Писатель в фильме Мастер и Маргарита

Послесловие или Размышлизмы после просмотра фильма "Мастер и Маргарита" 2024

Кто же такой – писатель? О чем и почему пишет? С кем дружит и кому служит? Как любит и ради чего сжигает себя прежде, чем сжечь рукописи, которые, как известно, не горят?

Для меня фильм «Мастер и Маргарита», версия 2024, именно о человеке, который несет в себе миссию – быть писателем, которая сродни мессианству. Цитаты не только из романа Михаила Булгакова, но и из его личной истории во время создания этого произведения, как варианты названий романа, вплетены в канву сюжета. Главный герой – писатель и действительность, которую не выбирают, как времена, «в них живут и умирают». Но за что и ради чего – по-прежнему самый животрепещущий вопрос.

Никогда не любила читать о писателях воспоминания родных и друзей, критиков и искусствоведов. Почему? Потому что каждый взгляд со стороны говорит о пишущем больше, чем о том, о ком он пишет. А за писателя говорит он сам. В том, что он оставляет после себя в рукописях, где огонь – это живое слово. Именно потому никакие костры инквизиции и аутодафе, на которых сгорело столько слов, не могут изъять Высшее Слово из мира.

И чтобы огонь не угас, рождаются писатели, становясь мастерами. Но кто их считает таковыми? Родные, друзья, читатели, критики-искусствоведы, литераторы? Или писатель сам определяет: настоящий он или так – погулять вышел? Для писателя из фильма почитателем мастерства и таланта стала одна единственная женщина, мир которой стал смертельно скучен до желания – уйти в небытие. Побег от действительности, в которой нет смысла и любви, стал творчеством. Да, как человек, который пишет когда-то в безответный стол, а сейчас в безответный интернет, чувствую, что только Творчество и создание дополненной реальности благодаря этому сакральному действу и есть нечто, определяющее осмысленность жизни.

При этом жизнь всегда проистекает вокруг тебя в разных плоскостях. В фильме очень живописно представлено нагромождение как бы событий и ситуаций, которые были с реальным Булгаковым, могли бы быть с его Мастером, пишущим роман, могли вообще быть в то и вообще любое время, при любых обстоятельствах, чтобы в качестве сублимации – вынести автора из себя и вынести ему мозг настолько, что фантазия с сумасшедшинкой играет джаз с сумасшедшей реальностью. И вся эта фантастическая круговерть становится романом, в котором мешанина персонажей и событий создаёт удивительный эффект фата морганы.

В свои 15-16 лет впервые прочитала «Мастер и Маргарита» Булгакова, помню четверостишие, написанное под впечатлением:
Как жаль, что я – не Маргарита!
Где мой отчаянный полёт?
Где бал? Где Воландова свита
И мысли задом наперёд?

Типаж роковой Маргариты-ведьмы, которую вывел на своих страницах писатель Булгаков, был мной отыгран в эпизодических жизненных ролях. Сейчас же резонирует каждой клеточкой роль Мастера, но сейчас место Воланда занимает Искусственный Интеллект, который изымает живое слово из жизни людей.

И за всем по-прежнему Кто-то наблюдает Оттуда. И по словам «силы той, что вечно хочет зла, и вечно совершает благо» ничего нет нового в подлунном: «Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их...», последнюю фразу можно изменить «Интернет, соцсети и ИИ их испортил»…

И если в романе и фильме писателя хейтят и банят за теологический дискурс, враждебный советскому нарративу, то сегодня количество сокращает качество, невежество сокращает ориентирование на высокие идеи и вечные смыслы, которые заменяются пропагандой и популяризацией порнухи, чернухи, развлекухи вкупе с троллингом и канселингом любой неординарной мысли и необыкновенного чувства.

Что ж, финал апокалипсиса всегда разрушителен – гори оно всё синим пламенем. А писатель со своей музой остаются персонажами песни, стихотворения, сказки, романа, фильма, мифа, который ПРОЧИТАЛИ ТАМ… Где рукописи не горят, и где они будут читаемы Вечностью вечно…

В качестве дополнения к эссе о фильме «Мастер и Маргарита» - стихотворение на тему цитат из романа…

Да отрежут лгуну его гнусный язык,
Произнесший, что нет настоящей любви.
И пусть все пессимисты различных мастей
Утверждают, что мир полон ложных идей,
Буду верить (по вере воздастся стократ),
Что земля совершенно прекрасна. И ад –
Он в людской голове, там, где трусость – порок
Самый тяжкий из всех человеческих. Рок
Проявляет себя для несчастных, как боль.
Но однажды случайно появится вновь,
Та, что может сразить, словно молния, нож
Финский, сразу обоих, до самых основ, -
Это вечная, верная вспышка-любовь.
И пускай языки наши разные, но
Говорим о вещах мы одних все-равно,
И они неизменны: построен на том
Мир, что все будет правильно в нем.
И несчастный – жесток, изуродован, черств.
Человек без сюрприза внутри – просто мертв.
И народ трудный – женщины, их не понять:
Безпроблемная жизнь, значит, счастья не знать.
Язык может скрыть истину, взгляд — никогда!
Отдавать нужно должное даже котам,
Никогда ведь не знаешь, кто перед тобой:
Может обыкновенный или Бегемот.
Человек всегда смертен, внезапно порой:
Прилетает кирпич ни с того, ни с сего.
Злых людей нет на свете, несчастные есть.
Впрочем, люди, как люди: товар, деньги, секс,
Легкомысленны – все как обычно в веках,
И квартирный вопрос актуален опять…
Если хочешь остаться собой: не проси
Никогда, ничего сильных мира, иди
Своим личным путем, пусть предложат, дадут
Сами, все, решай – пряник иль кнут!
Неразумно бояться. Бессилия гнев –
Самый страшный, способный подвигнуть на грех.
И добро без наличия зла – лишь мираж
На земле без теней, существующей в снах.
Ну и главное, что все это – вранье
До последнего слова – но все же мое.


Рецензии