Наш безымянный сосед Борис Потемкин

Техническая интеллигенция в России, а позже и в СССР, всегда и неизменно была и творческой: создание новых городов, космических кораблей, атомных станций требовало не только глубоких инженерных знаний, но и креативных, нестандартных подходов к решению сложнейших проблем. В каждом учебном, научном, проектном институте обязательно, как грибы после дождя, возникали самодеятельные коллективы: танцевальные, хоровые, поэтические, бардовские, позже — ВИА.
В период «хрущевской оттепели» конца 1950-ых, начала 1960-ых этот процесс принял всесоюзный размах и помог приблизить к широкой аудитории массу талантливых композиторов, поэтов, исполнителей.
Сегодня далеко не все вспомнят оптимистичную, немного легкомысленную в духе времени песенку «Наш сосед» самодеятельного композитора и поэта Бориса Потемкина, которая в 60-ых, 70-ых буквально «разорвала» эфиры радио и телевидения, была многократно записана на гибких и виниловых пластинках в СССР и за рубежом:

Как теперь не веселиться,
Как грустить от разных бед –
В нашем доме поселился
Замечательный сосед.
Мы с соседями не знали
И не верили себе,
Что у нас сосед играет
На кларнете и трубе.

Пап-пап,
Па-па-ра-па-пап-пап…
Па-па-ра-па-па,
Пап-па-па-па-па.

Я впервые увидел Бориса Потемкина в Городском клубе самодеятельной песни Дома народного творчества на ул. Рубинштейна в Ленинграде на излете (как потом оказалось) его творческой и человеческой карьеры. Мне, молодому начинающему исполнителю, в далеком 1978 году, было невдомек, какие страсти кипели вокруг судьбы этого талантливого человека. 
Борис Лейзерович Потёмкин родился 8 февраля 1933 в Ленинграде.
После окончания средней школы Потемкин поступил в Ленинградский Инженерно-Строительный Институт (ЛИСИ) на сантехнический факультет и начал совмещать учебу с активными занятиями художественной самодеятельностью, сочинением стихов и песен, а по воспоминаниям Анны — дочери Потемкина — ещё и комсомольской работой. После окончания ЛИСИ Потемкин работал инженером в Ленпроекте и Ленжилпроекте, где продолжал сочинять не только проекты, но песни и стихи, участвовал в институтских капустниках.
Точную дату сочинения песни «Наш сосед», которая впоследствии принесет автору не только всесоюзную, но и международную популярность, установить трудно. Вероятнее всего это было в 1965 году (по воспоминаниям Анны Потемкиной), а первым исполнителем песни стал барабанщик Михаил Бутман, который работал с Потемкиным в «Ленжилпроекте».
Летом 1967 года Потемкин, узнав, что Эдита Пьеха выступает в Ленинграде, подъехал на концерт и сумел показать песню художественному руководителю ансамбля «Дружба» Александру Броневицкому: 
— Ну что там у вас?
 — Песни...
— Я понимаю, что песни. Покажите клавиры.
— У меня нет клавиров, но я могу спеть.
Когда Потемкин закончил исполнение, Броневицкий сказал:
— Пойте ещё. Я беру эти две песни, но они мне нужны срочно. Садитесь и пишите клавир.
В этом же году песня «Наш сосед» в исполнении Эдиты Пьехи была выпущена миньоном на фирме грамзаписи «Мелодия». В следующие два года «Сосед» звучал постоянно всюду: по радио, по телевизору, в ресторанах, из распахнутых окон. Почти в каждой квартире крутили синюю гибкую пластинку «Пап, пап…».
Песня с триумфом исполнялась многими популярными певцами стран так называемого социалистического содружества: в Польше, Болгарии, Югославии, Литве…
Следующим шлягером Бориса Потёмкина стала песня «Выходной» в исполнении Нины Бродской. За ней последовали «Рыжий парень» в исполнении Леонида Алахвердова и ансамбля «Дружба», «Наташка» в исполнении Эдиты Пьехи. Песни Потемкина исполняли Вадим Мулерман, Лариса Мондрус, Алла Иошпе и, наконец, он стал выступать на эстраде как автор-исполнитель. Иностранные гастролёры со всех концов планеты привозили в СССР «Катюшу», «Калинку» и «Нашего соседа». Песня была признана одной из самых популярных в мире и даже вышла золотым диском во Франции.
В начале семидесятых годов Потемкин продолжал работать по специальности в проектном институте, но уже начал выступать с концертами и как автор-исполнитель. Встал вопрос о вступлении в Союз Композиторов, большинство членов которого Потемкина в качестве композитора не воспринимали: недоучка-самозванец, автор дешёвой песенки «пап-пап». На концертах Эдиты Пьехи имя автора «Соседа» намеренно не объявлялось.
А потом произошло другое знаковое событие: на одном из концертов в проектном институте, организованном Потемкиным, бард Евгений Клячкин, спел свою новую песню «Я прощаюсь со страной». Руководство института сочло песню политически не корректной, и Потемкина тихо уволили с работы. Положительным в этой истории было появление массы свободного времени для авторских концертов, прием на работу в Ленинградскую областную филармонию, многочисленные гастроли.
В мае 1973 года, когда старший брат уехал в Америку, Потемкина уволили из Областной филармонии, его младшего брата, музыканта, — из Ленконцерта, а Союз Композиторов окончательно отказал ему в приеме в свои «дружные» ряды. Без официальной работы Потемкин автоматически становился тунеядцем, что в СССР было административно наказуемо. Спасение пришло с неожиданной стороны — Потемкин стал директором театра Народного Творчества на Рубинштейна, организовывал различные мероприятия: спектакли студенческих театров, концерты и конкурсы самодеятельных ансамблей и исполнителей. Театр Народного Творчества предоставил крышу созданному Потемкиным Клубу Самодеятельной Песни, в деятельности которого принимали участие эстрадные авторы и исполнители, которых, как правило, не выпускали на другие сцены. Параллельно с этой работой Потемкин продолжал выступать как автор-исполнитель на небольших сценах в разных городах, сочинял песни, которые, практически, уже некому было исполнять, так как ещё в 1971 году по решению председателя ГК по телевидению и радиовещанию С.Г.Лапина были полностью отстранены от эфира Вадим Мулерман, Нина Бродская и Лариса Мондрус. Песни Потемкина некоторое время ещё держались в репертуаре Пьехи, но желающих сотрудничать с опальным композитором уже не было.
30 апреля 1978 Бориса Потемкина не стало. Ему было всего 45 лет.

Те, кто музыку не любит,
Очень злятся, ну и пусть.
Но зато мы эту песню
Заучили наизусть.
Я всё больше привыкаю
И, поверьте мне, друзья,
Никогда, не засыпаю,
Если не услышу я:

Пап-пап,
Па-па-ра-па-пап-пап…
Па-па-ра-па-па,
Пап-па-па-па-па.

На фото Борис Потемкин (третий слева) на концерте бардовской песни в КСП. 

http://stihi.ru/2024/02/08/3722 


Рецензии