Князь Игорь - часть 4

               
                Версия      
                по мотивам  работ:

= «Рюриковичи. История  первой династии». Марина Михайловна Бандиленко (1974)
= «Русь. Легенда о Рюрике» - Сергей Николаевич Короп (1960)
= «Конунг» - Илья Владимирович Бояшев.(1961)
= «История династии Рюриковичей» - Александр Фокин (1988)
=  Статьи из интернет – источников.
= «История войн» - Прокопий Кесарийский (между 490-507,ум.565г.)
= «Северные письма» - Ксавье Мармье (1809-1892)
= «Загадки первых русских князей» - историк Александр Сергеевич Королёв (1972)
=  «Князья Аскольд и Дир» - Русская историческая библиотека,- по материалам русского историка Василия Осиповича  Ключевского (1841-1911)
=  «Аз Бога ведаю» - российский писатель, исследователь истории России и русского языка - Сергей Трофимович Алексеев (1952….).
=  «Песнь о Вещем Олеге» - Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837).
= Татищев Василий Никитич (1686-1750) «История Российская» кн.1 гл.1У      Вырезка из «Повести Временных лет» о Вещем Олеге - кн.2.,гл.2.
= «Рюриковичи. Князь Олег» - Галина Феодосьевна Петреченко (1942…).
=  «Русские цари. Рюриковичи. Романовы» - Борис Иванович Антонов (1941…)
= «Антаподосис» -(Воздаяние), т.5, гл.15  Лиутпранд Кремонский (920-972), средневековый итальянский дипломат, историк.
= «История» т.6.,гл.10,- Лев Диакон (950-992),- византийский писатель, историк.
= «Первый Рюрикович. Игорь Старый»  Секретные материалы ХХ века.
= «Внешняя и внутренняя политика княгини Ольги» - Информарус.
= «Ольга – королева русов» - Борис Львович Васильев (1924-2013).


*****Оригинал  летописи «Повесть временных лет» не сохранился в оригинале. И возникает вопрос: что же с ней случилось? Причин её исчезновения, как и многих подлинников по истории России до 12 века,  может быть много: пожары, войны, неаккуратное обращение с рукописью и др.
      В 1113г. на киевский престол взошел князь Владимир Мономах. По его указу  «ПВЛ» была изъята из Киево-Печерского монастыря и передана в Выдубицкий монастырь. И она не просто там хранилась – её читали, перечитывали, и в 1116 году отредактировали заключительную часть. Автором изменений считается игумен Выдубицкого монастыря Сильвестр.
      В настоящее время список  (копии) с «Повести временных лет» можно увидеть в составе других старинных источников: Лаврентьевской (13в.) и Ипатьевской летописях (15в.), а также Хлебниковском списке (16в.).
Ипатьевская летопись хранится в Рукописном отделе Библиотеки Академии наук в Санкт-Петербурге. Лаврентьевская летопись хранится в Российской национальной библиотеке,  также в Санкт-Петербурге.
     «Повесть временных лет» вне сомнения имеет огромное значение. Но споры вокруг неё не утихают до сих пор. И многие вопросы так и остаются открытыми.

                Общая часть.1

       На заре X века юное, только что созданное Древнерусское государство, успевшее пережить за период с 862-го по 912 год,смену столиц - с северного Новгорода на южный Киев; смерть двух вождей (Рюрика и Олега); консолидацию окрестных славянских племён и земель; победоносную войну под водительством Вещего Олега в 907 году с могучей империей – Византией,- постепенно вступало в новый этап своего развития.
      Настала пора привести в надлежащий порядок внутреннее устройство Русской державы, наладив твёрдые отношения между Центром и окраинами, между власть - имущими и простолюдинами, а также между князем и подданными.
      Следовало, помимо того, узаконить и фамильно-династическую цепочку Рюриковичей, которые правили Червонной Русью «по факту», а должны были править также «по традиции и закону». Подобное бремя легло на плечи третьего варяжского князя - Игоря Рюриковича, получившего прозвище «Игорь Старый». Именно ему, прямому потомку Рюрика, выпало по судьбе стать основателем династии «РЮРИКОВИЧИ».
      И Рюрик, и Олег, и Игорь сводили свою внешнеполитическую деятельность к расширению подвластных территорий путём подчинения окружающих Русь славянских племён и обложения их данью. Их деятельность была в большей степени направлена на проведение военных походов для завоевания авторитета внутри Руси и на международной арене.
       Князь Игорь Рюрикович – одна из ключевых личностей русской истории. Принято считать, что находясь у основания Древнерусского государства, он был гораздо менее успешен, чем его предшественники,- так отцу Игоря, Рюрику(правил с 862 по 879), удалось закрепиться в Новгороде, а регенту и наставнику Игоря, Олегу Вещему (правил с 879 по 912), – в Киеве. Игорю же удалось удержать доставшиеся ему владения и немного расширить их, прежде чем быть убитым из-за жадности и зависти своей дружины и собственной недальновидности.

                2.Происхождение Игоря.

      Происхождение Игоря также сокрыто Временем «за семью печатями». В раннем памятнике древнерусской словесности - «Слове о законе и благодати» -   митрополита Киевского и Всея Руси Илариона Киевского(в рукописях – Ларион Русин, (990-1055) генеалогия русских князей прослеживается, начиная именно с Игоря. Спустя примерно 100 лет после его гибели, Иларион назвал его «древним Игорем».
       Автор «Задонщины», поэтического творения конца XIV века, упоминает Игоря  в ряду других правящих князей Руси:

      «Той бо вещий Боян, воскладая свои златыя персты на живыя струны, пояше славу русскыим князем: первому князю Рюрику, Игорю Рюриковичу и Святославу Ярославичу, Ярославу Володимеровичу…»
 
       ///Историки, изучающие деяния Игоря по древнерусским летописям, отмечают нестыковки и натяжки в его биографии, что даёт повод к различным взглядам и мнениям о его происхождении, личности и правлении, в т.ч. и об основных датах его жизни. 
       Так историк Алексей Александрович Шахматов (1864-1920), указавший на эпический характер тридцатитрёхлетних княжений Игоря и Олега допускал возможность того, что реальное правление Игоря началось в 940 году, а не в 912...
       А  историки  Михаил Николаевич  Тихомиров (1893-1965) и Олег Викторович Творогов (1928-2015) считали искусственным соединение Игоря с Рюриком, а их прямое родство — историографической легендой…
       Дмитрий  Иванович Иловайский (1832 – 1920) и Владимир Александрович Пархоменко (1880-1942) и вовсе предлагали называть княжескую династию «Игоревичами» - по имени первого достоверно известного её представителя///…
      /// Василий Никитич Татищев (1686-1750), ссылаясь на Иоакимовскую летопись, достоверность которой также ставится историками под сомнение, называет матерью  Игоря Ефанду, урманская (норманская) княжна и любимая жена Рюрика, получившая в приданое город Ижора. По мнению Татищева, имя «Ингорь», происходит от финского (ижорского) имени Ингер. Татищев также приводит разные даты рождения Игоря из различных списков: 875 в Раскольничьем, 861 в Нижегородском, 865 в Оренбургском…///
      Общепринято считать, что Игорь был сыном Рюрика и его любимой жены Ефанды, которая являлась дочерью правителя Руси,Гостомысла - инициатора призвания варягов првить Русью. Родился Игорь примерно в 878 году. Принял наследную власть в 912 году после смерти Вещего Олега,(брата матери), который, по поручению Рюрика, стал  его наставником в 879 году и фактически, реальным правителем Руси до 912 года.
      С тех пор на Руси стал царствовать род Рюриковичей. Кровь варяжского князя текла в жилах многочисленных потомков рода Рюрика: Ярослава Мудрого, Александра Невского, Владимира Мономаха и многих других.
 
                Для справки:

      /// Преемственность династии оборвалась в 16-м веке со смертью последнего царя из династии Рюриковичей – сына Ивана Грозного- блаженного Фёдора Иоанновича (1557- 1598). 
      Его вдова, Ирина Фёдоровна (1557- 1604)- младшая сестра Бориса Фёдоровича Годунова (1552-1605)- отказалась взять бразды правления в свои руки, и вскоре приняла постриг.
      Последняя законная наследница российского престола из династии Рюриковичей – дочь двоюродного брата Ивана Грозного (Владимира Андреевича Старицкого) Марфа, сразу по возвращению в Россию была вынуждена насильно принять постриг,а её дочь, Евдокия, умерла при загадочных обстоятельствах.
      Таким образом, пресеклась династия Рюриковичей, правивших в России в течение 7 веков, когда престол занимали «прирождённые государи».
      Период между смертью последнего царя из рода Рюриковичей и восшествием на престол первого самодержца из семьи Романовых ознаменовался первой в России гражданской войной, которая получила название Смуты и длилась она с 1598 по 1613 гг. ///
       Правление князя Игоря завершается 945 годом, после чего бразды правления приняла его жена Ольга, т.к. княжич Святослав Игоревич был слишком мал, когда его отца убили древляне.
       В древнерусских летописях о деятельности Игоря на протяжённости 20 лет никаких сведений нет, вплоть до знаменитого его неудачного похода на Византию в 941г. Здесь на помощь историкам приходят иностранные источники: арабские и византийские. Князь Игорь стал первым киевским князем, имя которого зафиксировано в зарубежных документах того времени.

                3.Направление внешней политики.

       Во внешней политике князь Игорь Рюрикович продолжал начинания Олега Вещего. С пришедшими в 915 году к границам Руси печенегами князь заключил мир,  но по неизвестной причине в 920 году сам предпринял против них поход.
       Игорь совершил два военных похода на Византию. Первый, в 941 году, завершился неудачно. Греки отразили атаку более чем успешно: с помощью «греческого огня» они сожгли почти все корабли воинов Игоря, и тем пришлось отступить. Его разбитое и изрядно истощённое числом войско вернулось домой. Но Игорь поставил цель – сформировать новые отряды для повторения наступления.
       Первому походу в пределы Византии предшествовала (также неудачная) военная кампания против Хазарии, в ходе которой Русь, действуя по просьбе Византии, атаковала хазарский город Самкерц на Таманском полуострове. Воины князя были разбиты хазарским полководцем Песахом, и Русь повернула своё оружие против Византии.
       Причиной, возбудившей поход Игоря на Византию, был отказ, в течение уже нескольких лет, платить дань, положенную по мирному договору, заключённому  Олегом в 911 году.
       Под  свои знамёна Игорь собрал огромную армию из варягов, руси, славян (поляне, ильменские словене, кривичи и тиверцы), печенегов, которые дали ему  АМАНАТОВ в доказательство верности своей.
 
    *****АМАНАТ – заложник, переданный как гарантия в обеспечение выполнения договора или каких-либо взятых на себя обязательств.*****
 В 944 году Игорь предпринял второй поход на Византию с флотом и конницей. Херсонцы и болгары вторично дали знать императору, что море покрылось кораблями российскими. Армия Игоря по суше и морю успела дойти до территории Болгарии, а там их уже ждали византийские послы.
       Встретив его близ Дунайского устья, послы предложили ему дань, в том же объёме, в котором некогда её брал храбрый Олег с Греции; обещали и более, «ежели Князь благоразумно согласится на мир». Старались также богатыми дарами обезоружить корыстолюбивых печенегов.
       Император Византии Роман 1 Лакапин, благоразумно предпочёл избежать кровопролития, и решил заключить мир с Русью, согласившись выплатить дань за прошедшие годы.
       Игорь, созвав дружину свою, объявил ей желание греков. «Когда Царь, – ответствовали верные товарищи Князя Российского, – без войны даёт нам серебро и золото, то чего более можем требовать? Известно ли, кто одолеет? Мы ли? Они ли? И с морем кто советен? Под нами не земля, а глубина морская: в ней общая смерть людям».
       Игорь внял их совету, принял дары у греков на всех воинов своих, разрешил  наёмным печенегам идти на соседнюю Болгарию, а сам со своим войском возвратился в Киев.
       В 944 году между Русью и Византией был заключён новый мирный договор, выгодный для Руси, во многом повторяющий условия договора 911 года.   
       Клятвенно утвердив союз,Император отправил новых Послов в Киев, чтобы вручить Князю Русскому хартию мира. Игорь в присутствии их на священном холме, где стоял Перун, торжественно обязался хранить дружбу с Империею; воины его в знак клятвы, сложили к ногам идола оружие, щиты и золото. Обряд достопамятный: оружие и золото было всего драгоценнее для Русских язычников. Христиане Варяжские присягали в Соборной церкви Св. Илии - древнейшей в Киеве.
       О впечатлении, оставленным вторым походом на византийцев, свидетельствует  тот факт, что имя Игоря стало первым из имён русских правителей,попавших в византийский энциклопедический словарь X века.
       Кроме перечисленных событий в период правления князя Игоря Рюриковича произошли два т.н. «каспийских похода русов» в 913/914 и 943/944 годах. Описание этих походов отсутствуют в летописях, и не содержат явных указаний на прямое или косвенное участие в них самого князя.

                4.Направление внутренней политики.
       
       После тридцатитрёхлетнего правления Вещего Олега, наследнику досталось процветающее государство с обширными территориями. Но не всё спокойно было в нём: так уже на первых порах Игорь столкнулся с серьёзными трудностями. В 913г. свободолюбивое племя древлян пыталось вернуть себе независимость от Киева,и  сразу после известия о смерти Олега, перестали платить его преемнику дань. Это было расценено выпадом в сторону Игоря, чего он не мог оставить без внимания.
       И уже в 914 году Игорь собрал войско и отправился на их вотчину, чтобы усмирить непокорных. Подавив мятеж, новый правитель, в назидание,обложил  свободолюбивых древлян ещё бОльшим размером дани, из-за чего последние возненавидели его на многие годы вперёд.

       Вот как об этом повествуют «Секретные материалы ХХ века:

      «Так уж часто случается по смерти сильных вождей: покоренные этносы и угнетённые сословия начинают пробовать на зубок очередного хозяина, его нрав, его возможности. Авось, полегчает. «Современники и потомство, - размышлял в своей «Истории Государства Российского» Николай Карамзин, - требуют величия от наследников государя великого или презирают недостойных».
      Первым решило испытать судьбу племя древлян, укоренившееся в лесной зоне к западу от Киева (по густым древесным зарослям и нарекли сей славянский народ древлянами). Взбунтовавшиеся вольнолюбцы отказались платить дань княжеским слугам. И в 914 году Игорь предпринимает «экспедицию» в земли непокорных соседей. Мятежники были рассеяны, и гордый триумфатор, гласит «Повесть временных лет», «победив деревляны, возложи на ня дань болши Олговы».
      А Олег, как помним, обременял тамошних обывателей, с учетом лесистого облика их малой родины и охотничьего характера их трудовых занятий, поставкой дорогих пушных шкур – «по черне куне» (по черной кунице) с «дыма», то есть с дома».
       Следуя идее присоединения новых территорий, Игорь старался расширить своё влияние на проживающие поблизости от Киева славянские племена. В 940 году по приказу Игоря воевода Свенельд в течение трёх лет воевал с угличами. После долгой осады тому удалось взять их главный город Пересечень, и покорить их племя, получив, в качестве награды право собирать с них дань. Будучи в преклонном возрасте, с 942 года Игорь поручил Свенельду собирать дань также и с древлян, что вызвало недовольство воев княжеской дружины и сыграло в судьбе самого князя роковую роль.
                5.Игорь во время правления Вещего Олега:

       Во время правления Олега, имя Игоря редко упоминалось: так есть краткое сообщение о том, что отправляясь в свой знаменитый поход на Царьград в 907 году, Олег оставил Игоря временным правителем в Киеве на время своего отсутствия. Надо полагать, что он оставался в этой роли не единожды, ибо Олег совершал очень много военных походов. Так что, можно считать, что у Игоря был солидный управленческий опыт, и считать его неумелым правителем вряд ли можно.
       Кроме того, личность Игоря упоминается в связи с легендой о смерти Олега: он присутствовал на пиру, когда волхвы предсказали Вещему князю гибель от своего любимого коня.
       Есть и другое предположение о том, что после возвращения Олега из похода, Игорь устроил ему встречу, подобающую герою, во время которой он, якобы, поднёс ему чашу с вином, выпив которую герой рухнул на землю под крик Игоря: «Змея! Змея укусила героя за ногу»…
       Игорь в зрелом возрасте мужа государственного принял власть опасную: ибо современники и потомки требуют величия от наследников Государя Великого, или презирают недостойных.

                6. Союз с печенегами.

*****ПЕЧЕНЕГИ – древний народ тюркской языковой группы, кочевавший по территории Юго-Восточной Европы (в южных русских степях) во второй половине 1Х – первой половине Х века.*****
       В 915 году  новые враги, печенеги, огромные числом, страшные дерзостью и грабительством, появились в пределах России. Печенеги известны в летописях  русских, Византийских и Венгерских от Х по XII века.
       Эти многочисленные племена, жившие на территориях в районах рек Иртыш, Тобол, Урал, Волга, в продолжение многих десятилетий ужасали Европу образом жизни и своей свирепостью.
       Эти  кочевники занимались скотоводством и звериной охотой. В течение нескольких лет они опустошали Бессарабию, Молдавию, Валахию; принудили угров переселиться в Паннонию, и начали господствовать от реки Дон до самой Алуты, составив восемь разных областей, из которых четыре располагались на восток от Днепра, между Россиянами и КОЗАРАМИ; а другие – на западной стороне его, в Молдавии, Трансильвании, на Буге и близ Галиции, в соседстве с народами Славянскими, подвластными Киевским Государям.
     *****ХАЗАРЫ – (козары) – народ, живший на юге Восточной Европы в У1- Х1 веках. Предполагают его близость к протоболгарам. В У1 веке хазары входили в Тюркский Каганат. После смуты в Тюркском Каганате, в начале УП века, отделились  и образовали Хазарский Каганат, и расселились в степях от Волго-Донского междуречья до Нижнего Подонья. Считается, что с 1Х века хазары перешли  к оседлому образу жизни.*****

       Печенеги, не знающие земледелия, искали тучные луга для своих многочисленных стад,а также богатых соседей для грабительства. Они славились быстротою коней своих, да и сами, при необходимости, бежали с не меньшей скоростью; плавали они, как рыбы. Вооружённые копьями, луком, стрелами,они  мгновенно окружали неприятеля, и также молниеносно скрывались от него…
       Печенеги думали ограбить Киев, но, встреченные сильным войском, не захотели испытывать судьбу в битве, и мирно удалились в Бессарабию, где уже господствовали их единоземцы. Воинственные печенеги были ужасом и бичом соседей,-  нанимаясь за деньги к одним или другим народам, они способствовали их  истреблению друг друга.
       Греки давали печенегам золото для обуздания угорских и болгарских народов, особенно Руси. Сама Русь также искала дружбы с печенегами, чтобы иметь безопасную торговлю с Константинополем, так как Днепровские пороги и Дунайское устье были заняты этими необузданными ордами.
       Но это не мешало им регулярно совершать набеги на русские территории с правой и левой стороны Днепра, жечь селения, увозить в плен женщин и детей…
       Заключив союз с Игорем, печенеги пять лет не тревожили Русь. Нестор говорит о первой действительной войне с ними, которую в 920 году начал  против них Игорь, но ничего не сообщает о её причинах и последствиях…

                7. Итоги княжения Игоря:

       Игорь в войне с греками не мог повторить успехов Олега; не имел, кажется, и великих свойств его: но он сумел сохранить целость Российской Державы, созданной ценой огромных усилий Рюриком и, особенно,Олегом; сохранил честь и выгоды её в договорах с Империею. Он был язычником, но позволял новообращённым Россиянам славить торжественно Бога Христианского, и,вместе с Олегом оставил наследникам своим пример благоразумной терпимости  к разным вероисповеданиям своих подданных.
      Два случая остались укоризною для его памяти:
1.Он дал  возможность опасным непредсказуемым печенегам утвердиться в соседстве с Русью.
2. Не довольствуясь справедливой,  умеренной  данью народа, ему подвластного, он обирал его, как хищный завоеватель.
      Он забыл, что Государь унижает себя местью долговременной. Разумный  Государь не может быть злопамятным; он наказывает преступника только однажды...и сразу после содеянного.
       Таким ли на самом деле был князь Игорь, давший имя первой династии  России, или ВРЕМЯ раскроет когда-нибудь  другие грани его личности и его деяний,  кто знает?

                8.Личная жизнь.

       И здесь много самых различных противоречивых версий,каждая из которых в принципе имеет право претендовать на истину. В то же время – вполне может  являться и легендой, фантазией исторических «визажистов» последующих поколений,  создающих образ имевших место событий и людей, истинно творящих историю, через призму взглядов и выгод «заказчиков»...
       Игорь не стал «исключением из правил» не только в личной характеристике, но и в его отношениях с Великой княгиней Ольгой.
       По одним источникам Игорь не мог быть отцом детей Ольги, так как предпочитал нетрадиционные отношения. Да и сама Ольга с детских лет была влюблена в их общего товарища по детским играм Свенельда и Святослав – его сын, так как Игорь избегал общения с ней?
       Другие источники приводят красивую легенду об их вполне романтическом знакомстве во время его охоты, и их довольно гармоничных семейных отношениях. Эта легенда утверждает, что именно сам Игорь настоял на женитьбе именно на этой, покорившей его воображение,девушке, а Олег просто принял его решение. У Игоря были и другие жёны, но самой почитаемой была Ольга. Князь уважал её мудрость и умение решать вопросы с поразительной продуманностью и взвешенностью. Верится, что любовь их была взаимной,- иначе как объяснить тот факт, что за смерть мужа Ольга жестоко мстила древлянам?

       А есть ещё версия о том, что возмужавшему Игорю князь Олег привёз ему жену из Изборска, из знатного рода Гостомысла. Девушку звали Прекраса, но Олег переименовал её в Ольгу...
       У Игоря и Ольги, кроме Святослава, был ещё сын Глеб,которого язычник Святослав казнил за христианские убеждения, которые тот унаследовал от их матери - княгини Ольги. О наличии, у Игоря,детей от других жён ничего не известно.
       В некоторых летописях сказано, что Прекраса была дочерью Вещего Олега, и, якобы, именно Олег убедил Игоря жениться на ней – таким образом, он получал ещё большее влияние на взрослеющего юношу. Ольгой молодой князь назвал супругу именно в честь своего наставника. Впоследствии женщина стала великой княгиней, и вошла в историю как первая правительница, принявшая христианскую веру.

               9.Подробнее о восстании древлян. Смерть Игоря.

      Подавив мятеж древлян в 914 году, князь решил изменить подход к сбору дани и произвольно изменил её размер, забыв, что «умеренность есть добродетель власти», обременил их тягостным налогом.
      «И покорились свободолюбивые древляне оружию грозному, и платили повышенную дань, глубоко затаив обиду на князя».
      Регулярно  вместе с дружиной  он  навещал  подвластные ему территории, собирая с местных жителей оброк мукой, шкурами животных, мёдом, зерном и прочим добром, что называлось «полюдьем». Сбор дани с подвластных территорий обычно длился с ноября текущего по апрель следующего года. Во время сбора налога дружинники князя с людьми не церемонились, часто проявляли грубость и агрессию. Сам Игорь тоже нередко проявлял вспыльчивость и нетерпимость.
       Целью таких путешествий, вероятно, кроме сбора дани, была также необходимость укреплять общую государственную связь между разными областями и удерживать народ и чиновников в подчинении  Великих Князей.
       С возрастом Игорь вместо себя стал посылать вельмож и бояр, особенно Свенельда, знаменитого Воеводу, который, собирая государственную дань, мог и сам обогащаться вместе с Отроками своими.
       Им завидовала дружина Игорева. Пользуясь слабостью стареющего князя, она  стала роптать, так как тоже хотела богатства. Игорь пошёл ей на уступки; и  осенью 945 года он со своей дружиной отправился в землю Древлян. 
        Древляне  не числились в составе войска, потерпевшего разгром в первом походе на Византию. Возможно, что и по этой причине, Игорь решил поправить  экономическое положение за их счёт. Тут некстати вспомнил Игорь старые свои обиды на древлян, когда после смерти Олега, они отказались платить дань Киеву, и не признавали послов его, а значит и его самого...Этого Игорь до сих пор забыть не мог. Это был тот случай, когда «хорошая память» подвела своего хозяина.
        Уже Игорь вышел из области их; но судьба определила ему погибнуть от своего неблагоразумия. Не довольный малым размером полученной дани он, поразмыслив, принял роковое для себя решение - вернуться для дополнительного сбора. Он отпустил войско с собранной данью в Киев, а сам с малой частью своей дружины возвратился к древлянам, чтобы требовать новой дани.
        Забыл князь непреложную истину:« Государь унижает себя местью долговременной. Разумный Государь не может быть злопамятным; он наказывает преступника только однажды, и сразу после содеянного».
        Древляне же, узнав об этом его намерении, пытались отговорить его, ссылаясь на договор между ними. Но Игорь был непреклонен.
        Тогда возмущённые древляне держали совет с князем своим - Малом: «Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его. Так и этот: если не убьём его, то он всех нас погубит».  И древляне, выйдя из города  Искоростеня  навстречу отряду, подвергли Игоря и немногочисленных дружинников его унизительной жестокой казни, растянув его меж двух берёз. И погребли Игоря,у Искоростеня…
        По другой версии, это был сговор по устранению Игоря от власти, что, якобы, не было новостью для самой Ольги...

                ****************************

...Был Игорь – внуком Гостомысла.               
Отцом его был Рюрик – князь.   
Вновь вопрошать не вижу смысла,-
Не изменить событий вязь.

Видать начертано судьбою -
Кому и кем явиться в мир.
И мы не ведаем порою
Небесный шепчет что эфир.

...Не зря народ глаголит мудро:               
«Должна природа отдыхать».
Нам Игорь также неподсуден,
Но всё же, мы должны признать:

Его отцу, а также дяде               
Обязана так многим Русь.
В походы князь ходил с отрядом,
Но в ряд их ставить не берусь.

...Его наставник был суровым.               
А как страну в узде держать?
Русь – государством была новым,
Могучим предстояло стать.

Считают: был неблагодарным -               
Олега - князя не любил;
Был агрессивным и коварным,
Обиду на того таил...

За что? – спросить читатель может.               
А ревность может быть виной?
Иль жажда власти его гложет,
И не даёт владеть собой?

Поднёс Великому Олегу               
Князь Игорь в кубке сильный яд,
Приветствуя того с победой?
Не верю в то, что говорят.

Да, времена лихие были;               
Но ведь Олег – его родня!
Злодейство под легендой скрыли,
Свалив все вины на коня?

...Бразды правления он принял               
Когда в солидных был годах.
Не отходил от прежних линий,
И не был гением в делах.

Он также совершал походы:               
На Каспий шёл и в Цареград;
Вблизи границ «пригрел» народы,
Но с ними не всегда был лад.

Давно «шалили» печенеги:               
В плен брали женщин и детей;
Губительные их набеги
Русь ощущала всё сильней.

Но грабить Киев не решились,               
И откатились на югА.
Предпринял много князь усилий
Чтоб нейтрализовать врага.

И обещали не тревожить               
Руси пределы,(на пять лет)...
Потом была война, но всё же
О результатах данных нет.

Конечно, он бледней Олега.               
Но есть ли в том его вина?
Он, как и тот, свершал набеги,
Как в древних принято веках.

И собирал с племён «полюдье»,               
Но брал с них больше, чем Олег.
Древлянам было то «не любо»,-
Но помнили свой старый грех:

Олега смерть их ободрила,               
И отказались дань платить.
Но Игорь во главе дружины
Сумел их быстро усмирить

И, покорившись, не роптали...               
Так пролетело много лет.
А бунтовать не помышляли,-
Не ожидая новых бед.

Но те являются без стука,               
Не заставляя себя ждать.
Шёл Игорь с войском многоруким,
Чтоб дань в казну за год собрать.

И, взяв всю дань по договору,               
Отправился в обратный путь.
Обида давняя пред взором               
Успела молнией блеснуть.

...Напрасно он назад вернулся               
По просьбе воинов своих,-
С негодованием столкнулся
Древлян, просивших, чтоб утих.

Не внял он просьбе их законной,-               
Чем вызвал справедливый гнев.
Он вёл себя не «по закону»,
Права их прежние презрев.

Забыл он заповедь простую:               
«Не мстит Князь дважды за грехи».
Решившись обобрать вчистую,
Остался к просьбам их глухим.

...Надежду,потеряв и веру               
Умерить Князя аппетит,
Они решили правомерно:
«Князь Игорь должен быть убит».

Сказав: «Коль волк учуял стадо,               
То всех баранов ждёт беда.
Его нам уничтожить надо,
Отстал от нас, чтоб навсегда»!               

...Загнав его отряд в болото,               
Отрезали пути домой.
Не ждал такого поворота
Так много алчущий «герой».

Пал жертвой праведного гнева               
Древлян, нарушив их права...               
Жаль - нет в нём мудрости Олега,
Вершить чтоб с блеском все дела.       

Его предАли лютой смерти...               
О, если б знали, что их ждёт?!
И будут бесконечны жертвы:       
Жестокий жизнь предъявит счёт.

...Не все походы ждёт удача,-               
И он не баловень судьбы.
И в браке всё не однозначно,
Манеры странны и грубы.

Неужто Ольгу не любил он?               
И встреча их – легенды плод?
И Ольга верность не хранила?
И брак их – чистый был расчёт?

Неужто Святослав родился,               
Когда ей было сорок два?
И Игорь очень изумился,-
Ужель опять рука волхва?

...И снова тайны, недомолвки
нам не дают спокойно спать.
Кому адресовать упрёки,
что сложно истину искать?


Продолжение следует:


Рецензии
Евгения, кровь древлян наверно во всех революционерах. Замечательное повествование и стихотворение! Видать начертано судьбою - кому и кем явиться в мир. И мы не ведаем порою. Небесный шепчет что Эфир.
Для меня Бог Эфир! Вечность и Безначальность. Он был есть и будет всегда! Д.И. Менделеев отмечал: «Мировой Эфир есть субстанция ВСЯКОГО химического элемента и значит – ВСЯКОГО вещества, есть Абсолютная истинная материя как Всемирная элементообразующая Сущность».Изначально, в таблице первым (точнее нулевым элементом) стоял Эфир. Дмитрий Иванович называл его Ньютоний (в честь Исаака Ньютона). Характеризуя мировой Эфир, Менделеев считал его, «во-первых, наилегчайшим из всех элементов как по плотности, так и по атомному весу, во-вторых, наибыстрее движущимся газом, в-третьих, наименее способным к образованию с какими-либо другими атомами или частицами определённых сколь-либо прочных соединений и, в-четвёртых, элементом, всюду распространённым и всепроникающим». Моё мнение: 0 встепени 0 это 1. Мы подобны Богу. 1 это труд. 1-1=0 Это сон. Эфир это реальный Бог! Это начало безначальное, вечное! Материя " пустого" пространства- это 99, 99999...процентов Вселенной, и только- 0,00001 процентов- это вещественная материя! Разум это программа по которой всё создано. Примерно такая: 0000000000000000000000000000000000000000010000000000000001000000001…
Узнаёте компьютерная программа похожа.
Эфир бывает уплотнённый: тела, звёзды...,разряжённый: атмосфера, межатомное пространство, равновесный - первозданный. Вселенная в виде бублика с дыркой. Дырка (чёрная дыра) это и есть равновесный эфир энергия пустого пространства, что является программой для бублика...
А знаете как образуется элемент? Вначале появляется фантом (мысль Божья). Много фантомов образуют положительно заряженный протон. На протоне накапливаются и растут отрицательно заряженные электроны. Так появляется частица(элемент).
Не материального рая, который обещают некоторые религии нет и быть не может.
Слава реальному Богу! Ему не нужны религии. Он всегда рядом. Мы дышать даже не смогли без вакуума – уплотнённого и разряжённого Эфира. Каноны это законы природы, которые подвластны науке. Знаем мы их, не знаем. Но мы по ним живы!
Слава Богу!

Евгений Деденко   30.11.2024 04:47     Заявить о нарушении
Спасибо, Евгений, вам за обстоятельный отклик и вашу точку зрения. Мне кажется, что говоря о Рае Небесном, вряд ли имеется в виду его материальное воплощение, скорее всего это место нахождения душ, которые в свой час покидают материальную землю.
А Богу в душе хранить надо и жить, не считая, что тебе "все вокруг чем-то обязаны"...Тогда не будет повода сожалеть и думать, что "тебе чего-то не дали в этом мире". Только то, что ты заработал честным трудом, который ты отдаёшь (продаёшь) обществу, а оно тебе платит вознаграждение за этот труд,- только это принесёт тебе реальную пользу, и обеспечит самым необходимым, что позволит считать себя самодостаточным человеком. Я так думаю и руководствуюсь этим...

http://stihi.ru/2022/12/08/4403 - "Русь дохристианская"

Вам всех благ желаю и здоровья.

Евгения Грекова 2   30.11.2024 19:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.