Своим аршином

Трудно по-своему выразить общеизвестные истины.
    —  Квинт Гораций Флакк

Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют.
               -  Протагор



ПРОЛОГ

Доказательствами только ослабляется очевидность.
- Марк Тулий Цицерон

Стремимся к Истине в познании,
Но Истина есть - “идеал”,
А в ней, как в бриллианте - грани
И грань ту Правдой кто-то знал.

Мы субъективно видим грани,
Что истины - лишь сторона.
Бывает много “правд”, мы знали,
Тогда как “истина” - одна!

Мы видим света преломление,
Но каждый цвет лишь видит свой
И утверждает с убеждением:
“Владею правдой я одной!”

И субъективно это - точно,
А отрицание есть - ложь.
Но ведь не Истина!   Порочно:
“Всегда мы правы!  Нас на трожь!”

За эту правду умирали.
Шли на костёр, в тюрьму, в Сибирь…
При этом не осознавали,
Что много правд и вдоль, и вширь.




ЛИЧНАЯ ИСТИНА

Истина — удел немногих, заблждение же обычно и повсеместно.
     - Бальтазар Грасиан, 17 век

Научная истина торжествует по мере того, как вымирают ее противники.
    - Макс Планк   

Так уж на Руси ведётся исстари:
лживый колокол – всё бам да бом,
но на свете существует Истина,
стены, пробивающая лбом.
          - Эдмунд Иодковский


Для тех, кто верит есть одна
Лишь истина и правда веры. 
Пусть доказать её нельзя. 
Лишь вероятность служит мерой.

Что очевидно и бесспорно
Сейчас для вас и для меня
Так было не всегда. Упорно
Оно росло, казалось зря.

Даны цитаты все для справки, -
Две тысячи лет разрыв меж ними,
Но результат один, и ставки
На очевидность, как и были.

Для Цицерона доказать,
Что очевидно - ослабляет
Ту очевидность, так сказать,
И в том сомнение возникает.

Для Планка истина важна,
И доказательств много явных,
Но догма старая жива
В умах противников упрямых.

Лжецы политики и пресса,
Всё “очевидное” сейчас
В своих корыстных интересах
“Не верьте” уверяют нас.

Им ничего не стоит “правду”
Назвать “обманом”, “день”, как “ночь”
И, к сожалению, очень часто
Сработает в толпе точь в точь.

Зовут “войну” - “освобождением”,
Пришьют из прошлого ярлык,
И разрешат своё лишь мнение,
А истину задушит крик.

Что “очевидно” ждёт поры,
Поры другого поколения.
Дождёмся ли когда-то мы
До “очевидности” мгновения.

Поскольку истина - одна
И лишь пути все к ней различны,
И те, кому она - глава,
Дорогу ищет только лично.




РАЗНЫЕ ИСТИНЫ

"Для поверхностной, тривиальной истины обратным утверждением является ложь.
Для глубокой истины обратным утверждением является глубокая истина.
Им соответствуют ошибки:
Поверхностная ошибка заводит в тупик, а глубокая ошибка ведет к прогрессу.
Любой человек может совершить тривиальную ошибку, но чтобы совершить глубокую ошибку, нужно быть гением".
      - Н. Бор

"…годы мучительных поисков истины, которую человек ощущает, но не может выразить; сильное желание и чередование уверенности и опасения, пока не будет совершен прорыв к ясности и пониманию, которые известны только тому, кто сам испытал их".
     - А. Эйнштейн


В науке, прочитайте выше,
Градация у истин есть -
Есть тривиальны, они - тише,
За них не борются насмерть.

Их отрицание - “ложь” зовётся;
Не верить им - бродить во мгле.
Но есть, которым всё неймется -
И ищут смысл во всём, везде.

Для них грация другая -
Глубоких истин тёмный пруд.
Открыть Америку, хоть зная,
Ошибкой это все зовут.

Они оставят след в науке,
Им имя “гения” дадут.
Хватило б сил в душевной муке
Жизнь обменять на этот труд.



ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

"Легче найти ошибку, чем истину."
       - Иоганн Вольфганг Гёте


Давно известно очень многим
Что проницательнее взгляд
Со стороны. Казалось стоит
Спросить, кто в  в стороне стоял.

Но нам советы не приятны
Особенно со стороны. 
Пусть им со стороны занятно
Увидеть, что не видим мы.

Своих ошибок не прощаем
Мы тем, кто нас предупреждал.
Пусть мы неправы, но мы знаем -
Советчиков никто не звал.




РАЗНЫЕ ПРАВДЫ

Истина по-прежнему в потёмках.
И к чему искать – напрасный труд!
И не вспоминаем о потомках:
К старости потомки нас поймут.
          - Борис Камянов


В любом конфликте или в споре,
В войне тем более заметно,
Что обе стороны всё спорят
“За справедливость“ беззаветно. 

И все ссылаются на “правду”
И на примеры из истории.
Свидетель Бог, оракул, справка...
“За дело правое...“ тем более.

Есть оправдание всему -
Зависит всё от точки зрения,
Цитату библии приведут,
Отсчёт вендетты вне сомнения. 

Геройских вспомнят пра-пра-пра-,
И кровь пролитую недаром...
И с двух сторон кричат: “Ура!!!”
Торгуют общим все товаром. 

И “Правда” с двух сторон, как знамя.
Её решает не закон.
Лишь только тот, кто побеждает,
В том споре точку ставит он. 




 КОСАЯ САЖЕНЬ

Если народ пьющий, то и сажень у него косая.
        - Владимир Поляков

В России меряли аршином
И саженью порой косой.
А измерение носили
Всё как положено - с собой.

Ещё известны пядь, вершок,
Ладонь и шаг, что так вместимы.
И мерили на локоток,
Но только взрослого мужчины   (1)

Мы знаем, что любой народ
Имел свой метр иль ярд размерный,
Но только пьющий “до того”
Косою саженью примерный.



(1)  Сажень и косая сажень вышли из употребления после принятия метрической системы мер. Проект ее внедрения для нашей страны разработал Д.И. Менделеев, и она была прията как рекомендательная в 1899 году, в 1917 году Временное правительство приняло метрическую систему мер и весов как обязательную, и в 1925 году это подтвердила и Советская власть постановлением Совета Народных Комисаров от 21 июля.

В Древней Руси применялась не одна, а множество разных саженей:

городовая сажень ; 284,8 см;
большая сажень ; 258,4 см[3];
греческая сажень ; 230,4 см;
казённая (мерная, трёхаршинная) сажень; 216 см;
кладочная сажень ; 159,7 см;
косая сажень ; 248,9 см;
малая сажень ; 142,4 см;
маховая сажень = 2,5 аршина ; 152—177,8 см;
морская сажень ; 183 см;
простая, или прямая сажень ; 152,8 см;
сажень без чети ; 197 см;
трубная сажень ; 187 см;
царская сажень ; 197,4 см;
церковная сажень ; 186,4 см.

Известны также: сажень аршинная, береговая, государева, дворовая, землемерная, казачья, коловратная, косовая, крестьянская, лавочная, мостовая, небольшая, новая, ножная, печатная, писцовая, полная, простая, ручная, степенная, ступенная, таможенная, указная, ходячая, человечья и другие.

Главная особенность  древнерусской измерительной системы заключается в том, что уменьшение (увеличение) мерности инструмента, получение измерительных стержней масштаба меньшего (большего), чем сажень, производилась последовательным делением (умножением) соответствующей сажени на 2 (раздвоение, удвоение).



МЕРЯТЬ ЧЕЛОВЕКОМ

„Когда человек мыслит глубоко и серьёзно, ему плохо приходится среди широкой публики.“
                —  Иоганн Вольфганг Гёте


С времён далеких древних греков,
А может быть намного ранее,
Привыкли мерять человеком
Всё - и природу, и деяния.

Мы одержимые собой,
Своей душой, своей историей
Своими чувствами, судьбой,
Своей глубокой философией.

Мы изучаем сказки, мифы,
Своих богов завет, запрет.
Будь мы, напившись крови скифы
Или философ, иль поэт.

Все наши знания вокруг
Себя.   Как странно это!
Вселенная как будто друг
И лишь для нас кружат планеты.

Мир познаваем нам лишь дан
Галактик мир, частиц и кварков...
А может всё это обман?
Но если и обман, то жалко...



ОБМАН ЧУВСТВ

 В жизни всё не так, как на самом деле.
       - Станислав Ежи Лец

Всё то, как жизнь воспринимаем,
Зависит лишь от наших чувств.
Что видим, слышим, обоняем,
На ощупь как и как на вкус.

А если чувства нас обманут?
(Искусство это им дано),
То восприятие жизни станет
Совсем другое и не то.

Наш мозг включается попозже.
Его задача – оценить,
Сравнить с шаблоном – "это можно
Отбросить или утвердить".

Наш мозг обманется охотно –
Его дурманит алкоголь;
И сахарин, духи свободно,
Ресниц наклеенных пароль.

А мы обманываться рады,
Щекочет нервы ложный страх,
В кино чужих страстей отрада
Нам взводит нервы на парах.

Наш мозг критично не настроен,
Реальность это иль мираж –
Он марширует с чувством строем,
Будь это лесть иль макияж…




ЭПИЛОГ

Каждый человек по-своему прав.
А по-моему, нет.
     —  Андрей Кнышев


Я мерю меркою своей,
Иначе мерять не желаю
И жизнь, и время, и людей,
Хоть есть другие мерки, знаю. 

Я верю каждый грешен в том,
Что свой аршин с собою носит.
И в случае одном, другом
Совета у аршина просит.

По разному мы понимаем
Заветы, правила морали
Все потому, что пропускаем
Все через призму наших знаний.

Что для одних звучит приказом
Другим советом еле-еле,
И наша внутренняя фаза
Вразрез быть может с общим мнением.

Не потому ль так много споров
По поводу любой идеи,
У вас ведь тоже есть свой повод
И свой аршин чтоб жизнь отмерить.


Рецензии