Любите живопись, поэты! 2-24

   Привет всем авторам площадки, любителям лирики и философских размышлений!
   С вами Галина Волуйко.
   Мы продолжаем  конкурс стихов, написанных по картинам, так как этот конкурс авторам  очень нравится.
 
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно. (с) Н.А. Заболоцкий.

    В этом году будут конкурсы по самым популярным картинам русских и советских художников.
Можно будет приносить стихи, написанные ранее.

********************
    Сегодня мы знакомимся с творчеством русского художника  Владимира Леонидовича Муравьёва (1861-1940).
    Будущий художник родился в семье графа Леонида Михайловича Муравьёва и Софьи Николаевны Оржицкой. По отцовской линии в числе предков были Голицыны, Шереметевы, Тютчевы, Муравьёвы, а по линии матери Кирилл Григорьевич Разумовский и непосредственный участник восстания декабристов на Сенатской площади Николай Оржицкий.
    Столь знатное происхождение, наверное, во многом определило судьбу Владимира, наложило отпечаток на всю его дальнейшую жизнь и характер.
Имеется крайне мало сведений о жизни Владимира Леонидовича, и в частности, о его детских годах.  Можно допустить, что Владимир получил качественное домашнее образование, и в 1879 году был определён в Пажеский корпус, откуда самовольно вышел в 1881 году, так и не доучившись.
    В том же 1881 году он поступил В Петербургскую академию художеств в качестве вольного слушателя в мастерскую знаменитого пейзажиста М.К. Клодта, племянника ещё более знаменитого скульптора. Михаил Константинович к этому времени уже был тяжело болен и руководил мастерской номинально. Фактически же руководил обучением студентов ученик Клодта К.Я.Крыжицкий.
    Впрочем, не испытывавший нужды в средствах молодой граф продолжал светскую жизнь повесы и гуляки, много времени проводил на охоте, увлёкся красавицей-актрисой Верой Комиссаржевской и вскоре сделал ей предложение, и женился в 1883 году.Брак был не долгим. Очень скоро Вера Фёдоровна узнала, что у супруга есть любовница, её родная сестра Надежда, и эта любовница уже родила от Муравьёва ребёнка. Супруги развелись. Муравьёв тайно обвенчался с Надеждой Комиссаржевской, прожил с ней пять лет и развёлся.
    В 1885 году Владимир Леонидович представил на выставку первую свою картину, которую публика приняла весьма благосклонно.
В это же время Муравьёв приобрёл себе кумира – очень востребованного и модного пейзажиста Юлия Юльевича Клевера, стал для него верным соратником, а затем и другом.  Помимо того, что Клевер был талантливым живописцем,сумевшем добиться признания в кругу петербургской знати благодаря новым сюжетам и виртуозной технике исполнения лесных закатов и зимней природы, он был ещё и как теперь говорят весьма способным пиар-менеджером. Он прекрасно умел работать с критиками, мог организовывать необходимые статьи в прессе, постоянно участвовал в выставках и вернисажах.   
    Владимир Михайлович был чужд этой около творческой суеты, он считал, что его графский титул перевешивает все эти усилия, а его талант сам по себе значит очень много. Наверное, он в чём-то был прав. Посудите сами, кто кроме специалистов сейчас знает и помнит Клевера и Муравьёва? Боюсь, что очень немногие. Конечно, «продавался» в то время, наверное, лучше Клевер, но сколько усилий было затрачено, сколько времени и сил это стоило художнику.
К тому же Муравьёв в тот период жизни совершенно не нуждался в деньгах. Слава Клевера была столь велика, что Муравьёв старался подражать маэстро во всем, даже в способе работы над картинами.
     Так, известно, что Клевер во время сеанса ставил на столик бутылку коньяка, клал на блюдечко моченую клюкву и бруснику, приговаривая: «Не надо пьянствовать, а маленький глоток хорошего вина бодрит». И в мастерской Муравьёва на специальном столике всегда были рюмка, бутылка вина и бутерброд. Время от времени он отходил к столику, делал несколько глотков для вдохновения и вновь брался за кисть. Клевер мог в присутствии заказчика написать целую картину. Муравьев стремился к такому же профессионализму, и никакие житейские невзгоды не могли ему помешать.
     Клевер без конца тиражировал излю6ленный мотив яркого заката в зимней лесной глуши. И на картинах Муравьёва - все те же пылающие закаты. Круг почитателей у Клевера и у Муравьёва был примерно одинаков — их картины покупали в основном особы царской фамилии и их приближенные.
     Будучи страстным охотником, Муравьёв сделал акцент на работы с охотничьей тематикой. Практически все его работы связаны с охотой, охотничьими зверями и птицами, лесом и особенно зимним лесом.
     Искусство Муравьева не знало ни взлетов, ни падений. Он был вне моды и художественных течений: как и Клевер, он всегда писал картины в мастерской, часто по памяти или фантазируя во время сеанса. Модное увлечение пленэром не коснулось его. Композиции его картин обычно нарочито сценичны, что соответствовало академической традиции. Сюжеты не отличались разнообразием: сценки, иллюстрирующие охоту и повадки животных, часто дополнялись эффектными романтическими закатами и восходами солнца, реже — лунным освещением. Изредка художника интересовали переменчивые состояния природы, вроде наступления грозы. Однако, в отличие от Клевера, Муравьёв не стремился к художественным званиям и наградам.
     В его сознании титул графа перевешивал все другие возможные почести, которые существовали в России в то время для художника. С неизменным постоянством он подписывал свои картины: «Граф Муравьёв». Со временем он выработал свой собственный живописный почерк: сначала писал маслом, а к началу XX века перешел на смешанную технику, часто используя гуашь. Муравьёва считали самоучкой. Слишком узким был круг почитателей его искусства, слишком далек он был и от современной ему пейзажной живописи, и от бурной выставочной деятельности. Его искусство, казалось, было предназначено для избранных, его практически не знали критики. Он создал свой собственный мир художественных образов, и таких художников было не так уж много в России. Но его предприимчивость ограничивалась богемной жизнью.
     Владимир Леонидович состоял в членах Санкт-Петербургского общества художников и Общества русских акварелистов. В 1893 году, с большим успехом, прошла первая персональная выставка графа Владимира Муравьёва    
     Так уж сложилось, что как прекрасный художник – пейзажист, анималист (некоторые критики даже называют его гениальным) он почти не известен широкой публике, а имеет скандальную славу только как муж знаменитой актрисы Веры Комиссаржевской. Злая улыбка судьбы и история сыграла с Муравьёвым шутку-перевёртыш. В стране произошла революция и блестящий аристократ, свободный художник Муравьёв в одночасье превратился в пария. Перефразируя известную строку песни «Кто был всем, тот стал никем»
      В эти годы он представлялся уже, только как потомок декабриста Оржицкого и подписывал картины фамилией «Муравьёв». Тем не менее страну Муравьёв не покинул, хотя имел для этого все необходимые возможности. Волею судеб, художник во время гражданской войны  оказался в Ростове-на-Дону, где Климент Ворошилов, сам заядлый охотник, помог Владимиру Леонидовичу устроиться штатным художником в одну из красноармейских частей. Впоследствии он так и остался жить в Ростове-на-Дону, работал в областном театре штатным художником, был членом областного общества изобразительных искусств, принимал участие в выставках.
Жил он крайне бедно, но не отступал от выбранной раз и навсегда пейзажно-охотничьей тематики. Иногда при крайней нужде он продавал на городском рынке свои картины что называется «за еду». Будучи уже весьма больным и старым человеком, он окончательно пристрастился к алкоголю и стал «горьким пьяницей». Так, всеми забытый, никому не нужный, он и умер в 1940 году. 
      Печальная судьба талантливого человека. Во многом он виноват сам, во многом стечение обстоятельств, но безусловно одно - художник Владимир Леонидович Муравьев был романтиком. Возможно, он на тот момент - единственный русский художник, которому удалось опоэтизировать охоту, привлечь к ней внимание широкой публики.
     Одной из отличительных черт картин Муравьёва и его художественным секретом  являлось процарапывание пером после подсыхания краски деталей ветвей, стволов и коры деревьев, что давало эффект их объёмности. Работы художника хранятся во многих региональных музеях, в частных коллекциях в России и за рубежом
     Вашему вниманию представлена картина художника "Лось в закатном лесу", написанная, ориентировочно,  после 1917 года. Образ этого величавого зверя художник   повторял и копировал множество раз в самых различных вариациях

     ЗАДАНИЕ тура: написать стихотворение по картине "Лось в закатном лесу"  русского художника  Владимира Леонидовича Муравьва.
 
1. Стихи принимаются в рецензиях под данным произведением по форме
Автор - "Название" http://www.stihi.ru/непонятные буквы и цифры.
2. Участие в конкурсе бесплатное, но спонсорство приветствуется. Наш логин adherent.
3. Набор стихов до 19-00 часов по московскому времени 23 февраля 2024 г.
4. Голосование открытым способом в рецензиях под отдельным произведением. Не проголосовавший автор лишается награждения стихобаллами.
5. На конкурс принимается одно стихотворение, соответствующее теме.
6. Обязательное условие — картина должна украшать стихотворение на странице автора.

Желаю удачи и вдохновения!


Рецензии
Благодарю всех авторов, принявших участие в конкурсе. Приём стихов закончен.
Скоро голосование.

Единомышьленники   24.02.2024 17:51     Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.