О роли Святого Иоанна Крестителя
недавно расшифрованные из аудиофайлов
О роли Святого Иоанна Крестителя в деле нашего спасения
Воскресная беседа в Казанском Храме посёлка Октябрьский
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Дорогие братья и сестры, сейчас у нас начинается беседа-чаепитие после Божественной Литургии. Мы с вами сегодня кроме Воскресного Дня празднуем память Святого Иоанна Предтечи. Он тридцать лет был в пустыне. Потом он вышел на проповедь, чтобы подготовить людей ко Христу.
По церковному преданию Святая Елизавета, после убийства её супруга Захария прямо в Храме, вместе с младенцем Иоанном скрылась в скале от преследующих их воинов. И потом Иоанн остался совершенно один. В этом и заключалось чудо, что его в пустыне воспитывал Сам Бог и Ангелы.
Приведу пример, как действует Бог. Один пустынник подвизался и жил в пустыне, и его кормили каждый день Ангелы, приносили ему Небесную пищу. Однажды он пошёл по своим делам, и его подвёз просто крестьянин на телеге, и дал ему фиников. Он принёс эти финики к себе в келью и стал их вкушать. И потом он не обнаружил, что Ангелы больше не приносят ему еду. Финики закончились. Он стал укорять Ангелов: «Вы совсем меня забыли. Вы же кормили меня столько лет!» И потом явился ему Ангел и сказал: «Ты взял человеческую пищу, поэтому мы решили больше тебя не кормить Небесной пищей». Суть такова: когда мы видим, что подвижник полностью уповает на Бога, и его Бог полностью обеспечивает. Как только начинается «и вашим, и нашим», то Бог перестаёт действовать, Он не навязывается. То есть Бог скромный, он не будет Сам Себя навязывать.
Помните, как манна Небесная, она выдавалась столько, сколько нужно. Представьте по Церковному преданию в пустыне не было другой еды. Кто ел манну, помолясь Богу, тот насыщался малым количеством. И самое, что интересное, у манны были разные вкусы. Эта манна насыщала человека всеми микроэлементами, витаминами, всем необходимым. Манна – она была совершенная Небесная пища, которая удовлетворяла все потребности организма. Манна превышала все вкусовые качества земной пищи.
В 19 веке в России многие учёные доказывали всё христианство, всё Евангелие с материальной точки зрения (как происходили чудеса).
Для многих достаточно Предания Церковного. Предание может быть с каким-то небольшим ущербом, естественно, потому что оно передавалось устным преданием. Но мы всегда можем найти подтверждение, т.е. любую версию мы должны подтвердить. Она должна подтверждаться Евангелием. В Евангелие говорится, что Иоанн жил в пустыне один, что ему никто не помогал кроме Бога, и что он вышел из пустыни.
- Какая сама главная добродетель?
- Рассуждение, потому что мы должны рассуждать, чтобы защищаться от разных версий, которые нас ведут в погибель.
Помните такое изречение: «Дорога в ад вымощена благими намерениями». Очень опасный путь, по которому мы идём. Шаг влево, шаг вправо, и мы можем соскочить с пути и больше не встать. Поэтому всегда себя надо проверять через зеркало. Если человек чувствует какой-то недостаток, то он должен прийти в Храм и посмотреть в зеркало. Евангелие – это духовное зеркало. Вы видели Евангелие покрывают золотом или серебром? Это не зря, это напоминание о том, что это зеркало.
Подтверждение мы можем найти и через Причастие. Когда мы подходим к Причастию, это и есть Сам Христос, который входит в нас, и мы уже можем посмотреть на себя изнутри. Христос лечит нас внутри и пожигает Своим Божественным Огнём, Причастием наши страсти. Например, в нашем сердце поселилась змея жадности, мы покаялись в этом, а потом причастились. И, как только змея высунула свою голову, сразу её Божественный Огонь пожёг.
Очень важно нам всегда проверять себя через Священное Писание, через Церковь, через Иконы и, конечно же, через другого человека. Когда нас другой человек просит о чём-то, мы через это можем понять, с каким чувством мы делаем добро, т.е. как мы относимся к человеку.
Нам Господь всегда посылает человека. Если нас попросили, а мы не помогли, то значит что-то в нас не так. То есть мы не готовы выделить время человеку.
Ещё способ проверить – это Иконы – это церковное предание. Церковное предание состоит из устного предания (от слов отца к сыну, от дедушки к внуку; письменного предания – это книги; из иконописного предания, которое сохраняет информацию о том, что возможно мы утеряли. Часто только в иконописи мы можем найти ответы.
Сейчас некоторые учёные говорят, Николай Угодник не ударял Ария по щеке. Он знал, что его лишат сана, но ударил Ария, потому что он ревновал о Боге. Его лишили сана. Но потом ему Божья Матерь и Господь вернули омофор и Евангелие. А учёные говорят: «Не было этого». Но мы находим в Акафисте упоминание об этом и находим в Иконописании. И это есть подтверждение того, что это было.
На достаточно древних иконах мы можем увидеть изображение Святителя Николая Чудотворца, где сверху Божья Матерь держит омофор, и Христос держит Евангелие. Это и есть тот момент, когда Христос и Божья Матерь возвратили их Николаю Угоднику. Если 300 лет назад люди об этом достоверно знали, это не смущало их, это изображали иконописцы, это было достоверно известно, то сейчас нам не стоит в этом сомневаться, потому что Иконопись есть для нас предание Церковное.
Сейчас для современного человека Икона как раз и становится настолько актуальной, что через Икону возможно он сможет понять Христа, Божью Матерь и Святых, потому что читать люди перестали. Икона – вечна. К иконе можно подойти и заглянуть в тот мир, посмотреть, что же твориться там, в Вечности.
По словам Спасителя, Иоанн Предтечи выше всех Святых. Иоанн Креститель настолько проникся доверием к Богу в пустыне, что сейчас он может быть близко к Богу, когда другие могут сгореть рядом с Богом. Приближение к Богу зависит от состояния самого Святого.
Ангелы всегда находились в Царствии Божьем, но Царствие Божье было закрыто для людей, потому что никто не мог оправдаться своими делами. Иоанн Предтечи был выше всех, рождённых женами, но меньше тех, кто находился в Царствии Божьем. Если сравнить Ангела и Иоанна Предтечи, то Иоанн был ниже до тех пор, пока он не попал в Царствие Божье.
Мы с вами знаем о том, что он на полгода раньше родился, и приблизительно на полгода раньше ушёл. И что делал Иоанн Предтечи, когда он был в Вечности? Иоанн Предтечи занимался тем, чем занимался и на Земле, т.е. его душа попала в ад, как и все, но там для праведников было выделено место – лоно Авраамово.
Бог не создавал ни зло, ни ад.
- Братья и сестры, существует ли зло?
- Если говорить о зле, то его не существует. Зло создают люди. Мы сделаны по образу и подобию Божьему.
- Представьте себе, если взять два камня и при ударе их, что появляется? Появляются искры.
- Братья и сестры, искры существуют?
- Искры не существуют.
- Огонь существует?
- Огонь не существует. Это процесс горения. Представьте себе, дрова заканчиваются, и огонь умирает. Огонь не может гореть вечно. Если у памятника солдатам перекрыть газ, то огонь прекратится.
Дело всё в том, что зло появляется в момент его совершения, как ударяются два лба, люди поссорились.
Мы с вами говорим, что ад не был создан Богом. Вы скажете: «Откуда он появился?» Представьте себе: Бог дал обещание человеку, что человек может делать всё, что захочет. И, когда человек прожил жизнь, например, Каин, он сделал убийство брата Авеля, но в этом убийстве он не покаялся, т.е. он не попросил прощения. И этот Каин лишился своего тела, а вот эта злоба к своему брату осталась с ним.
Ад образовали дьявол со своими падшими ангелами. Бог им выделил место в недрах Земли, где их не будет жечь этот Божественный Огонь. Там дьявол со своим ополчением может находиться до Страшного Суда. Люди, которые служили дьяволу, тоже оказываются там, и ад растёт, к сожалению. Человек со своими грехами, страстями спустился в ад, и ад увеличился. Но, если кого-то вымолили, то ад уменьшился.
Поэтому задача православных христиан уменьшить и уничтожить ад совершенно, чтобы спаслось как можно больше людей. Но, как говорят Святые Отцы, есть люди, которых уже не вымолить, т.е. люди, которые слишком утвердились во зле. Поэтому Бог сказал, что будет Страшный Суд и будет наказан дьявол. Падшие ангелы уже не могут покаяться. Некоторые люди, которые уже находятся в аду, которые слишком много сделали зла, тоже уже не смогут покаяться.
Мы с вами сказали, что Иоанн Предтечи спустился во ад, и приблизительно полгода он проповедовал в аду и говорил: «Я уже видел Спасителя, Он уже здесь на земле, ждите Он скоро спустится во ад». Когда Господь умер на Кресте, когда Его Душа спустилась во ад, Он уже как Бог в Рай ввёл разбойника, и одновременно Он прибывал на Престоле с Богом Отцом и с Богом Духом. Как человека его тело было во гробе, а Душа спустилась во ад. И ад очень обрадовался.
Мы уже здесь на земле делаем в своём сердце маленький рай или маленький ад, это зависит от нас. Мы иногда видим светлых людей. Например, дети – такие светлые и добрые, у них в душе рай. Но, что будет с ними дальше зависит от нас.
Существует такой рассказ. В средние века жил знаменитый художник. Он захотел написать Ангела. Он долго искал Ангела и не мог найти, ему всё что-то не нравилось. И вот однажды ему сказали, что в этом городе живёт Ангел. Он находит на улице, где ему сказали, молодого мальчика, которому не было ещё и 10 лет. Этот мальчик был поистине Ангел, у него были ангельские добродетели. У него была семья, в которой он воспитывался, его все так любили, и он обладал самыми лучшими качествами для человека. Художник написал картину Ангела. И эта картина стала для художника большим продвижением, и он стал знаменит за счёт этой картины.
Проходит время, этот художник состарился, и он захотел написать демона, дьявола. Он стал искать его. И что-то ему всё не нравилось, во всех он видел хорошие человеческие качества. Он обошёл множество городов и сёл. И вот однажды ему говорят: «В этом городе в тюрьме сидит человек, он настоящий демон. Попробуйте с него написать картину». Художник приходит в тюрьму к этому заключённому и видит настоящего демона за решёткой, т.е. там не было ничего человеческого. И он спрашивает его: «Можно ли Вас написать?» И тогда этот человек, смеясь, говорит: «Ха-ха-ха! А Вы не помните, дорогой художник, как 30 лет назад Вы писали меня? Я был тогда Ангелом». Тот же самый человек возгордился, будучи ребёнком, когда ему все стали говорить: «Вот с тебя написали картину. Ты великий!» И представляете, родители пустили всё на самотёк, и вот этот ангел-мальчик превратился в настоящего демона. Он совершил множество убийств и превратился в такого ужасного человека. Художник, написав этого человека, соединил у себя в мастерской две картины: Ангела и демона.
Дорогие братья и сестры, очень легко превратиться в демона. Денница, один из самых высших Ангелов, в одно мгновение превратился в демона. Почему? Потому что лишился Благодати. То есть, как только Благодать отходит, всё сразу же увядает и засыхает.
Мы сегодня с вами сказали, что Иоанн Креститель проповедовал в аду. И эти люди, которые там долго находились, которые ждали пришествия Христа, они, конечно, все прилепились ко Христу и вместе с Ним вышли. Но те люди, которые находились в аду, они могли выйти все, но не все этого захотели. Когда человек оказывается без своего тела, тогда он ничего не может поменять, т.е. люди остаются со своими страстями, которых уже не отделить от самого себя.
Когда говорится, что ад опустел, то это имеется в виду то, что оттуда очень много вышло людей. Ветхозаветный ад держал всех, и даже праведники не могли войти в Царствие Божье. Но, когда Врата Царствия Божьего открылись, когда Господь принёс жертву за всё человечество, то тогда ад сломался. Любой человек из ада смог выйти. Но те, кто там остался, они ещё больше утвердились там во зле, они сделали стены сами. Они воздвигли стены с бесами, им Бог не нужен.
После Страшного Суда ада и Рая не будет. Вместо ада будет геенна огненная, а вместо Рая – Царствие Божье. Из геенны огненной уже нельзя будет никого вымолить. Геенна огненная – это уже будет наказание бесам и людям, которые им служили. Божественный Огонь и гееннский огонь – это одно и тоже. Божественный Огонь для грешника – это Огонь обжигающий, а для праведника – этот тот же Огонь, но ласкающий. Сейчас Бог даёт грешнику возможность ещё спастись даже в аду. Из ада мы с вами можем вымолить людей, которые там находятся.
После Страшного Суда Рай уже будет и на Небе, и на Земле. Сейчас в Раю находятся только души. После Страшного Суда Бог изменит эту Землю, которую мы испортили, т.е. Бог обновит Землю, Земля воскреснет вместе с человечеством. И праведники вместе со своими телами будут жить в Царствии Божьем. Отличие Рая от Царствия Божьего в том, что праведники, Святые будут жить в Царствии Божьем вместе с телами, а в Раю живут их души сейчас. Царствие Божье будет единый Большой Храм, где будет вечно совершаться Божественная Литургия, куда мы все будем должны прийти, т.е. это будет вечное причащение Божественных Тайн.
Сейчас также в Царствии Божьем Ангелы постоянно причащаются от Бога Благодатью. И также люди, которые попадут в Царствие Божье, будут непрестанно что-то о Боге узнавать, непрестанно причащаться Его Благодати.
В Царствии Божьем будет совершенно не скучно, потому что, как Ангелы постоянно о Боге что-то узнают, т.к. Бог не познаваем. Это как многогранный алмаз, на который попадают лучи света, и этот алмаз новой и новой гранью показывает нам свою красоту. И также Бог будет показывать Свою Неземную Красоту всем нам, и мы будем всё новое и новое узнавать о Боге.
Давайте вспомним, что ещё интересного вы узнали об Иоанне Предтечи. Место, где крестил Иоанн Креститель Иисуса Христа в реке Иордане, является низким участком суши (около 430 метров ниже уровня моря). Мёртвое море ежегодно уменьшается на один метр. Иордан впадает в Мёртвое море.
Иерусалим находится на высоте около 770 метров над уровнем моря. Иерусалим всегда был для людей такой горой восхождения. Израильтяне выходили из своих домов, хижин, и они обязательно должны были прийти паломничеством в Иерусалим. Они выходили из зоны комфорта, оставляли свою привычную жизнь и жили в палатках, чтобы почувствовать странничество.
Когда люди крестились у Иоанна, недалеко от Мёртвого моря, потом они шли в Иерусалим, и там уже они встречали Христа. Они восходили во Иерусалим, т.е. преодолевали самого себя. Всего 1200 метров или "шагов" к Богу на Небо из Содома и Гоморры, мёртвого суетного житейского моря.
На гору 3000 метров может подняться обычный человек без амуниции, там ещё кислорода для человека хватает. На Преображение на гору Афон входят даже старички по 80-90 лет. Но это очень непросто. Это надо с раннего утра до позднего вечера идти с маленькими перерывами. Там есть остановка на высоте 2500 метров, там стоит Храм Божьей Матери. Там можно заночевать. А к утру уже восходить на гору Афон и с рассветом солнца встретить Литургию.
Господь очень любил молиться на горе, уходил в уединение для того, чтобы один на один предстоять перед Богом. Иоанн Предтеча достиг такой святости, потому что он в пустыне полностью уповал на Христа. Когда человек находиться в таком пустынном месте, подвизается и доверяется Богу, то получается он в этот момент как бы оказывается на Небесах, там течёт время совершенно по-другому.
Сегодня совпал Праздник Иоанна Предтечи с Воскресным Днём. Мы с вами, с одной стороны, горюем, сегодня у нас постный день, с другой стороны, мы с вами радуемся, что есть Воскресение. То есть все христиане счастливы тем, что есть Воскресение мёртвых. Вся бы наша жизнь была бы напрасна, если бы не было Воскресения. Жить просто так в этой жизни очень скучно, потому что она быстро проходит. Единственная радость у нас, что есть вечная жизнь со Христом. Это и утешало Иоанна Предтечу, когда он находился в заточении.
Мы с вами должны сказать очень важную вещь. На проповеди мы говорили, что многие преступления совершаются «за компанию». Например, как только собирается молодёжь, то им нечего делать. Начинаются преступления. Всё начинается с малого: с винопития, потом блуд, а потом кровь.
Есть такая притча о монахе. Один монах подвизался в пустыне в своей маленькой келье. К нему пришёл дьявол и стал с ним спорить, что он его погубит. Но монах сказал: «Я не хочу участвовать в никаком зле, я буду верным Христу». И дьявол сказал: «Я всё равно тебя погублю». Он предлагал ему и блуд, и разные богатства и всё остальное. И вот слишком самоуверенный монах стал жить дальше. К нему приходили различные искушения, но он всё это отвергал.
Однажды монах пошёл в город и там ему предложили выпить. Он выпил всего рюмочку вина, и когда он очнулся, он понял, что убил человека. Ему стоило только выпить вина, к нему подсела блудница. Разговаривая с ней, он согрешил, потому что она пригласила его к себе в дом. А потом пришёл её сожитель, и он убил её сожителя.
Поэтому, чтобы уберечься от греха, нужно беречься в малом. У человека есть пять дверей – пять чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Это пять дверей, через которые действует дьявол. Если мы их открыли, то заходит туда очень хитро дьявол. К нам приходят мысли, которые нас обманывают, и потом мы не можем от них отделаться.
Нужно беречь глаза уши, вкус, обоняние. Для этого установлен Церковью пост, для этого установлена исповедь, чтобы священник подсказал, какие ворота у нас открыты, что нужно закрыть, где нужно обороняться. Для этого нужны беседы, для этого нужно чтение Евангелия, Святых Отцов. Когда мы подходит к Евангелию, к этому Зеркалу, то мы видим, что уши у нас открыты, что у нас на глазах одеты розовые очки, или мы очарованы, или мы разочарованы, унываем. Всё это мы можем увидеть в Церкви. И в Церкви мы можем получить исцеление, и через это мы с вами сможем войти в Царствие Божье.
В этот день помолимся Святому Иоанну Крестителю, чтобы он нам отрезвиться и помочь другим людям.
Чтобы мы не вкушали, нужно беречь и благословлять свою еду; нужно беречь своё зрение от плохих фильмов, от плохих вещей; беречь свой слух. Тогда мы сможем всегда быть со Христом уже здесь на Земле, а дьявол убежит от нас.
Всем помощи Божьей!
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Свидетельство о публикации №124012207294