Конкурс. Метаморфозы жанра в феврале 2024
Любите ли вы живопись так, как люблю её я? То, что любите поэзию, сомнений нет, но почему живопись должны ещё любить поэты? Ответ мы находим в хорошо известном стихотворении "Портрет" Н. Заболоцкого:
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
...
И нам предоставляется уникальная возможность в этом месяце увидеть невероятную связь между поэзией и рисунком, графикой, живописью... Приглашаются все, кто смел и креативен!
Итак, ФЕВРАЛЬ - 2024 объявляется месяцем жанра:
ФИГУРНЫЕ СТИХИ
ФИГУ'РНЫЕ СТИХИ — стихотворение, строки которого расположены таким образом, что весь текст имеет очертание какой-либо фигуры — звезды, креста, сердца, вазы, треугольника, пирамиды и т. д. Изобретателем этой зрительной формы стиха считается древнегреческий поэт Симмий Родосский, от которого остались три фигурных стихотворения — в виде секиры, крыльев и яйца, причем внешний вид каждого стихотворения соответствует его теме (IV век до нашей эры). Греческую традицию переняли римские поэты Левий, Марк Корнелий Фронтон, Апулей, Амвросий Феодосий Макробий (его серьезно так звали) и Публилий Оптатиан Порфирий. Последний из перечисленных в IV веке нашей эры добился наибольших успехов, во многом благодаря панегирику, посвященному основателю Византии, императору Константину Великому. Сочинение представляло собой по большей части сборник центонов – стихов, целиком составленных из строчек классических для того времени латинских поэтов. Текст был расположен в различных направлениях, в форме решетки и геометрических фигур. Панегирик был высоко оценен императором, поэт через несколько лет занял должность префекта, а его творение стало проводником визуальной поэзии в Средневековье.
Фигурные стихи Порфирия Оптациана пользовались популярностью у англосаксонских авторов вплоть до VIII века. Традицию продолжили британские поэты Альдхельм, монах Беда Досточтимый (ударение в имени на первый слог), Винфрид-Бонифаций и ученый Алкуин, который в свою очередь познакомил с визуальной поэзией еще одного легендарного правителя – императора Карла Великого. Потомки Карла – каролинги, возвели визуализацию текста в канон. Надо сказать, что это была «медвежья услуга», так как стихи стали оформляться клишированно, в основном в форме креста, что соответствовало духу времени. Визуализация перестала выполнять функцию логической задачи, инструмента расширения понимания текста, а приобрела исключительно декоративный характер. Крестообразные стихи сочиняли многие средневековые авторы, такие как Венанций Фортунат, Теодульф, Павел Диакон, Иосиф Скот и даже Франсуа Рабле, который, впрочем, иронизировал над приемом, написав также «Оду бутылке» в соответствующей форме.
Эпоха барокко не могла не внести свои коррективы в классические представления о визуализации текста. Поэзия становится светской, а значит, по определению не может ограничиваться формой креста. Сердце, ваза, Амур или женский профиль – все что угодно может служить «сосудом» для поэтического текста.
В отечественной литературе первым визуализировать строки стал поэт Симеон Полоцкий (вот вам и авангард). Стихотворения, написанные по случаю рождения царевичей Федора и Симеона были выполнены в форме сердца и звезды соответственно. Традицию продолжили в XVIII веке Гавриил Державин, Александр Сумароков и Алексей Апухтин.
В России одним из первых написал ФИГУРНЫЕ СТИХИ Симеон Полоцкий; у него имеются искусные стихотворения, составленные в форме сложного восьмиконечного креста, восьмиугольной звезды, сердца, своеобразного лабиринта. В 19 в. удачные ФИГУРНЫЕ СТИХИ в виде опрокинутых треугольников написал А. Апухтин, хотя, строго говоря, его опыт справедливее отнести к области строфики: пятистишная строфа расположена в порядке уменьшения каждого последующего стиха на одну стопу — от шестистопного ямба до одностопного ямба:
Продолжен жизни путь бесплодными степями.
И глушь и мрак... ни хаты, ни куста...
Спит сердце; скованы цепями
И разум и уста,
И даль пред нами
Пуста.
И вдруг покажется не так тяжка дорога,
Захочется и петь и мыслить вновь,
На небе звезд горит так много,
Так бурно льется кровь...
Мечты, тревога,
Любовь!
О, где же те мечты? Где радости, печали,
Светившие нам столько долгих лет?
От их огней в туманной дали
Чуть виден слабый свет...
И те пропали,
Их нет.
Кроме Апухтина, ФИГУРНЫЕ СТИХИ писали И. Рукавишников и В. Брюсов, отдавшие дань модному в свое время увлечению экстравагантными формами стиха. Вот как выглядит «Пирамида-треугольник» В. Брюсова:
я
еле
качая
веревки,
в синели
не различая
синих тонов
и милой головки,
летаю в просторе
крылатый, как птица,
меж лиловых кустов!
Но в заманчивом взоре,
знаю блещет, алея, зарница!
И я счастлив ею без слов!
Несмотря на то, что история визуальной поэзии насчитывала больше двух тысяч лет, к началу эпохи романтизма, графическое оформление текста оставалась в большей части лишь «оберткой» стихотворения и не была связана с композицией. Все это привело к тому, что в XIX столетии фигурные стихи переживают кризис и даже рассматриваются как проявление дурного вкуса, мещанского излишества. Ситуацию в корне изменил французский поэт Гийом Аполлинер, который в начале XX века стал создавать «каллиграммы» – стихи, записанные рисунком и связанные с ним семантически и структурно. Главной особенностью каллиграмм стала невозможность существования по отдельности изображения и текста. В дальнейшем идею синтеза развил другой французский поэт Исидор Изу, дадаист, основатель леттризма – направления, в котором предметом изображения уже может служить не целый текст, а каждая буква. Самым известным примером леттризма служит хорошо знакомый советским детям логотип журнала «Веселые картинки». Начиная с середины XX века, визуальная поэзия окончательно утвердилась в Европе и США как самостоятельное направление. В России же естественное развитие графического стихосложения было, как это у нас принято, скорректировано государством.
После Октябрьской революции авангард в общем и целом приветствовался руководством молодой социалистической республики. Большое значение экспериментам по сращиванию поэзии и изобразительного искусства в нашей стране уделяли, естественно, футуристы. Владимир Маяковский, кроме того, что изобрел знаменитую «лесенку», совмещал поэтический текст с плакатной живописью, при постановке пьес сотрудничал с Казимиром Малевичем. Друг Маяковского, художник и фотограф Александр Родченко разработал специальный палочный шрифт, ставший одним из символов советской эпохи. Коллеги по цеху, поэты Велимир Хлебников и Алексей Крученых, которые также экспериментировали с оформлением текста, в совместной работе «Буква как таковая» описывали значение визуализации так:
«...Почему бы им не пойти до конца и не обрядить [буквы] в серые тюремные робы? Вы видели буквы их слов – выстроенные по линейке, с обритыми головами, обиженные, каждая как две капли похожа на другую – серые, бесцветные – даже не буквы вовсе, а какие-то выцветшие отметины. И тем не менее, если спросите писателя-ремесленника, настоящего писателя, он вам скажет, что слово, писанное от руки таким-то почерком или набранное таким-то шрифтом, совершенно отличается от того же самого слова, но выведенного другими буквами...»
С окончанием периода советского авангарда 20-х годов и наступлением времени социалистического реализма визуальная поэзия в СССР прекратила какое-либо последовательное развитие вплоть до «оттепели». Лианозовская группа, основанная поэтом и художником Евгением Кропивницким в конце 50-х годов в стала колыбелью отечественного андеграунда и поставангарда. Барак, расположенный неподалеку от станции Лианозово в Подмосковье, неподцензурные живописцы и стихотворцы превратили в настоящую кузницу творческого эксперимента. В таких условиях визуализация поэтических текстов была более чем естественной. Поэты Всеволод Некрасов и Генрих Сапгир одними из первых в СССР стали работать в жанре конкретной поэзии, которая предполагает использование любых графических возможностей письма. Концептуализм в живописи «лианозовцев», напротив, импортировал слово в изобразительное искусство. Продолжателем леттризма и начинателем этого жанра в Советском Союзе стал поэт, график и скульптор, основоположник московского концептуализма Дмитрий Пригов. «Стихограммы» Пригова передают читателю-зрителю (наверное, так будет вернее всего сказать) при помощи графического оформления текста эмоции, звуки, температуру и свет.
Визуализация была интересна и официальным поэтам. Успешно в этом направлении работал Андрей Вознесенский, который еще в 60-х годах стал создавать «изопы» – стихи, переходящие в графику, а затем и «видеомы», которые иногда и вовсе обходились без текста, но относились все же, по мнению автора, к поэзии.
С ювелирной точностью оформлены работы поэта-палиндромиста Дмитрия Авалиани, который входил в 70-е в литературную группу поэта и драматурга Иоффе-Сабурова. Созданные им амбиграммы, или слова-перевертыши, Авалиани разделил на нескольких видов: «листовертень», когда лист надо перевернуть на 180 градусов, чтобы прочесть отражение, «ортогонал», когда достаточно поворота на 90 градусов и «двоевзор», который в одном и том же положении позволяет прочесть два или более слов в одном написании.
Несмотря на то, что визуализация текста, так или иначе, встречается у советских поэтов 60-80х годов абсолютно разных направлений и групп и имеет давние традиции еще допушкинской поры, после «перестройки» интерес к графическому оформлению поэзии стал спадать. Возможно, визуальная поэзия не вписалась в новый поэтический андеграунд из-за некоторой вычурности, роднящей ее с комбинаторной поэзией, не соответствующей духу абсолютной свободы. Возможно, авангардистам стал интереснее синтез поэзии с кинематографом (видеопоэзия) и программированием (нейропоэзия), связанный с открывшимися техническими возможностями.
Так или иначе, на рубеже веков визуальная поэзия стала ассоциироваться скорее с университетской средой, нежели с андеграундом. В 90-е годы в Курске поэтом-палиндромистом, филологом Александром Бубновым издавался журнал «Визуальная поэзия». В середине 10-х существовал альманах визуальной поэзии «Другие», с 2007 по 2016 годы даже проводился всероссийский фестиваль «Лапа Азора», который включал номинацию «Тень звука», посвященную графической и видео-поэзии. Одним из немногих исключений является вполне андеграундный поэт Герман Лукомников, работающий в ключе комбинаторики и использующий визуализацию при работе со стихами.
Развитие сетевой поэзии в 10-е годы нашего века дало новый стимул для графического оформления стихов. К сожалению, в сетевой поэзии визуальная составляющая стихотворения упрощается и выполняет часто лишь декоративную функцию, не расширяет семантику текста, не вплетена в его структуру. Однако, визуальная поэзия – это скорее способ передачи стихотворного текста, а не жанр или течение. Она доступна во все времена и каждому, а значит, нас ждут еще новые и новые эксперименты, история которых начинается тогда, когда человек впервые изобразил быка в форме буквы «А».
Поэтому мы немного отойдём от последних тенденций визуальной поэзии и обратимся к основным понятиям графических (фигурных) стихов. Украшать тексты стикерами, переворачивать слова и разворачивать буквы у нас нет возможности, поэтому остановимся на графике. А что такое графика - это рисунок, основа, живописи. А где есть графика, там рисуется какая-нибудь фигура. Пройдёмся по этапам, как это делается:
Фигурные стихи, называемые также графическими, имеют вид, или очертания, соответствующие их содержанию. Акцент на внешнем виде стихотворения отличает данный вид поэзии от остальных, и создание стихотворения предъявляет особые требования и правила.
В фигурном стихотворении автор размещает слова или буквы таким образом, чтобы из них составился рисунок, связанный с темой произведения. Например, текст любовного стихотворения можно разместить в виде сердца, а стихотворения об осени -- в виде рассеянных внизу листа слов, изображающих опавшие листья. В результате изображение должно соответствовать общей теме стихотворения. Существует два способа графического стихосложения: метод контура и метод рисунка.
Метод 1. КОНТУРНЫЙ
1. Выберите тему стихотворения. Данный метод хорош для тем, которые можно изобразить посредством контуров легко угадываемых предметов, поскольку рисунок будет состоять лишь из внешних контуров. В фигурном стихотворении изображение настолько же важно, как и текст; без подходящего изображения произведение утратит одну из важнейших составляющих.
- Форма может непосредственно отображать предмет, описанный в стихотворении, либо быть символически связанной с ним.
- Для фигурных стихотворений хорошо подходит описание вещественных предметов с легко угадываемыми формами. Например, геометрические фигуры, цветы или животные.
- Если вы лишь начинаете пробовать силы, лучше посвятить стихотворение очень известному предмету, например, распространенному символу, который легко изобразить и описать словами.
2. Напишите стихотворение. В случае фигурного стихотворения не существует строгих правил относительно ритма и рифмы. Важнее всего помнить, что вы создаете рисунок, и подбираемые слова должны соответствовать ему. Устройте мозговой штурм, выбрав слова и фразы, соответствующие описываемому предмету.
3. Нарисуйте очертания стихотворения. Легко проведите карандашом очертания, в которые необходимо заключить текст. Можно также использовать компьютерную программу, создав с ее помощью простую фигуру. При этом следите, чтобы размеры фигуры и текста стихотворения примерно соответствовали друг другу.
4. Заполните нарисованную форму текстом. Если вы пишете от руки, воспользуйтесь карандашом, чтобы в случае необходимости можно было легко подправить текст или линии фигуры. Поэкспериментируйте с размещением слов. Может потребоваться несколько попыток для достижения результата, необходимого вам.
5. Сотрите внешние очертания фигуры. Добившись необходимого расположения текста, сотрите ограничивавшие его линии. Очертания должны легко угадываться по одному тексту.
Метод 2. Рисунок
1. выберите тему стихотворения. Данный метод хорош для более абстрактных тем, не обязательно связанных с определенными внешними очертаниями, поскольку текст будет писаться вдоль линии рисунка. Например, стихотворение о полете может быть представлено в виде слов, пикирующих вдоль листа бумаги, а слова, карабкающиеся по диагонали листа, могут изображать упорство в достижении цели. В фигурном стихотворении рисунок настолько же важен, как и текст; без изображения не будет и фигурного стихотворения.
2. Напишите стихотворение. Фигурное стихотворение не имеет строгих правил относительно ритма и рифмы. Важнее всего помнить о том, что вы создаете из текста рисунок, и выбирать слова, подходящие для этой цели. Подберите слова и фразы, соответствующие теме стихотворения и удобно вписывающиеся в рисунок.
3. Начертите линию или простой рисунок, вдоль которых будут располагаться слова. Если вы делаете это вручную, используйте карандаш. Длинные и многосоставные стихотворения потребуют более прямых линий, в то время как короткие более гибкие.
4. Запишите текст стихотворения вдоль начерченной линии. Если вы пишете от руки, используйте карандаш, чтобы можно было легко внести поправки. Поэкспериментируйте с размещением слов. Может потребоваться несколько попыток для достижения результата, необходимого вам.
5. Сотрите внешние очертания фигуры. Добившись необходимого расположения текста, сотрите ограничивавшие его линии. Очертания должны легко угадываться по одному тексту.
Приведём в качестве примера стихи Семена Кирсанова "Мой номер":
Номер
стиха
на экзамен
цирку
ареной чувств моих и дум —
уверенных ног
расставляя
к
р у
и л
ц ь
по проволоке строчки,
качаясь,
иду.
Зонт Звон,
золот. зонт
Круг Рук
мертв. вёрт.
Шаг... Флаг
Сталь. Стал.
Взвизг! Вниз!
Жизнь, вскрик! Мышц скрип, стон! Мир скрыт, лишь
крик стогн!
Всю жизнь
глядеть
в провал
пока
в аорте
кровь дика!
Всю жизнь —
антрэ,
игра,
показ!
Алле!
Циркач стиха!
А вот стихотворение нашей современницы Светланы Решетниковой из г. Тольятти, которая написала к новому году – году белого дракона такие стихи:
о а
ты мы
ель год
наша ждём
такая новый
свежая белого
радуешь дракона
ароматом радуемся
смолистым чувствуем
изумрудная настроение
императрица переменится
возвышаешься человечество
восторгаешься преисполнится
торжественными благодарностью
приготовлениями смиренномудрием
всерадостнейшими созидательностью
священнодействием богобоязненностью
предрождественским богопристойностью
Каждая часть этого стихотворения читается по отдельности. И здесь мы видим, что слова подобраны автором так, что образуется особая рифма.
Несложно заметить, что в данном жанре приветствуется любая организация текста именно по форме. Насколько в ущерб содержанию - каждый решает сам. Наш проект называется "Метаморфозы жанра", здесь возможны любые открытия и осуществление самых смелых идей. И всё же...
ИТАК, ПОДЫТОЖИМ, некоторые выявленные особенности ЖАНРА ФИГУРНЫЕ СТИХИ:
• Главная роль отводится форме, организации строфы или даже при её отсутствии - подчинение линии, или заданной форме, объёма самого текста.
• Тема может быть любой, но связь с формой обязательна - или прямая, или косвенная, символическая. Наличие иносказания приветствуется
• Имеет значение длина слов. Она может быть в угоду длине строки вдоль рисуемой линии или наполнения, имеющего ограничения с двух сторон. Два метода графики текста: №1 контурный, №2 рисунок.
• Воздействие на читателя через визуализацию текста, как дополнительную возможность раскрытия смысла
• организация строф, ритмического рисунка, а также схем рифмовки может быть любая, но всё же рифма в каждой строке/стихе предпочтительна
• Запись строки лесенкой по-Маяковскому разрешается, но стоит быть осторожным, должна прослеживаться ритмическая авторская интонация, а не просто в угоду рисунку, где рисунок сам по себе, а текст - непонятно как скроен и зачем.
• Разночтение различных частей при соединении текстов желательны, но не обязательны. Стихи-бабочки, стихи-матрёшки здесь вполне уместны.
• Продуманность всех деталей и филигранная работа, близкая к работе над палиндромом.
• Возможно включение акро-теле-мезо-элементов, всё зависит от желания, опыта и способности автора. К ленивым это не относится
• Всё должно быть в разумных пределах. Автор должен изначально продумать решение поставленной задачи, как её достичь. Возможно, нарисовать на листе бумаге контуры, рисунок, который потом будет заполняться текстом.
• Возможны всякие эксперименты, которые невозможно показать обычным текстом, в таком случае делается фотография к публикации, где автор показывает свой текст в таком виде, как надо. Он может быть цветным, перевёрнутым, с вытянутыми буквами и ещё многое чего другое. Авторская фантазия не ограничивается!
• Не стоит повторять форму, которую уже кто-то когда-то придумал. Ищите свою индивидуальность в творчестве. Пусть это будет простой рисунок, но ваш. Не стоит удивлять просто многословием и громоздкостью рисунка. Главное, идея и соответствие текста форме.
Удачи и вдохновения!
По объёму, форме и системе стихосложения поэтическое произведение может быть любым! Никаких ограничений!
******************************************************
Итак, на этот конкурс будут приниматься стихи, ОПУБЛИКОВАННЫЕ в ФЕВРАЛЕ 2024-го года на сайте Стихи.ру, относящиеся к ЛЮБОМУ РАЗДЕЛУ, на усмотрение автора. К примеру, эта конкурсная статья размещена в разделе "Акростихи".
Объём произведения - без ограничений!
Наш конкурс, по определению, лучшего стихотворения, написанного в ЖАНРЕ ФИГУРНЫЕ СТИХИ, ОПУБЛИКОВАННОГО В ФЕВРАЛЕ, и не в каком другом месяце ранее! Будем внимательны и проявим уважение к другим участникам. Все в равных условиях.
Автор может предложить только ОДНО своё лучшее произведение в этом жанре опубликованное в ФЕВРАЛЕ 2024 года. Будем внимательны! Принимаются стихи ФЕВРАЛЯ, написанные до начала открытия статьи конкурса, если автор уверен в соответствии требуемому жанру.
Внеконкурсная ветка стихов не предусматривается.
Ненормативная и бранная лексика запрещена. Чёрный юмор - не наш стиль. Стихи призывающие к разжиганию межнациональной и религиозной розни, а также откровенной злобной критики политического содержания будут отклонены. Соблюдайте тактичность в рамках жанра! Не забываем, что наш проект Метаморфозы жанра, поэтому возможны новые открытия и неожиданные ракурсы! Дерзайте, поэты! Время позволяет!
Порядок заявки:
Имя автора - название стихотворения - ссылка.
Это необходимый минимум. Желательно в одну строку.
Приём стихов будет осуществляться до конца ФЕВРАЛЯ. Затем 1 МАРТА 2024 года будет объявлено голосование. Авторы, которые уклонятся от участия в голосовании, к следующему конкурсу не будут допущены.
Премиальный фонд конкурса:
1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов.
(количество призовых мест будет определено в зависимости от количества участников)
Желаем всем успеха И ВДОХНОВЕНИЯ для самовыражения и особого раскрытия своего поэтического дарования!
БЛАГОДАРИМ наших спонсоров! Благодаря их щедрости мы имеем возможность осуществлять наши проекты.
**
Если ведущая не сразу отвечает по вопросу приёма произведения, это не означает, что с произведением что-нибудь не так. Значит, компьютер со всеми документами не рядом. Подождите, пожалуйста, в течении 2-х суток Вам обязательно ответят! Не стоит удалять заявку!
Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова
Свидетельство о публикации №124020800219
А этот конкурс останется без голосования и призёров. Ну что же, и такое бывает...
Спасибо всем, кто всё же попытался, но не решился подать заявку. Значит, статья и сам месяц, прошли не зря по отношению к Метаморфозам жанра.
Всем хорошего настроения и вдохновения! До новых встреч!
Маллар Ме 01.03.2024 00:10 Заявить о нарушении
"ГИБДД бдит!" http://stihi.ru/2013/04/03/9913
"Подсолнух" http://stihi.ru/2013/02/13/4749
"Компоман" http://stihi.ru/2013/03/25/2188
"Лампочка" http://stihi.ru/2013/03/13/12208
"Склероз" http://stihi.ru/2013/03/25/12449
"Былое" http://stihi.ru/2010/01/07/434
"Бутон" http://stihi.ru/2013/02/20/9267
"Луна" http://stihi.ru/2010/02/28/6421
. . . ☺ . . .
С уважением и добрыми пожеланиями – Наташа.
Бабка Ёшка 01.03.2024 01:26 Заявить о нарушении
Бабка Ёшка 01.03.2024 06:43 Заявить о нарушении
Бабка Ёшка 01.03.2024 10:23 Заявить о нарушении