разбор стихотвореня Навруз

Анализ стихотворения "Навруз!"

Стекали ручьи по кремнистому скату.                В селениях горных справляли Навруз.                Неспешное солнышко плыло к закату.                Гостил я у друга в посёлке Юлдуз.
АпрЕль на порОге. БелЁсая вАта                На фОне лазУрного нЕба клубИтся.                МенЯ привечАют, как внУка, как брАта,                Как будто я Феникс-священная птица.
Под снежным покровом ещё перевалы                И стужа, хоть редко, в окошко стучит.                Но солнышко плавит сугробов дувалы                И гонит к подножью Чаткала  ручьи.
НаврУз здесь и прАздник, и гОсть, и правИтель.                Дней сОлнечных свЕтлых, веснЫ учредИтель.
МорОз ещё  стАвит свой штЕмпель на скАлы,                Но штЕмпеля нАледь смывАет НаврУз.                ТандЫры пылают, дымятся мангАлы,                Я шАпку-ушАнку сменИл на картУз.
 Напевы комуза. Танцует Феруза.                Хрустальные звоны стремительных вод                И серая птаха поклонница блюза                На ветке сирени качаясь поёт.
Глаза у Ферузы, кишлачной девчонки,                Лукавством весёлым горят:                -Ну что ты, как старый, скучаешь в сторонке!-                Как будто бы мне говорят.
Какой же  я стАрый! И гОлос мой звонкий.                И в танцах таджИков я тОже искуссный.                Желанья девчОнок                по взглЯдам читаю.                И в танец неждАнно, со свИстом, по-рУсски,                Я птИцей, я вЕтром, я вИхрем влетаю.
Джигиты ревнУя пришельца бранЯт.                Но есть и другИе, хатынки седые,                ОнИ мне за тАнец                "рахмат" говорят.
Тема стихотворения: культура и традиции народов юго-востока бывшего СССР.                Идея: ностальгия по утраченному братству народов канувшего в Лету союза советских республик.               
Сюжет- горное поселение. Навруз: праздник сохранившиеся со времён язычества. Общение представителей народов разных культур.               
Художественные средства: форма-катрен; размер- четырёхстопный амфибрахий.                У жителей Центральной Азии искромётных танцев нет. Таджики, Узбеки в танце неспешны, грациозны-показывают не лихость, а достоинство.   Чтобы это показать в стихах, двухсложный размер не подойдёт.   Поэтому амфибрахий: "\ГлазА у.\ смуглЯвой\ кишлАчной\ девчОнки\ задОром\ лукАвым\ горят"                Но русскому духу нужен другой темп- темп гопака. Как быть? А очень даже просто: тот же амфибрахий, только сочетание слов в предложении -бессоюзное.                "И в тАнец\ неждАнно\, со свИстом\, по рУсски\,                Я птИцей\, я вЕтром\, я вИхрем\ влетаю".               
Ярких эпитетов в стихотворении нет. Зато  метафоры какие! "Белёсая вата на фоне лазурного неба клубится"               
       "Неспешное солнышко плыло к закату"                "Напевы комуза, горянка Феруза, и снежная свежесть стекает с высот, и серая птаха , поклонница блюза, на ветке сирени качаясь, поёт"  "Мороз ещё ставит свой штемпель на скалы, Но штемпеля наледь смывает Навруз; Тандыры пылают, дымятся мангалы"...И следом: "Я шапку-ушанку сменил на картуз" Только тот, кто напрочь лишён дара воображения не увидит в строках этих всенародного торжества. Строка: "Я шапку-ушанку сменил на картуз" говорит читателю о том, что Навруз- праздник связанный со сменой времени года.               
Рифма.                Особо ценных рифм здесь не много. Но они есть:  стучит- ручьи, вод-поёт, искусный- по-русски. Имена существительные рифмуются друг с другом  не только в разных падежах (Феруза-блюза), но и в составе (девчонки-во множественном числе, в сторонке-единственном).
Данное стихотворение автору удалось: образы созданы, тема раскрыта.               


Рецензии