Никто не видит, как сгорают корни

Величайший грех против ближнего -
не ненависть, а равнодушие. Это
самое нечеловеческое из всех
человеческих чувств. Б. Шоу

У замечательной поэтессы Людмилы Татьяничевой имеются стихи без названия о дереве, погибающем из-за незаметного засыхания корней. Но оно, как басня, эзоповым языком подразумевает не дерево и его корни, а жизненную стать и силу самых близких людей, совсем незаметно для души, сердца и глаз, загибающихся от равнодушия самых любимых домочадцев. Ведь им надлежит в соответствии с Господним предписанием и человеческим предначертанием бережно и ласково согревать «корни» жизни ближних своих теплотой души и сердца, окружая их повседневной сердечностью и вниманием. Увы, случаются и прямо противоположные истории не только равнодушного и хамского отношения к близким, но, наряду со сказанным, даже потребительского сидения у них на шее.

В этом стихотворении, как солнце в капельку воды, вместилась вся гамма чувств, мыслей, речей и деяний, негатив которых взрастает злом в отношениях меж близкими людьми. Сей набор бесовских нашептываний, прельщений и, настырно подогреваемого ими блуда языка и деяний черствости и равнодушия, терзает близких, незаметно, но неотвратимо, как огнем, «выжигая» соки из корней их жизни...

        Однако, как считает мой одноклассник и друг Ахмед Тимиев, идея и содержание этого стиха приложима и к общественной жизни. В частности, он сказал: «Равнодушию народа к болезни своей души и общественного сознания может способствовать низкий интеллект, пренебрежительное отношение к ученью и знаниям, которое обуславливает заторможенность его развития. Упорное противодействие развитию тем сильнее, чем человек тупее в силу отстраненности от познанья. Мощной подпиткой “корней” народа являются его традиции и культура, а ее главный и яркий маяк – это его язык, так как он и есть главнейший передатчик духовного наследия народа последующим поколениям. В совокупности ж они представляют собой духовные корни народа, которые подлежат сбережению».

        Как полагает Ахмед, Иван Крылов также описал в басне «Свинья под дубом» сию общественную болезнь пренебрежения к постижению истины – заразе, передающейся от одного поколения к другому:

Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Но нам пора «вернуться» из XIX столетия в XX век, в котором нас «заждалась» Л. Татьяничева. Я очень любил и люблю это ее стихотворение и часто повторяю про себя, но более всего мне нравилось декламировать его наизусть перед всеми поколениями моих воспитанников в г. Малгобеке Ингушетии, Подольске и Быковке Московской обл. глазами, взирая в глаза; сердцем, прикасаясь к сердцу и душой, осязая душу:

Никто не видит,
Как сгорают корни.
И дереву
До срока невдомек,
Что пошатнулся
Кряж его огромный -
Копитель силы,
Крепости исток.

Оно стоит,
Ни в чем не уступая
Другим деревьям
В золотом бору.
И та же стать,
И та ж листва густая,
И тот же шелест
Веток на ветру.
 
Но вдруг заметим
Мы однажды летом,
Что листья стали
Мельче и бледней.
Не по прямым,
По косвенным приметам
Мы узнаем о гибели
Корней...

Казним себя,
По сердцу бьем наотмашь,
Что, находясь вблизи,
А не вдали,
Не поспешили дереву
На помощь
И красоту от смерти
Не спасли!..

Хамзат Фаргиев

3 февраля - 18 октября 2024


Рецензии