К главе Бог книги Веры Синельниковой. Ремарки 15

Внутренний свет. Духовная публицистика. С Верой Синельниковой, Светланой Васильевной Бужовой и другими авторами на сайте «ВКонтакте» / Составил Виталий Иванов. – СПб.: Серебряная Нить, 2023. – 338 с.
https://russolit.ru/books/download/item/4323/

Листалка. Читать:
https://pubhtml5.com/ccwf/zwyh/
---------------------------------

- Энергии, сообщаемые христианам Духом Святым, не представляются уже как внешние причины, но как благодать, внутренний свет, изменяющий природу путем обожения.
                Лосский Владимир Николаевич


- Встреча с Богом означает не единовременное приближение к некому стороннему, отделённому от человека существу, исполненному Света, Любви, Мудрости, а то, к чему мы все стремимся и что является основным смыслом нашей эволюции: великое, не всегда сразу осознаваемое, но кардинально меняющее жизнь открытие внутри себя источника Божественного Света, Гармонии и Любви. Внутреннее существо человека соединяется с Богом и устанавливается счастливое равновесие духа.
                Вера Синельникова

- Духовный рост – это постижение Духа Святого, а не напичкивание себя знаниями и техниками. И знаете, что Он делает с вами? Он вас меняет. Полностью. Он входит – и сердце больше не может быть закрытым и холодным, Он входит – и ум умолкает, Он входит – и нет потребности ни самоутверждаться, ни побеждать, ни выписывать диагнозы; Он входит – и разум, сознание очищается; Он входит – и душа излучает Свет; Он входит – и нет никакого желания влиять на судьбу; Он входит – и это мы даем Миру Свет, а не он нам. Духовный рост – это не желание потреблять на более тонком уровне, а желание отдавать. Духовный рост раскрывает Свет Души.
                Наталья Шевцова


- К этому замечательно точному описанию преображения человека под воздействием Духовного Света можно только добавить, что Свет не «входит», не привносится откуда то извне, он дремлет в нас до поры до времени – мы просто расчищаем к нему дорогу. Задача и миссия православного священника, воспринявшего не умом, но сердцем магию Фаворского Света, соединяющего человека и Бога, с радостью и щедростью изливать этот Свет на паству, одаривать им каждого нуждающегося, пробуждая таким образом спящие сердца подобно тому, как это случилось с апостолами. В реальности, часто не сводимой с тем, как быть должно, всё зависит от силы воздействия и возможности восприятия – воистину ли благодатен священник и достаточно ли открыт нуждающийся. Можно выучить все правила церковного устава и этикета, старательно соблюдать посты и даже заповеди, но так и не соприкоснуться со Святым Духом. И будучи не слишком грамотным в церковном катехизисе, можно одной лишь глубиной веры и искренностью служения постичь счастье Божественной Благодати.
Вполне объяснимо с этой точки зрения запустение и переориентирование на иные, светские цели христианских храмов на Западе, связанное и с постепенным отходом католицизма от прямого общения с Богом и с трансформацией роли священнослужителя из передатчика Божественного Тепла и Света в чтеца формально назидательной проповеди. С другой стороны, многочисленны свидетельства обращения в православную веру людей иного вероисповедания или совсем не верующих под воздействием атмосферы в православных храмах, приводящей к мгновенному неожиданному катарсису, что связано с непосредственным воздействием Божественного Света, многократно усиленного чистотой и искренностью молящихся, что было бы невозможно при формализованном подходе к богослужению. В эти удивительные счастливые мгновения в человеке открывается некое оконце, через которое Свет проникает в темницу с пленённым духом, где происходит движение, подобное проклёвыванию росточка на зерне, и, по крайней мере, означающее начало Пути к Богу.

Важнейшая доктрина христианства о воскресении Христа, по разному трактуемая, но являющаяся фундаментом веры, имеет под собой глубокие основания, ибо невозможность воскресения человеческого земного тела Христова не только не исключает, а, напротив, проясняет вознесение и вечную жизнь Его духовного тела, сотканного из субстанции Света, не подверженной смерти и разложению. Глубинная суть Христианства, наиболее выраженная в Православии. заключена во взаимодействии с Духовным Светом Христа, освещающим дорожку к нашему духовному сердцу и живущей в нём Божественной искре.
                Вера Синельникова

- Уподобимся Христу, ибо и Христос уподобился нам. Явился Свет, который скрыт был у Него под завесою плоти. Сей Свет был Свет Божеского естества, поэтому и не сотворенный Божественный.
                Святитель Григорий Богослов


- Истинная цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего… И Он, когда принят будет, откроет вам высшие тайны и будете в этом теле, как те, кои уже находятся в Царствии.
                Серафим Саровский

- Истинная цель - в познании и развитии мира, нашей Вселенной, продолжении Творения. Именно в творчестве человек обретает настоящее счастье. Это награда.
А в медитации, тем более что в нирване человек, типа, спит, уходит от своего предназначения. И даже молитва в крайних своих проявлениях, когда она занимает основное место в сознании и время в бытии человека, становится не добром, но злом, т.к. мешает человеку исполнять свою миссию на Земле по преобразованию и украшению мира, лишает его счастья Творца.
Сказанное не означает полного отрицания значения молитвы, медитации, нирваны в разумных пределах, когда они не становятся самоцелью, не мешают основному предназначению человека, наоборот, помогают развитию сознания, самопознания, сосредоточения ума и всех сил человека с ясной целью продолжить Творение.
                Виталий Иванов


Проповедь Христа, которую Эдуард Шюре назвал «вселенской религией Духа», по сути бессмертна. Даже если сжечь и развеять по ветру все написанные и напечатанные за тысячелетия тексты Евангелий, проповедь Христа будет витать в воздухе, доколе будет существовать человечество, и это вовсе не чудо, а действие Божественного Закона.

Поклонение святым мощам, иконам, бережно хранимым реликвиям, связанным с жизнью святых, – это не только и не столько почитание памятных объектов, сколько восприятие действия запечатлённого в них Священного Духа. Чтение евангелических текстов не могло бы производить в течение тысячелетий такого ошеломляющего воздействия, если бы они не были переполнены Святым Духом. Вполне объяснимо с этой точки зрения запустение и переориентирование на иные, светские цели христианских храмов на Западе, связанное и с постепенным отходом католицизма от прямого общения с Богом и с трансформацией роли священнослужителя из передатчика Божественного Тепла и Света в чтеца формально назидательной проповеди. С другой стороны, многочисленны свидетельства обращения в православную веру людей иного вероисповедания или совсем не верующих под воздействием атмосферы в православных храмах, приводящей к мгновенному неожиданному катарсису, что связано с непосредственным воздействием Божественного Света, многократно усиленного чистотой и искренностью молящихся, что было бы невозможно при формализованном подходе к богослужению. В эти удивительные счастливые мгновения в человеке открывается некое оконце, через которое Свет проникает в темницу с пленённым духом, где происходит движение, подобное проклёвыванию росточка на зерне, и, по крайней мере, означающее начало Пути к Богу.

Православное христианство очень близко, почти вплотную подошло к разрешению главной загадки и главного смысла явления человека в Божественном Мире, однако, чтобы сделать следующий, решающий шаг, ему недостаёт внутренней энергии и универсализма, как абсолютно необходимого качества для объединения человечества в трагический миг его истории. Кроме того, надо признать, что любая, самая прекрасная и Божественно чистая идея, как только она приобретает контуры и черты системы и утрачивает живую связь с остальным миром, неминуемо обречена на внутренние противоречия и высыхание. Человек не может вместиться ни в одну систему.

                Вера Синельникова

- Вся история России вела к созданию новой философии-религии общемирового значения. Россия шла к этому всю свою долгую, блистательную и мучительную историю. Она тысячу лет вбирала мировой опыт: власти - от варягов и далее, все мировые религии, все течения философии. Кроме того, она расширялась территориально. Объединила собою огромные территории - 1/6 часть света, вбирая в себя народы, ассимилируя их культуры (но не уничтожая их!), все хорошее и дурное, что было повсюду, куда залетал дух русский. Россия склонялась то к Западу, то к Востоку и все время мучительно искала себя...
Россия - не империя, а вместилище. Миссия России не имперская - не завоевать и уничтожить, а вместить, вобрать в себя, не уничтожая, но объединяя в себе многое, разное.
Россия распухла...
Для чего же все это было?
Для чего же еще, если не для рождения некой новой, общемировой, великой идеи?!

Свой путь России - не в окончательном избрании и жестком следовании какой-либо одной, давно известной всем ортодоксии, а в непрерывном вбирании в свой идеальный мир лучших идей всего человечества. Выработка на базе совокупного мирового опыта Вселенской философии и религии, открывающей перспективы бесконечного развития мира осознавшим свою Миссию Разумом - вот задача России.
Объединение мира, но не нивелирование его. Охват многого, разного чем-то высшим единым. Так же, как на нижнем уровне мир объединяет одна субстанция, и потому мир един, непрерывен, на верхнем уровне мир объединяет одна Идея. Это идея бесконечного развития, все большего разнообразия во всеединстве. Эту Идею призвана раскрыть миру Россия!
Россия - вместилище крайностей, во взаимодействиях которых вырабатывается новое. Она вбирает в себя всю множественность культур Запада и Востока. И Запада, и Востока! В объединении человечества на базе принципа множественности и соразмерности, собирании и поддержки всего самого лучшего, направлении общих усилий на познание и развитие мира - свой путь России!


Я вижу в нашей церкви центр русской духовности и культуры. Не только христианской и православной, а именно русской, в самом широком охвате по времени и содержанию. Да, стержнем здесь может быть православие... Но не в сегодняшнем его понимании одной из ветвей христианства.
Наша церковь должна включать в себя все лучшее, созданное народом за все этапы нашей истории, начиная от дохристианской эпохи, язычества и переходя постепенно к постхристианству. Традиция не должна разрываться, и в народе не прерывается!
Истинная церковь - хранительница и созидательница Духа народа.

                Из книги «Русская идея. Пути России»
                Виталий Иванов


Рецензии