Умеете ли вы отличать эмоции от мыслей?
Общаясь не в роли учителя, я повсеместно вижу ту же картину. Люди, не разбираясь, где что, спорят о чувствах и бездоказательно объявляют свою точку зрения истиной для всех. Не говоря уже про то, что делают собеседников ответственными за все свои неприятные переживания, которые в массе своей являются непрожитыми эмоциями за всю жизнь. И собеседник здесь всего лишь спусковой крючок.
И вот весь этот клубок своих мыслей, эмоций из текущей ситуации и прошлой жизни хорошо бы распутать. Появится шанс связать это всё во что-то ценное, полезное. Как минимум, для себя.
В ином же случае это бесконечные личностные и межличностные конфликты, которые разрушают.
И самое простое (хотя совсем непростое), это начать различать эмоции/чувства и мысли. В том числе мысли об этих эмоциях.
— Какие эмоции ты сейчас испытываешь?
— Я думаю, что это неправильно, когда человек, говорит не то, что думает.
— Это ты думаешь. Это мысль, а не эмоция. А что ты чувствуешь?
— Я чувствую, что тебя не понимаю.
— А какая это эмоция?
— У меня нет никакой эмоции. Я спокоен.
— Ты спокоен? Твоё тело расслаблено? Ты не чувствуешь раздражения от того, что не понимаешь меня?
— Только слабые люди раздражаются по таким пустякам.
Вот стандартный разговор с человеком, который ещё не умеет отличать эмоций от мыслей. Он привык ко всему подходить аналитически, считая эмоции ненужной, мешающей вещью. У него ещё впереди открытие их ценности, их неоценимой помощи ему в его делах. У него ещё впереди огромная экономия и создание энергии за счёт обучения управлению эмоциями.
— Что ты думаешь по этому вопросу, какого мнения придерживаешься?
— Я думаю, что меня они бесят. Они ни в чем не разбираются. Кто их на работу взял?! Они ничего не умеют.
— А как бы ты сделал на их месте?
— Ну уж точно получше их! У них руки не из того места растут. Из-за них мне придётся делать не то, что я хотел. Бесят!
— Ну а сделать-то как лучше, чтобы в следующий раз такое не повторилось, как ты думаешь?
— А чего это я думать должен?! Они накосячили, они пусть и думают, как делать в следующий раз лучше. Меня это всё достало! Всё время я должен что-то решать!
Это ещё один стандартный разговор с человеком, который ещё не умеет отличать эмоций от мыслей, обсуждение вопроса от выражения эмоций, логику от эмоционального выплеска. Ему ещё только предстоит научиться действовать рационально даже в эмоциональном запале. Чувствуя свои эмоции, понимая их причину, откладывать проживание чувств на более подходящее для этого время. Сейчас же стоит мыслить и действовать логически, рационально. Выражая эмоции в той мере, в которой это помогает более быстрому достижению цели.
— Какие эмоции ты сейчас испытываешь?
— Любой человек в этой ситуации чувствовал бы злость.
— А что чувствуешь ты?
— Ну вообще по-разному. В зависимости от ситуации, своего настроения и многих других факторов.
— Какие эмоции ты испытываешь прямо сейчас вот в этой вот ситуации?
— Надо подумать.
— Какие эмоции ты чувствуешь?
— Ты уже устала со мной возиться. Тебя же явно раздражает, что я так медленно думаю и говорю.
— С чего ты так решил?
— Ну любой бы человек раздражился.
Это ещё один пример рационализаторства эмоций, в том числе чужих. И ещё не готовность признать свои, сделать их видимыми. Способ спрятаться за чужие эмоции. Ещё предстоит сделать шаг к своим чувствам, к умению их чувствовать и видеть, а не рационально предполагать их наличие и причины.
И много других диалогов, в которых те, кто ко мне приходит учиться общению, в том числе публичному, учится и видеть и понимать свои и чужие эмоции, отличать их от анализа, от мыслей по поводу этих эмоций и от логических цепочек доказательства точек зрения. Учатся видеть свои автоматические реакции: эмоции, мысли, поведение. Учаться управлять ими в соответствии со своими целями. Учатся определять свои истинные цели.
И вот когда клубки потихоньку распутываются, становится ясным, что эмоции и мысли — разные структурные единицы. Каждая из которых находит отражение в теле человека. И распутывание этих клубков влияет и на тело, и на нашу целостность, и на наше ощущение себя.
И, конечно же, становятся ценными инструментами в общении: с собой и окружающими. Лично и публично.
9 января 2023г
Свидетельство о публикации №124020405409