Мы шествуем к жизни концу и... своему Творцу

Мы источник веселья - и скорби рудник,
Мы вместилище скверны - и чистый родник.
Человек, словно в зеркале мир - многолик.
Он ничтожен - и он же безмерно велик.
Омар Хайям

Величественную, глубоко символичную, наполненную яркими образами, идеями и смыслами картину «Дорога жизни» сотворила душа, сердце и разум самобытной узбекской художницы Дилором Мамедовой. По животворящему мановению магии ее кисти героиня картины не спеша шествует к жизни концу и… своему Творцу. Поэтому и дорога, которую ей «проложила» художница всё уже и к концу ближе.

Она идет к своему Создателю, как все люди, ступая по границе между прошлым и грядущим. Дилором разделила жизненную стезю, ведущую ее героиню к Господу, на светлую и темную стороны и она идет по ее срединной грани, беспрестанно балансируя между Творцом и Иблисом, т.е. добром и злом: алчностью и щедростью, греховностью и праведностью, бесчестьем и честью, лицемерием и искренностью, благородством и паскудством, добросердечием и черствостью, мужеством и трусостью.

Она шествует к Всевышнему Создателю, согреваемая воспоминаниями о юности и молодости, канувшей в пучину времени; о чуде любви и ее великих порождениях - детях. Естественно, в ее памяти всплывают картины сбывшихся свершений и мечты, которым так и не суждено было сбыться.

Ее весьма тяготят воспоминания о своих прегрешениях и грехопадениях, многие из которые известны лишь ей одной. Терзаемая мыслями о них, она молит Всевышнего о прощении, всем существом надеясь на Его милосердие. Она сокрушается о множестве своих ошибок и заблуждений, допущенных на путях жизненных по неразумению либо недомыслию. «Нагруженная» этим скарбом грехов и благодеяний, обретений и потерь, свершений и мечтаний, она не спеша идет к Господу...

Судя по «говорящей» спине и не менее красноречивой поступи, ясно, что она не испытывает панического страха и ужаса от встречи, которая ей предстоит с Всевышним. Ведь она, скорее всего, не совершала в своей жизни тяжких грехопадений и злодеяний. Она, как герой рубаи О. Хайяма, испытывает унынье, сожаленье и испепеляющий стыд перед Господом за свои прегрешения, ошибки и заблуждения, которые ей не удалось избежать, как и всем людям на земле:

Раб страстей, я в унынье глубоком - увы!
Жизнь прожив, сожалею о многом - увы!
Даже если простит меня Бог милосердный,
Стыдно будет стоять перед Богом - увы!

До самых глубин души переполненная чувствами глубокого унынья, сокрушения и стыда, она предстанет перед Всевышним, надеясь на Его милость. И она, скорее всего, будет прощена, потому что именно о таком развитии событий свидетельствовал пророк Мухаммад (САС), который говорил: «Когда Аллах создал всё сущее, Он сделал запись в Своей Книге, (находящейся) у Него на троне, предписав Себе (следующее): "Поистине, милосердие Моё будет преобладать над гневом Моим"».*

Хамзат Фаргиев

5 февраля – 16 октября 2024

Примечание

* Мухаддисы этого хадиса - учёные-хадисоведы аль-Бухари и Муслим.


Рецензии
Я с большим интересом читаю Ваши мудрые философские и глубоко эмоциональные произведения. Я восхищаюсь Вашим творчеством! Рад, что многие Ваши читатели того же мнения. Только достойные люди могут оценить достойное! Благодарю от души, дорогой Хамзат!

Фатхула Джамаль   13.02.2024 14:37     Заявить о нарушении
Спасибо, Джамаль! Взаимно.

Хамзат Фаргиев   13.02.2024 14:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.