О роли Прп. Сергия Радонежского в судьбе России

ПРОПОВЕДИ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА,
недавно расшифрованные из аудиофайлов

О роли Преподобного Сергия Радонежского в судьбе России или на ком держится наша Родина
 Беседа в Престольный Праздник Преподобного Сергия Радонежского в его Храме ж/д станции Илеза.

    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Дорогие братья и сестры, сегодня мы с вами собрались после Божественной Литургии в Престольный Праздник Преподобного Сергия Радонежского. Сегодня за трапезой мы с вами порассуждаем на тему Жития Преподобного Сергия Радонежского, как он смог стать из простого молодого человека, который в 20 лет ушёл в пустынное место, в лес молиться. Он как бы стал таким заступником Земли Русской и знаменитой личностью в духовном плане.
Сегодня мы с вами начинали проповедь со слов из Евангельского Чтения: к Иисусу Христу пришли Ученики, и все хотели прикоснуться к Нему и исцелиться. У нас Преподобный Сергий является настоящим христианином в полном смысле этого слова. Он смог вместить в себя Христа полностью и поэтому, как Христос притягивал людей, так и Преподобный Сергий тоже притягивал к себе людей.
В пословице говорят: «К пустому колодцу никто не приходит». То есть люди приходили к Преподобному Сергию, потому что было что у него «взять». Он был совершенной нищий.
- Что же они у него брали?
- Дары Святого Духа. Именно нищие духом, т.е. те люди, которые смиренные, которые ни к чему не прилеплялись, приняли Благодать Святого Духа.
Преподобный Сергий являлся проводником к Господу. Есть два вида магнитов: природный магнит, который находится в недрах земли м и электрический магнит.
Иисус Христос – это как раз магнит природный, т.е. Он всегда был Богом, Он никогда не был кем-то другим. А Преподобного Сергия и других Святых можно сравнить с электрическим магнитом. То есть когда-то не было Святых, они когда-то были обычными людьми, но они захотели быть Святыми, т.е. они решились на святость. Эти люди терпением стали наматывать эту катушку магнита: виток за витком. Человек, когда молится, то он потихоньку обматывается вот этой Благодатью. И через некоторое время, когда он много потрудился, он превращается в настоящий электрический магнит.
Также и Святые, они ощущают себя очень простыми, совершенно ни к чему не способными без Бога, но как только они причащаются, как только они начинают смиряться и получать Благодать Святого Духа, в этот самый момент они становятся духовными магнитами, и к ним люди приходят, как приходили и к Христу.
- Братья и сестры, мы хотим быть духовными магнитами?
- Конечно.
- А как это сделать?
Есть два вида людей: одни хотят быть с Богом, а другие не хотят быть с Богом. Если мы захотели быть с Богом, то духовный наш магнетизм будет помогать и притягивать других людей ко Христу.
- Кто собирает всех духовных магнитов?
- Бог.
- А в каком месте?
- Сначала в Храме, а потом на Небе.
- Каким образом человек оказывается на Небе?
- Потому что его притягивает Бог к себе.
- А почему человек оказывается в аду?
- Потому что дьявол притягивает «своих».
Когда мы с вами пришли на Божественную Литургию, то мы примагничиваемся к Христу. То есть мы во время Божественного Причащения стали маленькими магнитиками, которые облепили Господа, ухватились за Его ризы. Нам только надо постараться не отпускать Его Ризу, идти за Ним, чтобы с нами не случилось.
У Сергея Радонежского было 40 учеников, и благодаря им открылись 40 монастырей.
Очень важно человеку, который живёт в миру, иметь видимое свидетельство. Человек идёт и видит, Крест, Храм, Икону. Это даёт возможность человеку засвидетельствовать, что Христос не прячется и никого не боится. И поэтому Преподобный Сергий Радонежский дал видимо для всего воинства двух монахов для участия в Куликовской битве. Православная Церковь никого не оставляет и даёт на помощь своих чад.
Что было особенного в битве двух противников между собой (добра и зла) на Куликовом поле? Почему такой сильный был Челубей? Откуда он силы брал? Откуда берут силы маги, колдуны, чародеи?
По учению Церкви мы знаем, что у дьявола нет никакой силы, он совершенно бессилен. Все силы для своих злых дел дьявол берёт через людей. Без человека он не может сделать ни одного злого дела. Он может сделать плохие дела, если только человек своей волей согласился на это злое дело. Если человек согласился, то он свою внутреннюю человеческую энергию отдаёт дьяволу, и таким образом колдуны набирают силу и отдают её дьяволу. Они концентрируют всю энергию именно в одном человеке, который предназначен сделать зло. Например, Челубей, его как раз собрали, чтобы он сосредоточил силу татаро-монгольского войска в себе. Но, когда он был побеждён, то силу татаро-монгольское войско потеряло, потому что, прежде всего, оно лишилась вот этого воина-богохульника. Он, как Голиаф, поносил воинство Израильское, так и здесь Челубей поносил Христа, Богородицу.
Вы знаете, откуда взялись маты? Почему люди матерятся? Раньше на Руси матов не было. Все маты возникли при татаро-монгольском нашествии. Маты – это как раз хула на Бога и Богородицу. Вот почему они так страшны эти маты. Мы должны понимать, если мы говорим такие страшные слова, если даже они вырываются у нас, когда мы поскользнулись или что-то с нами случилось, то в это время мы хулим Бога.
Александр Мень в 90-ые годы написал книгу «Сын Человеческий». Он думал, что дьявол может пользоваться Божественной энергией, а это совершенно неправильно. Как может Бог быть участником зла? Как может Бог дать свою Божественную силу на злое дело? И поэтому Церковь сделала замечание Меню, но он так и не покаялся, поэтому его книги читать нельзя.
Дьявол – это батарейка, а человек – это аккумулятор. Когда человек соблазняется вроде бы на какие-то добрые дела, то есть такая пословица: «Путь в ад усеян благими намерениями». Человека обманывает дьявол, и как только он согласился делать зло, то в этот момент он умирает духовно, и человек лишается всей своей силы. После греха человек чувствует опустошение и обессиливание. Почему? Куда делись у него силы? После доброго дела такого нет. После доброго дела у человека происходит прилив силы, потому что с ним Бог. А как только человека соблазнился на дьявольскую вещь, в это время дьявол открывает сердце человека и оттуда забирает у него все сокровища. И в этот момент дьявол становится очень сильным. Как во время войны тысячи людей соглашаются делать зло, и все они дают дьяволу свои силы, становятся марионетками, и дьявол управляет ими.
По учению Церкви мы с вами знаем, что зла не существует. Зло появляется только в момент его совершения. Вот, например, согласились два человека сделать зло и сделали его, в этот момент зло появилось, но с помощью этих двух людей. А потом оно исчезло.
Дорогие братья и сестры, самого зла нет.
- Существует ли тьма? Ночь?
- Тьма – это отсутствие света. Тьмы не существует. Свет есть – это вещество, а тьмы – нет.
- Огонь существует?
- Нет. Огонь – это процесс горения. Свет идёт от солнца, т.е. солнце существует, и свет существует. Божественный свет всегда проникает в нас, но мы его не видим.
А зла по своей сути нет. Его создают люди в какой-то момент. Но Бог взял и это зло превратил в добро. Христиане часто замечают, что дьявол сделал им какие-то искушения, подлости. И вроде всё плохо. А потом становится так хорошо: ты встретил в этой беде такого человека, который потом будет другом на всю жизнь, т.е. друзья познаются в беде.
Через беды мы познаём Бога. Вот сейчас, например, идёт война, призывают молодых солдат. Эти солдаты впервые в жизни может Богу на войне и помолятся, и обретут Бога на войне. Их матери и отцы, которые никогда не задумывались и не молились Богу, они поймут, что кроме Бога на войне их детей никто не спасёт. И будут они молиться день и ночь, и станут они верующими, и спасут себя, и спасут весь свой род. Поэтому война – это война очистительная.
В субботу у нас была Память Ефросинии Суздальской. Она жила в 13 веке, и ей явилась Божия Матерь и сказала, что идёт Мамай на Русь. И татаро-монгольское нашествие нужно было на Руси для того, чтобы Россия не попала в геенну огненную, чтобы Россия очистилась и спаслась. Почитайте Библию, как только Израиль отступал от Бога к языческим богам, Бог посылал сразу на них испытания. И сразу дьявол нападал с помощью язычников на них, а Бог в это время не помогал им, и отступала от них Благодать.
- Кто помнит, что происходило во время поединка на Куликовской битве?
- Сами воины сожгли за собой мосты, понимая, что идут защищать свои семьи, защищать Святую Русь.
- Как проходил поединок, когда Челубей сражался против нашего Александра Пересвета? И Пересвет поступил неожиданно: он снял с себя доспехи, оставшись в монашеском облачении. Замысел был в том, что его не выбьет из седла длинное копье Челубея - оно пронзит его, нанесет тяжелую рану, но, тем не менее, даст возможность тоже нанести удар. Пересвет шел на верную гибель, но Челубей в доспехах был побежден русским воином вообще без защитного снаряжения - и для монголо-татар это было потрясением.
- Какая самая главная добродетель Преподобного Сергия?
- Настоящее смирение.
Братья и сестры, представьте себе, вот если бы сейчас молодой человек ушёл в лес жить, чтобы вы ему сказали? Сергей Радонежский около 2-х лет находился совершенно один в этих лесах. Господь сохранял его, потому что в нём была Благодать Христова. Представляете целая стая волков пробегали мимо него, пробегали медведи и различные звери, но Господь сохранял его.
Смелость даётся, когда человек имеет чистую совесть. Всё началось с того, как Преподобный Сергий начал жить с детства по-настоящему, угождая Богу, т.е. всё для Бога, всё для духовной победы.
Кто помнит какие случаи происходили, когда Преподобный Сергий после своей смерти помогал людям? Преподобный Сергий являлся воинам, которые охраняли монастырь, Преподобный Сергий устрашал врагов.
Преподобный Сергий – ревнитель православия, он очень любит людей. У него было очень большое нищелюбие, он заповедовал кормить бедных.  На праздники до революции кормили всех, кто приходил в монастырь, это было нормой.
Преподобный Сергий очень сильно заботился о Лавре. Но есть такая закономерность: как только начинают кормить нищих при Лавре, начинают нищим помогать, то у Лавры оскудеют запасы. Как только открывают житницы, сразу Господь всё посылает.
Был удивительный случай во время нашествия поляков. Наместником монастыря был игумен Дионисий. Он предстал пред очень страшным выбором. Осада монастыря была больше, чем полтора года (1608-1610 гг.), и получилось так, что все запасы уже иссякли. И перед игуменом Дионисием поставили такой выбор и сказали: «Нам нужно кормить только воинов, которые держат оружие. Остальных мы кормить не можем, потому что просто не чем». И игумен Дионисий (он во Святых Преподобный) собрал всех, кто там был и сказал: «Преподобный Сергий завещал кормить людей, и мы должны умереть вместе с ними. Еду мы будем раздавать также, как раньше, всем поровну». Как только это решение было принято, и пошли собирать оставшуюся муку в ящики, то увидели, как из всех щелей стала насыпаться мука. Она сыпалась столько, сколько было необходимо, чтобы прокормить находящихся в монастыре людей на целый день. Все обрадовались, думая, что Преподобный Сергий помог. На следующее утро случилось тоже самое, и так до конца осады. Вот таким образом Господь помог, показав это замечательное чудо.
После любого доброго дела дьявол очень сильно лютует. Преподобный игумен Святой Дионисий Радонежский после осады в Лавре был на площади в Москве иссечён бичами, к нему подходили люди и плевали. Его свои же священники, которые были настолько неучёные, духовно неграмотные обвинили его в том, что он исправляет книги. Он исправил в Требниках то, что Огонь не освящает предметы. Из язычества пришло то, что Огнём можно было освятить, и священники, которые жили в то время, использовали это. Игумен Дионисий это исправил, и за это на него нажаловались царю, и его, как раба, привязали на площади. Его били, над ним смеялись. И Господь только чудным образом потом его спасает.
Каждый человек, который пошёл трудиться и делать доброе дело, должен приготовить душу свою к искушениям. Настоящее доброе дело делается с трудом, потому что всё дьявольское ополчение выступает против.
Когда ювелирных дел мастер переплавляет серебро, то он делает это хотя бы семь раз. Он расплавляет и сверху снимает шлак, т.е. всё поднимается к верху. И только, когда он смотрит в серебро и видит собственное отражение, только тогда он говорит: «Серебро готово. З него можно отливать»
И также Бог смотрит на наше лицо, как оно преображается. Лицо человека – это зеркало души. И через это мы можем увидеть, что за человек внутри: светлый или гнилой этот человек. Бог посылает нам семь самых тяжёлых испытаний, семь раз переплавляет нас, как серебро переплавляется, и смотрит на нас. Нам кажется в это время, что Бог отступил, и Бог нас не слышит. А на самом деле Бог молчит, потому что Он смотрит на нас: как мы себя поведём. И только в момент искушения, когда происходит максимальный разогрев, нас начинает крутить, из нас выходят все страсти (в момент войны, бед, испытаний). В этот момент Бог на нас смотрит. Потом Он видит, что мы готовы, и Он берёт вот это расплавленной серебро или золото и отливает в форме Ангела.
А, если человек озлобляется в этих испытаниях, то Бог отступает от него, и подходит дьявол. И дьявол из расплавленного металла отливает беса, и уже получается не светлый Ангел, а чёрный.
Всё зависит от нас. И у неверующих людей такие же испытания, как и у верующих. Но верующие люди счастливы, что с ними Бог, что Он рядом. Вот в этом и заключается счастье, братья и сестры.
Поблагодарим Святого Преподобного Сергия Радонежского, чтобы в этот день он услышал нас и помог нам стать настоящими Ангелами. Аминь.

18.07.2022 г.


Рецензии