Конформизм, территория команчей и толерантность
Вела курс легендарный профессор Светлана Григорьевна Тер-Минасова, доктор филологических наук, заслуженный профессор МГУ имени М.В. Ломоносова,Президент факультета иностранных языков и регионоведения МГУ
Последнее эссе по курсу было на необычную для меня тему - о влиянии языка и Рунета на национальную безопасность. Но тема оказалась интереснее, чем я думала. К сожалению, пример с BBC, как показали события двух последних лет, уже совсем не верен. Не осталось, наверно, уже и беспристрастных войнов "Территории команчей", героев-корреспондентов из "горячих точек" Переса-Реверте. Однако про конформное поведение и управление массами благодаря выброшенной в Интернет "достоверной" информации сейчас не говорит только немой от рождения.
На ваш взгляд, в чем особенность Рунета с точки зрения национальной нетерпимости?
По данным компании TNS Россия на 21.04.2016 г. число Интернет-пользователей в России достигло 76,5 млн. человек или 53,5 % всех жителей России.
Увеличение числа пользователей Интернета, с одной стороны, способствует выражению единого национального мнения, например, за счет проведения всероссийских опросов; повышает гражданскую ответственность (например, за счет появления таких порталов как “Активный гражданин”); служит способом объединения нации; повышает альтруистические настроения в обществе во имя совершения благого дела (сбор гуманитарной помощи, проведение акции “Бессмертный полк” и т.д.). В таком случае Рунет сглаживает острые углы в национальных вопросах и служит неким клеящим составом, помогающим слить воедино представителей различных наций большой страны. Благодаря Рунету ведется защита русского языка в государствах с русскоязычным меньшинством, попрание интересов которого активно обсуждается в Рунете…Но все ли так замечательно, как кажется на первый взгляд? И где тонкая грань между Рунетом – спасителем нации и Рунетом, разжигающим межнациональные конфликты и порождающим национальную нетерпимость?
В любом базовом курсе психологии большое внимание уделяется речи как способу общения и языку. “Особенно показательна для оценки уровня общего интеллектуального развития человека его устная, монологическая, и письменная виды речи. В речи выражаются индивидуальные особенности и культура человека. О нем как о личности можно судить по тому, какие он выбирает слова и как их употребляет, а также по тому соответствуют или не соответствуют они ситуации и нормам речевого этикета” (Р. С. Немов “ Психология”).
Прежде всего, если судить по публикациям в Рунете, то, к сожалению, отсутствие какого-то цензора, корректора на просторах Интернета играет очень плохую роль. Безграмотность, использование почти ненормативной лексики (на грани запрета), сниженной лексики (разговорной и просторечной) ведет к тому, что у пользователя создается некая иллюзия вседозволенности. Он как анонимный, прикрываясь вымышленным именем - “никнеймом”, и потому безнаказанный псевдо-творец способен высказывать резкие оскорбительные суждения, не разбираясь в сути события, не являясь экспертом (политологом, историком и т.д.). Зачастую агрессивная реакция и стиль общения пользователей в Рунете служат “кривым зеркалом”, в котором отражаются просмотренные телепередачи, новостные сюжеты, истории, прочитанные в СМИ, в том числе и в “желтой” прессе (“по подозрению в жутком убийстве задержали уроженца Таджикистана” – все таджики – убийцы, “мигранты несут ответственность уже за 70% преступлений в Москве” – долой мигрантов, мигранты виноваты в повышении преступности, и т.д.). В этой связи Рунет стоит рассматривать в привязке к остальным СМИ, а также к национальной политике государства и к наличию националистических настроений в нем как таковых.
Безусловно, многие СМИ, ведя деятельность в Рунете, ориентируются на нормы журналистской этики. Например, задача редакции сайта службы BBC для русскоязычной аудитории - предоставлять доступ к высококачественной, проверенной и разносторонней информации c тем, чтобы у слушателей, читателей и зрителей складывалась максимально полная картина происходящего в России и в мире. Журналисты Би-би-си сами никогда не дают оценок тому, что происходит, не встают на чью-либо сторону. При этом активно развивается гражданская журналистика – читатели ведут на сайте блоги, публикуются их фоторепортажи, публикуются на русском языке письма посетителей других языковых сайтов Би-би-си со всего мира на ту или иную тему и т.д. Интерактивность – суть Интернета (цитируется по интервью Д. Шишкина, редактора BBCRussian.com, известному Интернет-аналитику Сергею Сухову).
Читая же иные комментарии, блоги или заметки в cоциальных сетях (социальные сети вообще представляют отдельную тему для исследования о воздействии языка на национальную безопасность), да еще и дополненные фото- или видеоматериалами, так и хочется процитировать Арсения Тарковского: “Что ты бредишь глазной хрусталик? Хоть бы сам себя поберег...” Только вместо чистой морской дали, в которой поэту грезился безмятежно плывущий ялик, мне видится ушат грязи, которым каждого неопытного пользователя Рунета так и норовят облить такие вот “авторы” Рунета.
Бывает и так, что националистические призывы недалеких пользователей Рунета выходят в реальный мир и продолжают жить своей жизнью, вызывая удивление и раздражение у здравомыслящих людей. Согласитесь, сочетание наклеек на автомобиле “Обама Чмо!” (написано без знака препинания) и “Спасибо Деду за Победу!” как-то плохо укладывается в голове. Однако я видела такой автомобиль, за рулем которого была с виду милая девушка, на улице одного из российских городов в канун Великой Победы. Именно такие лозунги и баннеры можно увидеть сейчас в Рунете и даже распространить их через свои страницы в сети, приняв участие в какой-либо акции “вирусного” маркетинга.
Также использование пропаганды, националистической информации на различных сайтах может привести к росту конформного поведения пользователей Рунета, как внешнего (я со всеми, я с большинством), так и внутреннего (я начинаю думать также как это большинство, мое мнение не важно, у меня нет своего мнения).
А отсюда не так далеко и до факельных шествий и сожжения книг инакомыслящих писателей на площадях и чучел представителей неугодной национальности или граждан недружественных, по мнению большинства пользователей в Рунете, государств. Конформистам не надо развивать собственное мнение, свою собственную речевую культуры. Их использование языка сводится к умению кричать громко, в унисон с толпой популярные лозунги, в том числе и националистического толка. Лозунгов в Рунете предостаточно – их распространяют как различные фанатики и представители экстремистских группировок, так и так называемые “боты” – пользователи Рунета, которые получают вознаграждение от тех или иных заинтересованных структур за распространение в Рунете провокационной информации, в том числе и националистического толка.
Язык – зеркало культуры, язык видоизменяется и развивается, как мы помним из курса лекций С.Г. Тер-Минасовой. И если во время развития русского языка с течением времени появляются новые слова – то язык значительной части пользователей Рунета превратился в … “падонкаффский”, или “олбанский” ”йезыг” или “йазык падонкафф”. Это распространившийся в Рунете в первой половине 2000-х годов стиль употребления русского языка с фонетически почти верным, но орфографически нарочно неправильным написанием слов (т. н. эрративом), частым употреблением ненормативной лексики и определённых штампов, характерных для сленгов (цитируется по Википедии). Созданный как пародия на многочисленные ошибки пользователей в Рунете этот язык вытеснил правильный. И зачастую именно на таком языке ведутся оскорбительные диалоги в Рунете, унижающие представителей различных национальностей. И если главное предназначение речи человека – общение, общение посредством языка, то о каком качестве общения может идти речь? Такое общение несет разрушительную функцию, ведет исключительно к агрессии и нетерпимости.
Особенную опасность представляет такое общение в Рунете для подростков, особенно из неблагополучных семей. Они не умеют еще должным образом фильтровать информацию, отличать зерна от плевел и поэтому, как правило, именно подростки становятся жертвами Рунета в плане пропаганды национализма. Другой вопрос и не в рамках этой работы – кому такая пропаганда нужна, почему она вообще ведется на территории нашей страны.
Рунет – это единственное полностью демократическое государство в государстве. Мы вольны читать, что мы хотим, подписываться на страницы популярных блоггеров, можем оставлять комментарии и выражать наше мнение, а можем впитывать информацию до определенного предела. Есть такой цветок - Иерихонская Роза или Роза Пустыни. Уже несколько лет стоит такой неприхотливый цветок на моем рабочем столе. Роза по сути уже мертва и может храниться в сухом состоянии долго, напоминает кусок засохшей губки. Но стоит опустить его в чашу с водой, как мгновенно распускается Роза Пустыни и распространяет тягостный и сладковатый аромат, который хочется вдыхать снова и снова. И вот подросток, предоставленный самому себе и практически мертвый духовно, по аналогии с цветком получает свою “живительную влагу” из Рунета. Появляется смысл в жизни, появляется продиктованное кем-то объяснение, что делать и почему…Рунет выступает духовной пищей, но не самого высокого качества.
“Сообщается, что 24 октября на Минусинской улице возле дома №12 молодые люди в возрасте от 14 до 18 лет повалили местного жителя на землю, когда тот вышел из дома, и стали избивать битами. По некоторым данным, подростки выкрикивали лозунг “Россия для русских!”. В итоге мужчина получил тяжёлые травмы и был доставлен в реанимацию. Лица подростков были скрыты под масками и респираторами. По данным Life News, после задержания на допросе молодые люди объяснили свой поступок тем, что планировали таким образом очистить Москву от приезжих. Подростки также признались в организации акции “Белый вагон”, в ходе которой националисты нападали в метро на пассажиров неславянской внешности”. Я думаю, говорить о том, что акция планировалась, а информирование участников проводилось благодаря Рунету, излишне.
В заключение хочется добавить, что если язык – это зеркало культуры, то Рунет – это зеркало, в котором отражаются нравы российского общества. Говорить о том, что Рунет способствует национальной нетерпимости, и при этом закрывать глаза на политику, которая ведется государством, на отношение к закону о СМИ, на цитирование крупными новостными порталами непроверенной информации и т.д. неприемлемо. В этой связи Рунет должен рассматриваться государством как важный инструмент, способствующий формированию мировоззрения, рассматриваться в контексте не только национальной политики, но и национальной культуры с целью воспитания подрастающего поколения. Только так и не иначе возможно бороться с дуалистическим началом в Рунете, в котором сочетаются и хорошее, и плохое, в частности применительно к национальной нетерпимости и конфликтам. Последует ли государство примеру дружественной КНР, в которой доступ ко многим ресурсам “всемирной паутины” на территории страны ограничен, либо по примеру КНДР введет внутренний Интернет, не имеющий связи с внешними информационными ресурсами, или оставит Рунет максимально открытой для свободного общения площадкой? Ответить на этот вопрос государственной важности в рамках одного эссе не представляется возможным.
Свидетельство о публикации №124012507530