О влиянии монашества на современное общество
недавно расшифрованные из аудиофайлов
Проповедь на Литургии в Праздник Преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких Чудотворцев в Казанском Храме в посёлке Октябрьский
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Сегодня вы слышали слова в Евангельском Чтении, посвященные Преподобным Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцам. Это Евангельское Чтение может проникнуть в наши сердца и помочь нам стать настоящими Святыми. Сегодня мы с вами можем прикоснуться к подвигу Святых Соловецких. Зосима, Савватий, Герман Соловецкие явили подвиг истинного монашества.
Кто же такие настоящие монахи? Монахи – это те, кто исполнил Евангелие во всей своей полноте. Поэтому, если мы с вами, дорогие братья и сестры, хотим исполнить Евангелие, то нам нужно подражать монахам. Но вы скажите: «Как же мы можем им подражать, ведь монахи уходят в монастыри, уходят в пустыни?» В этом и заключается суть христианской жизни, что Бог не требует исполнения идеалов. Для нас главное – это идти к этому идеалу. Мы не видим результаты своих дел, результаты своих молитв по одной причине, чтобы мы не возгордились. Но стремиться мы обязаны. Самое главное не результат, а самое главное – это путь. То есть, если мы пройдём по пути Божьему, то мы обязательно придём в Царствие Божье, даже, если мы не успеем во многих добродетелях. То есть подражание монашеству для нас просто необходимо, это подражание Евангелию.
В монастыре люди пытаются служить Богу, непрестанно думать о Нём, посвящать Ему каждую минутку своей жизни. Вот и нам, людям, живущим в миру, нужно стремиться к этому. Ведь монахи постарались сделать всё, чтобы угодить нашему Господу.
Монашество – это соль Земли. Если не будет соли, то наша пища будет пресная и не вкусная. Вот так монашество осоливает весь христианский мир и даёт возможность нам, христианам, жить.
Как помогает нам, людям, живущим далеко от монастырей, монашество? И как эту помощь увидеть? Вот, если мы с вами, дорогие, братья и сестры, подумаем: каким образом растут растения в пустыне? Если увидеть оазис в пустыне, то там же можно увидеть и родник. Можно сказать, что любое растение, любое дерево может жить только с водой. Так откуда берётся в пустыне эта вода? Это как раз и есть монастырь.
Монастырь – это есть оазис в пустыне этого мира. И именно вокруг монастырей вырастают сёла, города у нас на Руси. И поэтому так важно ценить монастыри, так важно приезжать туда в паломничества для того, чтобы брать там живую веру, живую воду.
Когда человек идёт по пустыне, то он иссыхает и умирает от жажды. Но, если он видит впереди оазис, он на последнем дыхании доходит до него, там наполняется водой, отдыхает, и потом может дальше идти по этой пустыне. Также Господь установил Храмы Божьи, Монастыри для того, чтобы люди могли там передохнуть, напитаться Божественной влагой и дальше идти по пустыне этого мира.
Очень важно понимать, что эта вода идёт из-под низа, из-под земли. В пустыне есть места, в которых круглый год не бывает дождей. Но всё равно там растут деревья в оазисах. И также монастыри: они всё делают тайно для этого мира, и люди не видят, каким же образом монахи помогают им. Например, Петр Первый очень удивлялся: зачем нужны монастыри? И в петровские времена при Екатерине было закрыто и упразднено очень много монастырей, что стало большой травмой для нашего русского общества. Монастыри были упразднены, потому что государство не видело в них никакой надобности. Петр Первый спрашивал: «Зачем нужны монастыри, если и так все мы молимся?» И часто монахов даже называли бездельниками. Дорогие братья и сестры, но разве это так? Если мы увидим настоящий подвиг монашества, как, например, подвизались Зосима, Савватий и Герман на необитаемом острове, то поймём, как тяжело было им. Во-первых, победить самих себя, победить страсти, победить бесов, которые нападали на них. Если бы мирянин почувствовал хотя бы маленькую толику тех монашеских искушений, то никогда бы он не пошёл в монастырь. Но, если бы обычный мирской человек узнал бы радости монахов, то все люди из мира кинулись бы за этой радостью в монастырь и стали бы монахами и монахинями.
Дорогие братья и сестры, ещё один важный момент мы можем с вами сегодня выделить для себя. Кто-то из вас, если побывал на юге и видел, как растёт виноград, то мы удивляемся, как в таких степях растёт такой сочный виноград. Когда спрашивают, где же виноград берёт воду, то виноградари ещё больше удивляют людей, которые впервые видят виноградную лозу. В степях, где даже весной трава желтеет и не может оставаться зелёной всё лето, вырастает виноград.
Бог создал виноград удивительным растением. Виноград и пшеница – это самые лучшие продукты, которые есть в этом мире, именно на них и совершается Божественное причащение.
Господь создал виноград таким образом, что виноград может находиться в степях, процветать и кормить людей. У винограда удивительный корень, который может достигать более 10 метров. Этот корень имеет на своём конце некий треугольник – это такой, можно сказать, пробойник, перфоратор. Представьте себе живое растение имеет на конце корня такое крепкое вещество, что оно может пробить даже известковые камни и добраться до воды, которая находиться на более 10-ти метровой глубине. И таким образом, виноград, находясь в степях может поглощать влагу и кормить окружающих людей.
Разве христианин не должен быть похож на этот виноград, который питается подземными водами? Нам надо понимать, что, если даже мы пробьёмся на такую глубину, если мы будем изучать всё, что необходимо в этой жизни по Церковному Уставу, через Священное Писание, то этого будет ещё недостаточно. Если мы пробьёмся на эту глубину, но там не будет воды, то, что же мы будем пить? Монашество – это и есть та подземная вода, которая невидимо для нашего мира течёт под землёй. И поэтому так важно в каждой семье выращивать монахов. Для этого родителям нужно стать самим благочестивыми, тогда ребёнок будет возрастать в благочестии и когда-то захочет стать монахом. Сейчас идти в монастыри желающих становится очень мало, потому что это тяжелейший труд. А люди сейчас привыкли к комфорту, в семьях совершаются аборты, и поэтому в семьях остаётся один – два ребёнка, которых родители не хотят отдавать потому что семья хочет иметь и внуков. Когда семья полноценная, хотя бы 5 -7 детей, тогда один ребёнок нарожает внуков, другой станет военным и будет защищать свою Родину, третий станет учителем, четвертый – священником, пятый – монахом. Таким образом, семья становится полноценной.
Монахи являются настоящими воинами, которые сражаются прежде всего в духовном мире. Если мы с вами не будем наполнять монастыри новыми монахами, если мы не будем к этому стремиться, если мы не будем воспитывать своих детей, своих внуков на настоящий монашеский подвиг, то наша Россия будет потихоньку угасать, что сейчас и происходит. Мы с вами должны опомниться, и наконец то начать рожать всех, кого даёт нам Бог. Если даже в нашей семье умрёт ребёнок, это не будет такой потерей, потому что будут другие дети. Когда умирает всего один ребёнок, которого вырастили с большим трудом, конечно, это является непоправимым горем для родителей.
Нам нужно постараться переменить отношение ко всей нашей жизни. Нам нужно довериться Богу: если Бог даёт ребёнка, то даст и на ребёнка, т.е. Бог прокормит. Мы с вами должны постараться жить проще. Мы не можем часто прокормить своих детей, потому что мы слишком хорошо живём. Если сравнить наше материальное состояние с тем временем, которое было после войны в советское время, то мы увидим, что люди жили просто в нищенском состоянии, у людей не было даже еды, но люди рожали всех, кого дал Господь. Именно благодаря тому, что люди рожали, они смогли после пяти лет после Великой Отечественной войны восстановить нашу разрушенную страну.
Сегодня День Преподобных Савватия, Зосимы и Германа. Вот эти монахи не с неба были сброшены на парашюте Богом. Они были из простых благочестивых семей, их вырастили обычные матери. И поэтому всё зависит не от какого, а всё зависит от нас самих. Никто-то должен рожать монахов, хороших священников, хороших президентов, хороших учителей, хороших врачей, а мы должны их родить, мы должны их воспитать, и только от нас зависит судьба нашей Родины.
Помогай нам, Господь, изменить отношение к монашеству, молиться за монахов, помогать им, ездить в паломничества, чтобы там вдохновляться, потому что только монахи и сохраняют живую веру. Нам нужно искать эти оазисы, пополняться там Благодатью и потом уже идти по пустыне этого мира. И, когда мы будем встречать в пустыне людей погибающих, чтобы у нас было, чем напоить и чем накормить их.
Помогай нам, Господь, полюбить монашество, подражать монашеству. Помогай нам, Господь, быть исполнителями Евангелия, чтобы Создатель благословил нашу Родину и, чтобы мы смогли вырастить в ней настоящих людей. Аминь.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Свидетельство о публикации №124012207377