Легко на сердце от песни веселой

Не возможно пройти мимо такого примечательного события, как день рождения Любови Петровны Орловой – легендарной советской актрисы театра и кино, певицы, танцовщицы, пианистки, которая родилась 29 января [11 февраля] 1902 года в Звенигороде. 
Её отец Пётр Фёдорович Орлов (1867—1938) принадлежал к дворянству Полтавской губернии и служил в военном ведомстве. Мать Евгения Николаевна Сухотина (1878—1945) происходила из старинного дворянского рода. По материнской линии актриса состояла в дальнем родстве со Львом Толстым.
Любовь Орлова в 1919—1922 годах училась в Московской консерватории по классу фортепиано у К. А. Киппа, по ряду личных причин учёбу в консерватории не окончила, а стала заниматься на хореографическом отделении Московского театрального техникума им. А. В. Луначарского (ныне ГИТИС), параллельно брала уроки актёрского мастерства у педагога Е. С. Телешовой, режиссёра Художественного театра.
С 1920 по 1926 год работала преподавателем музыки и тапёром в кинотеатрах Москвы: «Унион», «Арс», «Великий Немой», «Орфеум», иногда выступала с концертными номерами перед киносеансами.
После окончания Московского театрального техникума, с 1926 по 1933 год работала хористкой,  затем актрисой Музыкального театра им. народного артиста Республики В. И. Немировича-Данченко. В 1932 году получила роль Периколы в одноимённой оперетте Ж. Оффенбаха, которая  вывела её из состава хора и сделала солисткой.
Только ухудшения материального положения из-за ареста мужа, стала искать возможность строить свою карьеру:
— И вот я киностудии «Мосфильм» — писала Любовь Петровна. —  Первая, с кем я там встретилась, была режиссер и сценарист Вера Павловна Строева. Я благодарна ей за то, что она рекомендовала меня режиссеру Григорию Львовичу Рошалю. Мои самые нежные чувства и моя самая большая благодарность за то, что он открыл мне двери «Мосфильма», которые тогда казались мне какой-то фантастикой. Я тогда совсем не понимала, что значит быть киноактрисой, тонкость и режиссерская чуткость Веры Павловны и Григория Львовича помогли мне познакомиться с искусством кино и освоиться в нем.       
Благодаря усилиям Григория Рошаля, работавшего с 1925 года кинорежиссёром 3-й фабрики Госкино (впоследствии — «Мосфильм») и его супруги Веры Строевой также режиссёра киностудии «Союзкино», состоялся кинодебют Любови Орловой в их фильме «Петербургская ночь», снятом по мотивам повестей Ф. М. Достоевского «Неточка Незванова» и «Белые ночи».
В 1933 году состоялась судьбоносная встреча актрисы с режиссёром Г. В. Александровым, которая сыграла решающую роль в её дальнейшей судьбе. Она не только стала его женой, но и снималась во всех фильмах Александрова. Типаж актрисы — человек нового времени, энергичный, оптимистичный, обаятельный, весело и настойчиво шагающий в светлое настоящее и будущее.
Актриса профессионально пела (лирико-колоратурное сопрано), играла на фортепиано, танцевала, исполняла акробатические трюки.
В том же году по инициативе председателя «Союзкино» Бориса Шумяцкого приступил к работе над музыкальной кинокомедией «Весёлые ребята» с Леонидом Утёсовым и Любовью Орловой в главных ролях. Опираясь на опыт Голливуда, Александров построил комедию на сочетании эксцентрических и цирковых трюков, приёмов мюзик-холла и оперетты. Съёмки были завершены осенью 1934 года. Нарком просвещения Андрей Бубнов обвинил Александрова в аполитичности и безыдейности. На фильм обрушился шквал критики в газетах «Правда» и «Известия» и предпринята попытка не выпускать его на экран. Начальник Главного управления кинофотопромышленности Борис Шумяцкий решил показать фильм Горькому. Писателю фильм понравился, и он организовал просмотр «Весёлых ребят» для членов Политбюро ЦК ВКП(б). После просмотра Сталин сказал: «Хорошо! Я будто месяц пробыл в отпуске».
Затем последовали главные роли Орловой в фильмах «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Весна» где актриса продемонстрировала многогранность своего таланта. Всего сыграно в кино 19 ролей.
В 1940 году на экраны страны вышел фильм «Светлый путь», отражающий «стахановское» движение в стране, где Орлова исполняет знаменитый «Марш энтузиастов» (Д. Актиль — И. Дунаевский) и играет роль ткачихи-многостаночницы (прототип — Валентина Гаганова).
В 1934—1945 годах Орлова -  актриса киностудии «Мосфильм», в 1945—1949 -  Театра-студии киноактёра (ныне Государственный театр киноактёра), параллельно певица «Гастрольбюро». Во время войны Орлова с неизменным успехом выступала с концертами перед советскими солдатами практически на всех фронтах.
С 1955 года — Любовь Петровна актриса Театра имени Моссовета.
Сохранилось забавное стихотворное поздравление поэта А.Суркова с 70-летним юбилеем, сочиненное Орловой и Александровым:

Если поэту семьдесят лет,
Значит он знает жизни секрет!
Шлем Вам горячий, сердечный привет —
Ждем на шашлык, на вино, и омлет.   

Кавалер многих орденов и Лауреат Сталинских премий, Народная артистка СССР (1950) Любовь Орлова в последний раз снялась в фильме «Скворец и Лира» в 1974 году - ровно полвека тому назад, но до конца своих дней не теряла чувства юмора и оптимизма.      
Актриса ушла из жизни 26 января 1975 года в Москве, похоронена на Новодевичьем кладбище.

http://stihi.ru/2024/02/10/5044


Рецензии