Художественная литература и психология

— Таня, ты тонко чувствуешь людей, понимаешь их поведение. Как ты этому училась? Читала книги по психологии?

— Ну, во-первых, у меня в этом огромный опыт. Практически, во всю мою жизнь. Общение — это моя любовь, моя страсть, моя необходимость, мое предназначение. Пожалуй, только во сне я делаю паузу. Всё остальное время я посвящаю развитию навыков общения, вербальных и невербальных. В том числе с самой собой. Хотя иногда и во сне продолжаю генерировать идеи или проделываю психотерапевтическую работу.

Что касается книг по психологии, то да, конечно это тоже. Редкий день в году, когда я не читаю что-нибудь новенькое или старенькое по теме. Ну и с 14 лет я начала сознательно изучать и осваивать методы практической психологии. Примерно с этого же времени начала самостоятельную психотерапию и не останавливаюсь в этом процессе. Изучение себя — это ценный инструмент и для понимания других людей.

Но и до знакомства с психологией, как наукой, у меня было много учителей в искусстве психологического общения. А именно — все авторы художественной литературы, которую я читала. Я научилась читать полноценно только в семь лет, зато сразу стала читать всё, что попадалось под руку.

Детская литература быстро подошла к концу, поэтому я читала в свои десять-одиннадцать и Моэма, и Драйзера, и Дафну Дю Морье, Диккенса. Всё, без разбора, что находила дома. Сдабривая это всё сказками, которые у меня были настольными книгами.

Сейчас сказки я читаю редко, но вот без художественной литературы не провожу ни дня. Думаю, десяти дней в году не наберется, чтобы я не прочитала хотя бы 3-4 страницы. Завтрак у меня традиционно с художкой.

И вот ее я считаю кладезем психологических знаний. И уверена, что многое из того, что я как-будто знала всегда, корни свои берет из моей страсти к чтению именно художественной литературы.

Психология существовала и до появления науки психологии. Все те, кого мы называем классиками, были тонкими наблюдателями и знатоками человеческих душ. Помню, как перечитывала "Яму" Куприна уже в более или менее сознательном возрасте. Я была поражена, увидев мысль о том, что жительницы борделя, о которых речь в этой повести, замерли на той стадии развития, на которой их совратили.

К тому времени я уже знала, что эта идея подтверждена современной наукой психологией. Но вряд ли об этом знал Александр Куприн. Уверена, он сам пришел к этому выводу, наблюдая прототипы своих персонажей в реальной жизни.

Да что говорить, я не большая любительница античной литературы, но об «Илиаде» Гомера даже я слышала. Какой-то там век до нашей эры. Кстати, сейчас подумала, почему я не читала это в детстве? Ведь тоже вполне себе сказка. Правда, страшная. Я не любила страшные сказки. И сейчас не люблю.

Но это я отвлеклась. А возвращаясь к основной идее, то художественная литература всех времен и народов — это бесконечный источник знаний о человеческой природе. Там столько, что хватит на множество жизней для изучения. Но даже простое увлекательное чтение для души — вносит вклад в развитие нашего знания психологии людей.

Сейчас, конечно, я гораздо более внимательна к описываемым лицам и их поведению, нежели в детстве. И уже осознанно черпаю, кроме просто удовольствия от чтения, нужную мне информацию в контексте моей страсти и профессиональной деятельности.

В параллели с плюс-минус научной литературой по психологии, художественная литература просто космически меня расширяет в умении общаться. Но, думаю, что многие вещи она в меня заложила в то девственное, в смысле знаний, время с 7 до 14 лет. Возможно, и зародила любовь к изучению и освоению на глубоком уровне общения человека с человеком.

12 января 2023г


Рецензии