Ступеньки к исполнению Таинства Ближнего

ПРОПОВЕДИ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА,
недавно расшифрованные из аудиофайлов
Ступеньки к исполнению Таинства Ближнего (Бесконечности)
Беседа после Литургии в Воскресный день в Казанском Храме посёлка Октябрьский

    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Дорогие братья и сестры, сегодня мы с вами собрались после Божественной Литургии порассуждать на тему нашего сегодняшнего Праздника: Попразднство Рождества Богородицы. И сегодня ещё День ближнего.
Сегодня было три Евангельских Чтения о двух наибольших заповедей – это любовь к Богу и любовь к ближнему. Поэтому сегодня и есть этот праздник ближнего, потому что праздник устанавливается через воспоминания Святого или то, что мы читаем в Евангелие.
Сегодня мы чествуем Евангельское событие о том, как Господь установил две наибольшие заповеди.
- Какая из этих двух заповедей наибольшая?
- Любовь к Богу.
- А почему нужно больше Господа возлюбить, чем ближнего?
- Чтобы не сделать идола.
- Почему в семье иногда умирает раньше времени муж или жена, или дети умирают раньше своих родителей? Почему Бог лишает его любимой работы? Почему Бог лишает человека Родины?
- Чтобы мы не делали идола. Мы часто делаем из своих любимых детей, из своих любимых родителей, жён, мужей, из своей работы кумиров. Чтобы этого не произошло, Бог хочет, чтобы Он стоял на первом месте. Но, чтобы нам доказать любовь к Богу, нам очень важно полюбить ближнего.
- Если мы пройдём мимо ближнего своего, то что это будет?
- Это будет предательство и человека, и предательство Бога. Если мы воспитаны в христианстве и не помогли рядом человеку, то мы не помогли и Богу, потому что именно Бог и послал нам этого человека.
Церковь говорит, что невозможно полюбить Бога, который невиден, пока мы не полюбим видимого нам человека: супругов, соседа, братьев и сестёр и в семе, и в Храме. Всё зависит именно от нас. Если мы полюбили Бога, то значит мы полюбили ближнего.
Мы сегодня говорили с вами о притче о милосердном самарянине. На Евангельской притче проецировалась эта заповедь о любви к ближнему. Святые Отцы говорят, что всё Евангелие содержится лишь в этой притче. Если мы эту притчу вложим в своё сердце, усвоим её в своей жизни и будем её исполнять, то нам ничего больше не нужно будет. Достаточно эту притчу знать и больше ничего не надо. Эта притча есть лакмусная бумажка всей нашей христианской жизни.
- Какое есть изречение о помощи ближнему?
- «Забыть Бога ради Бога», - говорят Святые Отцы.
- Как это?
- Если вы встречаете человека, которому нужно помочь, но при этом можете опоздать, например, на службу в Храм, что вы сделаете?
- В каждом Храме, даже если нет там человека, служат Ангелы.
- Чтобы помочь человеку нужно молиться Ангелу Хранителю, молиться Богу. Господь придёт. И оставлять человека нельзя, даже, если совершается служба, потому что, если мы оставим человека в беде, то мы служить Богу не сможем.
Каждый раз, когда человек видит другого человека в беде, он может, конечно же, если сам спешит, вызвать скорую или позвать друга на помощь. Милосердный самарянин не сам на плечах тащил израненного человека. Он положил его на своего ослика. У человека всегда есть помощники. Сейчас люди ездят на машинах.
Если бы мы с вами понимали важность того, что происходит вокруг нас, то мы всегда старались быть готовы помочь ближнему. И тогда у нас под руками были бы какие-то средства достижения помощи. Даже громкий голос, которые люди используют для зла, его тоже можно использовать для добра, позвав громко: «На помощь!»
- Как эту притчу толкуют Святые Отцы?
- Самарянин – это мы. Ослик – это наше тело. Если рассматривать человека, то он состоит из тела, души и духа (высшей части души). Если смотреть на самарянина в этой притчи, который помогал, то это как раз наша душа, а ослик – это наше тело.
Есть такая притча об ослике и человеке, которые по серпантину заезжают на гору в Царствие Божие. И, если ослика не докормить, то он не довезёт человека; а если ослика перекормить, то он может столкнуть человека в пропасть, чтобы он не давил ему на спину. Так поступает с нами наша плоть, братья и сестры. Когда наша плоть перекормлена, то она бунтует, как ослик. Плоть никогда не насытится ни едой, ни питьём, ни сном. Сколько бы человек не блудил, он ещё захочет снова блудить. Некоторые люди говорят: «В старости блудная страсть прекращается». Нет, не прекращается, а усиливается. Представьте себе, когда человек останется без своего тела, его душа, если у неё остались какие-то блудные пожелания, будет адски мучиться. Одна страсть говорит: «Пойдём выпьем». Другая говорит: «Пойдём покурим». «Пойдём украдём» «Пойдём посплетничаем». А тела то нету, вот это и есть адские мучения. Это сам человек себя будет мучать. И поэтому Бог предлагает нам избавиться от этих всех мучений, от всех змей, которые спят в нашем сердце, как в не ком логове. Когда мы приходим на причастие, то на исповеди мы сначала открываем двери, Бог заходит, и все змеи выползают и убегают оттуда.
- Почем человеку становится легче?
- Потому что Господь избавляет его от таких страстей.
Наше тело умрёт и воскреснет, поэтому мы к телу относимся, как к помощнику душе.
У самарянина тоже был выбор. Он ехал по своим делам, но он решил помочь ближнему. Вот этот человек, попавший разбойникам – это тот наш ближний.
- А куда самарянин привёз избитого человека?
- В гостиницу. А по толкованию Святых Отцов это Церковь. Наша Церковь – это и есть гостиница, где мы можем отдохнуть, когда идём в гору, где нам в гостинице наш Небесный Отец оставил нам подарки. Церковь не только больница, но она ещё и банк, где выдаются средства без процентов, просто так, выдаются дары, выдаётся еда, выдаётся обмундирование, выдаётся оружие для защиты от бесов.
- Эта гостиница стоит на месте, или она перемещается?
- Она должна перемещаться, потому что Церковь – это корабль. Если корабль будет стоять на месте, то он сгниёт. Для движения корабля нужна вода.
- А где море взять? Да, оно за стенами. Мир – это и есть море, где Церковь двигается для спасения людей.
- А Церковь – это кто?
- Это люди. То есть мы должны перемещаться и не сидеть на месте. Мы должны постараться находить тех людей, которые нуждаются в помощи. У человека есть защита – щит веры. Если берём огненный щит веры, то какие бы раскалённые стрелы не летели бы от дьявола, они все исчезнут, они все сгорят.
Мы спасаемся верой. А добрые дела нам нужны для подтверждения веры. Если мы все были бы благоразумными разбойниками и висели на кресте рядом с Христом, и Бог сразу нас всех бы забрал после крещения, то нам бы добрые дела были не нужны, потому что мы все были бы на небе.
Но, если, братья и сестры, Господь говорит: «Тебе придётся прожить ещё пятьдесят лет».
«Господи, как я буду 50 лет без Тебя?»
«Да, я буду с тобой, только делай добрые дела», - говорит Господь.
Во время крещения мы распинаемся, как неверующие люди, умираем и воскрешаемся, и живём здесь. Но нам нужно умереть ещё как христианину, т.е. зайти на Крест добровольно. Христиане, когда исполняют заповеди, когда берегут себя от всякой скверны, то они как мученики бескровные.
Мы с вами, братья и сестры, делаем добрые дела для подтверждения своего христианства. Если мы за время жизни будем заниматься каким-то плохим делом, то христианами мы не будем. Поэтому добрые дела не спасают, а помогают ступенькой за ступенькой войти в Царство Божие. А путь уже протоптан, и лестница на небо уже есть.
- Что в этом мире для нас есть лестница на небо?
- Это Церковь. Это Образ Церкви, где по ступенькам мы восходим.
- Можно назвать каждый Воскресный день ступенькой?
- Можно. Каждое Богослужение и есть ступенька в Царствие Божие.
- Но, как только человек начинает гордиться, то, что с ним происходит?
- Когда мы вступаем на лестницу, то, как на эскалаторе движемся вверх, нам помогает Господь. Но, как только мы гордимся, то Господь спрашивает: «Ты точно хочешь без Меня прожить? Я точно тебе не нужен?» И в один момент эскалатор теряет силу электрического тока, и лестница падает вниз. И вместе с нашими выдуманными иллюзорными мечтами мы все падаем. Мы оказываемся в болоте, и нам уже нужно брать настоящие ступеньки без гордости, без прелести. Нам нужно цепляться за эту лестницу и карабкаться. Как говорят Святые Отцы: «Упал – вставай. Упал – вставай!»
Дальше разбираем притчу.
- Кто такой гостинник в гостинице?
- Это священник. Гостиница – это Церковь. Мы знаем, что Церковь – это есть Сам Бог, Евангелие, оставленное нам – это тоже Бог. Святые Отцы говорят: «Когда мы в Церкви молимся Богу, то мы разговариваем с Богом; а когда мы читаем Евангелие, то Бог разговаривает с нами».
Самарянин дал гостиннику две монетки. Он дал Священное Писание – две монетки. В Церковь он Его и получил, и в Церковь Он Его вернул. В Церковь мы должны вернуть свои таланты и дары. Церковь даёт человеку всё необходимое. Разве смог этот милосердный самарянин сделать добро, будучи совершенно неверующим человеком и живущем без Бога? У него был Бог в сердце, он был верующим человеком, несмотря на то, что его считали полуязычником. Т.е. Господь ему и дал возможность исполнить вот это доброе дело. И у этого человека было два помощника – две монетки. Он эти две монетки отдал и сказал: «Если понадобится, то я ещё принесу».
Когда человек имеет в сердце Бога, когда он живёт по Священному Писанию, то он сможет это Священное Писание передавать другим.
- А что же дальше должно произойти в этой притче? Чем заканчивается всё в этом мире?
- Человек, когда приходит в Церковь получать дары, то он сам хочет как-то потрудиться Господу, и он делает от сердца эти дела, и потом ещё пытается вернуть Богу через свои добрые дела.
- Но чем всё заканчивается в этом мире?
- Всё закончится Страшным Судом. Бог призовёт на Страшный Суд и вот этого священника, который не помог и левита, и всех, кто прошёл мимо. Наша духовная задача: не проходить мимо. Если мы не можем помочь, то надо призывать тех, кто может помочь.
- Что сегодня за день?
- Сегодня День ближнего.
- Когда мы делаем доброе дело, то как это можно ещё назвать?
- Это Восьмое Таинство – Таинство ближнего.
- В чём оно заключается?
- Оно бесконечно.
В Церкви всего семь основных Таинств. Есть ещё постриг монашеский – это тоже Таинство. И многие другие тайные совершительные дела в Церкви, которые делает Господь – это тоже Таинства. Но восьмое Таинство очень необычное. Эти Таинства можно сравнить с днями творения. Бог сотворил за шесть дней, а в седьмой день Бог не оставил мир.
- Сколько длились дни творения по Библии?
- Господь сотворил по учению Святых Отцов, по Библии за 24 часа. Он установил день.
- Бог – Он Вездесущий, Всемогущий. Он мог за один день сотворить все эти творения, но не сделал так. Почему?
- Бог создал время для человека, и ради человека Он, как бы помещает Себя во время, и смотрит: как Его творения произрастают.
Прошёл первый день, и Бог сказал: «Это хорошо». И потом он создаёт в конце человека, как венец творения. То есть всё ради человека. Если бы всё это было за одно мгновение, то как бы всё это выглядело. Поэтому Бог создал за каждый день.
- А почему росла трава, а солнца ещё не было? За счёт чего она росла?
- Солнце – это Господь. Когда у нас будет Страшный Суд, и не будет потом в Царствии Божьем солнышка, то будет сам Господь, как Солнышко, и каждый Святой будет как солнышко. Поэтому и трава могла зеленеть и расти без солнышка.
Но, когда наступил седьмой день – день покоя, то этот седьмой день удивительным образом идёт и сейчас. И закончится он, когда придёт Иисус Христос и начнётся Вечность. Начнётся восьмой день – бесконечный.
Представляете, вот сейчас седьмой день. Бог всё сотворил за шесть дней. Но сейчас, несмотря на то, что те шесть дней были как сутки, седьмой день – День покоя не закончится, потому что написано: «И почил Бог». И всё творение находится под присмотром Божьим. И этот седьмой день не закончился, потому что Бог не оставил своё творение. Если бы Бог своё творение оставил бы, то этот седьмой день закончился бы. А мы с вами находимся в этом седьмом дне и ждём восьмой день – День Царствия Божьего. Когда совершатся Вечные Божественные Литургии, тогда все в Царствии Божьем будут ликовать и радоваться. Этому восьмому дню не будет конца.
День бесконечности – это, когда в Царствии Божьем совершится то, что замыслил Бог о человечности.
- Что делают люди в Царствии Божьем?
- Славят Бога и помогают друг другу.
- А, если кто-то захочет в Царствии Божьем напортачить (покурить или выпить) и сделать что-то плохое, то сможет ли он это сделать?
- Нет. Ему никто не позволит: не Господь, не Ангелы, не совесть. Человеку придётся выйти за врата Рая.
- А кто ему там встретится?
- Бесы. И человек останется на мытарствах и не сможет оттуда уйти.
В Царствии Божьем, братья и сестры, не женятся, не выходят замуж, ничего не делают плохого, все славят Бога и помогают ближнему. Это и есть, братья и сестры, Таинство ближнего во всей своей полноте. Т.е. восьмое Таинство совершится во всей своей полноте именно в Царствии Божьем. Но, чтобы привыкнуть к этому состоянию, нам нужно это Таинство ближнего сейчас здесь на земле в седьмой день реализовать. В День Покоя. То есть Бог ничего большего не создаёт, он ждёт от нас, чтобы мы что-то сотворили, чтобы мы что-то сделали, когда мы поможем ближнему.
Мы в седьмой день – в День Покоя Господа сами должны потрудиться. Бог ждёт от нас подвига. Он спасает нас верою. Бог ждёт от нас действия, Он ждёт, чтобы мы изменились.
В заключении проповеди мы сказали одну притчу. Одного человека, который шёл в Храм, спросили, и он не мог ответить. А девочка, которая регулярно причащалась в Храме, умудрённая Богом, помогла ответить на эти три вопроса.
- Кто самый главный человек для нас?
- Наш ближний, который находиться ближе всего.
- Какое самое важное время?
- Это настоящее.
- Какое самое важное дело?
- Настоящее, здесь и сейчас.
По этой притче мы должны научиться, что самый для нас ближний – это тот, который находиться рядом с нами; самое важное время – это время сейчас; самое важное дело – это то, что мы можем сделать для своего ближнего в данный момент.
- Что мы сможем сделать, братья и сестры, в данный момент друг для друга?
- Помолиться друг за друга и спросить: «А в чём ты нуждаешься? Всё ли у тебя хорошо?» И поблагодарить Бога.
Иисус Христос – Бог. Иисус Христос – Человек. Самый главный для нас Человек – это Иисус Христос. И из двух главных заповедей главная – это любовь к Богу. Если прочитать толкование Феофана Затворника на сегодняшний день на эти две заповеди, то он говорит: «Как мы можем не любить Бога, который нас так любит?»
Современные люди очень спешат: дети хотят стать взрослыми, а потом взрослые хотят стать молодыми. Пока мы молоды, то мы должны делать то, что делают весной: мы должны цвести и благоухать. Потом, когда наступает время зрелости, мы должны давать плоды. А, когда наступает золотая осень, мы должны прошуршать листьями, походить среди деревьев и помолиться Иисусовой молитвой и приготовиться к Вечности. И не надо этого бояться, когда можно подвести итоги своей жизни и посмотреть в погреб, где мы собрали свои плоды; пригласить молодёжь, накормить её и дать им силы, и дать им направление в жизни, дать им дары, с которыми они смогут пройти весь свой жизненный путь.
А, если, братья и сестры, мы будем жить не в своё время, если мы будем убегать от своего времени, то мы будем несчастны. А так каждый человек может прожить жизнь совершенно счастливую.
Когда человек ходит в саду, где уже опали листья, у него наступает время, когда он говорит: «Я подошёл к краю жизни. Что будет там?» И человек, задумавшись, уже не в молодежной одежде, а в одежде пожилого человека, приготовиться, помолиться Богу, и Господь его встретит за золотой осенью. А там, оказывается не пропасть, не смерть, а там жизнь бесконечная. Там и будет Таинство ближнего, где человек сможет жить со своими близкими, которых он привёл к Богу. Очень важно нам через ближнего очутиться в Вечности. Наш ближний – это и есть врата в Царствие Божие. Ближний – это и есть дверь. Бог сказал: «Я и есть Дверь». А Христа можно познать только через ближнего. Бог и приходит к нам этим ближним.
Некоторые философы, которые жили в 20 веке, они говорили такие страшные вещи: «Другой человек – это ад». Философия эгоизма, когда человек любит только себя. А Святые Отцы говорили: «Другой человек для меня Рай».
Когда мы причащаемся Христовых Тайн, то мы соединяемся и со Христом, и соединяемся со всей Церковью. И другой человек – наш ближний становится для нас Раем. И все его недостатки уже не кажутся недостатками. И наше сердце радуется и ликует, потому что с нами Христос.
Пусть каждый из нас усвоит Таинство ближнего и с этим Таинством шагает по жизни вместе со Христом. Аминь.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!


Рецензии