Актёр театра Таирова- Николай Церетелли
Блистательный актёр Камерного театра,главный герой-любовник и любимый актёр Москвы театра А.Таирова- Николай Церетелли был знаком и любим многими. Имя его всегда стоит рядом с именем Таирова.Таиров строил свой театр в первую очередь для своей любимой жены - театр больших страстей вместе со своей женой и главной актрисой Алисой Коонен.Он мечтал соединить балет и драму.Это был первый такой синтетический театр.Так что,это был театр страстей,да ещё каких! Настоящих! И это любовное пламя разгоралось благодаря партнёру Алисы- Николаю Церетелли. Свою первую роль героя-любовника Николай сыграл публично в 10 лет.Начинал с домашних спектаклей и очень стеснялся.Но постепенно освоился и стал блистательным актёром в этом амплуа.Таиров заинтересовался работами художницы А.Экстер и пригласил для работы над спектаклями в своем театре.
Спектакль "Фамира Кифарэд" на драму И.Анненского оформляла художник Александра Экстер. Спектакль имел огромный успех.Костюмы героев всех пленили. С этого момента Экстер приобрела огромную известность.«Фамира Кифарэд»(1916)-трагический спектакль о певце, осмелившемся вызвать на состязание муз и терпящем жестокое поражение, был воспринят современниками как вариация на тему судьбы художника, неспособного подняться до соперничества с великими мастерами прошлого. В главной роли дебютировал Церетелли.
Николай был востребованным актёром, снимался и в кино в фильме "Аэлита".В качестве литературной основы был взят опубликованный незадолго до того и пользовавшийся популярностью у читателя одноименный роман Алексея Толстого.В каждом человеке и читателе,конечно, живёт романтик, мечтатель и фантазёр, поэтому все хотят заглянуть во все уголки вселенной,не ограничиваясь своей планетой.Хотя и тут дел полно, как утверждают герои в конце романа.Но любознательность ведёт...
Первый советский фильм из жанра научной фантастики.«Аэлита» - экранизация научно-фантастического романа А. Толстого, выполненная Я. Протазановым по всем правилам немого кино в 1924 году имела успех.Эскизы костюмов к фильму делала А.Экстер.Футуристические костюмы для фильма "Аэлита" из новых материалов- стекла,фольги,металла - были открытием , их показывали потом по всему миру.Главную героиню сыграла актриса Солнцева.
Конечно, главное место займёт женщина в фильме!- французы всегда правы- "Ищите женщину!" Женщина всегда особый космос. Хорошо,что женщины разные бывают, и мы знаем,что всё завершается благополучным возвращением межпланетной экспедиции на Землю.Смотря этот фильм, думайте о том,что это были лишь первые шаги кинематографа.
Некоторые сцены мне напомнили Булгакова-"Мастера и Маргариту", а некоторые фильм "Солярис" - везде проблема контакта,очень важная на все времена,готовы ли мы к нему? А сцены времён НЕПа прямо отправляют в Москву Булгакова.Только вчера посмотрела новую экранизацию "Мастера и Маргарита", в нём нет копийного следования сюжету, больше свободы и своего "Я"внесли создатели,своя интерпретация, это вызывает споры у зрителей.Рекомендую всегда смотреть и читать всё о Булгакове, это всегда особая магия.Ведь произведение из категории вечных ценностей."Мастер"- интересный образ,созданный неожиданно Цыгановым.Кажется, это его лучшая работа.Раньше мне он казался однообразным несколько.А в фильм даже внешне он похож на Булгакова.Это фильм о настоящей любви и сыграна она хорошо. Вслед за Станиславским хочется сказать-"Верю!" И как легко перекидываем мостики в наши дни...актуально до боли.Вот этого как раз не хотят увидеть некоторые зрители и признать, что так оно и есть. Особенно смешно читать "хор" отзывов о фильме людей ,которые его не видели, и книгу не читали.Но с жаром обсуждают его "недостатки".Нонсенс! Вспомним ,что это уже неоднократно проходили в истории- вам такие имена- А.Ахматова,Б.Пастернак, И.Бродский,Д.Шостакович, потом А.Тарковский- о чём -то говорят? Как А.Тарковского за его фильмы "Андрей Рублёв" и "Солярис" столько терроризировали, осуждали. А академик А.Д.Сахаров? Какая гнусная сцена вспоминается, когда колхозница поливала грязью этого великого человека с трибуны! У меня слёзы были на глазах...,было стыдно за всех, такое унижение с подачи Горбачёва и других творцов общественного мнения -зал рукоплескал невежеству. Это травля была настоящая.Я перестала уважать Горбачёва с этой минуты.Мне было стыдно за такое поведение нашей власти.Почему мы не извлекаем уроки из истории и наступаем на те же грабли сегодня? Пора опомниться ....Что же не так с этой картиной? А ,может, с нами...?
Сюжет известный - популярный писатель на взлёте своей карьеры внезапно оказывается в центре литературного скандала. Спектакль по его пьесе снимают с репертуара, коллеги демонстративно избегают встречи,"друзья" исчезают,как бывает всда в такие минуты, в считанные дни он превращается в изгоя. Ситуация очень распространенная.Можно много вспомнить подобных историй, примеры я привела выше.Имейте своё мнение на все процессы,которые идут в обществе, и в искусстве в частности.Имейте честь не петь в общем "хоре". Солисты всегда выше в цене...
Сегодня много кажется картонным в фильме "Аэлита", наивным,но ведь мир с тех пор сделал огромные шаги,изменился,помните об этом.
А как играл восхитительно свои две роли в фильме Николай Церетелли! - Внук Бухарского эмира, его отец был бухарский принц. Он был необыкновенно красивым, талантливым,убедительным и любимым актером Камерного театра А.Таирова , и главная его жизнь проходила всё-таки в театре.
Он потрясающий герой- любовник,в чём-то необычный,с удивительной пластикой, в него была влюблена половина Москвы,все расхватывали его фотографии, вешали на стенах или украшали буфеты.Я видела эти фотографии в домах уже после его смерти, его продолжали любить!Вот какой заряд любви он подарил своему зрителю! Когда видела, то вспоминала, как отец рассказывал о его игре с Коонен.Он играл часто с любимой актрисой Таирова и его женой- бельгийкой Алисой Коонен.Она была красива и талантлива необыкновенно. Красивая пара. Все любовались ими.Они сыграли много сцен любви, были всегда партнёрами, второго состава не предвиделось на сцене - это была их жизнь, а не игра.Так любовь не играл никто...Поэтому в театр публика шла за тем,чтобы погрузиться в атмосферу любви, да ещё какой.Любовь ощущалась во всём, даже в воздухе театра с лестницы... Народ толпами шёл в театр,чтобы окунуться в эту волшебную атмосферу необыкновенного счастья и любви, подпитаться ею.В обществе всегда существует нехватка любви, и запрос на любовь, поэтому такая инъекция всем была на пользу, даже погреться просто у чужого огня-было счастьем для многих. Это была какая-то магия.Таиров понимал это и любил своих главных виновников этого действа, партнеров,но... не мог не понимать что происходит ...Похоже, она была в него влюблена,как и он, но он не мог ответить на её чувства, и держал себя в руках и полном одиночестве. Ведь это был театр Таирова, и они были друзья, с этим приходилось считаться.Возможно она ждала от Николая мужского поступка, но их отношения были как-бы над всей ситуацией.Была в нём надломленность какая-то, напоминал подраненное животное, так всё переживал и носил в себе. Как они играли "Саломею"- рассказывали потрясающие вещи.В ожидании своего выхода на сцену Алиса и Николай сидели под сценой в специальном колодце,где было очень холодно и ждали своего выхода, она очень мёрзла, коченели руки и лицо, и он свечкой грел ей руки и лицо.Какие были коленопреклонённые отношения.
Мой отец,большой любитель театра и музыки с молодости бывал на концертах Шаляпина и Собинова, много раз слушал Лемешева- нашего великого Ленского! Он спел его 501 раз за свою жизнь,знаком был с Вертинским , бывал на спектаклях Таирова.Он вспоминал, что им,актёрам, не нужно было ничего играть,нужно было просто оставаться самим собой, влюблёнными до кончиков ногтей,и ничего не скрывать- их любовь органично вплеталась в сцены любви в спектаклях. Они просто говорили о своей любви на сцене открыто, а после спектакля возвращались к своей жизни, к обыденности.Всё менялось местами.Грустная рокировка...Представляю какие муки и какое напряжение они переживали постоянно.Но нарушить табу они не могли.Было две попытки разойтись в разные стороны, но их тянуло всех друг к другу и они возвращались.Они были уже как одно целое.Так у них всегда на сцене была любовь,... и " Любовь под вязами"( Юджина О.Нила. 1926г.)тоже.В официальном браке Таиров и Коонен не состояли.Хотя он оставил жену и ребёнка, очень стеснялся себя, так как был старше намного её, а её воспринимал как Музу,Богиню, преклонялся перед ней.Она дала отставку всем своим многочисленным поклонникам.Она была любимой ученицей Станиславского.В неё влюблён был Качалов, хотел развестись с женой, но не случилось, Леонид Андреев видел в ней покойницу жену,которую любил, а её тяготило такое положение, она не вышла за него. Вот она и осталась с Таировым, и рядом был Николай Церетелли.
Это было какое-то жертвоприношение для всех...во имя ИСКУССТВА.Существовал незримо кодекс чести, который блюли и не нарушали. Чего это всем стоило!Все любили друг друга и молчали сообща...топили свою любовь в творчестве.Общество наблюдало за ними, и понимало,что отношения сложные, и развиваются в режиме вершин духа,и принимали как идеал, любя их всех.
Война...1942г .
Во время блокады больные и голодные, в них еле теплилась жизнь, их вывезли в Вятку,его уже на носилках сразу в больницу.
Врач пришла в палату, его не узнала, он был в плохом состоянии,увидела надпись Церетели Н.М и сказала,- Я очень люблю актера Церетелли Николая Михайловича, вы не его родственник? - Это Я, сказал он, и умер в ту же минуту.Грустная история, которая переплетается со всеми другими историями театра, страны, войны и искусства. Светлая память прекрасному актёру!
09.02.24 .
Свидетельство о публикации №124020904229