Петербург Академия художеств

1.Акдемия Художеств
2.Символизм Академии
3.Египетский след

Петр I; за год до кончины подписал указ «Об академии, в которой бы языкам учились, также прочим наукам и знатным художествам»
Но полько при Елизавете Петровне меценат и просветитель Иван Шувалов, по совету Ломоносова; добился учреждения «особой трех знатнейших художеств академии: живопись, ваяние и зодчество".
С восшествием на трон Екатерины II сей «образовательный проект» обрел второе дыхание. В 1764 году царица своим указом даровала заведению «Привилегию», наделив его императорским статусом. Тогда же на Васильевском острове; началось строительство величественного здания в духе классицизма; по проекту Жана Батиста Мишеля Валлен-Деламота и Александра Кокоринова. Академия была ориентирована на европейскую модель обучения: на давно существовали в Париже, Риме, Болонье, Флоренции… Россия со своим почином не слишком отставала. Например, Королевская Академия художеств в Лондоне была основана на одиннадцать лет позднее.

Здание Академии художеств относится к ряду старейших построек города на Неве, которые хорошо сохранились до наших дней. К тому же, этот дом — настоящий шедевр XVIII века, раскрывающий как нельзя лучше путь и суть Санкт-Петербурга.

Здание Академии художеств было построено в стиле классицизма 1764-1788 гг. Оно представляет собой гениальное творение 3-х архитекторов, таких как Жан-Батист Валлен-Деламота, Александр Филиппович Кокоринов и Юрий Матвеевич Фельтен.
 
Лицевой фасад в центре выделен круглым выступающим вестибюлем, украшенным восьмиколонным портиком. Во двор из здания ведут 4 двери, над которыми значатся 4 основные направления деятельности школы:Живопись, Скульптура, Архитектура,
Воспитание. Навершие - стату Минервы, богини наук и искусств
В центре здания — портик главного входа. Между колоннами ионического ордера расположились статуи Геракла и Флоры. Геракл опирается на палицу, изготовленную из ясеня Киферонских садов. На палицу наброшена шкура Немейского льва. В левой руке за спиной он держит 3 золотых яблока из сада Гесперид. Рядом богиня цветов — Флора. над дверью надпись: "Свободным художникам. Лета 1765"

Рядом с Академией уникальная набережная с  глубоким символизмом по проекту архитектора К. А. Тона в 1832-1834 гг. Это гранитная пристань на Неве с изваяниями египетских сфинксов, восседающих на гранитных пьедесталах. Первоначально предполагалось, что на пристани будут установлены конные статуи работы Клодта, но привезли сфинксов из Египетской Александрии.
Бородки у сфинксов были отбиты после смерти фараона Аменхотепа III, портретным изображением которого являются головы сфинксов. На груди между лапами и вокруг плиты высечена иероглифическая надпись, в которой перечисляются титулы Аменхотепа III. На нижней площадке пристани возле каменных скамей стоят попарно четыре бронзовых грифона, которые создал — скульптор П. П. Геде в 1834 г.
************
Итак, вопрос знатокам: какой девиз и символ заложен в атрибутах при входе в Академию: Минерва, Геркулес, с немейским львом и яблоками Геспериды, Флора, Аменхотеп Третий, сфинксы, грифоны, портик о 8 колонах.
************

Многие известные русские художники учились в Академии и в ней приобрели профессиональное мастерство, позволившее им стать во главе художественной жизни своего времени. Воспитанники Академии прославили русское искусство, создав образы глубокой мысли, воспевавшие красоту русского человека и благородство его стремлений. В Академии художеств в Санкт-Петербурге учились:
Художники:А. П. Лосенко, Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, С. Ф. Щедрин, К. П. Брюллов, А. А. Иванов, П. А. Федотов, И. Н. Крамской, В. И. Суриков, В. А. Серов, И. Е. Репин, И. И. Бродский, И. Э. Грабарь, М. Б. Греков
Здесь же получил образование великий украинский поэт и художник — Т. Г. Шевченко.
Архитекторы: В. И. Баженов, И. Е. Старов, А. Д. Захаров, В. П. Стасов
Ваятели: Ф. И. Шубин, М. И. Козловский, И. П. Мартос, С. С. Пименов, В. И.
Демут-Малиновский, П. К. Клодт, М. М. Антокольский и многие другие.

Приятно, что автора туда пригласили в 14 лет, но мама решила судьбу по иному - не было ей работы по профессии, а малолетство не позволяло к самостоятельности.

Символизм Академии Петербурга
Галина Молокоедова 8
Возникновение Петербурга, словно чудо, воплотил мечту императора Петра Первого в реальность. Действительно, глядя на картины прошлых веков, понимаешь, что сдесь существовал огромнейший потенциал, который Петр Первый сумел материализовать. Но как?! В дремучей, феодальной России, где только только зарождались индустриальные предпосылки - возник словно по волшебству - уникальный город. Альтернативные исследователи всюду ищут подвох, но мы то с вами понимаем, что это случилось по велению богов.
Цивилизация человечества - это загадка мироздания и Петр Первый сразу же организовал Кунсткамеру, куда собирал по указу по всей России древние вещи и черепки. Да действительно, мы можем предполагать несколько цивилизаций, разделенных значительным временем и уничтоженным катаклизмами. Это мифологический уровень зарождение цивилизаций - слишком подробно влицах и деяниях все запечатлено в подсознании человечества. Затем уровень протоматериков Гипербореи, Атлантиды, Лемурии и так далее, исчезнувших при мировом потопе. Затем период египетских цивилизаций,Затем Библейский уровень с коленами Адама, образовавших народы, где Мосох - Быстрый Лось, предок славянских племен. Затем греко-римский период античности. Возрождение и Просвещение 16-19 веков.

Но что собой явила Академия Художеств - умалчивая значение Аполлона и приветствуя Минерву - вопрос веков и судеб Петербурга...
Итак, вопрос знатокам: какой девиз и символ заложен в атрибутах при входе в Академию: Минерва, Геркулес, с немейским львом и яблоками Геспериды, Флора, Аменхотеп Третий, сфинксы, грифоны, портик о 8 колонах и надписью Лета 1765.
Хотя Лето - мать Аполлона и Артемиды, только так косвенно проявился Аполлон.
И почему в изящных искусствах присутствует Геркулес со шкурой Немейского льва, атрибут монархии!, силач, которому предстоит очистить Авгиевы конюшни России?
Опять же Геракл -греческий герой, Геркулес - римский. Отличие в этимологии имени
Гер- хер, ксер - царь - рекс. Герракл: Царь - рак, мать Луна Селена;или Тифон - отец всех чудовищ Геркулес - Царь Лес, то есть богиня Флора, палица - как дерево, которое вырвал Геркулес, поскольку стрелы не пробивали шкуру льва, и только палица смогла оглушить Немейского льва. Кстати это первый подвиг героя и победа над Немецким царством, которое стало защитой русскому?! Вопросы, вопросы...Яблоки ГЕсперид - бессмертие, омоложение творчества...?! Возможно...

Но почему все же нет Аполлона?!
Да действительно, русская художественная школа сильно уступала европейской. Это бросалось в глаза по обще хрестоматийным пейзажам Италии. Насколько разнится работа итальянских художников, писавших знаменитые общеизвестные виды. Так же великолепно, но уступая итальянцам, писали эти же виды французские художники, немецкие живописцы отличались резко рисуночным  текстилем, а русские уступая первым и вторым славились более немецких, базой основой которым была все же немецкая графичность?! Возможно, возможно...
Но Портретисты, основываясь на канонах да Винчи, русские Левиций, Боровиковский, Брюлов пожалуй соответствовали европейским канонам, как и пейзажисты Шишкин, Репин, хотя колоритность экспрессия все же для монотонности и грандиозности просторов российских была чужда в исполнении... Наверное..
Очень много приходит мыслей, поскольку каждый живописец индивидуален и привносит в художественную копилку свое видение и мастерство и является дополнением. И тогда да спокойной меланхолией идет накопившаяся скрытая агрессивная эмоциональность, чувственность, актуальность вместо созерцательности и глобализации... Наверное.
Да, очень, очень много мыслей через призму символов Академии.
Причем глубина запрограммированная Богами и Фараонами - потрясающая.
Тогда рассмотрим еще и Египетский след?!
Ибо - в тупике...

Египет. Символы Академия Петербурга
Галина Молокоедова 8
Если большая часть царствования Аменхотепа III относительно молчалива и не щедра на датированные документы, то, наоборот, многие важные события царствования стали нам известны благодаря обширному числу памятников частных лиц и вельмож пышного и многолюдного царского двора.
Датированные памятники эпохи Аменхотепа III кажутся крохотной каплей по сравнению с морем других памятников, составляющих две группы: произведения искусства и Амарнский дипломатический архив. Произведения искусства составляют другую, самую значительную и интересную часть памятников эпохи Аменхотепа III. Сюда входят грандиозные храмы царя и многочисленные произведения скульптуры, среди которых особое место занимают более двух сотен статуй царя, начиная от миниатюрных фигурок из стеатита и завершая колоссами Фив.
В Египет из покорённых и зависимых стран поступала дань. Эти богатства Египта были столь велики, что Аменхотеп мог посылать большое количества золота в качестве подарков своим верным союзникам — царям Митанни и Вавилона. В правление Аменхотепа процветала торговля, также приносящая огромный доход государству, ибо Аменхотеп всячески поощрял законную торговлю и надлежащим образом её таксировал.
Сфинксы, изображающие Аменхотепа III, установлены на Университетской набережной в Санкт-Петербурге возле Академии Художеств. Кроме того набережная украшена статуями грифонов. Что это за символы. Смотрим.

Сфинкс - хранитель тайны и страж. Если у древних египтян сфинкс – с головой мужчины и телом льва, то у греков это существо было крылатым с женской головой и грудью, с телом льва или собаки. Нередко в ликах египетских сфинксов прослеживаются портретные черты фараонов. Суть в том, что сфинкс – это символ силы, власти и могущества. Он наделён последними для охраны царственных особ или святого места.

Грифоны - эти мистические существа символизируют власть над небом и землей, силу, бдительность и гордыню. Грифон также стал атрибутом Богини Возмездия — Немезиды: её часто изображали в колеснице запряженной грифонамирод диких животных, обитающих в Гиперборейских горах, всем туловищем — львам, а крыльями и ликом они подобны орлам и крайне враждебны к лошадям!!!Дракон?! В соответствии с традиционным славянским фольклором грифон в первую очередь был наделе функцией защитника. В частности, грифоны охраняли Рипейские горы, в которых скрывался проход к Ирию.Также грифоны по одной из легенд неусыпно стерегли тайный проход из мира Яви в Навь. Так же грифон полуорел-полулев известно своей силой, скоростью и бдительностью.

Царствование Фараона, чей портрет изображен на скульптурах сфинкса - Аменхотепа отмечено спокойствием, лояльностью, благоденствием и благосостоянием, характеризуется грандиозным строительством.
Аменхоте;п III (егип. imn-;tp(.w); 1400 до н. э., Египет — около 1351 до н. э., Малката, Луксор) — древнеегипетский фараон (ок. 1388—1351 годы до н. э.) XVIII династии. Сын Тутмоса IV и царицы Мутемуйи.

Время правления Аменхотепа III рассматривается как один из величайших периодов расцвета древнеегипетской цивилизации, о чём свидетельствуют грандиозные храмовые комплексы и превосходные памятники скульптуры, изящные туалетные вещицы и многие другие произведения искусства, считающиеся шедеврами лучших египетских собраний музеев мира.

Несмотря на обилие этих свидетельств, Аменхотеп III всё ещё остаётся фигурой во многом загадочной и противоречивой. С одной стороны, он как никто другой почитал традиционных египетских богов и сооружал им роскошные храмы, с другой стороны, именно в его эпохе, когда царское самообожествление достигло невиданного размаха, лежат корни грядущей амарнской реформы.
Перед храмом Амона в Карнаке, Гипостильного зала в Карнаке, между двумя рядами исполинских колонн высотой 24 м, восходит к Аменхотепу III, На юге Фив был построен храм Ипет-Рес (Луксорский храм) — одно из самых изысканных творений египетских зодчих. К нему тоже вёл величественный проход между двумя рядами каменных колонн высотой 16 м. Похожие проходы были воздвигнуты им перед соседним храмом Мут, и перед храмом в Сульбе (между 2 и 3-им порогами). Всеми строительными работами в Карнаке, Луксоре и в Фивах в целом руководили два зодчих — два брата-близнеца Хори и Сути.

 «Дом Ликования», не без основания связывают с празднеством «тридцатилетия царствования» (хеб-сед). Несколько севернее дворца был построен великолепный поминальный храм Аменхотепа III. От этого здания мало что уцелело. Возле этого храма была создана аллея из сфинксов, изваянных из розового гранита, а перед его пилонами были воздвигнуты две огромные статуи фараона, знаменитые «колоссы Мемнона», каждый из цельной каменной глыбы высотой 21 м и весом более 700 тонн.

Фараонов издревле сравнивали с солнцем и величали их «сыновьями Ра (солнца)», но никто до Аменхотепа не именовал себя — видимым Солнцем. С этим представлением о себе как о светлом Солнце перекликалось настойчивое подчёркивание своей приверженности к «правде» (Маат). Из пяти царских имён три были посвящены ей: в первом имени фараон величал себя «Воссиявшим в Правде», во втором — «Устанавливающим Законы», четвёртое, обычно государственное имя, — «Неб-Маат-Ра» означало «Владыка Правды Солнце». Возле главного храма столицы в Карнаке фараон поставил особый храмик, всё той же «Правде», «дочери Солнца» Маат.


Рецензии