Святослав Рихтер и Владимир Высоцкий
Звучала в нем, дрожала в нем мольба,
Но господин, не замечая дрожи,
Красиво мучил черного раба.
(В. Высоцкий, «Он вышел – зал взбесился. На мгновенье…» (1972))
«– Пианино!
– Да кому оно нужно, пианино? Сейчас
всё больше на гитарах…»
(Из к/ф «Старый Новый год» (1980),
реж. Н. Ардашников и О. Ефремов)
…Марина Влади в книге «Владимир, или Прерванный полет» (советское издание, 1989) писала: «У тебя есть тайная страсть к одному человеку, которым я сама глубоко восхищаюсь. Однажды, весь сияя от радости, ты сообщаешь мне, что Святослав Рихтер ждет нас к чаю. Я редко видела, чтобы у тебя так светились глаза. Ты чрезвычайно старательно выбираешь что надеть и все время спрашиваешь меня, который час. Нам вправду оказана великая честь. С Рихтером мало кто встречался у него в доме – он очень замкнутый человек и привык к одиночеству, к тому же он почти все время на гастролях. Ты польщен тем, что твои песни, твоя работа в театре нравятся ему. Это приглашение – своего рода признание. Ты, уличный мальчишка с Мещанки, композитор, не умеющий записать ноты, приглашен самым великим пианистом своей страны – какое счастье! Я познакомилась с Рихтером в Париже у моей сестры Одиль Версуа, его давней и страстной поклонницы и близкой подруги. Я тоже робею, поскольку, за исключением этой короткой встречи, я видела его лишь как восторженная зрительница на концертах.
Как дети, мы переглядываемся, прежде чем войти в подъезд красивого дома в центре Москвы, где он живет. Мы поднимаемся по лестнице и звоним. Ты не успеваешь опустить рук, старающихся пригладить непослушные волосы, как дверь открывается. Ты так и остаешься стоять – руки вверх. Седовласый великан с мягкими голубыми глазами протягивает тебе ручищи, и невозможно себе представить, что эти огромные пальцы умеют скользить по клавишам, заставляя их так удивительно звучать! Мы входим в очень большой светлый зал. Здесь стоят два черных рояля, несколько банкеток вдоль стены. На полу разбросано конфетти, разноцветный серпантин цепляется за ноги. На банкетках – бумажные колпаки, свистульки и маски напоминают о том, что только-только кончился праздник.
– Сегодня ночью я принимал моих сокурсников по консерватории – всех, кто остался в живых, ведь столько лет прошло. Мы веселились всю ночь, играли в шарады… Разве теперь умеют так веселиться? Идемте, моя жена ждет вас.
После большого зала по-восточному убранная комната, где накрыт чай, кажется особенно уютной. Красивая женщина (супруга пианиста, камерная певица Нина Дорлиак. – А. С.), одетая в темный шелк, здоровается с нами глубоким голосом оперной певицы. Я замечаю, что ты слегка покраснел. Сжимаешь и разжимаешь пальцы, твой голос, еще более хриплый, чем обычно, выдает волнение. Мы пьем янтарный чай из старинных фарфоровых чашек и едим тающее во рту домашнее печенье. В разговорах о том о сем мы дивно проводим время. И, волоча за собой несколько ленточек серпантина, приставших к обуви, мы спускаемся по лестнице, все еще находясь во власти волшебства…»
Откуда у Высоцкого такое трепетное, почтительное отношение к пианисту и его творчеству, а в дальнейшем – возникшее желание познакомиться с ним лично? Оказывается – с молодости, еще со студенческих лет! В подтверждение тому – интересные воспоминания (2010 г.) коллеги Владимира Семеновича по работе в Театре имени Пушкина актрисы Елены Попенко: «Я же поступала в Школу-студию МХАТ на тот курс, где учился Володя Высоцкий.
Там выступал Святослав Рихтер. Дело в том, что он перед тем, как выступать с новой программой, обкатывал ее на студентах. В Школе-студии был хороший инструмент, он там выступал. И Володя тоже ходил на эти концерты слушать Рихтера». (Интернет-сайт «Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи» v-vysotsky.com, «О Владимире Высоцком вспоминает Елена Павловна Попенко», интервью брал М. Цыбульский (США).)
Другая сокурсница Владимира Семеновича по МХАТовской студии актриса Марина Добровольская в книге мемуаров подтверждает слова своей коллеги: «В Школе-студии кипела жизнь. По понедельникам к нам обязательно кто-нибудь приходил: как-то Святослав Рихтер со своим учеником на двух роялях играли весь вечер великую музыку. В другой раз для нас пел Александр Вертинский». (Е. Костина, «"Однокурсница Высоцкого о тайне первого брака актера". Крах отношений с Изой больно ударил по актеру. Но тогда же, по мнению Марины Добровольской, он начался как настоящий поэт», «7 дней», № 41, 12 октября 2017 г.)
Однако вернемся к описанному Мариной в книге визиту Высоцкого и Влади в гости к Маэстро. Известно, что бард бывал в гостях у пианиста не единожды: «Сюда не раз приходили Юрий Никулин, Дмитрий Шостакович, Василий Шухаев, Владимир Высоцкий и другие легендарные личности». (Интернет-сайт «NEWSmuz.com» newsmuz.com, 20 апреля 2016 г., «По мемориальной квартире Рихтера начнут водить экскурсии».) Статья «Мемориальная квартира Святослава Рихтера», размещенная в русскоязычной Википедии ru.wikipedia.org, также сообщает пользователям: «В гости к музыканту неоднократно приходили композитор Дмитрий Шостакович, художник Василий Шухаев, артист Владимир Высоцкий». Но в каком году состоялся именно этот, зафиксированный Влади в мемуарах, визит поэта и актрисы в московскую квартиру музыканта, расположенную на 16-м этаже дома на Малой Бронной улице, 2/6? Марина об этом умалчивает. Ответ находим у самого Святослава Теофиловича.
В 2002 году в столичном российском издательстве «Классика-ХХI» вышла книга французского скрипача и кинорежиссера-документалиста Бруно Монсенжона «Рихтер. Диалоги-дневники». На 180 и 182 страницах издания (глава «Дневники. О музыке. 1970-1995», раздел «1976») читаем: «14/I Владимир Высоцкий поет свои песни под гитару.
Когда нас посетили Высоцкий с Мариной Влади, наша большая комната была как цирк! Все стены расклеены комическими изречениями – следы вечеринки моего курса. Высоцкий с удовольствием спел под гитару свои песни. Мы симпатично посидели».
Месяц спустя пианист ставит на радиолу пластинку-миньон барда (видимо, подаренную Высоцким музыканту во время январского визита в его дом). Рихтер слушает ее… и делает очередную, на этот раз негативную для Владимира Семеновича запись в дневник: «18/II Владимир Высоцкий. Пластинка с четырьмя песнями.
Здесь я никак не могу вибрировать, не в отношении музыки (это просто мусор), не в отношении слов (это для тех, кто читает газеты). Это мне сверхнеинтересно и несимпатично. Сам Высоцкий вероятно действительно талантлив в своем роде, и толпа за него».
Впервые дневниковые записки музыканта опубликованы в книге Bruno Monsaingeon «Sviatoslav Richter – Notebooks & Conversations» (2001) (page 230) на английском языке: «Nothing here to excite me, either in the music (which is total rubbish) or in the words, which are for people who read only newspapers. I feel no interest in or affinity with this. Vysotsky himself certainly has lots of talent, in his way, and the crowd is behind him».
«Ты польщен тем, что твои песни, твоя работа в театре нравятся ему…» Марина явно лукавила, когда сочиняла эти строки. Впрочем, о дневниковых записях Рихтера ни она, ни поэт не знали.
«В перечне воспоминаний о Высоцком на уровне дифирамбов и восторгов можно встретить несколько высказываний, не вписывающихся в общий хор. Марина Влади в знаменитой книге о Высоцком в возвышенном стиле описывает встречу Высоцкого с С. Рихтером…
Такт и интеллигентность крупнейшего музыканта мира, не терпящего восхищений относительно себя, не позволил обидеть гостей, но его дневниковая запись поле их ухода не совпадает с восторгами Влади: «Здесь я никак не могу вибрировать, ни в отношении музыки (это просто мусор), ни в отношении слов (это для тех, кто читает газеты). Это мне сверхнеинтересно и несимпатично. Сам Высоцкий, вероятно, действительно талантлив в своем роде, и толпа за него».
С. Рихтер ушел из жизни в 1997 году, а дневники были изданы в 2003-м». (В. Бакин, «Владимир Высоцкий. Жизнь после смерти» (2011), глава «Марина Влади – "Владимир, или Прерванный полет"».)
Бакин, как всегда, ошибается и выдумывает: дневниковые записи пианиста были изданы в России годом ранее, а на английском языке – в 2001-м.
Евгения Бродская и Антон Нестеров в статье «Владимир Высоцкий: трудно быть классиком (В. Высоцкий в постсоветской журналистике)» (2008) (опубликована в журнале «НЛО», № 6, 2008 г.), касаясь дневниковых записей Святослава Теофиловича, пишут: «Характерна проговорка Святослава Рихтера в дневнике – после того, как Высоцкий с Влади побывали у него (и Высоцкий пел): «Здесь я никак не могу вибрировать, ни в отношении музыки (это просто мусор), ни в отношении слов (это для тех, кто читает газеты). Это мне сверхнеинтересно и несимпатично. Сам Высоцкий, вероятно, действительно талантлив в своем роде, и толпа за него». «Талантлив в своем роде…» – очень точная формула. У Рихтера просто хватало свободы и саморефлексии ее произнести – но отметим в связи со сказанным выше – рефлексии дневниковой, то есть частной, осознанно не вводимой в зону обсуждения интеллигентной средой».
Приятель поэта, переводчик Давид Карапетян в книге «Владимир Высоцкий. Воспоминания» (2005) верно подметил: «Как же он (Высоцкий. – А. С.) был не уверен в себе, как жаждал самоутвердиться! Он был явно не готов к столь внезапно обрушившейся на него славе. Слишком долго его не принимали всерьез. Что с того, что у него армия поклонников? Что его ценят друзья? Если он был Моцартом, то я не тянул не только на мастеровитого Сальери, но и на завалящего Легара, и мое дилетантское мнение не могло заменить оценку экспертов. Те же упорно отмалчивались или брезгливо морщились, вроде Соловьева-Седого или Кабалевского, Галины Вишневской и Рихтера». (Глава девятая «Минск – Ялта. К Турову!»)
Как точка к рассказу о визите Владимира Высоцкого и Марины Влади в гости к пианисту и «откликов» Святослава Рихтера на него – отрывок из интервью журналиста и писателя Бориса Кудрявова с тем же Давидом Карапетяном:
«Б. К.: Наш век, к сожалению, характеризуется узкой специализацией творческих ремесел. Поэтому понятия об истинном искусстве смещены. Почему Рихтера считают гениальным пианистом?
Д. К.: Как рассказывала мне его невестка Татьяна Дорлиак, когда Влади с мужем пришли к музыканту в гости, тот слушал Володины песни с явным недоумением. До Рихтера так и не дошло, что в тот день его, исполнителя-трудоголика, посетил Творец милостью Божьей. Ведь ойстрахи и ростроповичи, возведенные наивной толпой в ранг полубогов, на самом деле всего лишь сверходаренные интерпретаторы. Если это и искусство, то весьма сомнительного свойства – искусство напрокат! Ни единой ноты они из себя, увы, так и не выдавили. Их творческое бессилие сродни немоте наших четвероногих друзей, все понимающих и чувствующих, но не случайно лишенных мачехой-природой дара человеческой речи». (Б. Кудрявов, «Тайная семья Высоцкого» (2011), глава «Высоцкий – дар небес. Но спиртное он пил не ведрами».)
Безусловно, Святослав Теофилович в своих дневниковых суждениях и оценках был предельно откровенен… Читатели и слушатели отреагировали резко, бурно, наотмашь…
«Элен: «Сколько людей помнит Рихтера, а сколько Высоцкого?»
В ответ доносилось: «Элен, если пособирать поклонников Рихтера по всему миру – а он музыкант мировой величины! – то, пожалуй, не меньше, чем Высоцкого. Если добавить к этому тиражи записанных им пластинок, сыгранных концертов… В общем сомнительное "соревнование"».
Были суждения и более взвешенные…
Irina S.: …эстетика совсем разная, разные художественные задачи. Высоцкий – национальное достояние, выразитель чувств народа. О нем невозможно говорить только как о музыканте. Рихтер неслучайно так пренебрежительно отозвался о его музыке. Да и сам Высоцкий не считал себя музыкантом. Он – слишком масштабное явление. Символ эпохи. А искусство музыкального исполнительства, классическое искусство – совсем другое дело. Рихтер – гениальный интерпретатор классики. Это – великий музыкант. Но он не несет дух своего времени. Шнитке с народом тоже как-то не соотносится. Там другие критерии искусства. Его музыка никогда не будет массовой, ей это не нужно и популярной она тоже не будет.
Нехитрый Ой-ой-ой!: Ни с кем не спорю. Но! Как можно сравнивать творцов и пианиста, пусть и гениального? Бах, Моцарт, Шнитке – композиторы… Высоцкий прежде всего поэт. При этом, во многих произведениях, и очень сильный мелодист… Рихтер же был виртуозным пианистом, но… играл он ЧУЖОЕ! Создавать свое или надрессировывать себя на исполнение чужого – это две большие разницы. С уважением!)». («Философский блог "Коммуника 3"» kommunikadot.ru, 17 ноября 2021 г., «Споры о Высоцком».)
А в начале 2008 года на интернет-форуме, посвященном классической музыке, разгорелась самая большая дискуссия на тему опубликованных дневниковых записей Маэстро, касающихся песенного творчества Владимира Высоцкого. Познакомим читателя с самыми интересными мнениями пользователей.
«Glamour: Конечно, это сильно высказано, но мнение гениального музыканта, высказывающегося по поводу популярной музыки вообще, настолько редко, что интересно и почитать. Насколько Вы согласны с этим мнением? Может Рихтер не прав, потому что у бардовской песни свои критерии качества. Ваше мнение, пожалуйста.
Alebor: Меня не удивляет мнение Рихтера, он был человек другого круга, других интересов, других СФЕР, кардинально отличающихся от сферы интересов большинства людей, для которых писал Высоцкий. Осуждать Рихтера, конечно, язык не повернется, однако все же, по-моему, не надо было ему на эту тему высказываться.
Wasabi: Полностью согласен с оценкой Рихтера. Не вызвала бы особых возражений и аналогичная фраза, в которой фамилия Vysotsky была бы заменена на фамилию Richter (если поправить насчет газет и слов).
Alebor: С тем, что музыка – «полный мусор» согласиться можно, тем более, если отделить ее от слов, но с оценкой «слов», или же, точнее, стихов Высоцкого – согласиться не могу.
Anna-Marta: Рихтера отлично понимаю. Боюсь покрыть свою голову пеплом презрения поклонников ВСВ, но с детства остаюсь совершенно равнодушной к его песням. Помню восторг моих кузенов, имевших кучи его кассет, которые я слушать не могла. Информации музыкальной в них «ноль», а слова, вроде преимущества бадьи портвейна перед царевной, которой и даром ему не надо, меня даже как-то с детства отталкивали… Да простит меня юбиляр…
Martinu: Согласен. Практически на 100%, и не считаю, что он не прав. Критерии у бардовской песни, конечно, другие, но не стал бы причислять песни Высоцкого к совсем бардовской песне.
Lerit: А нет ли у кого мнения Высоцкого о Рихтере?
LoveBach: А вы что, во дворце воспитывались? Вы так просто можете оскорбить миллионы людей, среди которых немало истинных ценителей музыки. Высоцкий в своем творчестве (музыка у него играла скорее вспомогательную роль по отношению к словам) отразил совдеповскую действительность и жизнь народа таковой как она была. Он и не претендовал на высокий жанр.
Glamour: Как я понимаю, тот концерт, на котором Рихтер слушал Высоцкого, состоялся на квартире Рихтера. Марина Влади усиленно продвигала своего мужа и устраивала ему встречи с разными музыкантами, это, видимо, была одна из таких встреч (она немного написала об этом в своей книге). Как я понимаю, Высоцкий относился к Рихтеру по крайней мере неплохо, иначе зачем ему давать концерт на квартире Рихтера.
Ёпрст: Я не буду отвечать на возмутительные высказывания о Владимире Семеновиче, единственное, отвечу, что Высоцкий для меня имеет ГОРАЗДО бОльшее значение, чем Рихтер, и люблю я его как никого другого.
Та встреча, которую она описала в своей книге, была совсем не такой. И это не она, а он договорился о встрече с Рихтером, и привел ее с собой. Он там не спел ни одной песни, они просто посидели за чаем и мило поговорили «ни о чем». Высоцкий относился к Рихтеру очень хорошо. Очень жаль, что Рихтер совершенно не понял гений Высоцкого.
Lerit: Ну, это косвенное свидетельство. Хотелось бы какое-то высказывание Высоцкого, характеризующее его отношение к СТР.
Leonore: Господи! Какая честь для Рихтера – «неплохое» отношение к нему Высоцкого! Бедный Святослав Теофилович, вынужденный слушать у себя дома эту блатную цыганщину о трех аккордах… Он еще очень сдержанно выразился.
Glamour: Хотелось бы какое-то высказывание Высоцкого? К сожалению мне это неизвестно, поэтому приходиться строить косвенные догадки.
Mike Tea: Ну, это косвенное свидетельство. Думаю, других свидетельств, кроме воспоминаний Марины Влади, мы не найдем.
Glamour: Не огорчайтесь, все-таки Vysotsky himself certainly has lots of talent (Сам Высоцкий несомненно очень талантлив) – это высокая оценка, и Рихтер, возможно, просто неточно выразился. Все-таки дневниковый жанр вынуждает к краткости и некоторой категоричности, возможно… я так думаю, потому что эта дневниковая запись при внимательном прочтении кажется мне несколько противоречивой. Действительно, как может сочетаться «полный мусор» и «очень талантлив». Так что же все-таки имел ввиду Рихтер? Не талантливый же мусор?
Lerit: Конечно, нет! Он просто представил себе, как Высоцкий мог бы играть на фортепиано, получи он соответствующее образование.
Tatra: Как видно, Рихтер был чрезвычайно мало знаком с творчеством Высоцкого, и оценку вынес только той толике, которую слышал. Он мог бы высказаться и более резко, как он умел это делать, если бы счел нужным. Но в его высказываниях чувствуется та приблизительность, которую может себе позволить человек, как бы наметкой высказываясь о первом впечатлении и не претендуя на комплексную оценку. Причем Рихтер был вообще чужд всей неакадемической культуре, так что и удивляться этому не приходится.
То, что у бардов всегда музыка вторична, и пояснять как-то неловко – это всегда некое простейшее омузыкаливание первичного – стихотворений. Мы не знаем, о каких именно четырех песнях говорит Рихтер. Вполне возможно, что что-то из поэтической лирики Высоцкого Рихтер был вполне способен оценить более высоко. А в целом такое вот «примерочное» (иначе не могу сказать) суждение Рихтера о Высоцком, как мне кажется, решительно ничего не добавляет ни к нашим знаниям о Рихтере, ни к нашим знаниям о Высоцком, ни к нашему восприятию обоих и их творчества. Право, не пойму, что тут обсуждать.
Glamour: Все-таки это слово «мусор» в обоих вариантах, и русском (оригинале) и английском переводе выглядит жестко. Вполне возможно, что Рихтер знал о Высоцком больше, чем те четыре песни, поэтому и высказался в целом, а не только о них.
Tatra: Разумеется, кое-что еще знал, раз даже у него дома месяцем ранее был «концерт». Но… Повторяться не буду.
Glamour: Понятно, но все-таки Рихтер мог быть достаточно хорошо знаком с творчеством Высоцкого (я бы этого просто не исключал заранее).
Tatra: Мне, как и было уже замечено выше, видится ровно обратное. Но это все не имеет значения. Ибо мы ничем кроме догадок (грубо говоря, домыслов) оперировать не можем. А раз так, то тема эта мне представляется очень уязвимой.
Vladsam: А почему вы считаете, что Рихтер должен быть знаком с творчеством Высоцкого? Чем мог заинтересовать рафинированного музыканта, талантливого художника, совершенно не публичного (не тусовочного) человека С. Т. Рихтера, актер и поэт В. С. Высоцкий? Не разрешают нам сравнивать Рихтера и Высоцкого, не будем. Эти личности совершенно разные и несопоставимые ни в творчестве, ни в отношении к той реальной действительности, где они находились, например, что позволял себе В. С., было неприемлемо для С. Т. Запись в дневнике Рихтера, на мой взгляд, ровным счетом ничего не объясняет, не содержит критиканства (чем мы сейчас занимаемся), но главное – не уничижает поэта. Это дневниковая запись С. Т., которую мы случайно обнаружили (а могли не обнаружить). Я понимаю, если в печати, периодике при жизни этих великих (!) людей появилась эта фраза, можно было и поговорить. Ведь мы не рассуждаем о любимовских оценках В. Высоцкого, а они были всегда жесткие, как при жизни Высоцкого, так и после его смерти.
Лев Конов: Ну «пересолил» немного СТР, но в контексте того времени – искренно высказался, так, как и думали музыканты-профессионалы более старшего, чем ВСВ, поколения. Конечно же, Высоцкого – нашего кумира национального, героя-смельчака (которого даже слушать было опасно). В Высоцком для нас было главное – тексты. ВСВ и сам высказывался, что он – не композитор и не претендует на музыкальные высоты. Высоцкий был поэтом Перемен. Но огромная благодарность и Рихтеру-жрецу, который помогал не утерять высокую традицию великой профессиональной музыки. Он был выдающимся просветителем, а также пропагандистом музыкальных сочинений нового поколения, которые в сталинскую эпоху были под запретом. Я думаю, что Рихтер и Высоцкий – достойные сыны Отечества и своим творчеством обогатили нашу культуру.
Wasabi: Если бы Рихтер был знаком с Цоем, это было бы и в самом деле странно. Образ «поэта-бунтаря», эдакого «бременского музыканта», добывшего принцессу Марину, для Высоцкого всего лишь образ, притом за пределами рамок вкуса. А в остальном, они очень похожи – два талантливых актера эпохи соцреализма. Высоцкий был бы удивлен определением его амплуа как «поэта-бунтаря» или «бременского музыканта». Не станете Вы отрицать, что Высоцкий работал в другой сфере, другой нише, и оставил замечательный след? А «рамки вкуса» к В. С. вообще не применимы, тем более в контексте с Рихтером, а тем более – художественные принципы соцреализма.
Murom: Их нельзя сравнивать по простой причине: Рихтер был пропагандистом чужой музыки (как и все другие исполнители), а Высоцкий был сам творец. И как пропагандист чужой музыки С. Т. не нашел в Высоцком того автора, которого бы он, Рихтер, мог пропагандировать. Я представил себе Рихтера, исполняющего «музыку» Высоцкого, – какое-то убожество было бы. Вот, чувствуя это, Рихтер и написал такую фразу в своем дневнике. Но он знал, что народ любит ВСВ и дал ему оценку, как талантливого человека (не будет же весь советский народ иметь своим кумиром бездарность). Рихтер так же не любил советские газеты (он вообще не любил все, что было связано со словами «коммунизм», «Советы», «партия» и пр.). А в Высоцком он увидел именно зеркало, отражающее эпоху страны, которую сам С. Т. не любил – он ее терпел. Получается, что эти два человека просто жили в параллельных мирах одной и той же страны и их пути никак не могли пересечься. Рихтер попытался заглянуть в тот другой мир, даже пригласил к себе в дом Высоцкого, но понял, что консенсуса не наступит. Ну не интересны были Рихтеру проблемы с Охотой на Волков – его не интересовала жизнь партийных функционеров.
Azme: Позволю себе вставиться, как-то никто не заметил, что здесь имеется две записи, слегка противоречащие друг другу. А все просто. 14-го Рихтер знакомится с Высоцким и отзывается о встрече весьма симпатично. По всей видимости, Высоцким и его песнями он заинтересовался, потому что 18-го он слушает запись. Если б не заинтересовался – зачем бы ему продолжать знакомство? И записывает здесь отзыв именно на пластинку. Вторая запись именно о пластинке – об этих четырех песнях. Вот здесь он именно не может согласиться. Он пишет, что здесь именно он не может вибрировать. И характеристика абсолютно верная, потому что эта пластинка – действительно помойка во всех отношениях и текста и музыки. Такой совковый компромисс. Ведь можно относиться хорошо к человеку и не терпеть каких-то его произведений. К тому же Высоцкий был более социальный феномен, чем художественный. И его песни – это не музыка, это замечательные актерские миниатюры, мини-драмы, я бы даже сказал. Он был гениальным актером, а не музыкантом или поэтом. Добавлю, что при всей симпатии к Высоцкому, в свое время эта пластинка меня тоже фраппировала.
Glamour: Вторая запись именно о пластинке – об этих четырех песнях. Вот здесь он именно не может согласиться. Он пишет, что здесь именно он не может вибрировать. И характеристика абсолютно верная, потому что эта пластинка – действительно помойка во всех отношениях и текста, и музыки. Такой совковый компромисс. По-моему, убедительно аргументировано. Действительно дневниковая запись Рихтера (датированная 18 февраля 1976) относилась именно к 4-м песням на пластинке, скорее всего.
Wasabi: Рихтер был прежде всего пропагандистом своего, если хотите, «прочтения». Музыка композиторов была для него таким же инструментом, как и рояль. Высоцкий в качестве творца – забавное преувеличение. Рихтеровское наблюдение сути В. более чем меткое – crowd pleaser.
Vladsam: Получается, что мы защищаем Высоцкого от Рихтера?
Фродо Б: Да, наверное, может быть так и получается… Хотя… ведь Рихтер, когда делал свои записи, все-таки не предполагал, что они будут опубликованы… Рихтер просто зафиксировал в дневнике свое сиюминутное впечатление. Если бы с ним кто-то поговорил на тему о Высоцком, может быть, его высказывания были бы более стереоскопичными, что ли… Думаю, мы здесь «смоделировали» разговор Рихтера о Высоцком… да, именно так… не больше и не меньше. …Кто это сказал, что нет ничего интереснее, как следовать за мыслями великого человека?..
Regards: Очень неприятно читать этот поток. Стая мосек позволяет себе судить двух слонов, да еще устраивать между ними посмертные разборки. Очень смешно читать этот поток, особенно «квалифицированные» высокомерные суждения о музыкальной стороне песен Высоцкого. Высоцкий – цельное явление, далеко выходящее за стандартные рамки, в том числе – рамки русской бардовской песни. Мне кажется оскорбительным для него причислять его к этому жанру. А Рихтер – что Рихтер. Эти известные слова о Высоцком – кстати, чего сыр-бор сейчас, его книжка обсуждалась на форуме еще несколько лет назад? – еще один штрих к его загадочной личности, которая, видимо, так уже и останется не известной никому. Загадочной как по складу, так и по знакомству с песнями того же Высоцкого. Почему никого не удивляют, например, его крайне странные и экстремистские литературные вкусы? Разве это дает кому-то из участников темы право защищать вкус Рихтера или защищать Высоцкого? Высоцкий – ничуть не больше «ваш парень», господа, чем Рихтер.
Glamour: По-моему, у Рихтера исключительный вкус и совсем не экстремистский. Это просто настоящее качество. А Высоцкий, увы, ни одной ноты чисто пропеть не мог, сплошной шум (он и сам это признавал в стихах о микрофоне). Но хочу напомнить, чтобы эта тема была необидной ни для кого, давайте просто обсуждать музыку». (Интернет-форум forumklassika.ru, «Святослав Рихтер о музыке Владимира Высоцкого».)
Еще мнения форумчан.
«Владимир, 27 января 2008 г.: Прочитал, где-то, что Святослав Теофилович с женой встречался на собственной квартире с Владимиром Высоцким и его женой… Просто так, великий маэстро ни с кем встречаться не станет… Правда, Высоцкий – это Высоцкий…
Surik, 27 января 2008 г.: Скорее всего, встреча была инициирована Высоцким и Влади. Рихтер был невысокого мнения о Высоцком и его творчестве (»музыка просто мусор»), но почему-то любил европейское кино (Влади).
Кстати, сейчас Высоцкий у нас – великий поэт, а Рихтер почему-то более популярен сейчас в Европе, чем у нас. Даже единственный полнометражный фильм снял француз (правда, фильм неплохой).
Stranger, 27 января 2008 г.: Surik писал(а): «Кстати, сейчас Высоцкий у нас – великий поэт, а Рихтер почему-то более популярен сейчас в Европе, чем у нас». По-моему, совершенно некорректное сравнение, хотя бы потому, что Высоцкий – автор, а Рихтер – исполнитель. Слава Рихтера в нашей стране огромна.
Surik, 28 января 2008 г.: Разумеется, некорректное, зачем тогда эту некорректную тему «Рихтер-Высоцкий» поднимать на форуме? Вопрос стоит шире, а не просто «автор или исполнитель». Вопрос в том, кто и зачем поднимает Высоцкого сейчас до уровня «великого» и для «доказательства» примазывает его к Рихтеру? Я от музыки человек довольно далекий, не специалист, но что такое Рихтер, имею представление. Из сотни дисков с его записями 85% импортные, а нужно, чтобы было наоборот (как с Высоцким). Нужна пропаганда, а она занимается Высоцким, он очень сейчас удобен.
M. I., 31 января 2008 г.: Владимир писал: «Прочитал, где-то, что Святослав Теофилович с женой встречался на собственной квартире с Владимиром Высоцким и его женой…» Я слышал об этом следующее. Святослав Теофилович и Нина Львовна отдыхали лежа в одной комнате, и слушали через открытую дверь, как Высоцкий в это время выступал в соседней комнате.
Игорь, 1 февраля 2008 г.: Говорить о Рихтере и Высоцком – бессмысленная вещь: это две разные весовые категории. И Рихтер вызывает восхищение, только на одном уровне; и Высоцкий не менее велик – только в другой ипостаси. А то что Рихтер говорил про «мусор»: это все равно что сравнивать Исаакиевский собор с космической станцией «Мир».
M. I., 1 февраля 2008 г.: Высоцкий был популярен в широких слоях населения, в соответствии со своим амплуа и политической позицией, а круг людей, в котором знают и любят Рихтера значительно уже. Эти круги частично пересекаются: есть люди которые интересуются и Высоцким, и Рихтером. В моем представлении Рихтер и Высоцкий несовместимы. Рихтер, по его роли в музыке, всегда представлялся мне светлой личностью, от него веяло естественной простотой. О Высоцком этого не скажешь. Мне понравились всего несколько его песен. В основном же в его песнях для меня было неприятно выпячивание его «Я» и присутствие противной ауры некой исключительности, «своей» элитарности. Вообще, у него было амплуа вожака стаи. А то, что в СМИ упомянули имя Рихтера рядом с именем Высоцкого, это неплохо для поклонников последнего (возможно, никогда не слышавших о Рихтере), т. к. расширяет их кругозор.
Нина Крутикова, 7 марта 2020 г.: Святослав Теофилович остался верен себе – написал правду о своем отношении к актеру». (Интернет-форум, посвященный Святославу Рихтеру sviatoslavrichter.ru, раздел «Путевка в жизнь…»)
Такие мнения…
Андрей Владимирович Гаврилов – успешный советский пианист, лауреат всесоюзных и международных конкурсов, юный виртуоз, в 1974 году в возрасте 18 лет заменивший на знаменитом Зальцбургском фестивале заболевшего Святослава Рихтера. Это событие ознаменовало начало головокружительного карьерного взлета. Однако в конце 70-х музыкант попадает в немилость Советских властей и КГБ и уезжает в США. В Америке Гаврилов написал ироничные мемуары «Чайник, Фира и Андрей. Эпизоды из жизни ненародного артиста». В аннотации к одному из их русскоязычных изданий читаем: «В книге публикуются воспоминания музыканта об удивительных событиях, произошедших в его жизни в 1973-1985-х годах».
18 апреля 2020 года пользователь Олег С. на интернет-форуме «Владимир Высоцкий. Творчество и судьба» vysotsky.ws в разделе «Современники Высоцкого» пишет об Андрее Владимировиче и его книге: «Прочитал воспоминания пианиста Гаврилова «Чайник, Фира и Андрей» – интересно, но иногда очень зло, просто до какой-то невероятной степени (типа «я его поцеловал в лоб, а надо было вонзить кол в грудь» – о Рихтере, с которым автор очень дружил и которому Рихтер ничего плохого в общем-то не сделал). Там несколько раз упоминается Володя Высоцкий (Рихтер его не пригласил на бал, одного из всего московского бомонда, поскольку побаивался его дикости. Володю обирали механики на автосервисе). Это неизменное «Володя» на фоне общей нелицеприятности и резкости как-то намекает на то, что у них были близкие отношения».
В 2007 году вышла ироничная книга американского журналиста и писателя Петра Вайля «Стихи про меня». В главе «По дороге до деревни» автор пишет: «Мне рассказывал приятель-пианист, как они, музыкальная молодежь, привели Высоцкого к Рихтеру, перед которым он благоговел. Поговорили, потом Высоцкий ударил по струнам, запел, захрипел, побагровел, на шее вздулись жилы. Рихтер все несколько песен просидел не шелохнувшись на краешке стула, не отрывая глаз от певца. Высоцкий быстро ушел, молодежь кинулась в восторге: «Ну, Святослав Теофилович? Мы же видели, вы так слушали!» Рихтер облегченно вздохнул: "Господи, как я боялся, что он умрет"».
В конце 70-х Владимир Семенович якобы беседовал о Рихтере с Юрием Карякиным! Писатель, журналист, биограф поэта Юрий Сушко (Украина) на страницах своей книги «Друзья Высоцкого» (2011) цитирует разговор поэта с публицистом о пианисте! Судя по содержанию, беседа между знакомыми «состоялась» в 1979 году в «Мерседесе» Высоцкого, «по пути на дачу к приятелю Владимира». Нужно сказать, что в тот год Карякин с Высоцким действительно часто и много общались: Любимов в Театре на Таганке ставил спектакль «Преступление и наказание» по Достоевскому, инсценировка его написана была Юрием Федоровичем. Владимир Семенович играл в том спектакле роль Свидригайлова.
Так вот, вернемся к разговору между поэтом и писателем: «…Даже за рулем «Мерседеса», внимательно следя за ночной трассой, Высоцкий все никак не мог угомониться, то и дело возвращаясь к Достоевскому, своей роли…
А потом, кося по-свидригайловски веселым и зловещим оком, повернул разговор в другую сторону:
– Юр, мы вот сколько с тобой пытались сравнивать такие понятия, как авторство и исполнительское мастерство. Вот Станислав (так в книге. – А. С.) Рихтер – творец или исполнитель? Конечно, гений. Ведь ноты для всех одинаковы, их местами не переставишь, но ведь сразу можно отличить, где Рихтер, а где солист областной филармонии, верно?
Карякин с ним и соглашался, и нет: "Насчет Рихтера спорить не будем… Мой идеал художника-критика – быть Рихтером… при Бетховене"». (Глава «"Высоцкий был моим младшим учителем". Юрий Карякин».)
Выступая 1 декабря 1978 года с концертом в подмосковном Красногорске в ДК Красногорского механического завода Владимир Семенович в одном из монологов в паузах между исполнением песен упомянул фамилию пианиста: «Можно ведь преуспеть и в исполнительской профессии, например, Рихтер тоже исполнитель, но он творец». (Цит. по стенограмме выступления, размещенной на интернет-сайте «Владимир Высоцкий. Народная фонотека» vvfon.ru.)
А интернет-сайт «Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи» v-vysotsky.com разместил полный текст «Интервью Высоцкого сотрудникам редакции Иновещания Всесоюзного Радиокомитета». Беседа журналистки Инны Шестаковой с поэтом и актером состоялась 7 января 1980 года в Театре на Таганке в перерывах между выходами Владимира Семеновича на сцену в спектакле «Преступление и наказание». В ответе на один из вопросов Высоцкий также упоминает фамилию Святослава Теофиловича: «Исполнительскую профессию (хотя есть гениальные исполнители, но – там, Рихтер, скажем), – вот, я ее меньше предпочитаю, чем профессию авторскую, творческую – профессию творца, который сам придумывает и сам воплощает, понимаете?»
Рихтер – исполнитель, Высоцкий – автор-исполнитель. Но, по словам Владимира Семеновича, Святослав Теофилович – «творец» и «гениальный исполнитель».
Вернемся к книге воспоминаний Марины Влади: «В восемьдесят четвертом году я буду присутствовать в Париже на репетиции Рихтера. Когда маэстро поднимется, я подойду к нему, и мы посмотрим друг на друга долгим взглядом. Своими сильными руками он возьмет меня за плечи, печально улыбнется и тихо скажет:
– Нужно всегда быть готовым умереть. Это – самое важное». (М. Влади, «Владимир, или Прерванный полет» (советское издание, 1989).)
Святослав Теофилович Рихтер тихо скончался в Москве, жарким и душным августом 97-го… Виртуозу российского и мирового пианизма было 82 года… Толпы на его похоронах на Новодевичьем кладбище не наблюдалось.
«Высоцкий вероятно действительно талантлив в своем роде, и толпа за него», – писал музыкант.
Не обладая даром предвидения, Рихтер оказался прав: «толпа» осталась с Высоцким…
«Известный музыковед–философ Г. Д. Гачев, рассуждая в своей книге «Музыка и световая цивилизация» (1999) на тему «музыка как своеобразная философия мира и человека», выстраивает такой ряд имен выдающихся музыкантов–мыслителей: Александр Скрябин, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Святослав Рихтер и… Владимир Высоцкий. На первый взгляд – неожиданно, но у автора весьма доказательно». (Интернет-сайт «Владимир Семенович Высоцкий» vysotskiy-lit.ru, В. Попов, «Педагогический потенциал песенного творчества В. С. Высоцкого (1938–1980) и реализация его в процессе воспитания нравственно-гражданской позиции современных школьников», глава 1. «Песенное творчество В. Высоцкого в контексте отечественой культуры второй половины ХХ века».)
28 июля 2015 года интернет-сайт «Дом и Двор.рф» dom-i-dvor.info сообщил пользователям в материале «В Москве появятся улицы Высоцкого и Рихтера»: «Состоялось давно прогнозируемое переименование Верхнего и Нижнего Таганского тупиков в улицу Высоцкого. В Нижнем Таганском тупике в доме 3 находится музей «Дом Высоцкого на Таганке», – Государственный культурный центр-музей В. С. Высоцкого Государственное учреждение культуры г. Москвы.
Наименование «улица Святослава Рихтера» в память о великом пианисте (1915–1997) будет присвоено Проектируемому проезду № 6112, расположенному между Каширским шоссе и улицей Москворечье (ЮАО)».
***
28 июня 2024 года страница «Интересные истории» на интернет-сайте «Дзен» dzen.ru размешает материал «Святослав Рихтер о Высоцком: в отношении музыки – это просто мусор, в отношении слов – это для тех, кто читает газеты», в котором цитируются известные дневниковые записи пианиста, содержащие мнение Святослава Теофиловича о творчестве и песнях автора-исполнителя. И вновь – шквал и разнообразие читательских мнений в комментариях к публикации.
михаил л.: «Спасибо, конечно, за информацию. Рихтер – замечательный музыкант, остальное – субъективные рассуждения раздражительного от природы человека. Разумеется, что Рихтера интересовало совершенно другое направление в искусстве, чем то, в котором творил Высоцкий».
Глеб Собянин: «Полностью согласен с Святославом Теофиловичем! Человек с невероятной судьбой!!! Нечего Высоцкому вставать в ряды великих, пусть его слушают зеки!!!!»
михаил л.: «Глеб Собянин, Разумеется, симфоническая и бардовская музыка – разные направления искусства. Для того, чтобы боготворить творчество Рихтера вовсе не нужно как-то дискредитировать Высоцкого. Которого, кстати, сам Рихтер и в гостях принимал. За творчество Высоцкого, не за красоту ведь...
Кстати, и зеки очень разные бывают. Сидели в местах ... и крупнейшие русские певцы (Русланова), и артисты (З. Федорова) и др. А В. Высоцкий был и выдающимся талантливым актером, пусть и не великим».
Олег: «Меня всегда удивлял раздутый популизм Высоцкого. Рихтер – его весь мир знает и будет еще долго помнить как-то однобоко».
алексей носонов: «Они завидовали Высоцкому. По сравнению с ним они оказались карликами».
olga chaplina: «алексей носонов, Рихтер завидовал Высоцкому? Насмешили».
Сергей Иванович: «Рихтер – красавчик. А Высоцкий – это дань времени. И его песни о войне – это сила. А остальные – правильно сказал Рихтер. Все песни не военной тематики – это дворовой блатняк бакланов».
Ser: «Рихтер – интерпретатор классической музыки, и только. Таких много, и есть лучше его, например – Горовиц. А кто сравнится или заменит Высоцкого?»
Наталья К.: «По поводу Высоцкого соглашусь с Рихтером».
Георгий Куприянов: «Рихтер и Высоцкий, это разные величины! Их нельзя сравнивать. Если их и можно сравнивать, то только по внутреннему содержанию, а не по вкладу в искусство!
То, что Рихтер так выразился о Высоцком, явно говорит о его ущербности...»
Сан Саныч: «Что может сказать Святослав Рихтер – виртуозный пианист, человек с классическим музыкальным образованием – о Высоцком? Владимир Семенович – гений в своем роде, неповторимый и непревзойденный. Его музыка – это то, как он умел, как воспринимал мир. А вот его лирика – это отдельный разговор. Его поэтическое наследие огромное. Его стихи продуманные, прочувствованные, пропущенные через себя».
Андрей: «Сан Саныч, Не поверю, что Рихтер в редкие свободные вечера, устав физически или в добавок морально от советской стабильной безнадеги, не накатит стаканчик «Столичной» или «Посольской» и не послушает пару шедевров Семеныча. Рихтер был сложная натура... Вся политическая и творческая верхушка в те времена была солидарная, чистоплюйская, лицемерная банда. Днем после концерта на вопрос журналиста обсерает Высоцкого, Галича, Визбора, а вечером усталый, в компании своих, под селедку и водку слушает квартеты Гайдна, причем все восемь... Он больной, что ли? Мы просто отдыхали, пили и слушали Всех, в том числе Высоцкого, но не Рихтера, и не умничали и не лицемерили потому, как среди нас СТУКАЧЕЙ не было, я уверен...»
Андрей М.: «Вот совершенно не интересно его мнение о Высоцком. Рихтер велик в своем творчестве, Высоцкий – в своем. А представители «высокого искусства» всегда отличались своим снобизмом и высокомерием в отношении к эстраде. Он и о своих коллегах то слова доброго не сказал. О какой объективности тут можно говорить? Да и слишком уж разные направления творчества, чтобы вот так безапелляционно высказываться. Вот только Высоцкий гораздо более известен в народе. И вот это факт бесспорный».
Дик: «У Высоцкого – ДУША! У Рихтера – только ТЕХНИКА!
Спросите на улице первых 10 человек: кто знает Высоцкого, а кто – Рихтера?
Увидите: Высоцкого знают 8 человек, а Рихтера – 1».
Александр Морозов: «В известности Рихтера присутствует снобизм интеллигенции и буржуазии. Высоцкий же пел и играл для всего народа».
Борис Прудентов: «Что-то товарища Рихтера не помню. Высоцкого слушаю сам и мой 16-летний сын. Зачем вытаскивать эти записки на салфетке? Очень хочется барда ткнуть?»
Ирма Жарки: «Борис Прудентов, Рихтер это Рихтер – толпа его не знает. Высоцкий для толпы».
Радость: «С точки зрения музыки он прав. Авторская песня – это не про музыку. Стихи Высоцкого тоже не для ценителей поэзии. Но лучшее у Высоцкого заставляет душу звучать и вибрировать, а это дорогого стоит».
Василий Владимиров: «"Любителей" классики как парашютистов – 3% от общего числа людей. Так что еще неизвестно, КТО мусор – Рихтер или Высоцкий».
Народный Наблюдатель: «Ну, милые, так нельзя. Рихтер и Высоцкий – художники из разных сфер. Рихтер не играл на гитаре, а Высоцкий на рояле – что тут обсуждать??»
Гагарин Владислав: «Рихтер, обращаю внимание, писал в своих личных дневниках свое мнение о людях, которых он посчитал для себя важным написать!!! А насчет Высоцкого: он признает талант – написал!!! Просто ему, Рихтеру, это неинтресно!!!»
Лариса Коваленко: «Разве Владимир Семенович претендовал на музыкальность? Он ведь сам говорил, что это не песни, а скорее – речитатив. Творчество Высоцкого – это не про музыку: не думала, что великий Рихтер столь ограничен и узок...»
The Sitting Scribe: «Лариса Коваленко, Не ограничен и узок, а болен или, просто, завидовал (временами, по случаю) популярности Высоцкого. Ведь и Рихтер заслуживает всеобщей любви, но для этого, может быть, пройдет весьма длительное время, не смотря на его современную стремительность: народ больше любил певца за искренность, за гражданскую смелость, а не за таланты. Вообще, делать быстрые и резкие выводы из очень коротких высказываний опрометчиво».
Радость: «Лариса Коваленко, Тогда к чему обиды за Высоцкого, если Высоцкий не считал свою музыку музыкой?
Если человек высказал мнение о музыке, которую сам автор музыкой не считает, то он сразу завистник, ограничен и узок?»
Лариса Коваленко: «Радость, Я не толпа, и не только газеты читаю. Высоцкий – Гений. А Рихтер, так отзывающийся о талантливом человеке, но талантливом не в сфере Рихтера – ограничен и узок».
Будда Светлый: «The Sitting Scribe, Насчет зависти у Рихтера вы (воля ваша) погорячились... Высоцкого знали лишь в СССР – да еще русские эмигранты «в Париже» – а мы нужны в Париже, как в бане пассатижи (и далеко не все его любили, хотя по большому счету нужно признать, что любовь была почти всенарррродная), а Рихтера ценил и ценит (он не забыт!) весь мир...»
Александр Сокольский: «Рихтер в поэзии понимает видимо, как я в балете.
Ну, опозорился маленько, расписавшись в своем невежестве, высказав оценки величайшего поэта 2-й половины 20 века.
Человек написал свое не профессиональное субъективное мнение. Проявил себя не понимающим в поэзии. Зачем это грязное белье вытаскивать на свет?
Мнение Рихтера относительно поэзии Высоцкого меня волнует в нулевой степени. Повторю, это последний ВЕЛИКИЙ поэт русской словесности на сегодня.
Шам Салиев: «Подскажем великому Рихтеру, что все же он озвучил свое личное мнение о Владимире Высоцком, фоном которому приличествует объективное сомнение в своей правоте, ибо во многом Высоцкий своей незаурядной энергетикой и ярким талантом пробуждает в душах огромной массы людей лучшие человеческие чувства».
Алексей Танков: «Высоцкий... Да, это был великий, но и современником великих. О многих ли вообще что-либо сказал Рихтер?»
adagas: «Про Высоцкого написал верно...»
Александр Морозов: «adagas, Зависть... естественное человеческое чувство. Рихтер достиг высот, но его популярность и близко не могла сравниться с популярностью Высоцкого».
София В.: «Рихтер был очень далек от реальности, такой «человек в футляре» для определенной группы людей, а Высоцкий ворвался во все города СССР внезапно и остался там на много лет.
Рихтера слушали (с поддержкой государства) процентов 50 населения, а Высоцкого (вопреки офиц<иальному> признанию) процентов 80».
Роман Львов: «Совсем в разных сферах работали ребята и не надо сравнивать.
Спросите 100 человек, кому за 50 лет, кто слушал Рихтера?
Ну а про Высоцкого вам ответят цитатами из Высоцкого.
Вообще не надо сравнивать балет и бокс, это пустое».
Христофор Колумб: «Роман Львов, Я один раз по телевизору видел... Скучно, судя по всему профессионал. По клавишам х...ярил, очень ловко. Но музыку я не слышал... Высоцкий – не музыка. ПОЭТ! Его строки... «Друг, оставь покурить. А в ответ тишина...» У меня всегда сжимает сердце... И много еще песен Владимира Семеновича, пробирают до дрожи... На всю жизнь... Половина из тех, кто ходил на Рихтера... Просто не могли отмазаться. Сто пудов!»
Виталий Окороков: «Александр Веселов, Высоцкого через 30 лет никто не вспомнит. Рихтер – это мировая звезда, как Бах и Шостакович. Его слушали и будут слушать столетия вперед. Попробуйте приобщится немного».
Lena R: «Мнения о Рихтере специалистов намного интереснее мнений самого Рихтера о других людях. Скажу, что в отношении его Рихтер, мягко говоря, не прав. Не поклонница Высоцкого вообще, но попытка пианиста оценить Явление несколько туповата».
Татьяна Х.: «С творчеством Рихтера знакомы немногие, а вот человека, который не слушал Высоцкого найти сложновато...»
Lev Man: «Татьяна Х., Зато в мире знают Рихтера и никогда не слышали о Высоцком».
Кино и жизнь: «Это всё его (Святослава Рихтера) личные суждения, насколько они верны, каждый решает сам. Но Высоцкий – пел так, что невозможно повторить, да, музыка – никакая, и стихи – простые ясные слова, но всё вместе: сам Высоцкий, его голос, гитара – на века! А Рихтер – на века? Так зачем обсуждать его мысли, написанные для себя самого?»
Александр: «Рихтер – в отношении музыки – умница!.. В отношении понимания поэзии – дилетант и полный лох!»
Лилия Юшкова: «Николай Разумов, этот «сноб» давал концерты по всей стране, в том числе в райцентрах и сельских клубах за небольшие деньги, считая это своим долгом перед обществом. Работал ежедневно и очень много. Его исполнение действительно гениально, я – дилетант в этом, но послушав одно и то же произведение в исполнении Рихтера и Гилельса (тоже не последний пианист) сразу почувствовала разницу. Высоцкого я люблю, но считаю, что Рихтер мог иметь такое мнение».
Людмила Александрова: «Рихтер – гений. Полностью согласна относительно Высоцкого, не потому, что он плох, а потому, что это не мой жанр».
Улемаев Роберт: «Высоцкий гениальный творец, а Рихтер гениальный исполнитель!»
Алексей Симаков: «У бардов главное – не музыка, а именно тексты песен. Конечно, музыка Высоцкого примитивна, зато тексты были потрясающими. Рихтер прав. Высоцкий – тоже».
Михаил Смирнов: «А в чем он не прав? Насчет музыки – 100%, да я думаю музыкантом Высоцкий и сам себя не считал. Насчет слов – ну, безусловно очень талантливо, можно даже сказать уникально талантливо в своем роде».
Игорь Полтавцев: «Друзья, Святослав Теофилович Рихтер – величайший пианист и музыкант ХХ века. Его записи слушает весь мир. Это искусство – высокого порядка, предназначено для тех, кто разбирается в предмете, имеет слух и глубокие знания в области великой музыки, а не любовь к бардовской песне, пусть даже и гениальной. Рихтер написал о Высоцком: «Высоцкий, вероятно, талантлив в своем роде, и толпа – за него». Рихтер так же «жестко» писал о самом себе, между прочим. В последнем фильме он сказал: «Я себе не нравлюсь. Всё». Поэтому – кто бы и что бы не комментировал – «гамбургский счет» искусства – объективная реальность».
Попов В. Б.: «Судить об авторе по его произведениям так же наивно, как отождествлять актера с его ролями. Они, конечно, связаны но не очевидным образом. Поэтому я люблю стихи Высоцкого, но не люблю читать чьи-то воспоминания о нем, а Рихтер мне вообще не интересен: его наполняли смыслом композиторы».
Сергей Харитонов: «Ну, Рихтер – не творец! По крайней мере... Пусть талантливый, но ему не пристало оценивать Высоцкого. Если он искренне так думал – то это значит он Высоцкого не знал и не слушал...»
Den bond: «История все расставляет на свои места, вот выйти на улицу, и спросить, кто такой Рихтер, и кто такой Высоцкий, а еще через 20 лет, никто не вспомнит кто такой Рихтер, исполнителей до хрена, попробуй сочини».
swee1960: «Насчет музыки Рихтер прав. Не было у Высоцкого музыки. Только стихи».
Желаю, чтобы все!: «Ну, Рихтер, субъективен до мозга когтей. Он целиком из СВОЕГО жанра. Где он и где авторская песня.
Но надо же и понимать, что это разные течения музыки, зачем же так снобистски-высокомерно...»
ИРИНА-Ф-777: «ALLA2553NAVONA Новицкая, Вы не учли ИНТИМНОЕ разочарование С. Т. Рихтера... о В. С. Высоцком, кто пришел с женой...»
Наталия Ш.: «Желаю, чтобы все!, Это дневники и не он их издавал, а знать мнение великого и лучшего интересно.
А про Высоцкого и его бешеную энергетику ведь прав и это прекрасно!»
Vlada: «Желаю, чтобы все!, Имел право. Пусть в меня кидают тапками, но насчет Высоцкого я согласна. Рихтер же не отрицал, что Высоцкий талантлив... Высоцкий – явление, знаковая фигура. Харизматичный. Его, действительно, нужно было живьем смотреть и слушать. Ну а так, если смотреть глазами музыканта (да еще и классического), то его оценка творчества барда справедлива.
Ну да. Рихтер, как воспитанный человек, вряд ли позволил бы себе вслух, в интервью, такие оценки давать. Ну а если по поводу оценок..., то классический пианист не может оценивать музыку с позиции тракториста. Каждый ее оценивает с той позиции, с которой может ее оценить. Это касается не только музыки, но и – всего».
Дмитрий У: «А про Высоцкого он в точку!»
Сергей Юдин: «Вдумайтесь в то, что провонял Рихтер – оказывается, творчество Высоцкого это не творчество, а мусор и газетный хлам!!! Рихтер целенаправленно оскорбил всех уважающих Высоцкого как автора поэта и исполнителя произведений, которыми восхищается до сих пор народ, Рихтер всех помнящих Высоцкого уподобил эмбицеллам (верно – имбецилам. – А. С.), не разбирающимся в творчестве и в искусстве в частности!!!»
Евгений Кавура: «Еще один эстетствующий завистник Высоцкого. Сколько же их было... Некоторые и поныне небо коптят. Вот она – кондовая зависть! От понимания своей недосягаемости Высоцкого – его славы, народной истинной любви, невероятнейшей личностной харизмы, необъяснимо магнетизма, который ощущал любой при общении с ним и даже просто находясь рядом. Более того, зависть продиктована подспудным пониманием того, что они-то, все такие великие, утонченные и сверходаренные, будут через какое-то время забыты, а Высоцкий будет жить еще, как минимум, в нескольких поколениях. Примечательно, что у всех завистников Высоцкого практически одна и та же песня.
Рихтер проявился – как плесень в заброшенной бане. Тьфу на вас всех, мелкие, злые, кусачие и завистливые!»
Алексей Иванов: «А кто такой Рихтер? Впрочем, это сверх-неинтересно».
Тегезен: «Высоцкий имел харизму, дар божий нравиться людям, он чувствовал нерв народа. Это не всем дано, редкий дар, и Рихтеру не было это дано. Они не могут понять, почему народ любит некоторых некрасивых, безголосых, очень сильно, а их, виртуозов, не любит, восхищается, но не любит, и завидуют».
Иваний Надежда: «Тегезен, Рихтер как профессионал абсолютно правильно оценивал Высоцкого. НО (и вы этого не заметили) главное совсем в другом. Думаю, Рихтер, как человек высокой культуры, это тоже понимал. Что такое Высоцкий? Музыка (точнее, мелодия, будем говорить так) – нет. Стихи? Может, с натяжкой, но тоже, прямо скажем, не очень. Вокальные возможности? Об этом и вовсе лучше помалкивать. Но соединившись в ОДНОМ человеке (Личности!) + еще высочайший артистизм, это дает нам уникальное явление, которое оставляет заметный след в истории культуры».
Тегезен: «Интересные истории, Рихтер же все сам сказал, музыка, стихи у Высоцкого все ерунда, но его любят».
Кузнец: «Иногда лучше молчать, чем говорить. Совершенно не интересно знать, что говорил Рихтер, он великий исполнитель, а Высоцкий выразил время, это зачетнее, для меня, по крайней мере».
ALLA2553NAVONA Новицкая: «Кузнец, «Выразил время». Рихтер – вне времени, а время Высоцкого ушло».
Сергей Юдин: «Ярославна, А никто и не рассуждает о Высоцком-артисте, Рихтер махнул своей вонью Высоцкого ПОЭТА и автора своих песен!!!»
Сергей Юдин: «Сколько людей на территории бывшего СССР и в мире помнят ВЫСОЦКОГО, и кто из них сможет вспомнить Рихтера и за что??? !!! ??? ВЫСОЦКИЙ автор и исполнитель своих произведений, а Рихтер, пусть и хороший, но всего лишь – исполнитель чужих произведений!!»
Владимир Носов: «Сергей Юдин, Музыка Высоцкого разве не примитив, разве не мусор?»
Alla De're: «Екатерина Иванова, Вы льстите «толпе» – случайные люди в огромной массе – толпа вообще мало знает. Интеллект есть у всех. А вот развитие интеллекта получают не все. Сегодня большинство знает бузовых, но не Высоцкого. Высоцкий – это интеллектуал не ниже Рихтера».
Свидетельство о публикации №124012504537