По вере моей - и молчание...
то не думай, что совершаешь добродетели,
но признавай себя недостойным говорить».
(Изречение безымянных старцев)
«Поверь мне, что если бы ты знал Того, кто с тобою,
Ты бы не боялся ничего в этом мире»
(Макарий Великий, IV в.)
Часто слышится тихое эхо времён - слова, сказанные под сводами Храмов, проникающие в самое сердце...
И тогда, молча, не мешая никому, я стараюсь душою прочувствовать и понять мудрость Священного Писания и завещания Святых отцов…
Прислушайтесь... и давайте вместе немного помолчим...
«Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих; не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных».
(Ветхий Завет. Псалмы Давида, 140, 3-4)
…………………………………………………
…………………………………………………
…………………………………………………
«За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда»
(Новый Завет. От Матфея 12,36)
……………………………………………….
……………………………………………….
……………………………………………….
«Будь мудр, и уста тех, кто худо говорят о тебе, заграждай молчанием».
(Преподобный Антоний Великий. III –IV вв.)
……………………………………………….
……………………………………………….
……………………………………………….
«За свои слова я часто раскаивался, а за молчание – никогда».
(Преподобный Арсений Великий, IV-V вв.)
………………………………………………
………………………………………………
………………………………………………
«Люби более молчать, чем говорить: от молчания ум сосредотачивается в себе, от многословия он впадает в рассеянность».
(Преподобный авва Исаия (Отшельник). V-VI вв.)
……………………………………………….
……………………………………………….
……………………………………………….
«Благоразумное молчание есть матерь молитвы, воззвание из мысленного пленения, хранилище Божественного огня, страж помыслов, соглядатай врагов, узилище плача, друг слёз, делатель памяти о смерти, живописатель вечного мучения, любоиспытатель грядущего суда, споспешник спасительной печали, враг дерзости, безмолвия супруг, противник любоучительства, причащение разума, творец видений, непредметное предуспеяние, сокровенное восхождение.
Любитель молчания приближается к Богу и, тайно с Ним беседуя, просвещается от Него».
(Преподобный Иоанн Лествичник, VI-VII вв.)
……………………………………………….
……………………………………………….
……………………………………………….
«Хранение языка не только заставляет ум воспрянуть к Богу, но и в делах явных, телом совершаемых, втайне доставляет великую силу к совершению их. Оно просвещает и в сокровенном делании, если только кто соблюдает молчание с ведением».
(Преподобный Исаак Сирин. VII в.)
……………………………………………….
……………………………………………….
……………………………………………….
«Когда Бог увидит, что ты со всей чистотой сердца уповаешь на Него более, чем на себя самого, тогда неведомая ранее тобой сила поселится в тебе. И ты ощутишь всеми чувствами могущество Пребывающего с тобой».
(Преподобный Исаак Сирин. VII в.)
……………………………………………….
……………………………………………….
……………………………………………….
«Одним из характерных признаков смирения является внутренний покой. Выражается он в отсутствии у человека страха перед жизненными обстоятельствами, уверенность в промысле Божием, защищающем от всякого зла».
(Преподобный Исаак Сирин. VII в.)
……………………………………………….
……………………………………………….
……………………………………………….
«Больше молчи, чем говори – и в душе твоей поселится тишина, а дух будет мирным и спокойным».
(Преподобный Серафим Саровский (1754-1833)
……………………………………………….
……………………………………………….
……………………………………………….
«Молчание возлюбите и уединяйтесь, сколько возможно, чтобы быть во единении с Господом».
(Святитель Феофан Затворник, XIX в.)
……………………………………………….
……………………………………………….
……………………………………………….
«Ничто так не успокаивает и не примиряет нас с поступками ближних, как молчание, молитва и любовь».
(Преподобный Иосиф Оптинский (1837-1911)
……………………………………………….
……………………………………………….
……………………………………………….
«Надо любить всякого человека, видя в нём образ Божий, несмотря на его пороки. Нельзя холодностью отстранять от себя людей».
(Преподобный Никон Оптинский (1888-1931)
……………………………………………….
……………………………………………….
……………………………………………….
«Лить колокола и золотить купола храмов – хорошо, но это ещё далеко от Любви. Строить Храмы и возводить монастыри – ещё лучше, и это уже недалеко от Любви. Утешать детей, стариков, больных и заключённых – это очень близко к настоящей Любви. Помогать всю жизнь хотя бы одному страдающему человеку – это и есть настоящая Любовь».
(Монах Силуан Афонский. 1866-1938)
…………………………………………….
…………………………………………….
……………………………………………
«Молчание – золото, Духовное золото, которым мы будем расплачиваться на мытарствах… Когда человек молчит, он не осуждает, не празднословит, не лжёт, не клевещет, не говорит о том, о сём, о пятом, о десятом, не слушает, когда другие говорят дурное. Вследствие такого молчания душа напитывается благодатью. С молчанием приходит плач, плач приносит слёзы, слёзы производят очищение, а очищение удостаивает человека видения Бога…»
(Преподобный Иосиф Исихаст (1899-1959)
…………………………………………….
…………………………………………….
…………………………………………….
«Безмолвие – великое дело. Находясь в безмолвии, человек тем самым уже молится – даже и не молясь. Безмолвие есть таинственная молитва, и оно очень помогает молитве, подобно тому, как каждое дыхание приносит человеку пользу».
(Преподобный Паисий Святогорец (1924-1994)
……………………………………………….
……………………………………………….
……………………………………………….
«Прости меня, Господи, смягчи моё сердце и научи меня смотреть не за тем, как ко мне люди относятся, а за тем, как я к людям отношусь. И если они относятся враждебно, внуши мне, Господи, платить им любовью и добром и молиться о них!»
(Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006)
В День Крещения Господня 19 января 2024 г.
(фотография Скита Коневской иконы Божией матери. Валаам.)
Свидетельство о публикации №124013102868