Шифр Иронии судьбы. История, которая
В предваряющей фильм «Ирония судьбы» фразе «Совершенно нетипичная история, которая могла произойти только и искючительно в новогоднюю ночь» мне, как человеку, кропающему стихи, не могла не броситься в глаза внутренняя рифма. История, которая. Размышление над этим вопросом позволило понять, по какому принципу были подобраны тексты песен для этого эпического фильма, в котором за предновогодним пьяным походом в баню, как за фамильной ширмой, громадится горькая (!!!) и трагичная история народа. Но, впрочем, судите сами.
Сразу оговорюсь, что для расшифровки (хотя, что там расшифровывать, и так всё на поверхности) пользуюсь так называемыми «трафаретами», то есть наложением на текст штуковин с прорезями (вспомним окна многоэтажки, поверх которых написана предваряющая фильм фраза). А также эффект перераспределения и взаимопритяжения слогов в словах при пении. («Почему люди поют?» Даётся подсказка в тексте самого фильма). Самый наглядный пример перераспределения полиедов (полифонических единиц) шумелка-мышь (шумел камыш) и скрипка-лиса (скрип колеса).
Песни в «Ирония судьбы»:
«Со мною вот что происходит» Е. Евтушенко
«Никого не будет в доме» Б. Пастернак
«По улице моей» Б. Ахмадуллина
«Мне нравится» М. Цветаева
«Если у вас нету тети» Ал. Аронов
«На Тихорецкую» М. Львовский
«Я спросил у ясеня» В. Киршон
«Благословляю Вас» М. Цветаева
«Баллада о прокуренном вагоне» Ал. Кочетков
Начнем со стихотворения Бориса Пастернака «Никого не будет в доме», написанного в 1931 году.
НИКого не будет в доме.
кРОМе сумерек. Один
ЗИМНИЙ день в сквозном проеме
Незадёрнутых гардин.
Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк маховой,
Только крыши, снег, и кроме
Крыш и снега, – никого.
И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной.
[И опять кольнут доныне
Неотпущенной виной,
И окно по крестовине
Сдавит голод дровяной]
Но нежданно по портьере
Пробежит вторженья дрожь.
Тишину шагами меря,
Ты, как будущность войдешь.
Ты появишься у двери
В чем-то белом, без причуд,
В чем-то, впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.
В этом стихотворении «дела зимы иной» как на ладони:
НИК[олай]
РОМ[анов]
ЗИМНИЙ
«Но нежданно по портьере
Пробежит вторженья дрожь.
Тишину шагами меря,
Ты, как будущность войдешь».
Сравните у Булгакова в «Белой гвардии»: «Портьера раздвинулась и в зал вошел наш государь».
Расстрел царской семьи. И не желание верить в это. И вечная вина (без вины) (потому и вечное вино).
Голодомор [«Сдавит голод дровяной»] – слишком явные строки, не вошедшие в песню.
Ссылки в лагеря. Целых две песни про вагоны: страшное «вагон-чики» и «с любимыми не расставайтесь» (легко сказать – не расставайтесь!!!).
Сейчас буквально пара примеров из песен по принципу «шумел камыш» – «шумелка-мышь»:
Со мною вот что происходит
Сам ною…
Навру с три короба – пусть удивляются.
Нарвуз, трико, роба
Я выпытать – куда Вам путь и где пристанище.
Я вы пытать – к удавам путь и где приз Тани Ще
Сравним:
«Начнет выпытывать купе КУРЯЩЕЕ.
Про мое прошлое и настоящее»
и
«Балладу о ПРОКУРЕННОМ вагоне»
Курящее и пьющее. Прокуренное и пропитое. Потому что вина не отпускает.
«Откроет душу мне матрос в тельняшечке.
Как тяжело на свете жить бедняжечке.»
Да вы и сами лучше меня знаете про «Аврору». Да и про остальные страшные реалии:
Мне руки на плечи кладет…
«Руки на плечи» читай руки за спину. Это как «губ щека».
Стена кирпичная
Бессмысленный уход
Железный циркуль
Сиротство
«И вот тогда, ИЗ СлеЗ, ИЗ темноты» – «ЗИС»
Ясень, тополь, осень, месяц
Раздваиваться под пилой
«Нечеловеческая сила,
В одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли.
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча,
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали.»
P. S. В прихожей Нади стоит коробка с надписью «COGNAC CAMUS».
В 1910 году Camus становится официальным поставщиком императорского двора России.
В 1957 году Альберу Камю присуждена Нобелевская премия по литературе «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести».
Свидетельство о публикации №124012104281