Общечеловеческий сюжет явления Христа

«Явление Христа народу» («Явление Мессии») — гигантская по размерам картина русского художника Александра Иванова (1806—1858), написанная в 1837—1857 годах. В Риме художник познакомился и близко подружился с Николаем Гоголем, который работал там над своими произведениями. Гоголь помогал в разработке концепции картины и много писал о замысле живописца в своих письмах и статьях, благодаря чему об этом узнали в России. Черты писателя можно увидеть в ближайшей к Христу фигуре. А Иванов стал прототипом героя гоголевской повести «Портрет». Малоизвестные детали о Гоголе (из семьи священника, сжигал рукописи, у него не было женщин), а ещё эта площадь (7,5х5,4=40,5) в сорок квадратов, и вот некоторое приближение к полотну... Ведь с человеком тысячи лет ничего не происходит - то же зрение, те же органы и необъяснимое желание выжить..., уничтожая себя.

Менялось всё, менялись даже деньги...
И время двигалось от камня и свечи.
Сменил шамана - в телогрейке академик,
который лес валил и делал кирпичи...

Прошли года, гляжу я на полотна,
что рисовали под лучину: Рафаэль
и Микеланджело, Эрзья и кто угодно...
А наших нет? Ушли за тридевять земель -

Как нет земли, как не было России.
Из первых самых, живописец был Рублёв...
Холстами белыми сирийских "или-или"
Бог Саваоф на фресках храма, жив здоров.

Но не об этом. Мне хотелось путь пройти -
от Рождества Его и даже от Китая,
чтоб убедиться, ничего, или почти...
Не изменилось в человеке, образ таял.

Все те же руки, ноги, волосы, глаза.
И я мечтаю в жёлтом свете от лучины -
Увидеть снова, как художник рисовал...
И как с небес сходил босой один мужчина...

Деревья те же и одежда, и кусты.
Маслины ветви пожелтели от зелёных.
На первый взгляд Сюжет покажется простым.
Но сколько взглядов тут недобрых и влюблённых.

Рядом с Крестителем апостолы Христа, -
Начало нравственных познаний смысла жизни.
Из Иордана, чуть нам ближе, у куста -
выходит мальчик и старик без всяких мыслей...

Они - два символа - на лицах их прочесть,
можно от радости принятия - к сомнению
и недоверию, что грешники тут есть...
А фарисеи справа выше с отторжением.

И всадник римский там и книжник-иудей.
На лицах можно разглядеть эмоций разных,
от безобразных до пугающих людей.
Зато в душе раба предчувствуется праздник.

Вдали холма - священники со злобой.
Конфликт заложен в этой сцене с добротой.
Как  угасание эпохи твердолобой,
что впереди... и что увидим мы потом.

Размытость образа Христа - непостижимость,
или таинственности бремя на лицо...
Когда природа вся до листика сложилась,
в сюжет пружины и спиральное кольцо...

И тут глубокие философа идеи,
ко мне посыпались, как с неба Кампаньи, -
увидел Гоголя в толпе средь иудеев...
В полу анфас... и ярко красной мантии.

Не может быть! - Он ближе Иоанна..!
Какая честь ему, однако, вот ответ.
Иисус (ИвАнова) идёт навстречу прямо,
а он уходит..., холостяцкий дав обет.

Восторга гнев ! Эмоций моих буря !
Ну, наконец-то, сценариста я узнал...
Поэт подсказывал Художнику как будет,
Писатель кистью сам себя нарисовал...

А небо Римское, почти как в Палестине.
Широкий спектр (у веры новой) полотна.
И суть понятна у концепции картины -
мне стала сразу с живописца до Христа.

Черты художника из повести «Портрет»,
мне узнаваемы и также осторожны
(как если б Гоголя назвать анахорет),
Он жил без девушек, но как это возможно?

Я всё проверил, не смущает нагота,
вода не рыжая, как пишут с винограда...
Но есть загвоздочка крестьянину одна:
Куда повесить полотно в 40 квадратов..?

Исполнил долг за 20 лет своих трудов...
Поставил точку, этим годом и почил.
Он был ИвАновым, а умер - Иванов...
Я с детства помнил, как учили, да забыл.

Что с человеком происходит, иногда?
Теряет память и обличие людское...
Деревья те же, солнце, небо и вода.
В пейзаже что-то есть, такое, ключевое...

В глазах раба вдруг, нездоровый аппетит..?
Менялось время на часы без сожалений.
Вот только думать им... никто не запретит.
Менялось всё у нас, менялись даже деньги.

28.01.2024, Санкт-Петербург

* В Риме художник познакомился и близко подружился с Николаем Гоголем, который работал там над своими произведениями. Гоголь помогал в разработке концепции картины и много писал о замысле живописца в своих письмах и статьях, благодаря чему об этом узнали в России. Черты писателя можно увидеть в ближайшей к Христу фигуре. А Иванов стал прототипом героя гоголевской повести «Портрет».

* от Рождества Его и даже от Китая, имеется в виду, что Китай себе приписал 5 тысяч лет возраста против наших двух (хотя 8,5 по летоисчислению старообрядцев).
* почему нет картин русских в эпохе? смешной вопрос и википедия с лёгкостью ответит, не понимая вопроса, а иконы подойдут? «Первая из них, древнейшая и известнейшая из всех икон в России — так называемая «Владимирская икона богоматери», привезенная по данным летописи из Византии в княжение Юрия Долгорукого...», т. е. продолжу - нашедшего смерть с сыном Боголюбским в развитие сюжета.


Рецензии