Стоит ли жить христианину в гармонии тела и души
недавно расшифрованные из аудиофайлов
Стоит ли жить христианину в гармонии тела и души в современном понимании этого вопроса?
Беседа в праздник Апостола Матфея в Храме Преподобного Сергия Радонежского в ж/д посёлке Илеза
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Дорогие братья и сестры, мы сегодня с вами собрались после Божественной Литургии в честь праздника Апостола Матфея. Давайте сегодня кратко вспомним о чём была проповедь.
Апостол Матфей был мытарь, т.е. сборщиком пошлин. Была война, и в Израиле шли сборы пошлин. В этом участвовали и римляне, и израильтяне. За это израильтян ненавидели, потому что они работали на Рим и отнимали у людей последнее, увеличивая сборы пошлин. Римляне были язычники.
Когда Иисус Христос, проходя, увидел сидящего у сбора пошлин мытаря Матфея, то Он сказал ему: «Иди за Мною». Матфей оставил всё и пошёл за Ним. Так он полностью изменил свою жизнь и стал служить верой и правдой Господу и проповедовать. Апостол Матфей проповедовал в Африке, в Эфиопии. У Апостола Матфея был отец, которого звали Алфеем, и брат Апостол Иаков.
Человек состоит из двух главных частей: душа и тело. Но есть ещё дух – это такая тонкая часть души, которая может быть не у каждого человека. Дух надо ещё заслужить.
Душа – она бессмертна. Если человек умертвил дух, который Бог ему дал при крещении, то может у него уже и духа нет. У него осталось что-то душевное…
Наше тело думает, как прожить в этом мире. Наша душа начинает сострадать, любить, но к духовности это может не иметь отношение. Духовность – это, когда человек думает о Боге. Но душа может настолько прикипеть к своему телу, настолько стать рабыней тела, что уже пользы не будет.
Есть запросы тела (это как жить на земле), есть запросы души (она уже начинает ближе к духу подниматься), но это душевное состояние, не духовное. А духовное состояние – это то, что относится по отношению к Богу, к спасению своей души.
Тело человека является его мытарем, который взял душу в плен заложники и не даёт душе пошевелиться. Например, душа собралась в Храм и говорит: «Тело, вставай! Пошли в Храм». А тело говорит: «Нет, я – Хозяин, ты – моя рабыня. Ну ка, лежать!» И душа лежит и не может тело поднять. Душа и тело постоянно конфликтуют.
- Сейчас люди говорят: «Нужно жить в гармонии». Как вы это понимаете?
- Жить в гармонии – это стремиться ни с кем не ссориться, наладить со всеми хорошие отношения. В религии йоги красной линией идёт гармония. Сейчас есть неоязычники, которые, как они говорят живут в гармонии с природой, но чем это опасно?
- Христиане, если говорить откровенно, на самом деле не должны жить в гармонии. Перевес должен быть у души. Христиане шли и проповедовали. Если бы они признавали бы гармонию, разве другие люди услышали бы о Христе через Апостолов?
- Никогда бы не услышали. Апостолам приходиться тормошить и будить людей. Это на что похоже?
- Человек, лежащий в гармонии – это пьяный человек, лежащий на морозе и замерзающий. И, если мы мимо него проходим, не беспокоя его, думая, что человек сам сделал этот выбор. А, если я его подниму, он или обругает меня, или будет драться. А христианин должен разбудить этого человека, который лежит в снегу и замерзает, и дотащить его до больницы, чтобы там ему оказали помощь.
Наше тело превалирует, оно никогда не будет жить в гармонии. Тело над душой берёт верх из-за своей наглости через свои страсти и потребности. «Хочу есть, да так, чтобы всё съесть. Хочу спать, да так, чтобы спать целый день».
Тело никогда не накормишь, как не накормить волка, он всегда будет смотреть в лес.
- Поэтому гармония без Творца страшна. В чём опасность?
- Когда люди приходят к толерантности, т.е. они со всеми живут мирно. Толерантность – это медицинский термин, который показывает, что человек своим организмом перестают сопротивляться. Сейчас общество пропитано толерантностью. Христиане должны чётко говорить: «Это хорошо. Это плохо».
Нас спасает от этой лжегармонии, нехристианской гармонии (в Раю есть гармония, но эта другая гармония, это гармония с Богом) именно пост. С помощью поста мы можем помочь своей душе немножко подняться над телом. То есть душа, хотя бы на один шаг должна быть над телом. Душа должна управлять телом, а не наоборот. Душа должна смирять тело. Нужно поститься 4 раза в году, пусть тело постится, ничего страшного, зато тело будет на месте. Только стоит развязать у тела руки, у плоти, оно начинает душить душу. Душа, как воин, должна стоять у своего тела, и тело должно выполнять то, что говорит душа. Нужно помочь, например, то надо помочь; нужно идти в Храм, то надо идти. Когда душа тратит на воспитание своего тела внутреннюю свою энергию, тогда в душе гнева не будет.
Многие христиане сейчас страдают от гнева. То есть мы должны потратить свой гнев на своё тело, на своего противника, который нас обязательно задушит, если мы только дадим ему вольности. Дай вольности телу, то оно обожрётся, и ты со стола не сможешь встать. Всё нужно делать в меру.
Наша плоть, как дикий конь. А душа, как всадник, на этом коне. Дикому коню, если узду убрать, то он обязательно лягнёт, укусит, сбросит человека и затопчет его.
Пост, в который мы вступили, это есть узда для нашего тела. Душа, как бы сидит на плечах и управляет нашим телом уздечкой.
Мы сегодня сказали очень важный момент: наше тело, оно как мытарь, т.е. оно запрещает душе двигаться в правильном направлении. Оно, как бы тормозит. Оно настолько перегружено этим миром, что уже оно просто не может прийти в себя.
Нам дьявол подкидывает мешочек лени и не даёт нам встать. Только с помощью гнева можно найти этот мешочек и выбросить его через забор этот мешок лени, чтобы он обратно улетел к дьяволу.
Мы не должны поддаваться лени и действию нашего тела. Чтобы не поддаваться лени, надо иметь интересное занятие. Человек никогда не сможет победить, если ему не будет интересно, то есть нужно заинтересовывать себя, а для этого нужно искать интересные занятия. А для этого нужен гнев в себе.
В каждом человеке есть внутренняя сила – гнев. Есть такой пример из Священного Писания. Иисус Христос пошёл и выгнал из Храма продающих.
- Скажите: Он согрешил или нет, если Он гневался?
- Он не согрешал. Гнев был благородный, во благо.
Когда человек гневается на самого себя, то он не согрешает. Вот, когда человек заставляет себя встать с постели, заставляет читать Священное Писание, то сколько сил надо к этому приложить. Сколько человек потратил на это гнева, и когда тело начинает слушаться (это в пост видно: становится меньше страстей), то тело смиряется.
- Священное Предание говорит: «Отдай кровь, прими дух». Как вы это понимаете?
- Кровь в человеке – это его внутренняя сила. Когда человек постится, то он теряет кровь, т.е. вес человека уменьшается.
Мы, на самом деле, – духовные доноры. Когда мы, братья и сестры, постимся, то мы отдаём кровь свою на служение ближнему. То есть мы больше поможем, когда мы постимся, потому что у нас появится больше желания помочь. Когда плоть смиряется, тогда она больше может действовать.
Апостол Матфей нам показал, как по-настоящему отречься от всего земного. Когда его Господь позвал: «Иди за мной», он не стал подсчитывать всю выручку, чтобы её сдать начальнику, а всё оставил и ушёл. Если бы Апостол Матфей задержался бы, чтобы довершить свои дела, то бесы захватили его бы снова, и он так бы и не ушёл.
- На самом деле, разве Апостол Матфей что-то потерял?
- Он, наоборот, приобрёл. То есть, когда Господь говорит об отречении от своих близких, от своего имущества, то Он говорит не о том, чтобы бросить своих близких на произвол судьбы – нет. Не об этом Он говорил. Он говорил о другом: во-первых, чтобы не прилепляться, т.е. отлепиться. Есть такой пример, что может богатый человек спастись, имея большие богатства. И он будет перед Богом, как обычный простой нищий человек. И может погибнуть нищий, у которого было три монеты, а он превозносился над теми, у кого было по одной монетке. И этот нищий будет осуждён, как богач, если его Бог заберёт в этот момент, потому что он прилепился к этим монетам. Не от количества монет зависит богатство. Богатство – это всё дело условное, а от прилепления к этому богатству.
Бывает мать прилепляется к сыну, или жена к мужу, и это считается единственным богатством и из-за этого человек не понимает, что Бог должен быть на первом месте.
Был один случай до революции, когда были такие настроения против Бога. В одном доме собрались люди покушать и отпраздновать праздник. Они стали говорить о Боге. Одна молодая женщина, которая развелась со своим мужем, у неё был всего один ребёнок, мальчик. Все говорили о Боге, а она говорит: «Нет никакого Бога. Вот мой бог». И показывает на своего сына, который ел котлету. Сын сразу же подавился котлетой, посинел и умер. Никто не успел этому ребёнку помочь.
Апостол Матфей услышал на своей мытнице, где он промывал золото, слова Господа и ушёл за Ним. Каждый из нас сидит на своей мытнице, т.е. мы моем свои страсти, перемываем их, перемываем «косточки» друг другу. У каждого из нас своё богатство. Пусть оно и маленькое, но мы превозносимся над своими братьями и сёстрами. Мы не дружим ради дружбы, а дружим против кого-то.
Нам нужно дружить со Христом, нам нужно идти за Ним, и тогда будет и богатство. Апостол Матфей отказался от богатства, хотя у него богатство было, а у Иуды не было до этого богатства, но он прикипел к богатству и потом погиб, т.е. из апостольства был убран.
Мы должны быть, как Апостол Матфей, и самое главное каждый должен написать своё евангелие, как каждый евангелист написал Евангелие. Во-первых, мы пишем евангелие в своём сердце. Оно может быть антиевангелием, когда выбрасывают из своего сердца Христа. Мы должны своё евангелие с помощью любви передать в сердца мужей, жён, детей, внуков.
Всем благословения и Ангела Хранителя!
Свидетельство о публикации №124013103907