Фаина Раневская
Великая Раневская жестко, но метко высказалась о смысле жизни: запомните эти слова
РИА Новости
Алина Матинян
Выдающаяся советская актриса театра и кино Фаина Раневская родилась в 1896 году в Таганроге. Свой творческий путь Раневская начала в родном городе, когда ей было всего 14 лет. Она записалась в частную театральную студию, где и приобрела первые актерские навыки.
В 19 лет Раневская переехала в Москву. Со временем Фаина Георгиевна стала выступать в крупных столичных театрах. Она принимала участие в постановках пьес Чехова, Горького, Островского и Гоголя. В Москве Раневская также познакомилась с Цветаевой, Маяковским и Мандельштамом.
В 1934 году Фаина Георгиевна начала свой путь в кино. Впервые она появилась на телеэкране в фильме «Пышка». Многими ее ролями — такими как в фильмах «Подкидыш», «Золушка», «Весна» — до сих восхищаются миллионы поклонников.
Еще при жизни Раневская прославилась не только выдающейся актерской игрой, но и своим невероятным остроумием. Она была прямолинейной и язвительной женщиной, всегда говорила только то, что думает, и, конечно, запомнилась многим своими колкими высказываниями. Несмотря на жесткость формулировок, смысл, заложенный в них, до сих пор актуален. Например, как в этой цитате:
«Пока живешь, все вокруг кажется хаосом мелочей, пустой суетой, а потом проходят годы, и эта прошлая суета обретает смысл… Неужели мелочная суета и есть смысл нашей жизни?»
Эта цитата Раневской — о том, что смысл жизни часто неочевиден в моменте, но становится понятен с течением времени. В молодости мы торопимся жить, стремимся к большим свершениям и достижениям. Мы можем чувствовать себя потерянными среди хаоса мелочей и воспринимать повседневные заботы и обязанности как пустую суету. Но с течением времени мы начинаем понимать, что именно эти мелочи и составляют нашу жизнь. Именно они создают наш уникальный опыт и формируют нашу личность. Именно они делают нас теми, кто мы есть.
Когда мы оглядываемся назад на свою жизнь, мы можем увидеть, что даже самые незначительные события на самом деле имели значение. Даже самые маленькие поступки могли повлиять на наш путь. Высказывание великой актрисы о том, что мелочная суета и есть смысл нашей жизни, означает, что именно повседневные заботы и радости делают нашу жизнь полной и насыщенной.
Больше афоризмов и цитат:
Великая Раневская жестко высказалась о людях, которые просят совета: запомните эти слова
Великая Раневская жестко высказалась о людях, которые просят совета: запомните эти слова
Омар Хайям рассказал, как бороться с тоской, еще тысячу лет назад: его совет не понравится ЗОЖникам
Омар Хайям рассказал, как бороться с тоской, еще тысячу лет назад: его совет не понравится ЗОЖникам
Омар Хайям назвал вино врачом, но с одной важной оговоркой: его слова актуальны всегда
Омар Хайям назвал вино врачом, но с одной важной оговоркой: его слова актуальны всегда
В жизни нет мелочей, что..?, иначе и сама жизнь мелочь; получается;.
psykomi
5
1 февраля, 01:25
Смысл жизни: 1) продолжение рода, 2) реализация своих талантов, 3) правильно реагировать на неправильное поведение других....
ELLUNIA
8
31 января, 15:28
Часто великим и не очень великим артистам приписывают те или иные высказывания. Сегодня Раневской нет с нами, но она незримо всегда с нами. Раневская была очень мудрой женщиной, данная статья - это не подтвержденные данные , так что судить по этим записям о Фаине Георгиевне не ст;ит. Есть несколько книг честных авторов, в которых приводятся цитаты из Раневской. Вот это можно читать, но не залётные статьи, не известно на чем основанные.
СМИ2
Выдающаяся советская актриса театра и кино Фаина Раневская родилась в 1896 году в Таганроге. Свой творческий путь Раневская начала в родном городе, когда ей было всего 14 лет. Она записалась в частную театральную студию, где и приобрела первые актерские навыки. В 19 лет Раневская переехала в Москву. В столице Фаина Георгиевна начала играть в провинциальных, а позже — выступала и крупных театрах. Она принимала участие в постановках пьес Чехова, Горького, Островского и Гоголя. В Москве Раневская также познакомилась с Цветаевой, Маяковским и Мандельштамом.
В 1934 году Фаина Георгиевна начала свой путь в кино. Впервые она появилась на телеэкране в фильме «Пышка». Многими ее ролями — такими как в фильмах «Подкидыш», «Золушка», «Весна» — до сих восхищаются миллионы поклонников.
Еще при жизни Раневская прославилась не только выдающейся актерской игрой, но и своим невероятным остроумием. Она была прямолинейной и язвительной женщиной, всегда говорила только то, что думает, и, конечно, запомнилась многим своими колкими высказываниями. Несмотря на жесткость, смысл, заложенный в них, до сих пор актуален.
Фаи;на Гео;ргиевна Ране;вская (имя при рождении — Фанни Ги;ршевна Фе;льдман; 15 [27] августа 1896, Таганрог, область Войска Донского — 19 июля 1984, Москва) — русская и советская актриса театра, кино и озвучивания, народная артистка СССР (1961), лауреат трёх Сталинских премий (1949, 1951, 1951). Кавалер ордена Ленина (1976).
Родилась 15 [27] августа 1896 года в Таганроге в состоятельной еврейской семье.
Помимо Фаины в семье было три сына (Яков, Рудольф и Лазарь) и дочь Изабелла. В 1898 году семья переселилась в заново отстроенный по заказу отца дом по улице Николаевской 12, до того принадлежавший купцу Михаилу Николаевичу Камбурову[6].
Дом семьи Фельдманов
в Таганроге
на ул. Николаевской (сейчас ул. Фрунзе, д. 10).
Обучалась в Мариинской женской гимназии. Получила обычное для девочки из обеспеченной семьи домашнее воспитание: обучалась музыке, пению, иностранным языкам. Театром увлекалась с 14 лет, посещая занятия в частной театральной студии А. Ягелло (А. Н. Говберга), окончив её в 1914 году.
В 1915 году уехала в Москву. Жила в комнатке на Большой Никитской. В эти годы познакомилась с М. Цветаевой, О. Мандельштамом, В. Маяковским, впервые встретилась с В. Качаловым. Судя по её воспоминаниям, была влюблена в Качалова и восхищалась его игрой[7].
Родители, братья и сестра актрисы в послереволюционные годы покинули Россию и поселились в Праге.
Осенью 1915 года подписала на актёрской бирже контракт на работу в керченской труппе мадам Лавровской. Актриса приглашалась «на роли героинь-кокетт с пением и танцами за 35 рублей со своим гардеробом». Работа в Керчи не задалась: к новой труппе публика не проявила большого интереса. Будучи на прогулке на гору Митридат с неким «опытным трагиком» из театра Лавровской, решила заглянуть в банк (мать тайком от отца посылала ей денежные переводы). Актриса вспоминает:
Когда мы вышли из массивных банковских дверей, то порыв ветра вырвал у меня из рук купюры — всю сумму. Я остановилась, и, следя за улетающими банкнотами, сказала:
— Денег жаль, зато как красиво они улетают!
— Да ведь вы Раневская! — воскликнул спутник. — Только она могла так сказать!
Когда мне позже пришлось выбирать псевдоним, я решила взять фамилию чеховской героини. У нас есть с ней что-то общее, далеко не всё, совсем не всё…
Играла во многих театрах, начиная с провинциальных (частная антреприза Малаховского дачного театра, Подмосковье (1915), частная антреприза Е. А. Лавровской, Керчь, Феодосия (1915—1916), частная антреприза П. Л. Вульф, Ростов-на-Дону (1916—1917), Симферополь — 1-й Советский театр (ныне Крымский академический русский драматический театр имени А. М. Горького) (1918—1924)[8].
После перехода власти в Крыму к ВСЮР (а позже — к П. Н. Врангелю) в Крыму скопилось немалое число беженцев, в том числе актёров. 29 марта 1920 газета «Таврический голос» сообщила, что в середине апреля в Симферополе начнутся гастроли «Театра актёра», к которым был привлечён сатирик А. Т. Аверченко. Планировались постановка пьес талантливого, как он был назван, юмориста и его сольные выступления. История «Театра актёра» в последние годы более-менее воссоздана именно потому, что в труппе состояла начинающая Фаина Раневская. Театр был антрепризой В. А. Ермолова-Бороздина, арендовавшего для этих целей симферопольский Дворянский театр, а также летний театр Городского сада[9].
Далее были Театр Московского отдела образования (1924), Бакинский рабочий театр (ныне Азербайджанский государственный академический русский драматический театр имени Самеда Вургуна) (1925—1927 и 1929—1931), Архангельский драматический театр (1927), Смоленский драматический театр (1927—1928), Сталинградский драматический театр (1928—1929), а затем в Москве: Камерный театр Таирова (1931—1933), Центральный театр Красной армии (1933—1939), Театр драмы (ныне Московский театр имени В. Маяковского) (1943—1949), Московский драматический театр имени А. С. Пушкина (1955—1963), Театр имени Моссовета (1949—1955 и 1963—1984).
Внешние изображения
Фаина Раневская с Мальчиком
Фигура собаки на памятнике Фаины Раневской
Её педагогом была Павла Леонтьевна Вульф.
Более четверти века проработала в Театре имени Моссовета, на сцене которого исполнила свои самые прославленные театральные роли: миссис Сэвидж («Странная миссис Сэвидж») и Люси Купер («Дальше — тишина»).
Пребывание в Театре имени Моссовета сопровождалось частыми конфликтами с главным режиссёром Ю. А. Завадским (что нашло отражение в многочисленных фольклорных рассказах и анекдотах). Конфликты порождались несходством их творческих методов: решение ролей, предлагавшееся актрисой, было присуще скорее театру брехтовского типа.
Фаина Раневская в роли тапёрши в картине
«Александр Пархоменко».
1942 год
В кино дебютировала в 1934 году в фильме М. Ромма «Пышка». В 1939—1941 годах — актриса киностудии «Мосфильм», в 1941—1943 — Ташкентской киностудии (ныне Узбекфильм)[10].
Могила Раневской на Новом Донском кладбище Москвы
В кино играла не так часто, как в театре, говоря, что «деньги съедены, а позор остался»[11]. На киноэкране могла быть и вспыльчивой Лялей в комедии «Подкидыш» (1939), и экономкой Маргаритой Львовной в музыкальной комедии «Весна» (1947), и злой мачехой в классической сказке «Золушка» (1947), и спекулянткой по прозвищу «Королева Марго» в сатирической комедии "Лёгкая жизнь ". В истории отечественного кино навсегда остались её роли в чеховских экранизациях — «Человек в футляре» и «Свадьба». Примечательным низким голосом актрисы говорит «домомучительница» фрекен Бок в мультфильме «Карлсон вернулся» (1970).
Мечтала сыграть у С. Эйзенштейна и в 1944 году была утверждена на роль Ефросиньи Старицкой в фильме «Иван Грозный». Однако в итоге роль получила С. Бирман. Объяснила это «пятым пунктом в паспорте»: Бирман значилась «молдаванкой»[12].
Член Союза кинематографистов СССР.
Актриса театрально переосмысляла и собственную повседневную жизнь, превращая её порой в своеобразный трагикомический «спектакль»; в этой особенности и кроется, по-видимому, секрет её популярности, ставшей независимой от сценической известности. Своеобразный стиль речи и поведения актрисы отразился в большом по объёму фольклоре, где не все эпизоды вполне достоверны. Многие её высказывания (равно как и приписываемые ей) превратились в крылатые выражения, чему способствовали их ёмкость и образность, равно как и отсутствие у актрисы внутренней цензуры, свобода её суждений (например, в виде присутствия сниженной лексики). Стилистическое чутьё позволяло ей выступать в жанре пародии, причём не только сценической; известен цикл пародийных писем вымышленного ею провинциала А. Кафинькина, адресованных журналистке Т. Тэсс.
Актриса любила читать А. Пушкина, который, по воспоминаниям, был у неё с А. Ахматовой «общей страстью»[7].
Итогом 60-летней актёрской карьеры стали десятки ролей на сцене и около тридцати — в кино.
Один из биографов актрисы, М. Гейзер, писал: "Самое парадоксальное в актёрской судьбе Раневской — то, что она сыграла в театре и кино десятки таких ролей, о которых писатель-юморист Эмиль Кроткий заметил: «Имя её не сходило с афиши, где она неизменно фигурировала в числе „и др.“»[13].
Принимала участие в озвучивании мультфильмов (фрекен Бок в «Карлсон вернулся»).
Переживала трагическую смерть С. Михоэлса, их связывала искренняя дружба. В своих воспоминаниях актриса описывает один диалог, когда с присущим себе юмором она сказала Михоэлсу (запись датирована 14 января 1948 года): «Есть люди, в которых живёт Бог, есть люди, в которых живёт дьявол, а есть люди, в которых живут только глисты. В вас живёт Бог!». На что режиссёр ответил: «Если во мне живёт Бог, то Он в меня сослан».
Незадолго до смерти с горьким сарказмом написала: «Когда умру, похороните меня и на памятнике напишите: „Умерла от отвращения“».
Единственным существом, скрасившим в старости её одиночество, был пёс по кличке Мальчик — подобранная ею на улице дворняжка.
Фаина Георгиевна Раневская скончалась 19 июля (по другим источникам — 20 июля[14] и 20 июня[15]) 1984 года в Кунцевской больнице Москвы в результате инфаркта и пневмонии[16], не дожив немногим менее месяца до своего 88-летия. Похоронена на Новом Донском кладбище[17] в могиле её сестры Изабеллы, участок № 4. На надгробии актрисы установлена фигурка её любимого пса Мальчика.
«Муля, не нервируй меня!»
Ляля: «Муля, не нервируй меня!». Кадр фильма «Подкидыш», 1939 год
Авторство крылатой фразы из «Подкидыша» «Муля, не нервируй меня!» оспаривает каждая из причастных к фильму женщин. В 1964 году в программе «Кинопанорама» актриса рассказала историю о том, как сама лично придумала эту фразу, а после эфира программы поссорилась с автором сценария фильма А. Барто, которая приписывала авторство фразы себе[18]. На авторство фразы претендовала также и Р. Зелёная, будучи соавтором сценария фильма[19]. Фраза «Муля, не нервируй меня!» всю оставшуюся жизнь преследовала актрису. Так кричали мальчишки при виде её на улицах, эту же фразу первой вспоминали при знакомстве с ней. Даже Л. Брежнев на вручении ей в 1976 году (в связи с 80-летием) ордена Ленина вместо приветствия сказал: «А вот идёт наша Муля-не-нервируй-меня!» Раневская ответила: «Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы!». Генеральный секретарь ЦК КПСС смутился и добавил: «Простите, но я вас очень люблю».
Семья
Гирш Хаимович Фельдман
Милка Рафаиловна Заговайлова
Отец — Гирш Хаимович Фельдман (1863 — не позднее 1945), уроженец местечка Смиловичи Игуменского уезда Минской губернии, екатеринославский купец 1-й гильдии, владелец фабрики сухих красок, нескольких домов, магазина, мельницы Симановича на Александровской улице и парохода «Святой Николай», впоследствии крупный мануфактурщик, староста Таганрогской хоральной синагоги в Тургеневском переулке, 46 (1912—1917), почётный член Ведомства учреждений Императрицы Марии[20][21][22][23][24][25].
Мать — Милка Рафаиловна Заговайлова (1872 — после 1957), уроженка Лепеля Витебской губернии. Родители поженились 26 декабря 1889 года[26][27].
Братья — Яков, Рудольф и Лазарь (1897—1900). Сестра Изабелла (в замужестве Аллен, 1892—1963)[28].
Своей единственной любовью называла актрису Павлу Вульф[29].
Награды и звания
Заслуженная артистка РСФСР (1937)
Народная артистка РСФСР (1947)
Народная артистка СССР (1961)
Сталинская премия второй степени (1949) — за исполнение роли жены Лосева в спектакле «Закон чести» А. Штейна
Сталинская премия второй степени (1951) — за исполнение роли Агриппины Солнцевой в спектакле «Рассвет над Москвой» А. Сурова
Сталинская премия третьей степени (1951) — за исполнение роли фрау Вурст в фильме «У них есть Родина»
Орден Ленина (1976)
Два Ордена Трудового Красного Знамени (1950, 1967)
Орден «Знак Почёта» (1947)
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946)
Медаль «В память 800-летия Москвы» (1948)
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «Ветеран труда»
Роли в театре
«Летний театр», Малаховка
1915 — «Тот, кто получает пощёчину» Л. Андреева, постановка И. Певцова — роль без слов
«1-й Советский театр» в Крыму (1918—1924)
«Вишнёвый сад» А. Чехова — Шарлотта Ивановна, гувернантка
«Три сестры» А. Чехова — Ольга, Наташа
«Чайка» А. Чехова — Маша
«Дядя Ваня» А. Чехова — Войницкая
«Иванов» А. Чехова — Зюзюшка
«Последняя жертва» А. Островского — Глафира Фирсовна
«Волки и овцы» А. Островского — Анфуса Тихоновна
«Без вины виноватые» А. Островского — Галчиха
«На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского — Манефа
«Гроза» А. Островского — Сумасшедшая барыня
«Живой труп» Л. Толстого — Маша
«На дне» М. Горького — Настя
«Ревизор» Н. Гоголя — Пошлёпкина, унтер-офицерская вдова
«Женитьба» Н. Гоголя — Сваха
«Роман» Э. Шелтон — Кавалини
Смоленск, Архангельск, Сталинград, Баку (1925—1931)
«Коварство и любовь» Ф. Шиллера — Леди Мильфорд
«Бесприданница» А. Островского — тётка Карандышева
«Дворянское гнездо» (И. Тургенева) — Лаврецкая
«Свадьба» А. Чехова — Змеюкина
«Юбилей» А. Чехова — Мерчуткина
«Гамлет» У. Шекспира — Королева
«Ярость» Е. Яновского — Председатель колхоза
«Чудак» А. Афиногенова — Трощина
«Любовь Яровая» К. Тренёва — Дунька
«Чудеса в решете» А. Толстого — Марго
«Мандат» Н. Эрдмана — Гулячкина
Камерный театр Таирова
1931 — «Патетическая соната» Н. Кулиша; постановка А. Таирова — Зинка, проститутка
«Жирофле-Жирофля» Ш. Лекока— Аврора
Центральный театр Красной Армии (1935—1939)
1935 — «Чужой ребёнок» В. Шкваркина — мать
1935 — «Гибель эскадры» А. Корнейчука — Оксана
1935 — «Последняя жертва» А. Островского — Глафира Фирсовна
1936 — «Васса Железнова» М. Горького; реж. Е. Телешева — Васса
1936 — «Слава» В. Гусева — мать
Московский театр драмы (1943—1949)
1944 — «Беззащитное существо» по А. Чехову — Щукина
1945 — «Лисички» Л. Хелман — Берди
1946 — «Капитан Костров» А. Файко — свояченица
1947 — «Молодая гвардия» по A. Фадееву; реж. Н. Охлопков — бабушка Олега Кошевого
1949 — «Закон чести» А. Штейна; реж. Н. Охлопков — жена Лосева
Театр имени Моссовета (1949—1955, 1963—1984)
1949 — «Модная лавка» И. Крылова — Сумбурова
1950 — «Рассвет над Москвой» A. Сурова — Агриппина Солнцева
1951 — «Шторм» В. Билль-Белоцерковского — Манька-спекулянтка
1953 — «Рассказы о Турции» Н. Хикмета — старуха Фатьма Нурхан
1954 — «Сомов и другие» М. Горького — Анна Сомова
1964 — «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского — Марья Александровна
1966 — «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика; постановка Л. Варпаховского — миссис Этель Сэвидж
1969 — «Дальше — тишина» В. Дельмар; постановка А. Эфроса — Люси Купер[30]
1973 — «Последняя жертва» А. Н. Островского — Глафира Фирсовна
1980 — «Правда — хорошо, а счастье лучше» А. Н. Островского; постановка С. Юрского — Филицата
Московский драматический театр имени А. С. Пушкина (1955—1963)
1956 — «Игрок» Ф. Достоевского — Антонида Васильевна
1958 — «Деревья умирают стоя» А. Касоны — бабушка
1960 — «Мракобесы» А. Толстого — Прасковья Алексеевна
Фильмография
1934 — Пышка — госпожа Луазо
1937 — Дума про казака Голоту — попадья
1939 — Ошибка инженера Кочина — Ида Гуревич, жена портного
1939 — Подкидыш — Ляля
1939 — Человек в футляре — жена инспектора гимназии
1940 — Любимая девушка — Маня, тётка Добрякова, сотрудница роддома
1941 — Мечта — Роза Скороход
1941 — Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем — Горпина
1942 — Александр Пархоменко — тапёрша
1943 — Новые похождения Швейка («Солдатская сказка») — тётушка Адель
1943 — Родные берега (новелла «Три гвардейца») — Софья Ивановна, директор музея
1944 — Свадьба — Настасья Тимофеевна Жигалова, мать невесты
1945 — Небесный тихоход — профессор медицины
1945 — Слон и верёвочка — бабушка
1947 — Весна — Маргарита Львовна, экономка
1947 — Золушка — мачеха Золушки
1947 — Рядовой Александр Матросов — военврач
1949 — Встреча на Эльбе — миссис Мак-Дермот
1949 — У них есть Родина — фрау Вурст
1958 — Девушка с гитарой — Зоя Павловна, жена Свиристинского
1960 — Осторожно, бабушка! — Елена Тимофеевна, бабушка Лены
1960 — Драма (короткометражный) — Мурашкина, писательница
1964 — Лёгкая жизнь — спекулянтка Маргарита Ивановна, она же «королева Марго»
1965 — Первый посетитель — старая дама
1966 — Сегодня — новый аттракцион — Ада Константиновна Брандт, директор цирка
Телеспектакли
1978 — Дальше — тишина… (фильм-спектакль) — Люси Купер
Киножурнал «Фитиль»
1964 — Фитиль № 25. Сюжет «Карты не врут» — гадалка
1965 — Фитиль № 33. Сюжет «Не поеду» — гражданка Пискунова
Озвучивание мультфильмов
1943 — Сказка о царе Салтане — Бабариха
1970 — Карлсон вернулся — фрекен Бок
Архивные кадры
Фаина Георгиевна Раневская. Двадцать пять лет в кино на YouTube (1962)
Фаина Георгиевна Раневская. Мастера искусств на YouTube (1978)
Фаина Раневская на YouTube — из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры», документальный (2006), режиссёр Дмитрий Кужаров
Фаина Раневская: Красота — страшная сила на YouTube — документальный (2009)
Библиография
Раневская Ф. Г. Дневники на клочках. — М.: Издательство Фонда русской поэзии при участии альманаха «Петрополь», 1999.
Интересные факты
Этот раздел представляет собой неупорядоченный список разнообразных фактов о предмете статьи.
Пожалуйста, приведите информацию в энциклопедический вид и разнесите по соответствующим разделам статьи. Списки предпочтительно основывать на вторичных обобщающих авторитетных источниках, содержащих критерий включения элементов в список.
В мультфильме «Карлсон вернулся», в котором Фаина Раневская озвучивала фрекен Бок, есть две аллюзии на фильм «Весна», где она играла Маргариту Львовну, экономку главной героини. Первая — эпизод перед зеркалом: «Я сошла с ума, какая досада…» (в фильме «Весна» — сцена на лестнице: «Ничего особенного, я сошла с ума») — и следующий за этим звонок по телефону (за который фрекен Бок в мультфильме принимает душ). Вторая — последний эпизод, после того как Карлсон улетел: «Милый, милый…»[31] (в «Весне» Маргарита Львовна произносит эти слова в прихожей, глядя на портрет возлюбленного: «Милый, милый…»).
Сведения о резонансе, вызванном фильмом «Мечта» среди американской элиты, обнаружил Ираклий Андроников, популярный литературовед и большой поклонник Фаины Раневской. "Занятия Лермонтовым заводят меня иногда так далеко, что в поисках родственника поэта по фамилии Дезобри я забрёл как-то в американский журнал «Лук» 1944 года и обнаружил там великолепные строки об этой картине Евгения Габриловича и Михаила Ромма: "В Белом доме картину видел Президент Соединённых Штатов Америки Рузвельт, который сказал: «„Мечта“, Раневская — это очень талантливо. На мой взгляд, это один из самых великих фильмов земного шара, а Раневская — блестящая трагическая актриса»". Теодор Драйзер также видел «Мечту». Вот что писала после смерти писателя его супруга Элен Драйзер: "Теодор очень болел. Ему не хотелось писать, не хотелось читать, не хотелось ни с кем разговаривать. И однажды днём нам была прислана машина с приглашением приехать в Белый дом. Советский посол устроил специальный просмотр фильма «Мечта». В одном из рядов я увидела улыбающегося Чаплина, Мэри Пикфорд, Михаила Чехова, Рокуэлла Кента, Поля Робсона. Кончилась картина. Я не узнала своего мужа. Он снова стал жизнерадостным, разговорчивым, деятельным. Вечером дома он мне сказал: «„Мечта“ и знакомство с Розой Скороход для меня — величайший праздник». И Драйзер, взяв в руки перо, начал писать статью о «Мечте». Он писал её три месяца. К сожалению, рукопись была потеряна".
В некоторых письмах Раневская иронично подписывалась «Дама с каменьями», поскольку у неё были диагностированы камни в желчном пузыре[32][33].
Память
Марка 2001 года
В Москве на доме, где в 1973—1984 годах жила актриса (Большой Палашёвский пер., д. 3), в 1987 году установлена мемориальная доска[34].
В Тюмени открыта «Чайная у Раневской» с полным антуражем и множеством её цитат повсюду. Названия блюд взяты исключительно из фильмов с участием актрисы.
В репертуаре новосибирской рок-группы «Коридор» есть песня «Как она играла», посвящённая актрисе.
27 августа 2011 года в честь 115-летия со дня её рождения поисковик Google разместил логотип с изображением актрисы[35].
Редакционным советом английской энциклопедии «Кто есть кто» в 1992 году она включена в десятку самых выдающихся актрис XX века[36].
В Симферополе в августе 2016 года мемориальную доску в честь актрисы установили на доме № 16 по улице Самокиша[37].
В репертуаре Л. Милявской есть песня «Раневская», посвящённая актрисе.
В честь актрисы назван астероид (6821) Ranevskaya, открытый астрономом Л. Карачкиной в Крымской астрофизической обсерватории 29 сентября 1986 года.
В 2019 году в Приморском районе Петербурга, в одном из скверов по проспекту Сизова, установлена скульптурная композиция, изображающая Ф. Раневскую в образе незабываемой Ляли из кинокомедии «Подкидыш», живописно отдыхающую на скамейке, на гранитном постаменте высечена одна из её крылатых фраз: «Все сбудется, стоит только расхотеть…»[38].
У поэта и музыканта Марка Мермана[39] есть песня «Старые фильмы»[40], в начале которой автор напоминает о знаменитой фразе, произнесённой Фаиной Раневской в фильме «Подкидыш»: «Лента стертая давнего дня / Затрещит, былым осеня. / В шляпе белой актриса твердила в картине: / „Муля, не нервируй меня“…» Затем дважды даётся отсылка к этому крылатому выражению, а в конце звучат слова: "Жизнь, — как фильм, — до кадра, до дня, / Век последний пятак разменял. / Так актриса и не сказала на идиш: / «Время, не нервируй меня… / Время, я твой подкидыш…»
Решением Симферопольского городского совета от 18.12.2020 г. № 264 именем Фаины Раневской названа одна из улиц района Петровские высоты Симферополя[41].
В Таганроге
1986, 29 августа — установлена мемориальная доска на доме, где родилась актриса (ул. Фрунзе, 10).
2008, май — Первый международный театральный фестиваль имени Ф. Раневской «Великая провинция».
2008, 16 мая — рядом с домом, в котором родилась актриса, открыт первый в России памятник Раневской (автор — Д. Бегалов)[42].
2009 — Неподалёку от дома отца актрисы открылась кофейня «Фрекен Бок» со знаменитыми плюшками в меню. Кофейня оформлена большим количеством её фотографий.
В доме, в котором родилась актриса, городские власти ещё с советских времён планируют открыть музей Фаины Раневской[43][44].
Документалистика
1990 — Документальный двухсерийный фильм киностудии «Экран» «Вспоминая Раневскую» (реж. О. Дорман и А. Габрилович)
2004 — Документальная программа В. Вульфа из цикла «Мой серебряный шар» Режиссёр С. Кокотунова. ООО «Меридиан холдинг» по заказу ФГУП ГТК «Телеканал Россия». 2004 (03.08.2019). "Фаина Раневская". 44 minutes in. Россия-Культура. {{cite episode}}: ; |series= пропущен или пуст (справка)
2005 — Документальная программа «Легенды мирового кино. Фаина Раневская» (реж. А. Истратов), телеканал «Культура»
2006 — Документальный фильм «Как уходили кумиры. Фаина Раневская» (реж. Д. Кужаров), телеканал «ДТВ»
2009 — Документальная программа «Великая и ужасная Фаина Раневская» из цикла «Моя правда», телеканал «100ТВ» (Санкт-Петербург)
2011 — Документальный фильм из цикла «Поэзия судьбы»(автор и ведущий Евгений Понасенков) на телеканале «Комсомольская правда»
2011 — Документальный фильм «Фаина Раневская. Острова» (реж. О. Ларина), телеканал «Культура»
2015 — Документальный фильм «Короли эпизода. Фаина Раневская» (реж. Д. Горин), телеканал «ТВ Центр»
2015 — Документальный фильм «Частная история: Фаина Раневская», телеканал «Москва Доверие»
2017 — Документальная программа «Последний день. Фаина Раневская», телеканал «Звезда»
2019 — Документальный фильм «Фаина Раневская. Королевство маловато!» (реж. Т. Бацков), телеканал «ТВ Центр»
2020 — Документальный фильм «Фаина Раневская. Прощание», телеканал «ТВ Центр»
2020 — Документальная программа «Фаина Раневская» из цикла «Раскрывая тайны звёзд», телеканал «Культура»
Киновоплощения
2003 — «Благословите женщину» (4 серии, реж. С. Говорухин). В роли актрисы Маргариты Михайловны Куниной (прототипом которой является Фаина Раневская) — И. Чурикова.
2005 — «Звезда эпохи» (8 серий, реж. Ю. Кара). В роли Раневской — Т. Васильева.
2012 — «Анна Герман. Тайна белого ангела» (10 серий, реж. В. Кшистек, А. Тименко). В роли Раневской — Елена Бондарева-Репина.
2015 — «Орлова и Александров» (16 серий, реж. В. Москаленко). В роли Раневской — Ю. Рутберг.
2023 — «Раневская» (8 серий, реж. Д. Петрунь). В роли Раневской — Мариэтта Цигаль-Полищук[45].
Литература
Шахов Г. А. Фаина Раневская. М.: ВБПК, 1985.
Владимирова М. Великая провинция // Таганрогская правда. — 2008., 18 апреля.
Скороходов Г. Разговоры с Раневской. — М.: Астрель: АСТ, 1999, 2007. — 411 с. — ISBN 978-5-17-047599-5.
Владимирова М. Котлостроители поставят Раневской памятник // Таганрогская правда. — 2007. — 14 ноября.
Щеглов Д. Фаина Раневская. Монолог. — М.: Олимп, Русич, 1998. — (Женщина-Миф).
Щеглов А. Раневская: Вся жизнь. — М.: Издательство Захаров, 2005. — ISBN 978-5-8159-0860-4..
Гейзер М. М. Фаина Раневская. — 2010. — 308 с. — 5000 экз., ил. — ISBN 978-5-235-03290-3
Гейзер М. М. Фаина Раневская. — 3-е изд. — М.: Молодая гвардия, 2012. — 320 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-235-03372-6.
Д. А. Щеглов. «Судьба — шлюха» — М.: Астрель: АСТ, 2008. — 223 с.
Шляхов А. Л. Фаина Раневская: Любовь одинокой насмешницы. — М.: АСТ, Астрель, 2012. — 352 с. — (Кумиры. Истории великой любви). — 3000 экз., ISBN 978-5-17-068561-5, ISBN 978-5-271-29220-0
Изабелла Аллен-Фельдман. Моя сестра Фаина Раневская : Жизнь рассказанная ею самой. — М.: Яуза-пресс, 2014. — 272 с. — ISBN 978-5995507277.
Примечания
; Показать компактно
Biblioth;que nationale de France Faina Grigor;evna Ranevska; // Autorit;s BnF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
РАНЕВСКАЯ // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2004.
Гейзер, 2012, с. 6.
Николай Загвоздкин. Фаина Раневская: Жизнь без взаимности. Интервью. Дата обращения: 9 января 2014. Архивировано 23 января 2022 года.
Гейзер, 2012, с. 296.
Дом екатеринославского купца Гирша Хаимовича Фельдмана по улице Николаевской 10. Дата обращения: 14 февраля 2014. Архивировано 22 сентября 2014 года.
Фаина Раневская: «Судьба-шлюха» = (дневник) / автор-составитель Д. Щеглов. — АСТ. — «Астрель», 2004. — 203 с. — 30 000 экз. — ISBN 5-17-014443-1.
Фаина Георгиевна Раневская // Энциклопедия «Кругосвет».
Миленко В. Д. Симферополь в творческой судьбе Аркадия Аверченко // Учёные записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Филология. История.. — 2018. — № 1. — С. 36–40. Архивировано 28 марта 2020 года.
Раневская Фаина Георгиевна — Киносозвездие — авторский проект Сергея Николаева. Дата обращения: 18 октября 2012. Архивировано 28 июня 2013 года.
Фаина Раневская: о кино, первой любви и одиночестве. Ставрополье (27 августа 2011). Дата обращения: 9 января 2014. Архивировано 2 февраля 2014 года.
«Мой серебряный шар. Фаина Раневская». Дата обращения: 11 августа 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
Гейзер, 2012, с. 8.
Раневская Ф. Г. — биография. Дата обращения: 18 октября 2012. Архивировано 20 июня 2012 года.
Раневская, Фаина Георгиевна — RuData.ru. Дата обращения: 29 июля 2022. Архивировано 26 мая 2022 года.
Гейзер, 2012, с. 304.
Могилы знаменитостей. Московский некрополь. Фаина Георгиевна Раневская (1896—1984). Дата обращения: 16 июня 2011. Архивировано 1 апреля 2010 года.
Про доброе старое кино. Дата обращения: 11 августа 2013. Архивировано 12 августа 2013 года.
Рина Зелёная. Актрису сделали «народной» за несколько часов до смерти Архивная копия от 18 января 2012 на Wayback Machine — газета Версия, Игорь Оболенский, 11 апреля 2011
Annual Report of the Commissioner of Patents (1911) Архивная копия от 24 сентября 2014 на Wayback Machine: Патент на безопасную лампу, полученный Гиршем Фельдманом из Таганрога (Hirsch Feldmann).
Official Gazette of the United States Patent Office (стр. 212) Архивная копия от 1 октября 2014 на Wayback Machine: Патент Гирша (Хирша) Фельдмана на безопасную лампу (safety-lamp, 1909).
Safety-Lamp Patent US 960869 A (Hirsch Feldmann, Taganrog, 1910). Дата обращения: 14 февраля 2014. Архивировано 10 мая 2014 года.
Описание патента Х. Фельдмана. Дата обращения: 15 февраля 2014. Архивировано 22 февраля 2014 года.
Рекламное объявление купца Г. Фельдмана в Таганроге (1906), стр. 50. Дата обращения: 15 февраля 2014. Архивировано 24 февраля 2014 года.
М. А. Гонтмахер «Евреи на Донской земле» (Ростовский государственный университет, Ростиздат, 2000). Дата обращения: 14 февраля 2014. Архивировано 22 февраля 2014 года.
110 лет одиночества Архивная копия от 7 апреля 2013 на Wayback Machine: В «Книге для записи сочетания браков между евреями на 1889 год» таганрогский раввин Гирш Моисеевич Зельцер зарегистрировал 26 декабря 1889 года (9 января 1890 года по новому стилю) брак мещанина местечка Смиловичи Игуменского уезда Минской губернии Гирша Хаимова Фельдмана (26 лет) и девицы, лепельской мещанки Витебской губернии, Милки Рафаиловны Заговаловой (17 лет).
Матвей Гейзер «Она любила театр самозабвенно…» Дата обращения: 14 февраля 2014. Архивировано 21 февраля 2014 года.
Изабелла Аллен-Фельдман, 2014, с. 5.
Архивированная копия. Дата обращения: 8 февраля 2019. Архивировано из оригинала 9 февраля 2019 года.
Театр имени Моссовета / Сост. В. М. Школьников. — М.: Искусство, 1985. — 294 с.
Вместо Раневской эту фразу озвучила Раиса Фричинская, редактор студии «Союзмультфильм».
Юнгер Е. (воспоминания) в книге «О Раневской». М., 1988, с. 29-30
Что? Где? Когда? Зимние игры 1998 года, Игра первая (ОРТ, 21.11.1998) на YouTube
Песков О. В. Мемориальные доски Москвы. — М.: Московские учебники, 2009. — 336 с.
Holiday and Events – Google style! (англ.). Google.ru (27 августа 2011). Дата обращения: 21 октября 2011. Архивировано 31 мая 2012 года.
Фаина Раневская: золотые цитаты неподражаемой актрисы. РБК (27 августа 2012). Дата обращения: 9 января 2014. Архивировано из оригинала 4 февраля 2014 года.
Фаина Раневская — открытие мемориальной доски в Симферополе СЗАО пресса Дата обращения: 29 октября 2016. Архивировано 30 октября 2016 года.
В одном из петербургских скверов установили скульптуру Фаины Раневской. ТАСС (14 августа 2019). Дата обращения: 16 августа 2019. Архивировано 16 августа 2019 года.
Мерман Марк. bards.ru. Дата обращения: 25 ноября 2020. Архивировано 21 октября 2020 года.
Марк Мерман - "Старые фильмы". bards.ru. Дата обращения: 25 ноября 2020. Архивировано 22 октября 2020 года.
О присвоении наименований элементам улично-дорожной сети в муниципальном образовании городской округ Симферополь Республики Крым. Симферопольский городской совет (22 декабря 2020). Дата обращения: 24 декабря 2020. Архивировано 3 июля 2021 года.
Собств. корр. В Таганроге появится памятник Фаине Раневской Архивная копия от 21 мая 2008 на Wayback Machine // Lenta.Ru. — 2008. — 18 апр.
Борзенко В. В родном городе Фаины Раневской до сих пор не создан её музей Архивная копия от 20 декабря 2011 на Wayback Machine // Аргументы и Факты на Дону. — 2010. — 9 ноября.
Михайлова Е. Армянин нашего времени Архивная копия от 5 марта 2012 на Wayback Machine // Свободная Пресса. — 2009. — 10 июля.
Star Media снимает сериал о Фаине Раневской. www.kinometro.ru. Дата обращения: 24 июня 2021. Архивировано 24 июня 2021 года.
Ссылки
Фаина Раневская:
Цитаты в Викицитатнике
Медиафайлы на Викискладе
Фаина Раневская — цитаты, афоризмы и многое другое о актрисе
Фаина Раневская — Энциклопедия отечественного кино
Афоризмы Фаины Раневской
Фаина Раневская — цитаты и афоризмы
Некрасов В. Ф. Раневская : статья для радиопередачи. — 1983. — 13 апреля.
Щеглов А. Записки «эрзац-внука» // Огонёк. — 1996. — № 52.
***
Новости
Общество
Политика
Происшествия
Бизнес
Спорт
Это интересно
Статьи
Коронавирус
#Музыка в наших сердцах
Handbags for women Bestseller
Women Handbags & Wallets Bestseller
amazon.com
Live streaming webcams of streets Russia, USA, Germany
Watch live webcams of streets Russia, USA, Germany. Travel online
webcamonline.ru
НОВОСТИ
все деловые
Два события из 1909 года сразу вспомнят очень немногие - даже историки ошибаются
03:10
Разбивают сердце: 5 романов, вызывающие мощные эмоции - цепляет чувства
02:40
Какие книги нужны читателю и стране, обсудят на старте нового сезона Премии имени Арсеньев
02:05
Историки наберут 7/7 за 20 секунд, а вы покажете максимум быстрее? - ТЕСТ
6 февраля, 19:30
Супертонкие блинчики за 10 минут: всего 1 хитрость с тестом и никаких комочков
6 февраля, 17:30
Школьница из Керчи стала лучшей на всероссийском конкурсе эссе
6 февраля, 17:05
Российским авиакомпаниям запретят рассаживать семьи в самолетах
6 февраля, 16:42
Звезда сериала "Слово пацана" рассказал, почему ему был неприятен поцелуй с Айгуль
6 февраля, 16:30
В Крыму по "Пушкинской карте" приобрели 100 тысяч билетов
6 февраля, 16:08
Максимально спорный фильм Рязанова: критики его не совсем оценили - вот, в чем причина
6 февраля, 16:00
Из-за урагана на курорте с многоэтажек слетели крыши
6 февраля, 15:50
Участников преступного бизнеса задержали в городе Саки
6 февраля, 15:04
По факту обрушения жилого дома в Севастополе прокуратура проводит проверку
6 февраля, 14:06
Крым представили на международной выставке продуктов питания
6 февраля, 13:02
Лана Дель Рей взрывает тренд на самый нежный маникюр 2024 - идеально даже с ретро-образом
6 февраля, 12:30
Все новости
Слова Раневской о главном секрете идеального мужчины - дико смешно и точно в цель
Тематическое фото кадр из фильма "Золушка" (0+)
6 февраля, 09:30
Это интересно
#Цитата - крылатая фраза
Тематическое фото
Фото: кадр из фильма "Золушка" (0+)
Написать автору
Предыстория:
Вся соль семейной жизни в словах талантливого Довлатова и вот, в чем сложность
Если бы Фаина Раневская решила поделиться своими мыслями о взаимоотношениях между полами в книге, она, вероятно, стала бы популярной авторкой бестселлера. Несмотря на то, что актриса не обрела счастья в личной жизни, ее остроумие и мудрость в вопросах любви вызывают уважение, пишет kinoafisha.info.
К примеру, Фаина Раневская точно знала, какими качествами должен обладать идеальный мужчина. Ее слова всегда сопровождались юмором, что делало их еще более ценными.
"Их вкусы идеально совпадают. Он любит ее, а она любит себя," — знаменитость высказала подобное замечание.
Это заявление вполне имеет смысл, ведь женщина, действительно, трудно может быть счастливой рядом с партнером, который не испытывает истинных чувств к ней и не принимает ее такой, какая она есть. В то же время такой мужчина не требует от своей возлюбленной отказаться от своих интересов и увлечений, а наоборот, поддерживает ее в них.
Такой избранник не только искренне любит свою вторую половину, но и помогает ей поддерживать высокую самооценку. Ведь известно, что правильный партнер помогает тебе влюбиться в себя.
Подробнее:
***
Жесткая цитата Раневской про русский народ - такое сходило с рук только ей
Тематическое фото кадр из фильма "Подкидыш" (0+)
2 февраля, 09:30
Это интересно
#Цитата - крылатая фраза
Тематическое фото
Фото: кадр из фильма "Подкидыш" (0+)
Написать автору
Предыстория:
Ироничная цитата Губермана о секрете семейной жизни - согласитесь ли вы?
Выдающейся советская актриса Фаина Раневская, родившаяся в Таганроге в 1896 году, начала свой творческий путь в родном городе, всего лишь в 14 лет, записавшись в частную театральную студию. С течением времени она перебралась в Москву, где начала свою карьеру в провинциальных театрах, а затем выступала на крупных сценах. Её талант позволил ей блеснуть в постановках произведений таких знаменитых драматургов, как Чехов, Горький, Островский и Гоголь. К тому же, в Москве она завела знакомства с известными литераторами, включая Цветаеву, Маяковского и Мандельштама, пишет sport24.ru.
С 1934 года Фаина Георгиевна начала свою кинокарьеру и сразу завоевала признание зрителей. Её выдающиеся роли в фильмах продолжают восхищать миллионы поклонников.
Но помимо актерской деятельности Раневская также была известна своим остроумием и прямотой. Она всегда говорила то, что думала, и славилась своими колкими высказываниями. Например, она выразила своё отношение к советам следующим образом:
"Понимаете, милочка, совет такая вредная штука… его просят, когда ответ знают сами, но этот ответ не нравится, или когда любой из выходов не лучший, чтобы потом сказать: "Это вы посоветовали!"".
Таким образом, она подчеркивала, что часто советы просят не для того, чтобы действительно их получить, а чтобы переложить ответственность за свои решения на других. Раневская предостерегала, что советы следует давать осторожно, чтобы не вызвать раздражение или недовольство теми, кто их получает. Тем не менее, она также признавала, что советы могут быть полезными и помочь в принятии правильных решений, но всегда должны даваться добросовестно и с уважением к свободе выбора каждого человека.
Подробнее:
Свидетельство о публикации №124012500833