О промысле Божием в деле спасения человека

ПРОПОВЕДИ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА,
недавно расшифрованные из аудиофайлов

Беседа после Литургии в воспоминание о богаче и Лазаре в Казанском Храме посёлка Октябрьский
    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Дорогие братья и сестры, мы сегодня с вами собрались после Божественной Литургии на беседу-трапезу. Мы сегодня с вами побеседуем на тему сегодняшнего Воскресного Богослужения.
Сегодня вспоминали притчу о богаче и Лазаре. В Евангелие не даётся имени богачу. Он всю жизнь отдыхал, веселился, радовался. А у бедняка было имя Лазарь. К нему приходили только собаки, которые зализывали его раны и утешали его. Даже животные сострадали нищему, а к богачу носили всякие яства и угощения, а нищим падали лишь крошечки. После смерти богач попал в ад, и оттуда просит хоть каплю воды. Представляете, какая жажда его мучает из-за жара в аду. Жар в аду создаётся именно из сердца человека, и из него извергается этот огонь.
Ад – это не место, где мучает Бог людей, а где люди сами мучаются сами от своих страстей. Представьте, человек привык воровать, курить, пить. Потом он лишился своего тела. Сможет ли он свою эту страсть выполнить? Например, он привык рукой красть. А получится ли у него теперь, если руки нет? Не получится. В этом и заключается адское мучение, при котором хочет человек выполнить свою страсть, а не получается. И изнутри его идёт вот этот огонь. Можно так сказать: «Люди идут в ад со своими дровами». То есть мы идём в Вечность, а у нас в рюкзаке или добродетели, или поленья для огня.
Бог не хочет нашей погибели. Бог не создавал ни зло, ни создавал ада. Мы ад создаём сами.
Бог специально не являет чудеса, чтобы люди не попали под искушения. То есть, чем больше даёт Бог чудес, тем больше Он спросит.
Чудеса в современном мире мало кого стали удивлять. Сейчас люди к чудесам относятся как к фокусам. Поэтому Бог сейчас и не являет ярких чудес для неверующих людей. Бог очень милостиво относится к нам, и Он ждёт, когда человек сам созреет. Не каждый человек способен вместить чудо.
На самом деле чудо у нас происходит каждый день. Вот то, что мы, например, здоровы. Вы сходите в интернат и увидите, что там люди лежат без, без рук. А то, что у нас есть руки, ноги, глаза, уши – это и есть счастье, это есть чудо. Выжить в этом мире – это уже чудо, а мы этого не замечаем.
Мы сейчас можем дальше сказать очень важный момент.
- Какая главная причина, по которой невозможно было прийти Лазарю и помочь богачу?
- Невозможно перейти из ада в Рай.
- А как же невозможно, если мы с надеждой молимся об усопших и помочь невозможно?
- Это утверждение говорил Иисус Христос ещё до того, как победил смерть. Он говорил эту притчу о богаче и Лазаре до Своего Распятия, до Своего Воскресения, когда ад поглощал праведников.
- Что делал Авраам? Его место вместе с праведниками было отдельно от ада, но оно было в составе ада, туда он взял и Лазаря. Это место называли Лоно Авраама.
Как раз эта притча рассказывает, что с Лона Авраама взирал праведник на не праведника. После того, как Иисус Христос пришёл на землю, когда Он искупил нас своей Божественной кровью, то тогда уже адские врата были поломаны. Все, кто хотел, вышли за Господом из ада, сейчас уже пропасти между адом и Раем не существует, потому что Бог вытягивает из ада людей по нашим молитвам.
Если, например, жил человек, у него было много детей, и они стали за него молиться. И Бог по любви детей своих родителей, вызволяет из ада человека. Сам человек оттуда вызволиться не может, потому что его страсти не пускают, а по молитвам людей, по любви близких людей Бог из ада вытягивает. Вот этой непроходимой пропасти уже не существует.
Наши близкие люди могут быть нам совершенно не родными по крови. Но, братья и сестры, когда мы причащаемся из одной Чаши Христовой, мы становимся родными, очень близкими, потому что у нас становится одна идеология, и Христос посреди нас. Он объединяет нас Своей Кровью.  Мы становимся кровными христианами, мы становимся братьями и сестрами во Христе. У нас Божественная Кровь объединяет каждого из нас. Божественная кровь входит в каждую нашу клеточку, и мы становимся уже богами по благодати. Мы – маленькие боги, мы – маленькие светила. Мы – сотворцы Богу, мы можем творить добро уже с помощью Божьей. Наши сердца, когда наполняются благодатью, могут делать настоящее добро, не ради своего собственного «я», а ради ближнего, совершенно бескорыстно.
Пропасть между адом и Раем исчезла, и мы можем вызволять оттуда пленников. Это можно назвать, как амнистия. В аду некоторые люди остались. Когда Христос спустился в ад, то Он предлагал: «Пойдёмте!» Но, если люди любят делать какое-то зло, то, побыв в Раю короткое время, они поняли, что не смогут там творить зло, и вернулись обратно в ад.
Братья и сестры, когда люди оказались рядом со Христом, то это и есть Царствие Божие. Царствие Божие – это не место, это именно Личность, т.е. Царствие Божие – это Сам Христос. Где бы Христос не находился, там и есть Царствие Божие.
- Скажите, есть ли в аду Бог?
- Бог везде есть, т.е. нет такого места, где нет Бога. Бог выделил это место адское, где минимальное присутствие Божие, там максимальное присутствие страстей и грехов человеческих, потому что присутствие Божие жжёт их.
Когда люди говорят, что Бог мучает в аду, то на это ответим: «Нет». Бог оттуда, наоборот, ушёл, чтобы никого не мучать. Если бы Бог светил Своим Божеством, Своей Любовью в аду, то ни один человек не выдержал бы. Бог Себя максимально отодвинул от ада. Он сказал: «Я это место отдаю вам, живите там без Меня». И люди сами там мучаются. Представьте себе, например, собралась там комната воров, и они друг у друга крадут, но не могут украсть, потому что один вор стремится опередить другого.
Есть очень интересный пример ада и Рая. Что такое ад? Ад – это вот такая комната, где сидят за столом люди. Они все страшно голодные. Перед ними стоит огромная кастрюля вкусного супа. Они сидят за квадратным столом. Этот суп очень горячий, его можно съесть только с помощью ложки. И у каждого из них есть ложка. Но они голодные. Почему? Эти ложки длинные. Когда они черпают суп, то у них не хватает длины руки, чтобы поднести этот суп ко рту, и они не могут себя накормить. Это и есть ад.
А Рай – это когда люди за столом с помощью очень длинных ложек кормят вкусным супом друг друга. И все счастливы. Бог ставит людей в те же самые условия. Просто в аду люди живут по своим установленным волчьим законам. Они, зная, что умирают от голода, они не накормят другого человека.
Говорят, что в аду тяжело человеку. Но человеку с грехами ещё тяжелее было бы в Раю, потому что у них внутри кипят страсти. Представьте, человеку, который любит курить, он не сможет простоять в Храме три часа Службы, он обязательно уйдёт.
Поэтому, братья и сестры, суть заключается в том, что в Раю намного тяжелее. Если в Раю, представьте себе, все друг друга любят, а, если человек никогда никого не любил, то как он там выдержит? Есть такой пример: один человек всю жизнь отсидел в тюрьме, около 40 лет. И он после очередной отсидки появляется у своей матери в деревне. Мать подготовилась и накрыла вкусный стол к его встрече. А сын, посидев за столом, говорил: «Мама, я ухожу, я не могу терпеть твою любовь». Понимаете, сын не может жить рядом с матерью, которая его любит. Так вот не один грешник не сможет жить в Раю, не сможет, потому что Бог его любит.
Вся земля создана ради человека. Шесть дней Творения понадобилось Богу для того, чтобы обеспечить человека всем.
Мы говорим: «Мы нищие, мы убогие, мы немые…» Братья и сестры, смотрите как течёт река, как растёт лес, ходят звери, сколько вокруг не паханных полей... Мы с вами полностью обеспечены от Бога.
Когда мы с вами попадём в Вечность, Бог каждому человеку покажет Рай. У нас по учению Церкви первые три дня после смерти душа находится здесь, прощается со всеми. За три дня можно попасть в любую точку мира. Если, например, ты хотел поехать в Иерусалим, но у тебя не было денег, вот как только душа отделяется от тела, то за эти три дня ты побываешь, где хочешь: хоть в Иерусалиме, хоть в Америке, хоть в Австралии, и ты сможешь со всеми друзьями и родными попрощаться.
После трёх дней, с 3-его дня по 9-ый день, в течение 6-ти дней, Бог показывает Рай. И в этом Раю можно остаться, если мы только оттуда не уйдём.
Но в каждом человеке кипят страсти, и нам придётся пройти мытарства. Мытарства, братья и сестры, - это бесовские предложения. То есть человеку, например, захотелось покурить, выпить, он выше, а там бесы курят или пьют. И в это время происходит: человек будет ими заманен и останется там с бесами, но в Рай уже будет не вернуться.
Когда мы, братья и сестры, молимся за наших близких, которые находятся в аду, которые остались на этих мытарствах, именно в этот момент приходит Ангел Хранитель и помогает приблизиться к Раю. То есть Бог нас очень любит и заботиться о нас.
Мы говорили, что до Иисуса Христа из ада в Рай было невозможно перейти, и праведники находились в лоне Авраама, т.е. вместе с Авраамом. Когда пришёл Иисус Христос, то мы можем вызволять из ада людей по нашим молитвам.
- Скажите, когда случится тот период, когда снова появится непреодолимая пропасть между адом и Раем? Или такой пропасти уже на будет?
- Когда придёт Иисус Христос во второй раз, тогда всё изменится.
- Скажите будет ад и Рай? Или что-то будет другое?
- Ада и Рая не будет. Вместо ада будет геенна огненная, а вместо Рая будет Царствие Божие.
- В чём главное отличие?
- В аду находятся души, а в геенне огненной будут находиться тела и души. Вот главное отличие.
Страшный Суд расставит всё на свои места. То есть, вот сейчас ад – это место откуда можно ещё выйти. Если нас кто-то любит и за нас помолился, мы можем выйти оттуда. А из геенны огненной не уйдёшь, потому что это уже будет наказание. В аду мы сами себя сейчас наказываем из-за страстей, а когда придёт Страшный Суд, Бог уже осудит грешников и будет уже наказывать.
Бог сейчас удлиняет время этого мира, чтобы ещё больше спасти людей, вытащить их из ада. Если бы люди захотели и взяли Христа за руку, Он всех бы людей вывел из ада. Он поломал эти адские врата, Он хотел вывести всех. Иоанн Предтече спустился в ад и проповедовал там, что придёт Христос, и вы все сможете выйти. Но люди остались там по интересам. Были интересы делать что-то плохое, и они оставались. Например, вор остался с ворами, а убийца с убийцами. А люди, которые хотели делать добро, но ещё Христа не было, они оказались в лоне Аврамова до поры, до времени. Но, когда пришёл Иисус Христос, они все с радостью схватились за Христа, и Он всех вывел.
Мы с вами сказали, что в конце времён не будет уже и Рая. Сейчас в Раю находятся души праведников. А когда придёт Страшный Суд, будет Воскресение мертвых, и там уже праведники будут вместе со своими телами. Вот в чём главное отличие. А грешники в геенне огненной будут вместе со своими телами мучиться.
Праведники будут радоваться от того, что Господь будет везде.
Сейчас мы Бога не видим, но можем Его почувствовать, почувствовать Его Божественную Любовь. Бог являет чудо, когда люди перестают надеяться на себя. Так вот произошло и с нашей прихожанкой, которая после долгих ожиданий родила тройню девочек. Рождение человека – это чудо. Кругом, братья и сестры, чудеса, только мы их не всегда замечаем.
Бог всегда рядом с нами. Иногда люди, проклиная, говорили: «Господи, почему сломалась машина? Я пытаюсь и не могу её починить». А потом, машина вдруг заработала само по себе. Едет дальше и видит, что в километре от места, где сломалась машина, страшная авария. И, если бы этот водитель не постоял эти полчаса при машине, то сам бы попал в эту аварию. Бог нас через малую беду уберегает от большой беды.
Почем важно креститься в детстве? Многие говорят: «Дети вырастут и сами разберутся креститься им или нет». На это можно ответить: «Когда вы кормите детей, то выкладываете им на тарелки яд, суп, кашу? Ребёнок у вас должен выбирать?» Никто же не даст яд ребёнку, потому что он не разбирается. А почему же мы отдаём души наших детей на выбор: на мусульманство, на протестантизм, если мы знаем точно, что другие религии – это яд? Есть только одна настоящая пища, которая нас не повредит – это православие. Почему отдаём своих детей на поругание дьяволу?
Очень важно крестить ребёнка в детстве, чтобы он напитался здоровой пищей. Когда он будет взрослым, он сам потом решит: оставаться ему в православии или нет.
Если бы богач из притчи, видя нищего, оказал бы ему помощь, то тогда бы мы с вами видели бы, что у него был бы шанс к спасению.
Богач жил в достатке и почему-то Бог не устраивал для него серьёзных испытаний. Почему? Бог давал богачу Лазаря: нищий Лазарь сидел у его окна постоянно, а он его не замечал. Богачу давалось время на покаяние.
Почему праведники терпят скорбь? Почему Лазарь столько терпел? Сейчас многие люди говорят Богу: «Господи, почему ты меня наказываешь? Почему у меня такие бедствия?»
Одна очень богатая женщина христианка пришла в Храм. Она плакала и просила. Бог дал ей ребёнка, но маленький ребёнок умирал. Ангелы должны были забрать его в Рай, но женщина просила, чтобы ребёнка не забирали. Ангел ответил ей: «Пусть лучше он сейчас с нами уйдёт, чем потом вырастит, станет безбожником, и его казнят». Женщина сказала: «Нет, я его перевоспитаю». В прошествии многих лет, когда ее сын вырос, стал безбожником, и она увидела эту казнь собственного сына. Хотя у неё была возможность спасти душу своего сына, когда он был маленьким.
Был другой случай. Одна богатая женщина пришла в Храм и стала плакать, что у неё всё хорошо, но что её забыл Бог. Первые христиане понимали, что, если у человека всё хорошо, значит он за одно с дьяволом. Есть такая пословица: «Если ты делаешь добрые дела и у тебя нет искушений, то подумай не в доле ли ты с дьяволом». То есть именно через испытания проверяется наша вера, проверяются наши добрые дела: ради кого мы и ради чего мы делали это доброе дело? Именно в испытаниях человек очищается.
В одной пустыне жил праведник. Когда послушник, который помогал ему, отошёл купить продукты, на праведника напали злые звери и растерзали его. Когда послушник пришёл обратно, то он увидел, что тело растерзано, и тогда он возроптал на Бога, что Он забрал Старца, что праведник так пострадал. Когда послушник был в городе, то увидел, как хоронили богача с почестями. Он стал молиться Богу: «Господи, почему Ты допустил, чтобы этого богача на похоронах все его хвалят, а моего Старца растерзали дикие звери? Все же знают, что этот богач был жестоким человеком и никому ничем не помогал». Вот так молился этот человек долго время, и Господь послал ему Ангела. Ангел сказал ему: «Старец вёл добродетельную жизнь, но у него в молодости был один грех. Когда звери стали его растерзывать, он в этот момент покаялся. А у богача было много злых дел, за которые он не покаялся, и было одно доброе дело (К этому богачу приходила бедная вдовица. Она постоянно его просила. И однажды он решил ей помочь и через это Господь отдал благодарность ему здесь на земле). Но из-за одного доброго дела его нельзя было поместить в Рай».
Бог всегда отблагодарит человека.
Очень хорошо делать добро, когда вокруг тебя добрые люди. А ты попробуй сделать добро, когда вокруг тебя волки. Они тебя грызут со всех сторон, а тебе нужно оставаться человеком и не сдаваться. Это сложно. Ведь люди, как говорят: «С волками жить по-волчьи выть». А христианину нужно жить среди волков и при этом оставаться христианином.
Старца, которого в пустыне растерзали звери, в молодости он пас овечек, и у него были собаки, которые охраняли этих овечек. Эти собаки набросились на человека и его растерзали, а он не помог. Потом он так поразился своим поступком, что он потом стал жить праведно. Под старость он забыл об этом происшествии. Господь послал ему такую же смерть, как он был участником.
Мы должны понимать, что всё, что мы делаем, нам обязательно вернётся бумерангом. Есть бумеранг зла, когда мы делаем зло, и бумеранг, возвращаясь к нам, даёт нам по затылку. А есть бумеранг добра. Как сказано: «Чтобы правая рука не знала, что делает левая», т.е. сделал добро и забыл.
- Когда мы делаем добро, то запускаем этот бумеранг. То, когда к нам это добро прилетит, братья и сестры?
- Лучше всего, чтобы оно прилетело к нам на Страшном Суде, чтобы эти бумеранги на чаше весов перевесили.
Сегодня мы с вами сказали, что существуют три степени состояния ада и Рая.
Первая степень – это, что ад создали сами люди, что сердца людей – это и есть маленький ад. Бог помещает людей по интересам: гордых вместе с гордыми, жадных вместе с жадными вместе и т.п. Они живут там по интересам, и это есть ад. Это состояние, когда из ада в Рай не могли перейти, но пришёл Христос, исцелил всех, и могли люди выйти.
И сейчас в наших сердцах уже здесь на земле или Рай, или ад. Посмотрите на людей, загнанных суетой этого мира. Разве они счастливы? Люди ничего сейчас не могут успеть. Ездят на скоростных машинах, летают на самолётах, убыстряются, но ничего не могут успеть и превращают свою жизнь в ад.
Вот это третье состояние, которое, когда придёт Суд Господень, для кого-то он будет страшным, для кого-то радостным, потому что праведники ждут этот Суд, чтобы наконец-то восторжествовал Господь и наказал вот этих беззаконных людей.
Придёт Суд Божий, и тогда Рай и ад уже не будут существовать. Вместо ада будет геенна огненная, а вместо Рая будет Царствие Божие, где будут уже с телами.
Почему так важно Воскресение мёртвых? Вот, например, два человека согрешили, сделали беззаконие, украли. И один человек спасся и стал бизнесменом. А второй человек попал в тюрьму. Бизнесмен забыл про своего друга и ему не помогал в тюрьме. А тот человек просидел всю свою жизнь в тюрьме. И вот этот бизнесмен увидел, как к нему под старость приходит его друг. Он понял, что к нему пришла смерть, что сейчас будет возмездие.
Каждый человек состоит из души и тела, и поэтому Бог воскресит и тела для того, чтобы отблагодарить, чтобы в Царствии Божьем, не только в Раю жила душа, чтобы был отблагодарены и тела, и душа. И также в аду будет наказана не только душа, но и наказано будет тело. Наказание из чего будет состоять? Сейчас мы Бога не видим, но видим только проявление Божье. А когда придёт Страшный Суд Господень, то Бог откроет Самого Себя и не будет Себя ни в чём ограничивать. Бог – есть Огонь. Поэтому этот Божественный Огонь будет пронизывать всё.
Сейчас Бог своим присутствием находиться в Алтаре. Бог спрятался в сердце ребёнка, спрятался в сердце человека, который страдает (кто молится и приглашает Бога). А после Страшного Суда Бог своё владычество распространит на всю Вселенную. Он не будет Себя ограничивать.
Сейчас зло бушует. Но придёт наказание злу, потому что Бог придёт, как Судья. Божественный Огонь в аду будет мучать людей.
Божественный Огонь, Благодать Христова в Раю человека будет ласкать.
В печке огонь может сварить еду, испечь пирожки. Но может огонь выпрыгнуть из печки и сжечь целое селенье. Также будет и после Страшного Суда. Один и тот же Божественный Огонь, но для одних он будет гееннским Огнём, а для других людей он будет ласкающим Огнём любви, Божественным. То есть от этого Огня праведник не будет обжигаться, потому что он причащался, он будет купаться в этом Огне Благодати. И Царствие Божие будет уже и на Небе, и на Земле. Земля сгорит, обновится, воскреснет, преобразиться, и праведники наследуют Землю.
Грешники окажутся под землёй в геенне огненной. Бог выделит им место, где будет им наказание. Он соберёт всех грешников в одно место. И больше уже ни один грешник не сможет обидеть праведника. До этого времени нам нужно набраться сил, чтобы мы смогли остаться вместе с Господом.
Если мы вытерпим всё, то мы всегда будем с Господом. Причастие – это как раз то время, когда мы напитываемся этого Божественного Огня. Мы причастились, и как бы чуть обожглись. Наше сердце привыкает к этому Огню, и когда мы окажемся в Царствии Божьем, тогда мы с вами не будет обжигаться, т.е. Церковь даёт нам возможность привыкнуть к Раю, привыкнуть к Царствию Божьему, привыкнуть к Огню.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!


06.11.2022 г.


Рецензии