Слово в песне. Выпуск 5
61. «Чудо-песенка». Авторы стихов — Людмила Давидович и Виктор Драгунский, исполнители — Людмила Лядова (она же и композитор) и другие.
Вот как начинается песня:
«Пам-па-рам... и т.д. (точное число «пампарамов» я не подсчитывал),
что за прелесть эта песенка!
В ней есть место поцелуям , шуткам и словам...»
То, что в песне есть место словам — это, безусловно, открытие, заслуживающее Нобелевки. Правда, оговорюсь, что у композитора Аркадия Островского есть «Вокализ» (песня без слов; исполнители — Эдуард Хиль и Валерий Ободзинский), но в «Чудо-песенке» такая отмазка «не катит», поскольку выше утверждения о том, что в песне есть место словам, а именно: в предшествующей строке, слова уже задействованы.
62. Песня «Звёздочка моя ясная» Автор стихов — Ольга Фокина, исполнитель — ансамбль «Цветы»
Вот что есть в третьем куплете:
«Знаю: для тебя я — не Бог,
крылья, говорят, не те»
Да простят меня верующие люди, но что-то по поводу крыльев у Бога я засомневался. У ангелов — да, а вот у Бога… И то, что я нашёл в интернете, подтвердило мои сомнения. Вот ссылка:
http://otvet.mail.ru/question/93265456
Так что те или не те крылья у героя — сравнивать не с чем.
63. Песня «Леди Гамильтон». Автор стихов — Александр Вратарёв, исполнитель — Александр Малинин.
Здесь — целый ряд находок. Поехали.
«В кинотеатре «Буревестник»
после той большой войны
за полпачки «Беломора»
проходили пацаны...»
Проходили куда? В кинотеатр. Как здесь затесался предложный падеж вместо винительного — непонятно.
«На правах подсобной силы
мог я в гости заглянуть,
если Клавдия просила
застегнуть чего-нибудь...»
«Дворовый» вариант «чего-нибудь» вместо правильного «что-нибудь».
Ну и припев. В нём лихо чередуются второе и третье лицо :
«...Леди Гамильтон, леди Гамильтон,
Я — ТВОЙ адмирал Нельсон.
Как ОНА ждала, как ОНА звала,
как ОНА пила виски!
«Леди Гамильтон, леди Гамильтон,
ТЫ была в моей жизни».
64. Песня «Ты меня любишь». Автор стихов — Римма Казакова, исполнитель — Александр Серов.
Здесь достаточно одной цитаты:
«Ночью дневною тихо придёшь, разденешься ...»
«Ночью дневною» - это как?
65. Песня «Позвони». Автор стихов — Онегин Гаджикасимов, исполнитель — Полад Бюль-Бюль Оглы.
Вот припев:
«Быть может, ты забыла мой номер телефона,
быть может, ты смеёшься над верностью моей,
но я не понимаю, зачем ты так сердита,
ну, перестань смеяться и позвони скорей».
Какая импульсивная героиня, однако! Смеётся — и тут же сердится. Проходит мгновение — опять смеётся. А, скорее всего, даже «два в одном»: смеётся и сердится одновременно.
Ну и плюс — корявое в контексте слово «зачем», явно имеющее значение «почему».
66. Тему «Зачем» продолжает следующая песня, которая так и называется. Автор стихов — снова Онегин Гаджикасимов (стиль, однако!), исполнительница — Ирма Сохадзе.
Любознательная маленькая героиня всё время задаёт вопросы типа: зачем то, зачем это. Но, если ко многим словам это «зачем» подходит, то в вопросах «Зачем арбуз полосатый?» и «Зачем медведь косолапый?» оно, опять-таки, неуклюже заменяет правильное «Почему?»
67. Уважаемые читатели! Вам приходилось встречать в песнях рифму «чистоту — волкУ», причём, последнее слово с ударением на втором слоге? Тогда ознакомьтесь с песней «Грязнуля». Автор стихов — Арнольд Петросов, исполнитель — он же.
А вот и обещанные строки:
«Душа упала в пятки и ноги подкосились,
когда козлёнок проклял себя за чистоту.
Ты хочешь быть кристальным, душой и телом чистым,
а это оказалось всё нА руку волкУ».
Высокая поэзия.
Душераздирающая история о дружбе козлёнка с поросёнком и о том, как опасно быть чистым. Желающие могут ознакомиться с песней в интернете.
68. Песня «Чао, чао». Автор стихов — Евгений Муравьёв, исполнительница — Ирина Аллегрова.
Опустив «соединительные» слова «чао, чао» и «аморе мио», приведу только слова припева:
«Анджело, загорелый грешный ангел,
Анджело, сердце, как часы, останови».
Интересное пожелание! Герой героине настолько надоел? Поцеловались-помиловались, мол, и хватит?
69. Ещё раньше тема остановки сердца была затронута в песне «Этого мне только не хватало». Авторы стихов — Яков Голяков и Сергей Ветров, исполнитель — Анатолий Королёв.
В одном из куплетов слышим:
«У меня характер с перцем,
ну и пусть стучится сердце -
я ему скажу, чтоб не стучало...»
Если в предыдущем примере героиня распоряжается чужой жизнью, то в данном у героя, прямо-таки, суицидальные наклонности. Или он плохо знает медицину? Совсем, как Хоттабыч — технику, когда он решил, чтобы не мешал шум двигателей самолёта, просто их отключить.
70. Песня «Домовой». Автор стихов — А.Аткин (точное имя мне найти не удалось), исполнитель — Владимир Маркин.
Всё было бы хорошо в этой песне, но... В ней рассказывается, как девушки возвращались после танцев через лес и как, повстречав кого-то, испугавшего их, назвали его домовым. Это несколько странно, поскольку в лесу должен быть леший, а домовой — существо домашнее.
71. Песня «Ах, Москва». Автор стихов — Леонид Дербенёв, исполнительница — Маша Распутина.
Вот фрагмент припева:
«Ах, Москва, ах, Москва, остановленная песня,
по святым местам и храмам непотребный бродит люд,
и никто, и никто лба себе не перекрестит...»
Вроде бы, откровенных ляпов в приведённом тексте нет, но, если вчитаться в, так сказать, альянс второй и третьей строк, то это — беспросветное хамство по отношению к другим религиям, а также к атеистам, поскольку получается, что все не христиане и все атеисты - «непотребный люд». Да простит меня покойный маститый поэт, но очень жаль, что, сочиняя стихи к песне, он до этого не додумался.
72. Песня «Борька — бабник». Автор стихов — Герман Енин, исполнитель — Виктор Рыбин (группа «Дюна»)
Фрагмент третьего куплета:
«Ведь я — пацан женатый,
а Борька холостой.
Когда иду я с женщиной налево,
а он — к себе домой».
Фразеологический оборот в последних двух строках какой-то безграмотный. Даже если заменить в последней строке «а» на «то», стилистика улучшится, но ненамного. Не говоря уже о том, что ритмически третья строка не вписывается в «прокрустово ложе» мелодии. Возможно, именно по этой причине певец произносит эту строку речитативом.
73. Песня «Королева». Автор стихов — Владимир Маркин, он же исполнитель.
Вот как начинается песня:
«Где б мне отыскать себе девчонку,
чтоб была красива и стройна,
чтоб она не гнулась, не ломалась,
не косила строгие глаза».
Здесь обращают на себя внимание три момента:
а)рифма «стройна — глаза»
б)двусмысленность в выражении «не ломалась»
в)косоглазие уже заняло прочное место в песенном творчестве; вспомните хотя бы песню Слепакова «В «Одноклассниках»». Хорошо ещё, если будущая возлюбленная героя не косит, «низко голову наклоня».
74. Песня «Мундирчик». Автор стихов неизвестен, исполнители — Михаил Звездинский, Анатолий Могилевский, Алексей Глызин.
Песня не очень широко известна. Напомню начало:
«На мне тогда был новенький мундирчик,
на Вас была голубенькая шаль,
но Ваш папан был так ко мне придирчив,
что потерять мне Вас пришлось,- а жаль...»
Далее рассказывается грустная история любви, в которой предмет обожания путешествует между Парижем и Марселем, а влюблённый военный в это время воюет за Белую гвардию — о чём он сам говорит: «Придётся мне повоевать с Будённым». Причём, из слова «придётся» можно сделать вывод, что в Белой гвардии тоже воевали призывники. Правда, герою особенно сочувствовать не стОит, поскольку глагол совершенного вида «повоевать» говорит о том, что с Будённым удастся расправиться быстро.
Интерес также представляет собой последний куплет, который начинается так:
«Сказал б я Вам и Вашему папаше:
«Мерси боку». По-русски б я не смог».
Вежливость и воспитанность кавалера достойна высших похвал (правда, непонятно, за что он благодарит девушку и её отца). Но вот его переход на французский — чем он вызван? То ли сам герой в своих армейских скитаниях позабыл русский язык, то ли не надеется, что тот после «парижей» сохранился у девушки.
75. Песня «От Москвы до Шепетовки». Автор стихов — Регина Лисиц, исполнительница — Любовь Успенская.
«Всё поделим пополам. Если море — морякам,
значит, небо — облакам снежным, нежным.
Если горе - чудакам, значит, счастье — дуракам,
а любовь, конечно, нам, грешным, грешным».
Можно было бы согласиться с подобной «делёжкой», если бы не слово «пополам», предполагающее вполне конкретные пропорции.
Далее припев:
«Пути не ведая, еду я день и ночь без остановки,
иду по следу я, следуя зову сердца своего.
Сама не ведая, еду я от Москвы до Шепетовки,
иду по следу я, следуя от себя и до него»
Как-то не вяжется «пути не ведая» и «по следу». Раз по следу, значит, очень даже ведая. И не всякий бобик так хорошо возьмёт след, как девушка в погоне за любимым. И ни в какой Шепетовке ему не спрятаться.
Предыдущие песенные обзоры расположены по адресам:
http://stihi.ru/2022/10/31/6854
http://stihi.ru/2023/03/14/5488
http://stihi.ru/2023/08/27/4343
http://stihi.ru/2023/10/17/4926
Свидетельство о публикации №124020505659
У Анатолия Рядинского кого я только не встречала в те достопамятные времена, помню, как Бабкина голосила в лесу, словно подорванная, а всякие дивы помельче вообще выделывались, как только могли.
Помню, Женька тащит под мышками двоих чёрненьких детишек с крестиками на гайтанах, спрашиваю, - где ты это взяла? И тут идёт их папа - Вейланд Родд, бывший муж Ирины Понаровской с молодой женой. Мы подружились, он прослушал мою дочурку, сказал, что она будет джазовой певицей, все задатки налицо. Приезжал к нам в гости в Саввинский... Все мои знакомства оборвались в 2010 году 22 июня... Не до того нам всем стало, ты знаешь. Женька до сих пор поёт по приглашению.
Вот ты опять погрузил меня в воспоминания.
А знаешь ли ты, что такое "волкИ позорные"? Это как раз та голимая графомань, что ты перечислил, и множество другой... Куда же без этих глупостев! На вкус и цвет, как говорится, кушают и нахваливают...
Архив Тимофеевой 07.02.2024 12:57 Заявить о нарушении
Большое спасибо.
В оправдание некоторым песням скажу, что, при всех текстовых ляпах, в некоторых весьма достойная музыка.
Печальная Дусенька 07.02.2024 16:33 Заявить о нарушении
Архив Тимофеевой 07.02.2024 18:00 Заявить о нарушении
А вот интересно. Мы с тобой (прости, что говорю о возрасте)- люди практически одного поколения. И ты наверняка слышала Жана Татляна. Вот кто - кумир моей юности. Я и до сих пор считаю, что в эстраде его никто не превзошёл и вряд ли превзойдёт. Сейчас ему восемьдесят - и вряд ли он уже активно выступает, но его пение всегда было мне бальзамом на душу. Плюс к этому - он сам писал прекрасные песни. А аранжировки там - это же чудо! Интересно: как ты к нему относишься? Я сейчас пойду гулять - твой возможный ответ прочту по возвращении. А вот какую статью я посвятил его юбилею - http://stihi.ru/2023/08/01/4596
Печальная Дусенька 07.02.2024 18:16 Заявить о нарушении
Послушай Дивну Любоевич, правда, она не эстрадная певица, поёт церковные гимны, но, какая сила и красота, это не каждому дано. Это настояшее.
http://www.youtube.com/watch?v=XysZjg6uh_g
Архив Тимофеевой 07.02.2024 18:46 Заявить о нарушении
Спасибо за мнение. Рекомендацию постараюсь послушать.
Последнее, что скажу. Муслим, конечно - это сила. Но я бы сказал, что голос у него не эстрадный. К эстраде, всё-таки, несколько иные требования.
Печальная Дусенька 07.02.2024 19:41 Заявить о нарушении
Архив Тимофеевой 07.02.2024 19:43 Заявить о нарушении
Я помню: Алла Баянова выступала до весьма преклонного возраста.
Печальная Дусенька 07.02.2024 20:12 Заявить о нарушении
Архив Тимофеевой 07.02.2024 20:51 Заявить о нарушении
Архив Тимофеевой 08.02.2024 02:00 Заявить о нарушении
Печальная Дусенька 08.02.2024 06:07 Заявить о нарушении
http://www.youtube.com/watch?v=geI_0bjDJmE - вот это как тебе? Жаль, рано умер Валерий, он потрясающий. Такие певцы не блистают на эстраде, для этого надо быть чьим-то тра-та-та. Как тот же Шаман, протеже Володина.
Архив Тимофеевой 08.02.2024 10:56 Заявить о нарушении
Печальная Дусенька 08.02.2024 16:55 Заявить о нарушении