О победе над семью страстями

ПРОПОВЕДИ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА,
недавно расшифрованные из аудиофайлов

О победе над семью страстями с помощью семи добродетелей на примере Святого Иоасафа Белгородского
Проповедь в Прокопьевском Храме посёлка Октябрьский
   
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
«Иже бо вознесется, смирится: и смиряйся, вознесется», - такие слова мы сегодня слышали в Евангельском чтении, посвящённом Субботнему Дню. В этот день мы также вспоминаем память Святителя Иоасафа Белгородского, который жил в 18 веке и прославил Господа. Он стал по истине смиренным Архиереем, который смог принести огромную пользу Церкви. Он был простым Архиереем, и многие люди очень его любили. Сегодня мы чтим его память и давайте сегодня, дорогие братья и сестры, узнать из Жития этого Святого то, что поможет нам идти по пути к Вечности, по пути в Царствие Небесное.
Святые живы, и, как раньше в 18 веке, Святитель Иоасаф заботился о своей пастве, так и сейчас он особенно заботится о тех, кто молится ему. Святитель Иоасаф Белгородский родился в день рождения Царицы Небесной, и его назвали Иоакимом в честь родителя Пресвятой Богородицы. С самого раннего детства Иоаким проявлял влечение к духовной жизни. Откуда это взялось у него? Конечно же, от его благочестивых родителей. Его отец был Хранителем Знамени при казачьем войске, и он был вместе со своей супругой очень добродетельными людьми. И Господь за это дал им такого удивительного сына.
Иоаким поступил в Киевскую семинарию, окончил её. Когда он учился в Академии, у него появилось очень большое желание к монашеству. Он уходит в маленький монастырь, там подвизается. Его часто можно было увидеть в пещерке, где он молился наедине ото всех. Со временем он становится тем, кто молится за всю Россию. Его замечают, и он становится Архиереем. Сначала он был в Троицкой Сергеевой Лавре, где после пожара он понёс много трудов, а потом он становится Архиереем на Кафедре, где он долго время подвизался.
Мы знаем, что он очень много трудов положил для того, чтобы просвещать непросвещённый люд. Много труда он положил для того, чтобы просветить священников, которые были недостаточно образованные. Очень много трудов он положит для того, чтобы Богослужение было стройное, и всё совершалось по чину.
Когда его видели люди, то он казался им строгим. Но он ещё больше был строг к самому себе. Его строгость на лице была из-за его постоянного поста, из-за его внутренних подвигов.
Свидетельство есть о том, как он очень много подвизался и очень много трудился над самим собой, прежде всего. У его трудов есть замечательная книга о действии всех добродетелей против семи злейших смертных страстей. Из названия этой книги мы можем уже увидеть, что Святитель Иоасаф был по истине тружеником на поле битвы, и он очень хорошо разбирался в духовной жизни. Из названия этой книги мы видим, что именно семь добродетелей могут победить злейших страстей, которые действуют в нас. И поэтому уже сейчас, не читая эту книгу, мы можем сказать о том, как мы можем победить все свои страсти.
Как говорят Святые Отцы: «Мы должны вышибить клин клином наши страсти». А вышибить их можно только более сильным и мощным клином - это, конечно же, добродетели.
Если мы с вами имеем какие-то добродетели, то нам нужно их взращивать, как взращивают в саду деревья. Если у нас есть какие-то страсти, то мы должны найти противоположные страстям добродетели, и этими добродетелями вытеснить те страсти. Если у нас есть жадность, то нам нужно быть милосердным; если у нас есть осуждение, превозношение, то нам надо оправданием вытеснить это страшное суждение; тщеславие вытеснить смирением. Так все злейшие грехи вытесняются и побеждаются, другого пути нет. И этому свидетель Святитель Иоасаф Белгородский. Сегодня мы также можем вспомнить о его добродетелях. Он имел такое смирение перед Богом, что никогда и не мечтал ни об Архиерейском достоинстве, но это было избрано самим Богом. Когда Иоаким был отроком, то его отец видел сонное видение. На воздухе предстала Царица Небесная и сказала, что Она приемлет молитвы этого Святого отрока. И с Небес спустился Ангел, и рукоположил этого отрока в Архиереи, тем самым, показывая, что он станет настоящим Божьим Архиереем.
Мы с вами, дорогие братья и сестры, также можем из Жития этого Святого увидеть необычный случай, который показывает, как Святитель Иоасаф имел добродетели скромности и в тоже время дар провидения. Он мог чувствовать другого человека и проникать в его мысли, в его жизнь. Он имел большое дерзновение помощи таким людям. Однажды, когда он отмечал Епархию, он встретил Старца Священника, которому было 130 лет и который продолжал служить. Он не был сильно болен, но был сильно скрючен. Он был самым старшим клириком. Святитель Иоасаф Белгородский стал молиться Богу и спрашивать, почему же такой старец живёт столько времени и в чём же есть Промысел Божий? И, когда он помолился крепко, то почувствовал что-то неладное. Он вызывает этого священника к себе и исповедует его. И тогда через исповедь, через беседы он узнаёт, что, когда этот священник был молодым, с ним случилась страшная духовная неприятность. Он служил у одного очень страшного помещика и был там фактически крепостным. Он от него сильно зависел, и помещик сильно издевался над этим священником. Он заставлял его делать очень многое, чего не следовало бы делать. Он мог заставлять его делать какие-то вещи очень скоро, очень поспешно во время Служб или, наоборот, делать то, что не положено.
Вот однажды этот священник отслужил с утра для крестьян Раннюю Божественную Литургию. Храм имел один Престол, и поэтому нельзя было служить вторую Литургию, а помещик заставил его это сделать. Этот священник, когда совершал Проскомидию повторно на этом же Престоле, то он услышал Ангельский голос, который говорил ему: «Что ты делаешь? Не положено совершать вторую Литургию. Перестань, ибо будешь проклят». И в это время этот священник сказал: «И ты будешь проклят», обращаясь к этому невидимому голосу. И после этого он продолжал жить до 130 лет.
Святитель Иоасаф Белгородский удивился и ужаснулся, и сказал священнику: «Ты проклял Ангела, поэтому ты связан на веки вечные и не можешь отрешиться от этих уз, пока тебе не будет прощения от Самого Бога». И тогда Святитель Иоасаф ищет то место, где был этот Храм. Этот Храм уже сгорел, он был уничтожен временем, и от него не осталось и следа. И тогда он берёт походный Храм и призывает этого священника 130 лет от роду, и они служат Божественную Литургию. А Святитель Иоасаф всю Литургию молится о том, чтобы Господь простил этого священника. И на этом месте, где сгорел Храм, там невидимо предстоял Ангел на веки вечные, потому что место, где освящено Архиереем, там Ангел, данный Богом, остаётся и служит там всегда. И вот на этом месте в походном Храме Святитель Иоасаф Белгородский вымаливает прощение. После Божественной Литургии он читает разрешительную молитву над этим священником и заставляет его читать молитву: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром», как читал молитву эту Симеон Богоприимец, который 300 лет ждал пришествия Спасителя. После прочтения молитвы этот священник стал чувствовать себя плохо. Он обмяк и тут же почил перед Лицом Господнем. Так Господь простил его и взял его душу в Вечность.
Ещё мы можем заметить удивительный случай из его Жизнеописания, когда он посылал своих помощников для того, чтобы кормить бедных, вдов. И вот однажды целый воз дров помощники Святителя привезли одной бедной вдове. Бедная вдова спросила: «Кто же этот благодетель?» Но помощники всегда это делали тайно и не отвечали. Когда она посмотрела на дрова, то увидела, что на них стоит Святитель Иоасаф, и она поняла, что это именно их Архиерей им помогает.
Ещё, дорогие братья и сестры, мы с вами можем увидеть помышление в этом Святителе. Когда настало время прихода его в Вечность, то он вернулся к себе домой, попрощался с родными и сказал, что больше никогда он их не увидит. Господь открыл ему, что он скоро его заберёт. И вот он возвращается к себе на Кафедру, прощается со всеми, заболевает и умирает. На то, чтобы его отпеть, присылают Епископа. Но, когда этот Епископ едет, то из-за разлития рек и озёр невозможно было добраться до Кафедры Святителя Иоасафа. И два с половиной месяца его тело в открытом гробу находиться в Храме. В тёплом Храме он совершенно не был подвержен тлению. Вот так Господь по своей великой милости дал возможность этому Великому Святителю быть прославленному уже здесь на земле.
Спустя два года, после того как погребли Святителя Иоасафа священники его Епархии, молясь при его гробе, открыли гроб тайно и увидели, что мощи его и вся святительская одежда совершенно не подвластна тлению. Это известие распространилось по всей Русской земле и к нему стали притекать за помощью многие люди, особенно калеки и те люди, которые никому были не нужны.
Сегодня, дорогие братья и сестры, мы вспоминаем обретение мощей Святителя Иоасафа. В 1911 году нарастали революционные мнения, и многие люди теряли свою веру. И вот на обретение его мощей в Белгороде случилось необычное чудо, которое помогло укрепиться всей России перед страшными испытаниями. Ибо 70 лет было кровопролитие, когда уничтожали священников, и когда один из правителей хотел показать последнего священника, топая ногой.
В 1911 году семинарист, который окончил курс семинарии, настолько углубился в знания, что потерял веру. Он не знал, что ему делать: в священство он идти не хотел, потому что он не знал кому он служит. И он, не зная, что делать после окончания курса семинарии, услышав о том, что будут открывать мощи Святого Иоасафа, едет в Белгород, и там он присутствует при этом событии.
Когда совершился молебен и взяли гроб Святителя Иоасафа, и стали выносить из склепа, то вокруг дороги с двух сторон установились калеки, нищие, убогие - те люди со всей России, которые были совершенно никому не нужны, потому что все любили Святителя Иоасафа. Когда Крестный Ход со Святыми мощами Святителя Иоасафа стал проходить через эту толпу, то стал слышаться хруст. Все люди, которые там находились, исцелились. Кто туда пришёл с верой, какая бы болезнь у него не была, получили исцеление. Скрюченные люди выпрямлялись, и стоял такой страшный хруст костей, суставов, что люди получили не только телесное, но и духовное исцеление. И этот семинарист, который потерял веру, пришёл в такое состояние, что побежал на исповедь, покаялся в своём неверии, стал священником, и потом во времена гонений принял мученическую смерть.
Дорогие братья и сестры, мы с вами сейчас притекаем к помощи Святителя Иоасафа Белгородского. Живя в 21 веке, мы теряем веру из-за того, что дьявол нападает на наши души, на наши сердца, на наши умы. Мы порабощены этим миром, но только здесь, на Божественной Литургии мы получаем настоящую свободу. Сюда в Храм очень тяжело прийти, потому что наши души и похожи как раз на тех искалеченных людей, которые пришли тогда к Святителю Иоасафу. У кого-то скручена спина и человек не может выпрямиться, у кого-то не видят глаза, у кого-то не ходят ноги, у кого-то не работают руки. Но эти люди всё же могут смотреть свои телевизоры, интернеты, лежать на диване и сидеть на скамеечках, перетирая кости друг другу. Прийти на Божественную Литургию – это невозможно для современного человека, потому что он слишком болен. Но те, кто смог сюда прийти, те смогут, как и тогда в 1911 году, получить исцеление и помощь, лишь бы мы только упросили Святителя Иоасафа Белгородского о помощи для спасения наших душ. Не нужно здесь просить ничего, потому что Бог и так всё знает. Нужно только довериться Господу, ухватиться за Его Ризы, ухватиться за Ризы Святителя Иоасафа, чтобы нас вытянули из нашей рутины, из нашего болота.
Святитель Иоасафе, молим и просим тебя, в день твоей памяти, не оставь нас, чад твоих, помоги исцелиться в наших духовных болезнях от нашего духовного скрючивания, от нашего духовного неведения, от нашего неслышания.
Святитель Иоасаф Белгородский, пройди по нашей земле, исцели и помоги; спаси Россию на рубежах наших; помоги выстоять в третьей мировой войне; помоги, чтобы мы победили свою личную войну на поприще в наших сердцах, в наших домах, в наших душах; укрепи, спаси и помоги нам укрепиться в православии, укрепиться и зацепиться за Ризы Господа и никогда не отпускать Их. Аминь.



Рецензии