА,
недавно расшифрованные из аудиофайлов

Проповедь на Литургии в Воскресный день и праздник иконопочитания в Казанском Храме посёлка Октябрьский
    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Сегодня в этот Воскресный день Святая Православная Церковь чтит Воскресение Христово, Малую Пасху, а также мы вспоминаем память Седьмого Вселенского Собора, Отцов, которые защитили иконопочитание. 367 Святых Отцов пришли на то, чтобы защитить веру православную. В 8 веке было гонение на православие и православные отвергали иконопочитание. Отвергали то, что Царица Небесная, Пресвятая Богородица при жизни имела Святость. Отвергали то, что иконопочитание является Богоугодным делом. Но Святые Отцы защитили и смогли устоять в вере.
Было устроено такое страшное гонение, что православных людей уничтожали, мучили, отрубали ноги, сжигали их – всё это было направлено против людей, которые защищали иконы. И, если бы эти Святые люди не отстояли иконопочитание, то на что был бы похож современный Православный Храм? Здесь были бы просто голые стены, не было бы этих икон. Мы не смогли бы выйти с иконами на Крестный Ход, мы не смогли бы подойти к иконе и поплакать перед ней. Как смогли бы мы молиться? Люди, которые видят глазами, которые живут образами, как бы смогли обращаться к Пресвятой Богородице, к Господу? Всего бы этого не было. Но благодаря Святым Отцам всё это есть.
Сейчас много протестантов, которые ненавидят иконы, которые обвиняют православных в том, что они покланяются идолам. Но так ли это? Давайте с вами рассудим. Если взять, например, семейный фотоальбом. Человек, открывая его, может поцеловать фотографию своего дедушки или своей бабушки, своих родителей, которые отошли уже в мир иной. И поговорить с ними. Он может сказать им несколько добрых слов, он даже может попросить у них помощи, если они были в праведной жизни.
Вот также происходит и в Церкви. Люди подходят к иконе, целуют икону, разговаривают со Святым или с Богородицей через икону. И, обращаясь к иконе, они не молятся самой доске, стеклу или краскам, они молятся первообразу, взирая на образ. Вот такое установление было поставлено на Седьмом Вселенском Соборе.
Мы с вами современные люди, и мы смотрим на яркие краски, на различную рекламу, на фильмы. Всё это в нашем сознании, и всё это меняет нас. Если мы не будем удерживать свои взоры от современных вот этих медийных вещей, то мы с вами попадём в ловушку и западню.
Икона – это окно в Божий Мир. А реклама и новости – всё, что человеку предлагается сейчас – это часто окно в совершенно другой мир, в мир совершенно небожественный. Часто люди попадают в эту ловушку и оказываются далеко от Бога, потому что их взоры и сознание устремлены совершенно в другие места. Можно сказать, что современный мир предлагает человеку антиикону. Дьявол пытается подражать Богу. Он всё делает подобно Богу, но всё наоборот, всё делает во зло для того, чтобы погубить человека.
Как Господь уловляет в свои Божественные сети и вылавливает в этом бушующем море людей для спасения, когда они погибают, через икону, когда человек видит икону и молится. Так и дьявол уловляет через электронные сети человека в свой потусторонний мир.
Очень важно беречь своё зрение, потому что, если мы насмотримся кино, роликов, различных реклам, новостей, то, придя в Божественный Храм мы можем не увидеть всю красоту иконы. Иконописцу запрещается смотреть на слишком яркие цвета, которые даёт нам сейчас современный мир.
Очень важно каждому человеку понимать и беречь все свои пять чувств, потому что это как пять ворот в нашу крепость. К нам подходят сначала мысли, которые, как младенцы, стучатся в нашу крепость. Но, когда этих младенцев мы пустим, то эти мысли потом превращаются в великанов, которые будут водить нас на поводке или цепи. Вот так действуют современные страсти, от которых очень трудно избавиться.
Чем же икона отличается от картины? Нам предлагаются живописные картины, различные шедевры. Но, если мы посмотрим на картину, то мы увидим обычную перспективу, когда человек смотрит, и всё сужается и удаляется от него.
Но, если мы посмотрим на настоящую икону, написанную по церковным канонам, то увидим обратную перспективу. Обратная перспектива – это, когда человек, подойдя к иконе, увидит, что там всё наоборот: там, в том мире всё большое и широкое, и всё к нему сужается. В этом главное отличие иконы от картины. Почему это так? Это сделано Святыми Отцами не зря. Эта обратная перспектива установлена в иконе для того, чтобы человек знал, что не он главный в этой жизни.
Когда человек подходит к обычной картине, то он видит, что всё от него сужается, что всё идёт от него, что он главный, что он в центре, что он «пуп земли». Но, когда он подходит к иконе, то он видит всё наоборот: оказывается, не он главный, не вокруг него всё крутится, а главный – Бог и от Него всё исходит и идёт всё к Нему. Господь хочет покаяния от нас, и Он зовёт нас, чтобы мы постучались в это окошко. Потому что икона – это окно в Божественный мир. И, подойдя к этому окну, мы можем достучаться до небес.
А, если бы не было этой иконы, то не было бы окон в Небесное Царство Господа нашего Иисуса Христа. Куда могли бы мы стучаться, куда могли бы мы проливать свои слёзы. Сейчас, подойдя к иконе, православный христианин может излить потоки слёз на икону, и эти все слёзы будут собраны на небесах, потому что перед каждой иконой стоит Ангел или Святой, изображённый на этой иконе. Святые собирают в сосуды наши слёзы, которые мы принесли к этим иконам.
Очень важно знать, что на Страшном Суде покажут все наши слёзы, которые мы пролили перед Божественными иконами в Храме Господнем. Каждая слезинка имеет такой большой вес, что, когда на весах будут взвешены все наши грехи, и, если наш Святой Ангел принесёт пузырёк с нашими слезами, то каждая слезинка будет перевешивать множество грехов. И поэтому, так важно приходить и проливать эти слёзы – слёзы покаяния. А у нас для этого есть все средства, потому что, подойдя к иконе, человек вдохновляется, умягчает своё сердце, умиляется.
В чём же мы можем сравнить икону и обычную картину? Это как обычное ведро воды и ведро ртути. Если человек подойдёт к ведру воды, то он сможет его поднять. Но, если он попытается поднять ведро ртути, то вряд ли он это сможет сделать. Не каждый человек сможет это исполнить, потому что ртуть приблизительно в 13 раз тяжелее. Это тоже самое, если бы человек за один раз захотел поднять тринадцать ведер воды. Вот некое подобие совершается и с иконой.
Каждый человек, окружающий нас, это и есть икона. Когда мы подходим к другому человеку, то видим в нём отражение себя. В этом человеке мы можем увидеть Божественный Рай, в этом человеке мы можем увидеть образ Святых. Господь хочет, чтобы мы относились к другому человеку, как к иконе. Когда мы обижаем другого человека, то мы, братья и сестры, становимся и иконоборцами, и человекоборцами. Это очень страшно. Мы сейчас вспоминаем иконоборцев, которые шли против икон. НО сейчас, дорогие братья и сестры, век не иконоборцев, в человекоборцев. Мы с вами совершенно не понимаем других людей, не хотим их услышать, даже самых близких. Муж не хочет понять жену, жена – мужа, мать – детей, дети – своих родителей, т.е. люди превратились в человекоборцев, потому что мы совершенно забыли, что каждый человек - это икона. Каждый человек написан в утробе матери по Образу и подобию Божьему. Поэтому так важно беречь каждого человека.
Когда мы оскорбляем какого-то человека, то мы на его духовном лице наносим раны, как раньше наносили раны иконоборцы, когда они били мечом по иконам. Так и мы сейчас поступаем, избивая человека своими словами, осуждениями, пересудами, предательствами.
Сегодня, вспоминая Святых Отцов, которые защитили иконопочитание, мы можем сказать с уверенностью, что у нас есть в православной Церкви три столпа – три основания. Это Евангелие, это Крест Христов и иконы. На этом держится всё. Именно Евангелие мы с вами читаем на каждой Службе, и Евангелие есть у каждого христианина в доме. Именно крестик носит человек и никогда с ним не расстаётся. Именно иконы помогают нам обратиться ко Господу и укрепиться в вере, когда мы не находим поддержки у людей. Вот эти три Святые вещи мы должны беречь, как зеницу ока.
На Седьмом Вселенском Соборе было установлено, что Евангелие, Крест Господний, иконы имеют равнозначную силу, и что именно на них нужно опираться и уповать христианину.
Именно в Евангелие Господь отвечает нам, когда мы с вами молимся. Он даёт нам ответы через Евангелие. Именно Крест защищает нас и является той же самой иконой, как и Евангелие является иконой. Именно мы с вами через Евангелие можем услышать ушами истину, через Крест получить силу от Господа, а через иконы и зрение мы можем получить Благодать Христову. Эти три вещи действуют через разные чувства. И мы с вами должны прибегать к ним и ограждать себя Евангелием, Крестом и иконой.
Мы с вами в сегодняшний день постараемся ценить человека, который находится рядом с нами.
Именно мать может написать в сердце ребёнка Христа. Этот Образ Христа, написанный ей, может быть с её ребёнком всю её жизнь. И тогда ребёнок с этим Образом Христа, с этой иконой Христа сможет пройти всю жизнь и остаться христианином. Но для этого нужно, чтобы родители стали иконописцами.
Каждый из нас пишет в сердцах другого человека или образ дьявола, зла, или Образ Божий. Всё зависит от нас. Именно мы являемся решителями судеб тех людей, которые находятся рядом с нами.
Если мы с вами станем настоящими иконописцами, если мы с вами станем настоящими христианами, то тогда вокруг нас всё изменится.
Пусть каждый из нас постарается в своих близких с чистого листа написать Образ Божий. Это создаётся тем, как мы будем говорить со своими близкими, как мы будем поступать с ними, как мы будем думать о них, как мы будем относиться к ним – всё это маски на иконе другого человека. Всё зависит от нас: спасутся наши близкие или погибнут.
В этот Воскресный День Иконопочитания пусть каждый из нас оставит человекоборство и станет настоящим защитником икон, живых икон, прежде всего – это наших близких. Аминь.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!


Рецензии