По конкурсу жанров - Снег
http://stihi.ru/2024/01/22/1565 - Итоги конкурса
С выбором конкурсного задания у меня случаются как неожиданные для меня удачи, так и неудачи. Неудача - это когда запланированное не совпадает с тем, что хотели от меня участники и что получилось в итоге. Именно это и произошло с последним конкурсом 2023 года - зачетным.
Его задание формулировалось так:
Принимаются стихотворения, в которых так или иначе упоминается слово «снег». Тема стихов может быть самая разная, более того, стихи могут быть написаны в разных жанрах, которые мы уже изучали в ТМА. Жанр в данном случае определяется участником по содержанию стихов и стилю речи, последний в идеале должен соответствовать заявленному автором жанру. Для успеха в этом конкурсе стиль речи стихов должен соответствовать записанному автором названию жанра и содержанию предлагаемых стихов.
Планировала я не столько обсуждение качества стихов про снег, сколько умение авторов разбираться в жанре написания своих творений. Мне хотелось вспомнить все те жанры, которые мы уже достаточно подробно рассмотрели на практике в 2023г, а кое что чуть раньше - в 2020-22 гг. «Снег» понадобился мне только в качестве некоторого объединяющего слова, присутствующего во всех принимаемых стихах, причем, очень доступного - кто из нас не упоминал снег в своих стихах!
Кстати, под термином «жанр написания», я имею ввиду не тот перечень разделов, что предлагает нам наш сайт для размещения новых публикаций, и не то, что определяется устоявшимся видом рифмовки строф (триолеты, стансы, баллады, фигурные стихи, онегинские строфы и прочие ФОРМЫ стихов), а классификацию жанров, которая строится на СОДЕРЖАНИИ стихотворения. А каждое содержание в очень большой степени требует использования конкретного (уместного, соответствующего теме) стиля речи.
Неправда, скажете вы, разные есть стихи и разные великие поэты, которые «чистым жанром» не писали, стиль речи выбирали по своему желанию, а не к теме. И вы будете правы - примеров разных стилей речи при сходном содержании можно найти множество, в их числе и не лучшие творения - сохранившиеся наброски, этюды, всё то, что часто ложится на наш лист без какой-либо цели. У всех нас на авторских страницах больше половины именно таких набросков, многие из них нами любимы, многие нравятся читателям. Но одни стихи - для нашего удовольствия, другие - для конкурса, причем, зачетного или, например, для издания в книге. С последних совсем другой спрос, над ними работать нужно, чтобы из наброска сделать законченное по содержанию и совершенное по форме и языку произведение! И только потом - отправить его на конкурс....
Это я такое задумала. Но у меня не получилось. Заявок в этот раз поступило очень много, собрались они за короткий срок, но, как мне показалось при приеме, вопрос указания (и определения) жанра никого из участников не интересовал, он скорее бесил - ну зачем всё это? Народ хотел от меня про снег, а тут я с разными глупостями...
Про снег, так про снег. Когда в период голосования я сама начала внимательно читать пакет, то обнаружила, что большинство участников определило свой жанр не совсем правильно, а кто-то вообще никогда на эту тему не задумывался, так как зашел на страницу недавно. А еще часто это были стихи, жанр которых определить крайне трудно. Чистых жанров почти не встречалось, везде - что-то похожее и на лирику, и на рассказ в стихах, и на описание пейзажа. А куда мне отнести стихи с банальными рифмовками о том, что просто увидел глаз и зашло автору в голову, я и вовсе не знала! Или почему автор отнес свои вирши к «шуточным стихам», я тоже не знала. Главная примета шуточных стихов (комического жанра) - это остроумие автора, а вовсе не легкость речи! Словом, пытаясь сама дописать второй строкой свое определение жанра, я вдруг поняла, что не могу: всё слишком расплывчато, не явно... И пожалела своих судей - то ли им при отборе стихов в шорт лист на правильность идентификации обращать все внимание, то ли, забыв про нее, просто отбирать качественную и талантливую поэзию? Возможно, второй подход в данной ситуации был бы правильнее...
Поэтому считаю свое задание ошибкой - оно не заинтересовало участников настолько, чтобы кому-то захотелось что-то прочитать, вспомнить, разобраться, найти у себя чистый жанр или написать новое произведение к конкурсу. Пойду другим путем. Здесь, в преамбуле статьи, я просто перечислю жанры, которые в ТМА мы уже разбирали, и по которым можно найти подготовленные мною статьи:
- пейзажная поэзия,
- философская поэзия,
- гражданская поэзия,
- публицистика в стихах,
- рассказ в стихах,
- разные виды лирики (лирика - стихи, где есть авторские личные откровения, употребляется "я" и особая образность языка):
пейзажная лирика, философская лирика, гражданская лирика, религиозная лирика,
интимная лирика (о любви и психология личных переживаний),
- эпистолярный жанр (монолог персонажа с имитацией его индивидуальной речи, письмо в стихах),
- комический жанр (иронические, шуточные),
- исторический жанр,
- сонет (где есть теза, антитеза, вывод),
- стихи для детей.
Как проще всего определить жанр написания стихотворения? Задать себе вопрос: о чем эти стихи? Что составляет их главное содержание? А этот вопрос себе, кстати, очень важен: он помогает нам оценить свое творение - насколько оно закончено, насколько ценно и интересно для прочтения другими? (Мы же здесь на сайте публикуемся, а не просто храним свои строчки...) Итак, о чем наши стихи?
Если только о том, что видит глаз - это пейзажная поэзия (пейзаж может быть как природы, так и городской). Как правило, написание пейзажа требует образного поэтического языка и талантливых авторских находок, иначе за него и браться не стоит.
Если стихи - это поток мыслей автора, где он размышляет, вспоминает, раскрывает возникающие у него ассоциации, то это скорее всего лирика. Причем, важно, о чем автор пишет. Если о самом себе, о своих личных чувствах и переживаниях - это интимная лирика, даже если в ней и полно "пейзажных штрихов" - картинок природы, которые помогают автору передать свое настроение или отношение, а не составляют главную цель написания. Не всякий пейзаж - лирика. Но всякая лирика предполагает помимо описаний природы и обстановки авторские ассоциации и мысли, возникающие при виде происходящего. Лирика - это откровение автора о себе. Лирика может касаться природы (пейзажная), осмысления жизни (философская), происходящего в обществе (гражданская лирика), любви и психологии (интимная лирика), размышлений о вере и Боге (религиозная лирика). А чистый пейзаж - это жанр пейзажной поэзии.
Если автор почти не влезает напрямую со своими оценками в текст, а излагает рифмами какую-то историю (не важно, фантазию или увиденное), то это рассказ в стихах. В этом жанре не так значимы образы и сравнения, как в лирике, гораздо важнее запоминающийся сюжет и желательное его осмысление - в явном или неявном виде. Зачем нам автор эту историю поведал? Что он хотел этим сказать?
Если автор делится с нами умными мыслями - своими размышлениями о смыслах, о жизни, о назначении, о причинах процессов, но излагает их не языком научной статьи, а выразительно, доступно, то это либо философская поэзия, либо философская лирика. Всякое мелкотемье в стихах о самом себе или о проблемах быта не стоит считать философской поэзией только потому, что в ней не про любовь и не про природу. Это в лучшем случае интимная лирика, которая гораздо шире по содержанию, чем любовная лирика, либо это просто рифмовка собственных соображений без определенного жанра.
«Жанр - монолог» , как писали некоторые участники, это не совсем правильное определение. Монолог - это прием, который может быть использован в любом жанре. Правильнее выделить эпистолярный жанр, который мы тоже когда-то разбирали на конкретных конкурсах. Это стихи, где есть имитация либо письма персонажа (с обращением, подписью, характерными приемами письменной речи персонажа), либо имитация устной, разговорной речи персонажа, причем, с индивидуальными особенностями, которые помогают создать образ. Либо это стихи, построенные на диалогах персонажей, но только не с авторской речью и авторскими мыслями, а с прямой речью, создающей разные образы персонажей стихов. Если автор просто пишет стихи от Я, причем, своим собственным языком, то это обычная лирика, а не вовсе не «жанр - монолога».
Жанр «Стихи для детей» - это вообще отдельный мир, существующий по другим правилам - об этом жанре есть много статей на ТМА, в одном абзаце написать о нем невозможно.
Комический жанр (как я уже упоминала выше) требует от автора высокого уровня общей культуры и хорошего чувства юмора, в противном случае это не комический жанр (не шуточные стихи, например), а всего лишь ДСП - «стихи для собственного пользования» - для чтения в узком кругу своих...
Фигурные стихи, стансы, оды, венки, баллады, триолеты и др. - все это относится к классификация стихов по виду рифмовки их строф, а у нас идет анализ по жанру в зависимости от содержания и умения правильно использовать язык в соответствии с содержанием стихотворения. Поэтому такое определение следует считать не до конца выполненным конкурсным заданием. Кстати, если уж автор определяет именно форму своих стихов, то лучше бы ему сначала почитать, по какому виду рифмовки таковые пишутся. К сожалению, ни баллада, ни стансы, поданные на сегодняшний конкурс, заданному формату этих форм (в какой-то степени - твердых!) полностью не соответствовали. Но поскольку мы этих форм в ТМА не разбирали - оставлю это на усмотрение тех, кто свои стихи так наименовал.
А теперь покажу вам то, что наши участники написали про снег и этим меня по хорошему зацепили. Как обычно из много интересного, что хотелось бы здесь вам показать, я отберу стихи только тех, кто, на мой взгляд, зачет по мастерству (а не по классификации!) полностью сдал, и еще - бонусом - тех, кто у нас появился недавно: чтобы познакомить вас с новыми именами. Заодно на некоторых, неплохих по содержанию стихах, покажу их типичные недочеты в использовании слов и построении фраз, на которые их авторы, возможно, не обращали у себя внимание.
*****************************************************
6. СНЕГ... НАТАЛЬЯ ШАЛЛЕ
Опять зима... Берёт коклюшки снег
и вяжет кронам кружевные шали.
Но в этой совершенной белизне
у мастера изъян найду едва ли.
Ты приходи... Пусть по дороге снег
насыплет мне кокосовую стружку,
люблю её добавить в пралине,
чтоб вкусным слоем нанести на плюшку.
Ты приходи... когда пушистый снег
ложится шарфом сверху на заборе.
Слетятся птицы к нам с тобой на снедь,
мы припасли им самых вкусных зёрен.
Ты приходи, когда летает снег
за окнами ночными мотыльками.
С тобою чай приятнее вдвойне
пить и читать Харуки Мураками.
Ты приходи, когда играет снег
со светом фонарей на тротуаре.
Качнутся тени листьев на стене –
бросает их из осени гербарий.
Ты приходи, когда февральский снег,
подтаяв, первоцветом улыбнётся.
Его ты из кармана куртки мне
достанешь, словно маленькое солнце.
Ты приходи... Как расцветает снег
(он в утренних оттенках розоватый)
увидим вместе. Словно по весне
цветёт миндаль. И пахнет сладкой ватой...
Но филигранный благородный снег
бездушно и легко мы топчем сами.
И слышать мне, бывает, силы нет,
как стонет он под нашими ногами.
Красивая интимная лирика с пейзажными штрихами. Здесь, конечно же, не о снеге рассказ и не о зимнем пейзаже, а о чувствах автора, которая, глядя на снег, думает о близком ей человеке. Удачно использован художественный прием - рефрен с двумя повторяющимися в строке словами, который начинает каждую строфу: «Ты приходи... снег». Стихи написаны изысканным, утонченным поэтическим языком, красивые и грустные, что особо видно по последней строфе: «Но филигранный благородный снег бездушно и легко мы топчем сами. И слышать мне, бывает, силы нет, как стонет он под нашими ногами». Отличная поэзия!
12. А БЕЛЫЙ СНЕГ МЕТЁТ. НИКА ГИР.
Финита ля любовь… Всему приходят сроки.
Ты чувство отпустил к иным мирам и душам.
Как спущенный курок, как ветреные строки –
наш выдуманный мир... Он никому не нужен.
Шагну, едва дыша, на цыпочках, зажмурясь,
в пространство без тебя – вселенское раздолье.
А белый снег метёт по лабиринтам улиц
и заметает грусть прощание с любовью.
Вовсю гремит тамтам оскаленной эпохи,
и катится война по нашим странным судьбам,
меняя хлам на хлам, причины на итоги.
А белый снег метёт и никого не судит.
И чувства, и стихи мятежным днём распяты.
Живу, не торопясь, в гармонии с зимою,
не по годам легко и не по сану свято.
Не упрекну любовь за то, что не со мною.
В иных мирах с тобой мы встретимся едва ли,
смиряясь с амплуа забытых Богом пешек.
А белый снег метёт, укутывая дали,
в холодную печаль вплетая нить усмешек.
Еще одна мастерская поэзия, тоже интимная лирика, где автор делится с нами своим сокровенным: «И чувства, и стихи мятежным днём распяты». Она не только о любви пишет, которая не стала счастливой - «Не упрекну любовь за то, что не со мною», «В иных мирах с тобой мы встретимся едва ли», но и о своем восприятии современного мира: «Как спущенный курок, как ветреные строки – наш выдуманный мир... Он никому не нужен». Снег здесь упоминается во второй, третьей и в последней строфах, но везде он не просто элемент пейзажа, а средство, которое помогает передать состояние персонажа: «А белый снег метёт по лабиринтам улиц и заметает грусть прощание с любовью», «А белый снег метёт и никого не судит», «А белый снег метёт, укутывая дали, в холодную печаль вплетая нить усмешек». Прекрасные стихи!
16. СЯДУ НА КОЛЬЦЕ В ПУСТОЙ ТРАМВАЙ. ОРЛОВАИ.
Сяду на кольце в пустой трамвай.
Стану ждать, когда придёт кондуктор,
любоваться снегом - тихим, крупным,
утро превратившим в белый рай.
Буйная студенческая рать
с грохотом рассядется в вагоне.
Лишь одна, с лицом, как у Мадонны,
у окна останется стоять.
А когда кондуктор в куртке яркой,
как большой оранжевый снегирь,
станет мелочь склёвывать с руки,
мы покатим в город мимо парка...
И утонем в океане снежном,
словно субмарина в толще вод -
- взбалмошный студенческий народ,
я, Мадонна и снегирь прилежный.
Лирическое стихотворение, где автор рассказывает (если я правильно поняла этот сюжет) о своей студенческой молодости, которой уже нет, но она все еще живет в ее душе: «Буйная студенческая рать с грохотом рассядется в вагоне. Лишь одна, с лицом, как у Мадонны, у окна останется стоять». Прекрасное, выразительное стихотворение - зарисовка. Особенно понравился образ кондуктора, которого автор сравнивает со снегирем: «А когда кондуктор в куртке яркой, как большой оранжевый снегирь, станет мелочь склёвывать с руки, мы покатим в город мимо парка...»
20. СНЕГОПАД. ОЛЬГА ПЕТРОГРАДСКАЯ
Сыпет искрами снег. Мир окрасился в белый.
Расписала узорами окна зима,
И декабрь, пока ещё очень несмелый,
Зимний запах заносит на лапах в дома.
Детвора во дворе лепит снежную бабу,
Ручки-веточки воткнуты с разных сторон.
Наготове морковка с ведёрком у папы,
Смех и визги не нравятся паре ворон.
Снег на крышах лежит, он везде и повсюду
Заметает дороги, аллеи, мосты…
Он по городу ходит, как кисть по этюду,
И быть может - исполнит он чьи-то мечты.
Новый год на подходе. Что он переменит?
Успокоит раздоры и споры решит,
Снегопадами город в бриллианты оденет,
В каждой памяти что-то своё оживит…
Так и я… снова в детстве… игрушки на ёлке…
Вся семья… и друзья… круглый стол у окна…
И хлопушки блестящие… скатерть с каёмкой…
И рубином сверкает макушка-звезда.
Все смеются… все живы… ещё молодые…
Черно-белый идет Голубой огонёк…
Так сердечно, тепло было с вами, родные…
Как сейчас от меня Новый год тот - далёк…
От пролога несутся года к эпилогу,
Подскажи, чЕго ждАть, Наступающий год?
Время, время – замедли свой бег на немного,
Хоть на чуточку сбавь свой безудержный ход...
Знакомство с новым для нашей ТМА автором. Пусть не гениальные, но очень хорошие лирические стихи на новогоднюю тему. Хороший литературный язык, замечательная лирическая концовка. Начинаются стихи с пейзажа зимы - «декабрь, пока ещё очень несмелый, зимний запах заносит на лапах в дом», «Снег на крышах лежит, он везде и повсюду заметает дороги, аллеи, мосты…Он по городу ходит, как кисть по этюду » !!! очень мне этот образ про кисть понравился! А потом стихи переходят в воспоминания детства и заканчиваются пронзительными размышлениями - это уже совсем не пейзажная, а интимная лирика: «Время, время – замедли свой бег на немного, хоть на чуточку сбавь свой безудержный ход...». Как и в большинстве наших стихов, здесь жанры смешены, соединены в одном произведении. Всё понравилось, кроме строки «Подскажи, чЕго ждАть, наступающий год?» - два подряд фонетических ударения портят мелодию. Может быть, лучше так: «Подскажи, что мне ждать, ...»
23. СНЕГ. ТАТЬЯНА КОМАРНИЦКАЯ.
Спускалась ночь под перестук дождя.
Одесский климат: ветрено и стыло.
Сердито дулась осень, уходя,
А утро мир чудесно изменило.
На город лёг пушистый, чистый снег.
Природа ослепительно сияла.
Пока ещё ни зверь, ни человек
Не запятнали это покрывало.
Мой город, как невеста под венцом,
Наряженный, блистающий и пышный.
Торжественно и празднично кругом,
Красиво так – словами не опишешь!
Земля под снегом девственно чиста,
Напомнила она, во что я верю:
Так нас отбелит праведность Христа,
И мы войдём на Брачную Вечерю.
Еще одно короткое, но прекрасно выписанное лирическое стихотворение - уличная зарисовка зимнего города («Мой город, как невеста под венцом, наряженный, блистающий и пышный»), которая интересно завершается религиозно-философской авторской мыслью: «Земля под снегом девственно чиста, напомнила она, во что я верю: так нас отбелит праведность Христа, и мы войдём на Брачную Вечерю».
27. СКОРЕЙ БЫ СНЕГ! СВЕТЛАНА ГАЛС
Дожди, дожди… Когда же чистый снег
забелит лужи, мокрые дороги,
усталые дома, сухой побег,
печальные сады, следы тревоги;
ожоги чувств, сгоревшие до тла,
напрасные стояния у окон
и ожиданье встреч - до слезных глаз,
больное сердце, спрятанное в кокон?..
Когда же снег укутает в тепло
и спрячет боль под невесомый саван,
завьюжив, чтоб метелью замело
укусы ран, и я вернулась в гавань
своей души… или душа в нее? —
запуталась, устав, в дождях плутая,
искать ту ветвь, где соловей поет,
и в нежности его душа оттает…
Скорей бы снег!
Хорошо знакомый мне по сайту автор, которая, к моему сожалению, крайне редко приходит на наши конкурсы. А зря - у нее всем нам есть чему поучиться! Светлана блестяще пишет пейзажи, она очень выразительно описывает природу своего родного края, но ее стихи - не просто фотографии природы, а содержат много чувств и интересных мыслей. Вот и здесь, автор, обращаясь к погоде, не приносящей снега, на самом деле под ожиданием очищающего и высветляющего всё вокруг снега ждет добрых изменений в жизни: «Когда же снег укутает в тепло и спрячет боль под невесомый саван, завьюжив, чтоб метелью замело укусы ран, и я вернулась в гавань своей души… или душа в нее?» Как же замечательно это написано!!
31. ГОЛУБЫЕ ФАНТАЗИИ. ВИТА ОСЕННЯЯ.
От холода дрожит осенняя природа,
седой туман покрыл деревья и дома.
Во благо, говорят, любое время года, –
мне краше и милей художница-зима.
Люблю её красу сапфирного оттенка,
под голубую гжель – виньетку на окне,
и в инее сосну, под ней шалунью-белку,
за лакомый орех бегущую ко мне.
Люблю сиянье глаз лазоревого неба
в просветах меховых пушистых облаков,
под солнцем серебро искрящегося снега
и по морозцу скрип бегущих каблучков.
А вечером окрест – поток ультрамарина...
И снег меняет цвет, как шлем хамелеон.
Ночная фея в сон реальность претворила,
накинув на дома индиговый шифон.
Эти стихи построены с интересной задумкой - автор не просто пишет пейзаж, а обращает внимание на палитру цветов зимы, в основном на разные оттенки голубого, причем, делает это очень выразительно, богатым поэтическим языком: «красу сапфирного оттенка», «под голубую гжель», «лазоревого неба», «поток ультрамарина», «индиговый шифон» !!!! Поистине, здесь «снег меняет цвет, как шлем хамелеон»! Мы видим пример отличной пейзажной поэзии.
35. СТАЛИНГРАД. ФИДЕЛЬ САГИТОВ.
«Белый снег под собою упрятал степные просторы,
Где-то там за холмом, на востоке лежал Сталинград,
Цепью редкой наш взвод защищал у реки косогоры,
Был приказ 2.2.7. - тот, который «Ни шагу назад».
Белый снег, словно саван, накрыл поле то под Гумраком,
Где пришлось отступить нам какое-то время назад,
Там остались друзья, с кем я шёл в штыковую атаку,
Как же многих потом я не смог досчитаться ребят.
Белый снег позасыпал воронки от мин и снарядов,
Где могли мы укрыться и где укрывались порой,
Нелегко нам пришлось, но поверь, всё стерпеть было надо,
А и жить нам хотелось, да будь ты хоть трижды герой.
Белый снег, полумгла - это значит не будет налётов,
Облака затянули своей пеленой небосвод,
Был не слышен с утра надоедливый гул самолётов,
Что обычно кружили над нами весь день напролёт.
Белый снег милосердно и мягко прикрыл поле боя,
Где горела земля и горел, не поверишь, металл,
Всё наполнилось сразу каким-то желанным покоем,
И такой тишины я ещё отродясь не слыхал.
Белый снег, Новый Год, а потом наконец-то победа,
Ликованье, улыбки и радость счастливых людей,
Мы остались в живых, а почто и не знали ответа,
Я-то знал - лишь молитвами Глашеньки, бабки твоей».
…Белый снег за стеклом, а метель всё никак не стихает,
Дед закончил рассказ и стоял у окна, глядя в сад,
Я тот день не забыл и частенько его вспоминаю,
Хоть прошло столько лет, хоть то было полвека назад.
Гражданская лирика, которая построена на включение в текст прямой речи - рассказа деда о событиях военных лет, которые возникли в его памяти при лицезрении белого снега.
37. БЕССНЕЖНОЕ. ЯНА БАТИЩЕВА
Ночь не по-зимнему темна,
И день, едва начавшись, гаснет,
И бродит призраком безгласным
Ненаступившая весна.
Дождем осенним плачет небо,
И ветер донести не смог
На грязь растоптанных дорог
Крупу невыпавшего снега.
Приснись мне, снег, волною белой
Покрывшим старую траву,
Мой путь в ночи оледенелой,
Мою склоненную главу.
Знакомство с новым автором ТМА. Мне понравились эти очень лаконичные и простые по форме строфы стихи - они отлично передают настроение. Очень выразительно звучат слова с НЕ: «ненаступившая весна», «невыпавшего снега», «не по-зимнему темна» - благодаря им создается ощущение ожидания перемен, незавершенности сегодняшнего настроения, в котором «дождем осенним плачет небо». И не случайно эти стихи завершаются авторским прошением: «Приснись мне, снег, волною белой покрывшим старую траву». Это прошение также не завершено, не конкретизировано, но мы понимаем эту просьбу без всяких лишних здесь пояснений, потому что сегодняшний путь персонажа лежит «в ночи оледенелой». Отличное, хорошо продуманное стихотворение.
43. ТА ЗИМА... НАТАЛЬЯ ЧАПЛЫГИНА.
Зима была и ранней, и морозной.
Река промёрзла кое-где до дна.
Забылась осень с моросью гриппозной,
И разлилась повсюду белизна.
Снега пуржили люто, оголтело,
Дома до крыш старались замести,
(Природа покорилась им всецело)
И долго всех держали взаперти.
Хоть временная власть, а всё ж, - отрада,
Пусть срок определён, но - велика!
И выросли из снега баррикады,
Построенные, словно на века.
Гуляли часто ветры бездорожьем
И завывали громко по ночам,
Врывались в дом бессонницей тревожной,
Тенями расселялись по углам.
Прогнозы перемен не обещали,
И царствовал повсюду белый снег.
Морозы только силу набирали
И не пытались завершить забег.
Тоска была такой же белой, белой,
Холодной, как картина за окном.
Казалось, всё вокруг заледенело:
И ты... и я... и бывший общим дом…
А этот автор уже не в первый раз радует меня своими маленькими шедеврами! Написано очень просто, но зато грамотным и ясным - литературным языком, где все предложения легко читаемы, словам нигде «не жмет», фразы не рвут в угоду ритму и не ломают их естественного построения. Начинаются стихи даже не как лирика, а как рассказ в стихах с описанием не вообще зимы, а зимы, памятной для автора - конкретной зимы: «Зима была и ранней, и морозной», «Снега пуржили люто, оголтело», «Гуляли часто ветры бездорожьем и завывали громко по ночам». И только концовке мы понимаем, что цель рассказчика не в том, чтоб рассказать нам о зиме, а чтобы подвести к личным событиям той зимы, которые (именно они, а не ветры!) «врывались в дом бессонницей тревожной, тенями расселялись по углам». Потому что в ту зиму «тоска была такой же белой, белой, холодной, как картина за окном. Казалось, всё вокруг заледенело: и ты... и я... и бывший общим дом». Профессиональная работа!
47. ЗИМНИЙ ВАЛЬС. АЛЕКСАНДР СОЛОМАТИН 3
Из окна не видно магазина.
Ветер громко проволоку рвёт,
На которой, словно парусина,
Хлопает забытое бельё.
Городские трассы опустели,
Ослепило снегом фонари –
Закрутили первые метели
Вальсы от Рязани до Твери.
Где-то наверху звезда – подранок
На луны серебряный гамак
Плюхнулась у чёрного экрана,
С интересом наблюдая, как
До утра по сине-белой спальне,
Поуняв слегка дневную прыть,
Кружат две влюблённые спирали
Кружат, не желая уходить.
Еще один образец отличной пейзажной поэзии. Автор описывает зимний ветреный день, когда снежные вихри метели словно танцуют вальс, закручиваясь в снежные спирали. Вот это я вам сейчас пересказала скучной прозой, но обратите внимание, как средствами поэзии об этом же самом написал автор: «Ветер громко проволоку рвёт, на которой, словно парусина, хлопает забытое бельё», «Ослепило снегом фонари –закрутили первые метели вальсы от Рязани до Твери», «Поуняв слегка дневную прыть, кружат две влюблённые спирали, кружат, не желая уходить».
51. СНЕГОПАД. РИТА КРИХЕЛИ
Снег шёл всю ночь, мирскую суету
Смирительной рубашкой усыпляя,
И город тихо превращался в ту
Открытку детства, где за чашкой чая
Сидит лесная дружная семья,
Где Дед Мороз, и посвист снегириный.
Казалось, снова окунаюсь я
В огромную волшебную перину
Из снега и холодной тишины.
Здесь были люди счастливы когда-то,
Входя в мой дом, но стали горше сны
И вкус вины возник, как у солдата,
Что, наконец, с войны пришёл домой
И не застал того, что было прежде.
Снег охлаждает лоб горячий мой,
И тишина, подобная надежде,
Окутывает плечи. От судьбы
Сбежать не выйдет - цепко держат пальцы,
Но в этот миг небесной ворожбы,
Когда весь мир, как вышитый на пяльцах,
Прекрасен так, что страшно невпопад
Стать нынешней - уставшей, равнодушной,
Лишь снегопад, конечно, снегопад,
Способен успокоить сны и души.
Грустное лирическое стихотворение, которое начинается, как описание картины из прошлого , «где Дед Мороз, и посвист снегириный», а потом мы понимаем, что этого прошлого уже нет, все изменилось - «...стали горше сны и вкус вины возник, как у солдата, что, наконец, с войны пришёл домой и не застал того, что было прежде». Замечательный, кстати, образ! И далее эти стихи воспринимаются уже как философская поэзия: «От судьбы сбежать не выйдет - цепко держат пальцы». Но автор все еще сохраняет надежду, что «когда весь мир, как вышитый на пяльцах, прекрасен так, что страшно невпопад стать нынешней - уставшей, равнодушной, лишь снегопад, конечно, снегопад, способен успокоить сны и души». Прекрасные и хорошо продуманные по сюжету стихи.
52. СНЕЖИНКА. СЕРГЕЙ ИВАНОВ 126
А небо такое белое
И маятник встал навек,
Снежинки кульбиты делают -
Обычный уральский снег.
А солнце такое белое
И светит из-под руки,
Всегда выбираю левую,
На правый наклон строки.
А сердце такое белое -
Здесь красного ни на грамм.
Качается гирька смелая
В груди на беду врагам.
А правда такая белая -
Обычный уральский снег,
Кавычкам снежинка первая,
Единственная навек.
А небо такое белое,
Как платина на руке -
Часы для того и делали,
Чтоб таяла в кулаке.
Снежинка такая смелая
И маятник тук да тук,
А гирька давно не первая
беда из послушных рук...
Новый для меня автор, стихи которого заинтересовали. Я не уверена, что правильно поняла их смысл - не все образы мне здесь понятны, но само построение текста и рефрен «такое белое» почему-то загипнотизировал и заставил стихи перечитывать. «Снежинка такая смелая, и маятник тук да тук, а гирька - давно не первая беда из послушных рук». Я, правда, не уверена в том, что автор строил текст исходя из сознательных соображений, может он просто рифмой и звучанием слов играл, как все мы часто любим это делать у себя личной тетрадке? Мне бы очень хотелось услышать пояснения смысла стихов от него самого, у которого большинство его творений на авторской странице столь же загадочно по смыслу, хотя и интересно по выбору слов и мелодии. Может быть, это я одна такая бестолковая?
Кстати, тема для размышления для всех: должны ли наши стихи быть понятны всем (ну, хотя бы среднему, не самому прозорливому читателю!) или мы вправе публиковать то, что до конца понятно только нам самим? Или то, в чем автором даже не ставилось цели выразить что-то определенное?
56. ЛЮБОВНИК-СНЕГ... СВЕТЛАНА ГРУЗДЕВА
Ну, вот и занавесились поля
Белёсой нескончаемою дымкой,
Как будто, притворившись невидимкой,
К зиме давно готовилась земля…
И завтрашний её любовник – снег -
Сполна узнает все её ложбины…
Рассыпаны в них пригоршни рябины –
Всё для любовных создано утех…
Земля предстать готова перед ним
Почти что обнажённой, но, однако,
Без макияжа и цветного лака –
Как зачарован ею белый мим…
В раскрытые объятья станет он
Пушисто, нежно, невесомо падать.
И, ощущая трепетную радость,
Она решит, что это, верно, сон…
И нас с тобой обрадует союз,
Почувствуем: и к нам любовь вернулась!
Мгновенье счастья снова улыбнулось,
Бинтуя снегом боль запретных уз…
Прекрасная пейзажная лирика, ярко использующая прием олицетворения, где о двух персонажах - Земле и Снеге, автор весьма эротично рассказывает как о паре любящих людей: «И завтрашний её любовник – снег - сполна узнает все её ложбины…», «земля предстать готова перед ним почти что обнажённой...». А вот последняя строфа уже посвящена не природе, а авторским рассуждениям - жанр пейзажной лирики плавно переходит в жанр любовной: «И нас с тобой обрадует союз, почувствуем: и к нам любовь вернулась! Мгновенье счастья снова улыбнулось, бинтуя снегом боль запретных уз…». Мастерски написанные стихи! Но для меня загадка, что же именно в них не понравилось судьям, ни один из которых эти стихи не отобрал, хотя отбирал куда более слабые (на мой взгляд!). Чего плохого я здесь не замечаю? Ау, судьи мои дорогие, подскажите, пожалуйста, в чем вы увидели проблему?
57. СТАНЦИЯ МШИНСКАЯ. ОЛЬГА КОРОЛЕВА
На дачный порог и террасу
Неделю спускается снег.
Его преогромны запасы:
На год, пятилетку и век.
Похожи на белые кочки
Теплицы и лесенки дров.
Меж ними ложатся цепочки
Уютных кошачьих следов.
А ветер с перрона не тронет
Груженые впрок облака.
Спит солнце в последнем вагоне.
Разгрузка его далека.
Но ждут терпеливые елки,
Непуганой став тишиной.
В плацкарте мороз с нижней полки
Встает и подходит стеной.
Лишь речка бурлит на порогах:
Одна от мороза удрать
Решается в трещину лога.
А там, через ельник – в Оять.
Прекрасная описательная лирика - не пейзажа, не города, а вполне конкретной железнодорожной станции Ленинградской области, где располагается известное садоводство. Как же оно выразительно и узнаваемо описано, каким хорошим поэтическим языком! «А ветер с перрона не тронет груженые впрок облака», «... ждут терпеливые елки, непуганой став тишиной», «...речка бурлит на порогах: одна от мороза удрать решается в трещину лога...». Очень часто по-настоящему хорошая поэзия рождается во внешне простых формах, успех стихам приносит не оригинальность их рифм, не вычурность сравнений и не нестандартность мелодии, а искренность автора, который пишет о том, что он любит, где сам не раз бывал и потому хорошо знает.
63. ЖЕЛАННЫЙ... ГАЛИНА КОСИНЦЕВА ГЕНШ
По тебе – за чашкой чая
Или стоя у окна –
Поразительно скучаю,
Ожиданием полна.
Год назад всё так же было,
Видно, есть меж нами связь:
Как меня к тебе манило...
Я ждала... И дождалась!
В этот год случится то же:
Предвкушаю в теле дрожь –
На глазах у всех прохожих
Ты к ногам моим падёшь.
На свидание спешу я,
Путь до парка недалёк –
Там прохладным поцелуем
Ты моих коснёшься щёк.
Говорить с тобой не стану
О прогулках в январе:
Ты такой непостоянный –
Исчезаешь на заре.
Без тебя душа нагая,
В ней дремучей страсти зной...
Ты же, холодом пугая,
Манишь чистой белизной.
Так явись небесной манной
И коснись ресниц и век –
В ноябре такой желанный
И пушистый...
первый снег.
Хороший пример шуточных стихов в которых использован прием, которому мы когда-то в ТМА посвятили отдельный конкурс - веллеризм. Это стихи, где разгадка их содержания открывается читателю только в самой последней строке и там разительно меняет наше отношение к прочтенному.
65. БЫЛ НОЯБРЬ. ОЛЬГА АЛЬТОВСКАЯ
В парках допревали листьев кучи,
Веяло тоской от стылых рек…
В сумерках донашивала туча
Первенца. И вот родился снег.
Пёстрые дворы во мгле белесой –
Как смешенье стилей: два в одном.
Осень за струящейся завесой
Хлопьев, мельтешащих за окном.
Шёл ноябрь – измученный и рваный.
Падал снег на нищенство заплат,
Бинтовал запущенные раны,
Надевал на кроны маскхалат –
Одинокий, словно на отшибе.
Но найти ли чище и нежней?
Был ноябрь – тонувший в снежной зыби,
В неопределённости своей.
Стихи замечательного автора - постоянного участника конкурсов ТМА. Ее стихи не только обычно бывают хороши, но и всегда точно отвечают конкурсному заданию, поэтому я с удовольствием публикую их здесь, в зачетном конкурсе. Это классика пейзажной поэзии - стихи, построенные на олицетворении. Здесь все, о чем упоминает автор, одушевлено, ведет себя как человек: туча донашивает первенца, снег - рождается и начинает действовать - бинтует запущенные раны, надевает маскхалат на кроны деревьев, при этом он - «одинокий, словно на отшибе. Но найти ли чище и нежней?». Под стать снегу и ноябрь - не месяц, а живое, страдающее существо: «Шёл ноябрь – измученный и рваный», которое тонет «в снежной зыби, в неопределённости своей». Замечательные стихи!
***********************************
А теперь покажу вам стихи тех, кто также сдал зачет мастерства в 2023г, хотя и не получил места в итоговой таблице протокола. Почему? Потому что это внеконкурсные стихи от некоторых членов команды судей ТМА, по которым не проводилось голосование.
2. НАБРОСОК ЗИМЫ. ИННА ЗАСЛАВСКАЯ. ВНЕ КОНКУРСА
Ноябрь в тумане плывет, как во сне, -
Туманы предзимья темны.
И вот, словно ощупью, падает снег,
Сметая безвременья сны.
Он свет рассыпает по скорбной земле,
Являя ее без прикрас,
И сделает видимым то, что во мгле
Скрывалось от ищущих глаз.
Вот этим-то зимний дебют и хорош,
Что делает пристальней взор,
Когда под холстинами первых порош
Осенний хоронится сор,
И сети вконец оголившихся крон
Улов свой представить спешат:
То грузно осевшие гнезда ворон,
То сдувшийся розовый шар,
То кем-то закинутый старый башмак,
Повисший в ветвях на шнуре, -
Ходи, подмечая малейший пустяк,
Ребячься в забавной игре.
Всего лишь набросок, несмелый эскиз
Грядущих морозных времен,
Но скоро прогнется небесный карниз
Под тяжестью снежных пелён, -
С полуночи станет шаманить метель,
Швыряться крупой ледяной.
А утром весь мир окунется в купель,
Налитую всклень* белизной. *устар. - до краев
Прекрасная пейзажная поэзия, которая соткана не из придуманных (очищенных нашей фантазией!) красот, а из реальных примет конкретного городского пейзажа: «Вот этим-то зимний дебют и хорош, что делает пристальней взор, когда под холстинами первых порош осенний хоронится сор».
13. ЗАБРОШЕННЫЙ ДОМ. АЛЕКСЕЙ БЕКОРЮКОВ. ВНЕ КОНКУРСА
В заброшенном доме ночью видна луна,
Струящая свет в проталины ветхих стен:
За пару столетий он повидал сполна,
Роскошно блистая, чтобы истлеть затем.
В заброшенном доме плесенью скован сруб,
И воздух, впитавший сырость, тяжёл и прел…
А прежде он жил и радовал всех вокруг,
Бездомных калик уютом домашним грел.
В далёкие годы (помнится, хоть с трудом),
Здесь были покой, веселье и детский смех.
Теперь навсегда заброшен старинный дом,
Сокрытый от глаз людских на лесном холме.
И лишь детвора, что в этом краю живёт,
Сбегается в дом, укрытый по ставни в снег,
И ель во дворе украсив под новый год,
Затеплит камин, устроив себе ночлег…
Свернувшись клубочком, каждый теплом согрет,
А сказка придёт – тогда уже не до сна:
Морозную тьму рассеет бесшумный свет –
В заброшенном доме ночью видна луна…
Философская поэзия. Персонаж стихов - старый заброшенный дом, «сокрытый от глаз людских на лесном холме», в котором «ночью видна луна». Не думаю, что здесь автор ставит своей целью просто описать этот дом как реальный объект пейзажа. Дом здесь - символ ушедшей навсегда прежней жизни - «в далёкие годы (помнится, хоть с трудом), здесь были покой, веселье и детский смех».
21. БАБУШКИ. ВЕРА СЕРГЕЕВНА БУТКО. ВНЕ КОНКУРСА
Может быть, снег - это вовсе не снег.
Может быть, в небе над зимней Москвой
Бабушки наши пекут пирожки,
Тесто упругое месят и мнут.
Полон до края небесный сусек.
Сыплются, кружатся над головой
Белые хлопья пшеничной муки,
Соли кристаллики, сахар, кунжут...
Вот бы таких пирожков мне сейчас -
Мягких, румяных, горячих ещё,
С вишней, с капустой, с яйцом, с курагой,
Запах из дома, в котором я рос...
Бабушки ласково смотрят на нас,
Слёзы стирая с морщинистых щёк
И беспокоясь: "Внучок, дорогой,
Что ж ты без шапочки ходишь в мороз?"
Лирическое стихотворение, где воспоминания детства и вид падающего с неба снега живо переплетаются с авторской фантазией - с возникшей в сознании картинки родного дома и бабушек, которые с неба «ласково смотрят на нас, слёзы стирая с морщинистых щёк». Стихи написаны восьмистишиями с экзотической квадратной рифмовкой абсдабсд.
62. ОПЯТЬ, ПОВЕРИВ СЛЕДУ... ВЯЧЕСЛАВ АРАСЛАНОВ. ВНЕ КОНКУРСА
Опять, поверив следу снегохода,
В тропу почти по голень провалюсь,
Наверно, это просто давят годы,
И снег не держит их заплечный груз.
Иду, два поворота до лесины,
Перчатка, как ворона, на кустах.
Маршрут прошёл всего до половины,
И вроде бы, не очень-то устал,
Но на бревно присяду непременно:
Мне этот лес давно почти родной
И не простит поспешности измену,
Не помолчав о чём-нибудь со мной.
Да и меня, бывает, мысли гложут
Такие, что не греет даже снег.
Присяду, помолчим вдвоем, и, может,
Хоть на шажок приблизимся к весне.
Совершенно удивительная по настроению и по точности передачи состояния души интимная лирика, где их персонаж - автор стихов, совершенным языком поэзии делится с нами своими простыми, но такими значимыми мыслями. «Мне этот лес давно почти родной и не простит поспешности измену, не помолчав о чём-нибудь со мной. Да и меня, бывает, мысли гложут такие, что не греет даже снег»...
************************************
Очень часто при первом беглом прочтении стихов они кажутся нам хорошими - гладко и образно написанными, но стоит только еще раз вчитаться в смысл каждого отдельного предложения или зрительно представить каждый описанный образ, а то и просто попытаться собрать все воедино - что хотел сказать автор всем этим стихотворением? - как мы сразу же понимаем, что все это красивое и складное - не русская литературная речь, а набор случайных строк и странных образов. Создавать подобные скороспелки наверняка приходилось каждому из нас, я - не исключение. Главное тут - сдержать себя от торопливой публикации, вчитаться в стихи на другой день и что -то поправить, переделать. Тем более - не подавать недоработанное сразу на конкурс. Но мы не удерживаемся - подаем, не перечитывая.
Я покажу вам стихи с подобными недочетами исполнения, которые могут иметь место у любого автора, если только он вовремя не обратит на свой текст свое пристальное внимание. Главный их недостаток - плохо продуманный выбор слов: либо случайное заполнение строки чем попало ради нахождения подходящей рифмы, либо не раскрытое по смыслу сообщение, либо не привычное для русского языка словосочетание или неверное падежное согласование слов, либо отнесение качеств одной категории вещей или явлений к другой.
Места, которые показались мне в этих текстах неудачными, я выделила заглавными буквами. Покажу только названия и тексты этих стихов - без ников и номеров, под которыми они участвовали. К сожалению, некоторые из этих произведений были отобраны судьями в свои шорт листы. Мне кажется, что мои судьи погорячились Даже если какие-то стихи и имеют отдельные достоинства для того, чтобы нравиться, они все равно должны быть написаны правильным русским языком с естественным построением слов в предложениях и с правильными падежными связями между словами. Потому что здесь - конкурс, а не личная публикация поэтического наброска на авторской странице. А вы как считаете? Вчитайтесь, пожалуйста, в отобранные мною ниже стихи и подумайте, стоит ли выделенные места подкорректировать?
ЯСНОСТЬ
Когда придет угрюмая зима
И небо будет рвать на части ветер,
Я прокляну БЕЗДОННЫЕ ГЛАЗА чьи? почему?
И разотру мечту в ХОЛОДНО-ДЫМНЫЙ ПЕПЕЛ.
БЕСКРАЙНЕЙ ЯСНОСТИ безжалостный мороз
Из пепла сделает кристально-чистый иней,
Чтобы в стране СВЕРКАЮЩИХ БЕРЕЗ,
Я помнил мир СОЗВУЧЬЕМ БЕЛО-СИНИМ.
Ее величество безгрешная пурга
С ее сестрой невинно-снежной вьюгой
Мое проклятье ИЗОРВУТ ДОТЛА,
СКОЛЬЗЯ изящно в танце ЯРО-СТУЖЕМ. ???? смысл
Когда придет промозглая весна
И небо снова будет рвать на части ветер,
Из пепла вырастут гармонии слова
О том, что мир ее все так же ЯРК и светел.
ВОСТОРГ ДУШ СВЕТЛЫХ И ПРОСТЫХ
Он мягко стелет, белый оккупант,
Когда несёт к земле свои прилёты.
НЕУТОМИМО-ГИБЕЛЬНЫЙ ТАЛАНТ, ???
Дарящий обещания без счёта.
УПОРНОСТЬЮ поспорит с НЕМОТОЙ перенос
Своей, а МНОГОЧИСЛЕННОСТЬЮ – с ЛЕНЬЮ,
Он выглядит подобием творенья,
Когда на бой выходит с красотой!
Летит восторг ДУШ светлых и простых
УКРЫТЬ тепло БЕЗДУШНО, без изъятья,
Чтобы потом, осоловев от власти,
Окаменеть, забронзоветь, застыв.
И вдруг растаять, дав РАСХОРОНИТЬ
Укрытые до времени скелеты,
И дать природе шанс восстановить
Своё лицо до наступленья лета.
Не в том ли смысл земного бытия,
Жить, не мешать тому, что происходит…
Принять круговорот воды в природе,
Живя со всем в согласье: ты и я.
Согласен быть снежинкой? А она?
ПЕРВЫЙ СНЕГ
Ну хватит, октябрь, забыли, не буду злиться.
Оранжевый ШЕЛЕСТ УКРАСИЛ КУСОЧКИ НЕБА.
Смотри, подлетают к кормушке опять синицы.
Весь клён облепили и ждут от меня обеда.
Насыплю арахис, и можно смотреть часами,
Лениво-кофейное утро продлять сколь хочешь.
Назавтра синоптики снег, говорят, ВЕЩАЮТ. обещают
Поедем по первому снегу гулять до ночи.
А он будет сыпать, мешая нам съехать с трассы
На ту, грунтовую, в поля, где гуляет ветер.
Озимые припорошит, берега украсит,
И так по-хозяйски у самой опушки встретит.
СЖИМАЯ озябшие РУКИ ОБ КРУЖКУ с чаем,
Вернусь ненадолго в машину чуть-чуть согреться.
Под песню любимую выкину все печали.
От первого снега мне так хорошо на сердце.
ОНА
Ей не в тягость подолгу смотреть в окно,
Замечая деревья, луну, прохожих,
Так ли страшно с ровесником быть несхожим?
СОЗЕРЦАТЕЛЬНОСТЬ - КАЧЕСТВО ЕЙ ДАНО.
Оттого растеряла давно подруг,
Странным в мире найдется НЕ МНОГО места.
Там, где шумно, где жизнь напоказ, ей тесно.
С КНИГОЙ ВЕРНОЙ проводит она ДОСУГ.
А на улице осень сменила май
И чернеют деревьев сухих скелеты..
Значит скоро толстенным ворсистым пледом -
Первым снегом - накроет дворы зима.
Вид из окон девчонки всё так же ЧИСТ,
СОСТОИТ ИЗ погодных ЦВЕТНЫХ КУСОЧКОВ..
А когда подбираются к сердцу строчки,
То ложатся стихами на белый лист.
ТИХО ПАДАЕТ СНЕГ
Новогодняя ночь под дождливой игрой серпантина.
Отгремели салюты. И год начинает отсчёт.
В новогоднее утро сияют огнями витрины,
Дед Мороз подгулявший по свежему снегу идёт.
Тихо падает снег, ЗАСЫПАЯ ЗАСНЕЖЕННЫЙ город.
Вновь на улицах ЛЬДИНКИ ЗАМЁРЗШЕГО В ЛУЖАХ СТЕКЛА.
Седовласый мороз в эту ночь на бескрайних просторах
Заморозил ОСТАТКИ ИЗ ЛЕТА ДНЕВНОГО ТЕПЛА.
Пусть от снега светло, но ЗАТЯНУТО СЕРОСТЬЮ небо.
И магнитные бури тревожат своей крутизной.
На экране, танцуя, плывёт невесомая лебедь,
"Лебединое озеро" вновь в этот праздник со мной.
Тихо падает снег - дополненье земного декора.
И безлюдно кругом, ЗА ОКНОМ И ВНУТРИ ТИШИНА.
Но придёт новый день, оживёт ОТ БЕЗДЕЛИЯ город после безделия
Сбросив чары ушедшего в сумерки праздного сна.
ПРЕМЬЕРА СНЕГОПАДА В БАЛАШИХЕ (фрагменты):
.....
Как сонные мухи на сером матрасе
В АВТО с антрепризой в ладу.
В партере дороги застряли машины,
Водители, как безбородые джинны
Не знают, что делать с АВТО.
.....
Как жаль что свет рампы стал вечером СЛАБЫЙ, слабым
А то б убрались И ПОДАВНО НЕ АБЫ,
Чтоб город мой праздничней стал!
КУДА УХОДИТ СТАРЫЙ ГОД? (фрагмент)
...
Куда уходит старый год
Когда часы двенадцать бьют
И яркий праздничный салют
ОГНЯМИ КРОШИТ НЕБОСВОД?
ВЫШЛА В ХИЛЕНЬКИЙ РАССВЕТ
Вышла в ХИЛЕНЬКИЙ рассвет... –
Дивно! Дивно! Дивно!
Ноября в помине нет –
Декабрю пой гимны!
Утренний мороз могуч –
Стынут даже губы.
РАЗГОРЕЛСЯ солнца ЛУЧ –
Любо, любо, любо!
Пахнет снегом и дымком…
Лепо, сударь, лепо-с!
Так белым-бело кругом,
Что пиши ХОТЬ ЭПОС!
В ГРЕЦИИ ЕСТЬ ВСЁ
Алиса нам наколдовала снег
из зимних припасённых впрок заначек.
Пусть Греция завидует и плачет,
ГЛЯДИТ ЕГО С ЭКРАНА и во сне!
Он с нами — снег! Заоблачный танцор!
Так намело — и двери не откроем:
играет на ветру пчелиным роем
и норовит поцеловать в лицо —
ТОЛПА снежинок! — Греция, экстрим
проси у пифий, жажди предсказаний!
Поделимся — вези к себе возами!
А мы с порога лыжи навострим
и, в пику пифии, ПИХАЯ ПЫШНЫЙ ПУХ, лишний слог
УНОСИМСЯ почти что НЕВЕСОМО,
безбашенны, румяны и ВЕСЁЛЫ,
РАСКРУЧИВАЯ ЗЕМЛЮ НА ВЕСНУ
**************************************
На этом все. Спасибо всем, кто прислал на конкурс свои стихи, даже, если они пока еще не совершенны. Мы все здесь просто учимся. Побеждать будем в других местах! ))) Очень жду ваших откликов на статью - для меня они важны и нужны. С теплом, ваша Алкора. 22.01.24.
Свидетельство о публикации №124012206358
Не помню, присылал ли я свои стихи, но это неважно. Мне в таких конкурсах более всего интересует критика и дискуссии на эту тему.
Есть у меня некое замечание -
//УПОРНОСТЬЮ поспорит с НЕМОТОЙ перенос
Своей, а МНОГОЧИСЛЕННОСТЬЮ – с ЛЕНЬЮ,
Он выглядит подобием творенья,
Когда на бой выходит с красотой!//
Здесь мне не нравится последняя строка (красота не может бороться с самой собой), а к остальному какие претензии?
Чем перенос не понравился? Напротив, создавая отступление от нормы, он является украшением текста.
"Упорность - немота, многочисленность - лень" это всё свойства, присущие падающему снегу. Это своеобразное перечисление, а не противопоставление.
Поэтому я считаю четверостишие абсолютно нормальным (кроме последней строки)
Есть и другие замечания. Например:
//и, в пику пифии, ПИХАЯ ПЫШНЫЙ ПУХ, лишний слог//
Чем аллитерации плохи? Почему лишнему слогу тут не быть?
Это мне непонятно.
Ещё раз, спасибо. Такие статьи полезны и интересны.
С уважением.
Геннадий Маков 02.02.2024 20:54 Заявить о нарушении
Иногда, читатель разгадать не может, и тогда ему каэется, что автор где-то напортачил.
Иногда именно так и есть ))
Геннадий Маков 02.02.2024 21:10 Заявить о нарушении
Ваше право. Украшайте, уродуйте, отступайте от норм нормальной речи - ваше право. Флаг ВСЕМ в руки. В который раз убедилась, что эта ТМА нужна только для даровой популяризации творчества участников, для места, где их стихи хвалят. Мои советы здесь лишние. Я согласна - лишние. Но я не в обиде.
ТВОРЧЕСКИХ ВСЕМ УСПЕХОВ!!!
Алкора 02.02.2024 23:28 Заявить о нарушении
На таких конкурсах у каждого может быть собственное мнение, и он должен иметь возможность его свободно высказывать. Это совершенно нормально. А эксперты или ведущий может давать свою оценку, и это тоже совершенно нормально.
Разумеется, слабые стихи, это не шедевр, но их тоже желательно рассматривать с разных позиций. Коллективная критика лучше индивидуальной.
Конечно, большой вопрос, где квалифицированных критиков взять? И это правда ))
Геннадий Маков 03.02.2024 03:10 Заявить о нарушении
Геннадий Маков 03.02.2024 03:28 Заявить о нарушении