Русский народ
Обладает русский человек характером особым:
Имеет он способность
Ярко проявлять мужское и женское начала,
А это означает:
Он может быть спокойным и покорным, и любящим людей,
Но вместе с тем
Вражда и ненависть в нем могут проявляться; уж такова
Загадочная русская душа!
Правителям своим, как правило, он доверяет,
Своею жизнью, в основном, занят ум его бывает,
Семью как содержать,
Различные работы выполнять.
Простой народ так говорит: на то политики нужны,
Чтобы о нас заботились они.
У нас другой работы много,
Не наше это дело: думать о народе.
На то и есть правители у нас,
Мы выбирали их,
Теперь пускай они
Обо всем заботятся сейчас.
Национализма дух
Для россиян обычно чужд,
Не выставляем мы свою национальность,
И не кричим, что мы, мол, россияне.
И что должны нас уважать, бояться; и, в основном,
Спесивости, заносчивости русский человек, как правило, лишен.
Мы никого не притесняем,
Иных народностей с земли своей не выгоняем.
Работу им даем, устраиваться помогаем.
Хотя другое наблюдаем
В бывших республиках своих,
Не ждали россияне этого от них.
Там по иному к россиянам стали относиться,
Своей национальностью гордиться,
А вы, мол, чужаки,
И нашу землю должны покинуть вы.
И только россияне всех привечают,
Обиды все свои прощают,
Такой уж русский человек,
И это есть его большой секрет!
Как и почему такой он уродился на земле,
И эту тайну разгадать не смог никто, нигде!
Вот почему душа российская загадочна всегда
Для тех, с душою кто живет, зажатою в тисках!
Большую роль в формировании характера его сыграло
То пространство, в котором пребывает.
Оно вытягивает наружу
Его душу.
Он чувствует себя ничтожно малым
В сравнении с мощью, ширью того пространства, в котором проживает,
И это не дает душе его сосредоточиться внутри,
Он привык ведомым быть, а не организатором самим.
Душа его как бы наружу всегда стремится,
А не сидит внутри, в своей темнице,
Пространство душу расширяет,
Оно вытягиваться ее наружу заставляет.
И это все мешает россиянам
Активным быть и строить свои планы,
Пространства как бы ограничивают ответственность его, и самодеятельность его,
Его активность; смирение и подчиненность пространство налагает на него.
И можно так сказать, что пространства
Владеют душой русского человека; они его поработили, и государство
Для него как царь.
Но внутренней силой народа русского оно должно предстать.
Размеры русского государства ставили русскому народу
Почти непосильные задачи, держали русский народ
В неимоверном напряжении.
И, без сомнения,
В огромном деле создания и охранения государства
Русский народ истощал свои силы; требования государства
Слишком мало оставляли свободного избытка сил у него,
На службу государству шла вся внешняя деятельность его.
И это наложило безрадостную печать
На жизнь русского человека, и надо сказать,
Что русские не умеют радоваться жизни, и они
Почти не знают ни блаженства, ни счастья, они не верят в них.
Государственное овладение необъятными
Русскими просторами сопровождались
Страшной централизацией, подчинением
Всей жизни государственному интересу, личных и общественных сил подавлением.
У русского народа всегда
Было слабо сознание собственных личных прав,
И не развита была в России,
Самодеятельность классов и групп, и это и сейчас наглядно видим.
Немцу славянская безбрежность совсем чужда,
Он занят подсчетами внутри себя.
Им не понятна широта души у россиян,
Они живут с душой сжатой, как в тисках.
Он осуждает русских за то, что недальновидные они.
Что не умеют организовать свой быт,
По полочкам не хотят все разложить,
И не следят, чтоб все лежало на местах своих.
Иностранцы не чувствуют простор бескрайний Матушки-России,
Поскольку не русские они, а другие.
Но в нас живет огромной мощи сила!
Которая на душу россиян свой отпечаток наложила.
Россиянин думает, что не он спасет Россию, а Россия спасет его.
А немец думает, что он свою страну спасет.
В крови у русского народа беспечность, лень живет,
Инициативы личной нам не достает.
На душу русского народа просторы необъятные все время давят,
Как гнет невидимый на нем они лежат всегда,
И потому российская душа
Наружу стремится выйти, освободиться от такой вуали.
Стремится выйти на просторы русская душа,
В пространстве этом как бы растворяется она.
Почти не знает радости душа,
Поскольку наружу направлена она.
Но и там работы свои она не выполняет,
Как душу развивать – не знает.
У иностранцев хотя внутри находится душа,
Но работа ее приземлена.
Она подсчитывает в уме дела свои обычные,
А душа у россиян, поскольку наружу она вытянута обычно,
Больше связана с природой,
То есть, более духовна по своей природе.
Россияне свои права не очень защищают,
Поскольку правителям своим всецело доверяют,
Душа у русского народа не ушла вовнутрь, и чувствует себя она
Подавленною пространством этим навсегда.
Россиянин
Всю ответственность за себя на власть имущих возлагает.
Русский человек расплавляется в этой шири необозримой,
В нем нет узости души, нет надлежащей дисциплины.
Нет расчетливости никакой.
Нет чувства ответственности, такая ширь требовала от него
Покорности, жертвенности, смирения.
И. без сомнения,
Он всегда чувствует себя бесконечно малым
По сравнению с ширью русской земли, он ею как бы подавлен.
В душе у иностранцев тесно, а не пространно.
Он привык чувствовать себя сдавленно, а не пространно.
Все должно быть рассчитано и правильно распределено,
Организовано и прикреплено
К месту своему; все это мещанство создает.
У них нет широты души; и тесно в душе его.
Оформление своей души и творчества своего
Для русского человека всегда затруднено,
В психологию его вошли безграничность русского государства и русских полей,
Русская душа как бы ушиблена ширью этой всей.
Она не вошла внутрь, в созерцание, в душевность; смирение
Русского человека стало его самосохранением.
Почти смешивает и отождествляет он
Свою Мать - Землю с Богородицей, и полагается на заступничество ее.
Необъятные пространства находятся внутри
Русской души
И имеют над ней огромную власть.
И надо сказать,
Что русский человек беспомощным чувствует себя обладать
Этими пространствами и организовать их; он возлагает все на центральную власть.
Власть шири над русской душой породила целый ряд
Русских качеств и русских недостатков, таких, как:
Русская лень, беспечность, недостаток инициативы, слабо развитое
Чувство ответственности с этим связаны.
Русские просторы требовали от русской души смирения и жертв, но они же охраняли
Русского человека и чувство безопасности ему давали.
Над ним всегда
Властвует русская земля,
А не он
Властвует над землей.
Русский слишком возлагается на русскую землю, а немец,
В основном, ищет спасения
В своей собственно организованной энергии, в
напряженной активности, и у него
Все должно быть на месте, все распределено.
Без самодисциплины и ответственности немец не может существовать,
И он всегда
Всюду видит границы и ставит границы.
Пространства не должны народ наш русский закрывать, они должны
Будить русскую энергию; уже выработан самобытный тип русской души.
Русская самобытность должна проявиться лишь из глубины
Русской души, в мощи, пассивной, скованной ей не нужно быть.
Россия - страна великих контрастов; нигде нет таких
Противоположностей низости и высоты,
Ослепительного света и первобытной тьмы.
Мы понимать должны,
Что русская национальная мысль
Чувством богоизбранности и богоносности России всегда питалась.
У русского народа бездонная глубь и необъятная высь
С низостью, неблагородством, отсутствием достоинства, рабством часто сочетались.
Бесконечная любовь к людям, настоящая Христова любовь сочетается в нем
С человеконенавистничеством, и жестокостью большой,
Желание абсолютной свободы мирится с рабской покорностью своей.
Его природа сознается как аскетическая, отрекающаяся от земных благ и земных дел.
Бюрократия, занимавшаяся государственными делами - всегда казалась
Не русским занятием.
Народ как будто бы хочет не столько свободного государства, свободы в нем,
Сколько свободы от государства, свободы от забот о земном устройстве его.
Он не хочет быть мужественным строителем, его природа определяется
Как женственная, пассивная и покорная в делах государственных,
Он всегда ждет жениха, мужа, властелина для себя.
Россия - покорная, женственная земля.
Нет пределов смирению, терпению народа русского, который страдал во все века!
Власть бюрократии у нас была внутренним нашествием неметчины, которая вошла
В государственность нашу
И владела женственной и пассивной русской стихией нашей.
Земля русская не того приняла за своего жениха, ошиблась в нем.
Почему самый анархичный народ так покорен бюрократии,почему свободный духом народ
Как бы не хочет свободной жизни? Эта тайна связана
С особенным соотношением ее женственного и мужского начала.
Россия – во всем мире самая нешовинистическая страна,
А немцы, англичане, французы – шовинистами и и националистами были всегда,
Национальной самоуверенности и самодовольства они полны.
Но русские почти стыдятся того,что они русские,национальное достоинство чуждо им.
Нам не свойственен агрессивный национализм, мы не проявляем
Наклонности насильственной русификации; русский себя не выдвигает,
Не выставляется, не презирает других.
И это все заложено у нас внутри.
В русской стихии есть какое- то национальное бескорыстие, жертвенность, неведомая
Западным народам; интеллигенция исповедовала
Исключительно сверхнациональные идеалы; дух
России есть вселенский дух.
В России именно ее сверхнационализм,
Ее свобода от национализма
Делает ее самобытной и не похожей ни на одну страну мира;
Призвана стать освободительницей народов наша Матушка - Россия.
Эта миссия заложена в ее особенном духе; и справедливость мировых задач
России предопределена
Уже духовными силами истории; но есть и обратная сторона русского смирения -
Это русское самомнение.
Самый смиренный и есть самый великий, могущественный, единственно призванный.
«Русское» и есть праведное, божественное, доброе, истинное.
Россия – «Святая Русь»; Россия грешна, но и в грехе своем
Она остается святой страной,
Страной святых, живущих идеалами святости.
Россия - страна безграничной свободы духа, искания
Божьей правды;
Она- самая небуржуазная страна в мире, в ней нет того крепкого мещанства,
Которое так отталкивает и отвращает русских на Западе.
В нас есть свобода духа, которая дается лишь тому, кто не слишком поглощен
Жаждой земной прибыли и земного благоустройства своего.
Россия - страна бытовой свободы, неведомой народам Запада,
Закрепощенным
Мещанскими нормами.
Русский человек с большой легкостью духа преодолевает
Всякую буржуазность.
Уходит от всякого быта, от всякой нормированной жизни.
Это странник, свободный духом; Россия - страна глубокой покорности,
Лишенная
Сознания прав личности.
И не защищающая достоинства личности;
Россия так инертна, так ленива,
Так погружена в материю, так покорно мирится
Со своею жизнью!
Почвенные слои наши лишены
Правосознания и даже достоинства, не хотят они
Самодеятельности и активности, и полагаются на то, что другие все сделают за них.
И это мы признать должны.
Корень всех противоречий наших - в несоединенности
Мужественного и женственного начала
В русском духе и русском характере; безграничная свобода оборачивается
Безграничным рабством,
Потому что мужественная свобода не овладевает
Женственной национальной стихией в России изнутри, из глубины.
Мужественное начало всегда ожидается извне, личное начало не раскрывается
В русском народе; отсюда вечная зависимость от инородного мужественного начала.
Оно чувствует себя трансцендентным,
Приходящим извне, а не имманентным.
Россия как бы бессильна
Образовать из себя личность.
Возвращение к собственной почве, к своей национальной стихии так легко
Принимает в России характер порабощенности и приводит к бездвижности ее.
Она ждет жениха
Из какой-то выси, а приходит не суженый, а немец - чиновник и владеет ею сполна.
Она рабски подчинялась Западу,
Или в дикой националистической реакции громила Запад.
Его культуру отрицала; нужно русскому народу открыть свое мужественное начало,
А не полагаться
На привнесение какого - то внешнего воздействия; русский идеал-
Святость, а честность - западноевропейский идеал.
Русский человек не ставил
Себе задачу выработать и дисциплинировать личность, он полагает
Что тот коллектив, к которому он принадлежит, все сделает за него
Для нравственного здоровья его.
Русское православие прежде всего требовало смирения.
Лучше грешить смиренно,
Чем гордо совершенствоваться - такова
Установка у русского народа была.
Русский человек привык думать, что бесчестность - не есть
Великое зло, если при этом он смиренен в душе,
Не гордится, не превозносится; всякая цель
Приближения к идеалу святости считается за гордость; святость немногих есть удел.
Святость не может быть путем для человека; всякий
Героический путь личности русское православное сознание
Признает гордыней, и идеологи русского православия готовы видеть
В этом пути уклон к человекобожеству и демонизму.
Человек должен жить в коллективе, послушно следуя его строю и укладу, Организовываться своим сословием, своим традиционным народным укладом.
Русский человек никогда
Не задается такими целями высокими,но всегда
Он поклоняется
Святым и святости.
Душа русского народа никогда не поклонялась золотому тельцу, но она
Склонна опускаться в низшее состояние, там распускать себя, допускать Бесчестность и грязь.
Русский может грабить и наживаться нечестным путем, но никогда
Не будет материальные богатства высшей ценностью считать.
Он верит в то,
Что Святой Серафим спасет его
И всех грешных русских людей, предстательствуя перед Богом от лица русской земли.
Русский человек может быть отчаянным мошенником и преступником большим,
Но в глубине луши он благоговеет перед святостью и ищет спасения у святых,
У посредничества их.
Оставаясь хищником и кровопийцей, он может ездить в пустыню к старцам святым.
Это даже нельзя назвать лицемерием; это - веками воспитанный дуализм.
Который вошел в кровь и плоть,
Это есть особый душевный уклад, особый путь; это - прививка душевно-плотской,
Недостаточно духовной религиозности.
Но в русском душевном типе есть огромные преимущества перед
Европейским типом; европейский буржуа наживается и обогащается с верой
В буржуазные добродетели свои,
С сознанием большого совершенства и превосходства над прочими людьми.
Русский буржуа, наживаясь и обогащаясь,
Всегда чувствует себя немного грешником и немного презирает
Буржуазные добродетели; святость остается для него
Трансцендентным началом, ; она не становится внутренней энергией его.
Почитание святости построено по тому же типу, что и почитание икон.
Русский человек и не помышляет о том,
Чтобы святость стала внутренним началом, преобразующим жизнь его,
Она всегда действует извне на него.
Святость - слишком высока и недоступна, она – уже не человеческое состояние,
Перед ней можно лишь благоговейно склоняться
И искать в ней помощи и заступничества за окаянного грешника большого.
Почитание Святых заслонило непосредственно общение с Богом.
Святой - больше, чем человек,
Поклоняющийся же святому, ищущий в нем заступничества - меньше, чем человек.
Где же человек? Всякий человеческий идеал совершенства, благородства, чистоты,
Света представляется русскому человеку малоценным, слишком мирским.
И колеблется русский человек между звериным и ангельским началом,
Мимо человеческого начала.
Для русского. человека так характерно это качание
Между святостью и свинством, и он его как будто бы не замечает.
Русский человек часто представляет, что если нельзя быть святым и подняться
До сверхчеловеческой высоты, то лучше уж в свинском состоянии остаться,
Не так уж важно, быть ли честным или вором,
Ведь сверхчеловеческое состояние святости доступно лишь немногим.
Поэтому очень многие не достигают человеческого состояния
И остаются в свинском состоянии.
Наше совершенствование и творчество парализованы; недостаточно еще
Раскрыто человеческое начало, в потенциях еще оно.
Она парализовывала человеческую волю его, и мешала восхождению его.
Это - женственная религиозность и женственная мораль; русская слабость,
Недостаток характера чувствуется в желании
Прибегнуть к заступничеству святых, укрыться у Богородицы самой.
Божественное начало не раскрывается
В самой русской воле, русском жизненном порыве; переживание
Своей слабости и окаянства и представляются религиозными переживаниями для него.
В развитии в себе мужественного религиозного начала нуждаемся мы более всего.
Мы должны развивать
В себе сознание ответственности и приучаться возлагать
Как можно больше на самих себя и на свою активность.
От этого зависит будущее России, исполнение ее призвания в мире.
Обычно у россиян признаются ценности лишь сверхчеловеческого совершенства
И недостаточная оценка человеческого совершенства.
Русский человек привык
Возлагаться на органический коллектив.
Но не на себя,
Не на свою активность, не на дисциплину свою,
А на что- то внешнее, ,что должно его поднимать и спасать.
Мало кто у нас имеют свое достоинство, честь, честность и чистоту.
Всякий призыв к личной дисциплине раздражает его;
Духовная работа над формированием личности его
Не представляется ему нужной; когда он религиозен, думает он,
Что святые или сам Бог все сделают за него.
Когда же он атеист, то думает, что все за него должна
Сделать социальная среда.
Оргия безобразной наживы и спекуляций в дни великих испытаний для России
Есть наш величайший позор, пятно на национальной жизни, язва на теле России.
Жажда наживы охватила широкие слои русского народа, обнаружив вековой недостаток
Честности и чести в русском человеке, недостаток
Нравственного воспитания своего,
И свободного самоограничения личности его.
Он может терпеть и выносить бесконечно долго, он прошел
Школу смирения, но легко поддается соблазнам,
И не выдерживает соблазна
Легкой наживы, не прошел школу настоящей честности, не имеет гражданского закала.
Но это не значит, что он не любит Россию.
Он любит ее, но он не привык чувствовать себя ответственным перед Россией.
В душе должны раскрыться религиозность и мораль, для которой божественное начало
Делается внутренне преобразующим и творческим началом.
Это значит, что должен во весь свой рост встать человек, вполне свободный.
И, безусловно,
Рабская религиозная и социальная психология
Должна уступить место свободной религиозной и социальной психологии.
Русский человек и весь русский народ должны сознать
Божественность чести и честности, и тогда
Творческие инстинкты
Победят хищнические инстинкты.
Подсобн. лит-ра Н.А. Бердяев «Русский народ - богоносец или хам?»
Свидетельство о публикации №124020803897