Несколько вопросов Е. А. Баратынскому
Евгений Абрамович Баратынский, выдающийся русский поэт-мыслитель первой половины XIX века родился 19 февраля (2 марта) 1800, (Мара, Кирсановский уезд, Тамбовская губерния, Российская империя), а умер 11 июля 1844 года (44 года), (Неаполь, Королевство обеих Сицилий)
М. М. – Уважаемый Евгений Абрамович, мне кажется, Вам было бы приятно узнать, как отозвался о Вашем творчестве знаменитый поэт, нобелевский лауреат, И. Бродский:
«Хотя диапазоном уже, чем Пушкин, Баратынский вполне ему под стать, а в жанре философской поэзии нередко, кажется, даже превосходит своего великого современника. Сам Пушкин заметил по его поводу: “Он у нас оригинален, ибо мыслит”. Мысль и в самом деле отличает стихи Баратынского, в России никогда не было более аналитического лирика…
В целом стихи Баратынского самые умные из всех написанных по-русски в его веке. Вот почему и по сей день чуть ли не каждая поэтическая школа века двадцатого помещает его имя на свои знамена». Мнение, по-моему, небесспорное, но авторитетное.
А что Вы сами думали о своих произведениях, и как оценивали их современники?
Е. Б. – Не ослеплен я музою моею:
Красавицей ее не назовут,
И юноши, узрев ее, за нею
Влюбленною толпой не побегут.
Приманивать изысканным убором,
Игрою глаз, блестящим разговором
Ни склонности у ней, ни дара нет;
Но поражен бывает мельком свет
Ее лица необщим выраженьем,
Ее речей спокойной простотой;
И он, скорей чем едким осужденьем,
Ее почтит небрежной похвалой.
М. М. – Как Вы считаете, в трудные времена войн и эпидемий поэзия так же нужна и важна для людей, как в более спокойные периоды жизни? Иначе говоря, что дает людям чтение стихов?
Е. Б. – Болящий дух врачует песнопенье.
Гармонии таинственная власть
Тяжелое искупит заблужденье
И укротит бунтующую страсть.
Душа певца, согласно излитая,
Разрешена от всех своих скорбей;
И чистоту поэзия святая
И мир отдаст причастнице своей.
М. М. – Чтобы врачевать чужие души, вероятно, кроме поэтического дара, надо хорошо понимать жизнь, разбираться в психологии людей, в их страстях и сложных, подчас весьма запутанных, отношениях. Всегда ли певцу достает ума и жизненного опыта для столь высокой миссии?
Е. Б. - Старательно мы наблюдаем свет,
Старательно людей мы наблюдаем
И чудеса постигнуть уповаем.
Какой же плод науки долгих лет?
Что наконец подсмотрят очи зорки?
Что наконец поймет надменный ум
На высоте всех опытов и дум,
Что? - точный смысл народной поговорки.
М. М. – Действительно, народная мудрость часто необыкновенно точно и кратко дает ответы на все насущные вопросы. Например, много пословиц и поговорок про глупость - видимо, от нее всегда происходило много бед. Вот, например, «Глупый завяжет, а умный не скоро развяжет», «Лучше с умным потерять, чем с дураком найти». Как быть, если приходится общаться с таким человеком?
Е. Б. - Как сладить с глупостью глупца?
Ему впопад не скажешь слова;
Другого проще он с лица,
Но мудреней в житье другого.
Он всем превратно поражен,
И все навыворот он видит:
И бестолково любит он,
И бестолково ненавидит.
М. М. – Мне кажется, что хоть и говорят, что «дуракам везет» и «горе от ума», а все-таки счастливее других живет человек отнюдь неглупый, хоть и не пронзительно умный. А что Вы думаете о счастье?
Е. Б. - В глуши лесов счастлив один,
Другой страдает на престоле;
На высоте земных судьбин
И в незаметной, низкой доле
Всех благ возможных тот достиг,
Кто дух судьбы своей постиг.
М. М. – Вы правы, этому учат нас и современные психологи: главное – понять свое предназначение, призвание, если угодно. Что говорил Вам жизненный опыт – все ли Ваши товарищи справились с этой непростой задачей?
Е. Б. – В дорогу жизни снаряжая
Своих сынов, безумцев нас,
Снов золотых судьба благая
Дает известный нам запас.
Нас быстро годы почтовые
С корчмы довозят до корчмы,
И снами теми роковые
Прогоны жизни платим мы.
М. М. – Понятно, что с возрастом «сны золотые» улетучиваются, и суровая действительность отрезвляет. Как это происходит?
Е. Б. - Дало две доли провидение
На выбор мудрости людской:
Или надежду и волнение,
Иль безнадежность и покой.
Верь тот надежде обольщающей,
Кто бодр неопытным умом,
Лишь по молве разновещающей
С судьбой насмешливой знаком.
Надейтесь, юноши кипящие!
Летите, крылья вам даны;
Для вас и замыслы блестящие,
И сердца пламенные сны!
М. М. – А когда приходит зрелость, как жить дальше?
Е. Б. - Но вы, судьбину испытавшие,
Тщету утех, печали власть,
Вы, знанье бытия приявшие
Себе на тягостную часть!
Гоните прочь их рой прельстительный:
Так! доживайте жизнь в тиши
И берегите хлад спасительный
Своей бездейственной души.
М. М. – А если душа отказывается бездействовать?
Е. Б. - Так вы, согрев в душе желания,
Безумно вдавшись в их обман,
Проснетесь только для страдания,
Для боли новой прежних ран.
М. М. – Прекрасно сказано, но это обобщенный взгляд на жизнь. А что Вы можете сказать о себе?
Е. Б. - Желанье счастия в меня вдохнули боги;
Я требовал его от неба и земли
И вслед за призраком, манящим издали,
Жизнь перешел до полдороги,
Но прихотям судьбы я боле не служу:
Счастливый отдыхом, на счастие похожим,
Отныне с рубежа на поприще гляжу —
И скромно кланяюсь прохожим.
М. М. – Скромность Вам присуща в высшей степени, и это, надо сказать, в современном мире редкое и ценное качество. Подводя итоги, что сказали бы Вы на прощание нам, далеким потомкам?
Е. Б. - Мой дар убог, и голос мой не громок,
Но я живу, и на земли мое
Кому-нибудь любезно бытие:
Его найдет далекий мой потомок
В моих стихах; как знать? душа моя
Окажется с душой его в сношенье,
И как нашел я друга в поколенье,
Читателя найду в потомстве я.
И Поэт оказался пророком, чему доказательство – эта беседа. Наш друг М. Михайлов, мысленно поблагодарив замечательного собеседника, отправился перечитывать его стихи.
Свидетельство о публикации №124020606466