А11. Эксперт конкурса Один на один Юрий Бородин
Юрий Николаевич Бородин родился в 1953 году в Воронеже. После службы в армии окончил Воронежский государственный пединститут. Работал ассистентом кафедры русского языка по обучению иностранцев, учителем, корректором в издательстве, обозревателем военной, а также районной газеты. В разное время публиковался в литературно-художественном журнале «Подъём».
Живёт наш эксперт в посёлке Панино Воронежской области. Он – автор двух поэтических сборников, книг прозы «Епифановские драмы», «История города Непреклонска», «Полгектара родины», а также литературоведческого исследования «Свободный стих». В литературно-художественном альманахе «Гражданинъ» в разделе «Ликбез» публикуется поэтическая аналитика Юрия Бородина на самые острые темы, касающиеся стиля, формы, авторского почерка в поэзии и многих-многих других актуальных проблем и вопросов современной литературы.
Сам Юрий Николаевич признаётся, что желание заниматься литературной критикой появилось у него в тот момент, когда он понял, что не является поэтом. «Отсюда и мой интерес к исследованию стихов, попытка разгадать тайну творчества, которая мне недоступна, и рассказать о своём опыте на этом пути, основной целью которого является «различение» поэзии и непоэзии». Согласитесь, достаточно самокритично, а ещё – крайне заманчиво для всех наших авторов попробовать силы и проверить свои стихи на предмет этой самой «поэзии и непоэзии».
На вопрос же о поэтических предпочтениях Юрий Бородин, иронично именующий себя «Занудой из Панино», отвечает так: «Больше всего меня привлекает медитативная лирика, в которой глубина мысли передаётся прежде всего через глубину эмоции». И тут невозможно не сказать об исключительном чувстве юмора нашего эксперта – взять хотя бы рубрики, которыми он щедро увенчивает свои публикации в соцсетях: «Читайлово», «Литвед Зануды», «Моя рифмотека», «Реплика Зануды» и др. Одни эти названия уже, как говорится, – песня, и свидетельствуют они о безусловно оригинальном уме, нестандартном подходе к теме и яркой авторской концепции этого уникального автора.
Словом, обзор такого человека – дорогого стоит! Поэтому выбирайте свои самые удачные, на ваш взгляд, стихи, а главное – самые богатые на эмоции! Ну, а пока – знакомство с поэзией Юрия Бородина.
НАСЛЕДИЕ ПРОМЕТЕЯ
Из последних надежд –
моих павших деревьев
Я «колодец» сложил
для большого костра.
Ждал небесный огонь,
долго ждал я и верил –
Не ответили мне небеса.
И припал я к земле,
вековой, но не вечной,
И услышал иные совсем голоса:
Не надейся на небо,
смешной человече, –
Только сам на себя.
Только сам...
И добыл я огонь
из холодного камня,
И родился костёр
и восстал надо мной.
И согрело меня
и насытило пламя,
Воспалённое искрой земной.
Может быть, и за это
наступит расплата,
Но, покуда не свистнула
адская плеть,
Силы нам придаёт
не «надмирная вата» –
Нас питает
подножная твердь.
ПАМЯТИ ПОЭТА
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочёл
до середины.
О. Мандельштам
Бессонница. Ежов. Тугие пояса.
Я список жертв прочёл до середины.
Слепой певец. Античные седины.
И паруса! Взгляните – паруса!
И снова кто-то лезет на рожон,
В бреду барачном просится в атаку,
Хотя давно разорена Итака,
Пелеев сын предательски сражён.
Но пусть хватает с лязгом пустоту
Век-волкодав, грозя тупым оскалом,
И – к стенке! – приговор. К сибирским скалам!
Молиться на Полярную звезду!
И волны солонят, как будто кровью.
Куда ж нам плыть, когда поэт молчит?
Но всё, всё продолжает двигаться любовью...
И море чёрное у ног твоих шумит,
А море белое подходит к изголовью
И лижет льды у краешка земли...
И вот уж кто-то кличет Одиссея,
И вот уже из устья Енисея
На Трою выступают корабли.
ПО ВОДУ
Как лыжный тренер,
поутру
нас гонит по воду
морозец.
Звенит, звенит
калёный сруб,
гудит, как колокол,
колодец.
Играет воздух
в проводах,
он так же гулок,
чист и звонок.
В ведро глубинная вода
лениво льётся,
как спросонок,
и пробуждается –
блестит,
журчит и щурится
на солнце,
что высоко уже висит...
И вот с берёзы
над колодцем
снегирь,
румяный баловник,
опушку сбил непринуждённо,
и снег летит
за воротник,
и ты орёшь новорождённо.
И бабка крестится:
– Сосед,
да что с тобою,
оглашенный?!
А я с улыбкою в ответ:
– Так мир, баб Настя, –
совершенный...
Стряхнёшь
с воротника снежок,
вдохнёшь в себя
простор окрестный,
и зазвучит опять свежо:
«Мороз и солнце...
день чудесный!»
* * *
День непутёвый и скомканный
Выгорел, к счастью, дотла.
Раненым зверем за окнами
Дышит тяжёлая мгла.
Душит тоска неуёмная.
Выйди из дома в ночи –
И существо это тёмное
Вылечи и приручи,
Чтоб оно дико не мучилось,
Чтобы от тёплой руки
Шерсть улеглась бы колючая
И потускнели б клыки...
Чтоб над землёй запорошенной
Не надрывало тебе
Душу метелью истошною
В невыносимой мольбе.
ЗИМНИЙ ТОПОЛЬ
Зимний тополь тихо осыпается
Под луной дроблёным серебром.
Жалко, ничего мне не достанется –
Стой всю ночь под деревом с ведром.
Я не для себя, как говорится,
Я для друга, что в Москве живёт.
Он просил прекрасным поделиться,
А с прекрасным дело не идёт.
Тает, исчезает, растворяется...
Друг любезный, ты меня прости:
То, что никогда не повторяется,
Просто невозможно запасти.
СЧАСТЬЕ
Счастья много, с бегемота,
не бывает. Суть его –
не в наличии чего-то,
а как раз в отсутствии.
Это значит – его больше
вопреки злословию.
Как дела? Дела как в Польше –
при одном условии.
День оценивай с утра:
осмотрись, проснувшись, сразу –
не больница? не тюрьма?
Значит, празднуй!
Глянешь в зеркало – там флюс.
Выдохни – не вирус.
Счастье – не со знаком «плюс»,
а со знаком «минус».
Счастье – это налегке,
а не с грузом в сердце
плыть по утренней реке
и на солнце греться.
Счастье – это пустяки,
те, что держат в доме,
не сжимая кулаки,
а раскрыв ладони.
С них слетают, как с листа,
бражники и совки,
и взмывают в небеса
божии коровки.
Что сжимаешь ты в горсти –
так, что впился ноготь?
Имя счастью – «Отпусти»,
а не «Дай потрогать»...
Все страдания твои
вышли на дорогу:
ждут-пождут... Ан нет любви.
Ну и слава Богу!
= = = = = = = = = = = = = = = = = =
Ведущая авторского конкурса Илина Гумер:
http://stihi.ru/avtor/ilimara
Свидетельство о публикации №124020102154