Всё о сценическом голосе. голос как симфония, как

Всё о сценическом голосе. ГОЛОС КАК СИМФОНИЯ, КАК ОРКЕСТР, КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ВНУТРЕННЕЙ СИЛЫ ЧЕЛОВЕКА.


Работая в Театре Юного Зрителя в Подмосковье, я занималась постановкой сценического голоса у начинающих актёров.

Дети приходили с разными речевыми проблемами и несмотря на то, что в городе было много логопедов, многие из ребят по причине загруженности родителей не могли посещать специалистов-речевиков.

Мне же приходилось фактически работать с абсолютно "сырым"материалом, потому что учащиеся помимо пробелов в орфографии, пунктуации и грамматике, совершенно не владели мелодикой голоса, мало обращали внимания на тембральную окраску голоса, ритм речи  и темп.

Ребята комкали фразы, спотыкались в процессе говорения, словно натыкаясь на невидимые барьеры. Или болтали без умолку, причём они совершенно не задумывались ни о смысле, ни о выразительности или грамотности речи.

И вот сейчас, знакомясь с работами многих видеоблогеров, лекторов,  коучей я с удивлением увидела и услышала  одни и те же ошибки, которые совершали в своё время малые дети и подростки.

И это с учётом того, что теперь не надо со сцены -  без микрофона и в полном зале, где среди масс плотных тел гасятся и утопают волны речевых энергий,  - декламировать огромные тексты своих ролей, как это было в старые времена.

Надо учитывать то, что сейчас микрофоны  и другие технические средства, хотя и облегчают работу некоторых актёров, на сцене, но чаще только усиливают их речевые недоработки. В том числе, это касается и дикторов. Поэтому мы слышим шепелявых, картавящих, заикающихся товарищей. Голоса многих либо безцветные, тусклые, тихие, лишённые силы, либо быстро изсякающие к середине и концу слова или фразы. Либо резкие, лающие, причём со множеством призвуков. Дыхание неровное Речь монотонная, без точек и запятых. Похоже, что кому-то очень хочется быть похожим на робота. Или на злую писклявую фею со скверным характером. Возможно,так и есть. Но это моветон. Или дурной вкус. Думается, потихоньку надо и большим, и малым подзаняться саморазвитием в плане овладения мелодикой русского языка.

Многие всхлипы, охи и ахи, плесканья руками и прочие ужимки говорят о том, что пора уже эти пробелы в речевой практике устранить и заменить знанием и практикой. Потому что активные телодвижения и несдержанность говорят о внутреннем волнении, о невладении психотехникой речи, о попытках прикрыть недостаток дикции излишней суетливостью, как бы смазать впечатление зрителя.
Каждый из нас хоть когда-то мечтал стать героем, участвовать в великих делах и подвигах, спасать мир и дарить красоту, заботу и счастье . Мы видели себя великими мореплавателями, рыцарями, принцами и принцессами, покорителями космоса и строителями будущего, путешественниками во времени, созидателями и защитниками, предводителями своих народов, чтобы каждый - и стар, и мал - имел хлеб и масло, тёплый и безопасный дом, удобную, преукрашенную одежду. Чтобы дети росли в заботе и любви, чтобы милый и славный семейный уклад дарил надежды и лелеял мечты. И чтобы мечты сбывались.

Мы были героями своих великих мечтаний и старались учиться жизни на примере старших героических поколений, на примерах литературных героев и современников. Мы сами создавали диалоги и монологи, наша внутренняя речь лилась подобно Ниагарскому водопаду, когда мы спорили сами с собой и добивались понимания своего собственного вИдения окружающего нас мира.

Окружённые свечами мистических сияний, мы встречались с нимфой Каллипсо в затерянных мирах. Вместе с Артуром Греем плавали на корабле "Секрет", - и развевались флаги, и алые паруса вели корабль мечты к далёким островам и неизведанным далям. Вместе с Томом Сойером красили свои безконечные заборы и выслеживали индейца Джо.

Дрались до самозабвения и лупили нунчаками из сосисок соседа Ваську. А Васька лупил Кольку и чувствовал себя Брюсом Ли, начисто позабыв о том, что только что получил тумака от Сашки.

Сейчас мы видим последнее чаще в безконечных сериалах, в Доме-2, в "Уральских пельменях". Но никто не задаётся вопросом, зачем же смотреть то, что человек и так видит каждый день. Душа любого человека тянется к возвышенному. К тому, что его вдохновляет, даёт энергию для подвигов и свершений. Поэтому классика никогда не проходит. Все шли и будут идти на "Щелкунчика", на "Лебединое озеро", на "Кармен", на "Летучую мышь".

Мы с мужем с глубоким разочарованием увидели, как классику буквально подменили в "Опере" на Галерной, и в театре на Васильевском острове. Вместо классических спектаклей под названиями классических произведений зрителю подсунули дешёвое шоу с очень сомнительными и непотребными сценами, порнографическими сюжетами, авось зритель проглотит. И только из-за талантливых актёров, которые прямо видимо выкладывались на сцене, мы не встали и не ушли из театра. От спонсоров многое зависит. И, наверное, кто платит, тот и заказывает музыку.


И вот  тут я абсолютно согласна с Народным артистом С.Безруковым. Да, любовь к театру надо прививать с детства! К доброму, волшебному миру счастья, который у взрослых сейчас спрятан так глубоко. Мы выросли, и многое увидели и узнали в жизни. Но по-прежнему плачем с Алёнушкой на берегу омута, Радуемся, когда Элли возвращается домой в штат Канзас после долгой дороги к Изумрудному городу. Поэтому театр, настоящий прекрасный театр вечен.

В театре происходят удивительные превращения. И актёр - будущий герой- скачет на коне, движет ледяными массами и пышет огнём, танцует среди бурь и тайфунов, поёт, декламирует... Да-а-а, декламирует...

Вот об этом и поговорим.


Как специалист по сценической речи предлагаю вам, друзья, познакомиться с некоторыми особенностями актёрской подготовки.

Всегда и с огромной радостью я знакомлюсь с новыми находками.  Время не стоит на месте. Но русский язык многогранен и богат по-прежнему, его не тронули никакие перемены. Различные новые слова, которые пытаются пристегнуться к незыблемой громаде и "древности седой"  тайных смыслов русской речи, являются, скорее, досадными репьями в шкуре медведя.

Для избавления от "почесухи"  пришлых нескромностей мы начинаем путешествие в увлекательный мир родного русского языка и дивной мистической русской речи.

Мы преодолеем джунгли и саванны, реки и моря, на дирижабле поднимемся над высоченными горами и дикими плато. На "летучем корабле" поднимемся в стратосферу и выйдем сквозь купол земли к новым мирам и высотам красот, премудрости и величия.

Предлагаю вам познакомиться с такой темой.

ГОЛОС КАК СИМФОНИЯ, КАК ОРКЕСТР, КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ВНУТРЕННЕЙ СИЛЫ ЧЕЛОВЕКА.

Пожалуйста, расскажите, насколько это отозвалось в вашем сердце. и какое вы испытали чувство. Как само осознание важности голоса повлияло на ваш темп речи, чистоту и плавность, ритм и мелодику?

Давайте обсудим все плюсы и минусы. И потом сможем найти точку соприкосновения.

Сразу и честно скажу: для меня это, как и для многих из вас, новый опыт. Большая аудитория взрослых людей, я знаю, как вам это важно, и поэтому готова протянуть руку помощи, поделиться своими знаниями.


Итак, ГОЛОС осуществляет три действенные функции актёра.

Он даёт зрителю возможность

- услышать то, о чём идёт речь в спектакле,

- понять мысли героев, выраженные звуковыми рисунками интонаций,

- угадать чувства, которыми живут герои пьесы.


Словно художник красками, актёр интонациями, звуком рисует картину видимого слова. Страдание, восхищение, восторг, пылкость чувств, обиду...

То есть происходит таинство воплощения слова через звук. То, что живёт в душе артиста, весь его внутренний мир отражается в силе звука, в возникновении и характере пауз, в изменениях темпо-ритма речи и тембральной окраски голоса.

Несложно понять, что, если есть внутренний мир, то и выражение или сияние его видится соответственно. И мысленный взор зрителя дорисовывает море или хижины, дворцы или лужайку перед домом героя пьесы, слушая его слова, звуки, интонации, проникаясь отношениями персонажей в ходе пьесы. И "острая стрела актёрского чувства, наполненная человеческим теплом или ядом", по выражению великой актрисы В.Н.Пашенной, производит могучий актёрский посыл в сердце зрителя.

Если внутреннего сияния красоты и чистоты восприятия, мужества или нежности, сочувствия или понимания нет, то игра такого актёра сухая и чопорная, лишённая искрящегося света чувств. И зритель чувствует фальшь. Он говорит: "Не верю!"

К.С.Станиславский говорил о том, что сценическая речь - это искусство,которое требует огромного труда и глубокого изучения секретов речевой техники.

Поэтому у коучей, лекторов, блогеров сейчас появилась возможность выйти из огненного круга говорильной халтуры трёпа и освоить предлагаемые знания по тайной технике и методологии сценической речи.

https://dzen.ru/a/Za1gXbbeNEMYWiyH- эта моя статья в Дзене.


Рецензии