Собачий вальс Дуни

В преддверии 30 января — дня рождения Исаака Осиповича Дунаевского, а для друзей просто Дуни — хочется отметить, что первые вокальные произведения написаны Дунаевским в начале 1920 –ых годов на стихи Николая Агнивцева.
Дунаевский получил музыкальное образование в Харькове в 1910 - 1919 годах, сначала в музыкальном училище, а потом в консерватории, по окончании которой  работал в Харьковском драматическом театре скрипачом-концертмейстером в оркестре, затем дирижёром и, наконец, заведующим музыкальной частью. Дебютировал там как театральный композитор, сочиняя музыку ко всем новым спектаклям.
Несмотря на академическое образование Дунаевский сочинял много музыки к эстрадным пьесам, обозрениям, отдельным эстрадным номерам, значительная часть которых исполнялась в харьковском Интимном театре «Табакерочка» в 1922 году. Весьма вероятно, что 18-летний Дунаевский видел представления «Кривого Джимми» Агнивцева во время его харьковских гастролей 1918 года. Эта версия позволяет объяснить столько ранний интерес композитора, работающему в «легком» жанре к творчеству поэта-пересмешника Агнивцева.
В 1924 году по приглашению Владимира Хенкина переехал в Москву музыкальным руководителем театра «Эрмитаж». C 1926 года — руководил музыкальной частью Театра сатиры и Московского театра оперетты, где в 1927 году с успехом состоялась поставка его оперетты «Женихи».
В период НЭПа между Агнивцевым и Дунаевским установились прочные творческие связи, подтверждением которых могут служить сведения, приводимые в именном указателе к сборнику «И. О. Дунаевский. Выступления. Статьи. Письма. Воспоминания»: «Н. Я. Агнивцев — поэт, драматург. И. Дунаевским написана музыка к ряду его пьес и скетчей («Веселая война», «Оранг-утанг в Евр-Аз-Афр-Аме», «Неугомонный моссельпромщик», «В тихом лунном свете», «Белой ночью», «Белый ужин», «Трамвай «А», «И тут и там», «Случай на Литейном», «Почему?», «Перс на крыше», «Собачий вальс» и другие:

Собачий вальс

Длинна, как мост, черна, как вакса,
Идет, покачиваясь, такса . . .
За ней шагает, хмур и строг,
Законный муж ее — бульдог!
Но вот, пронзенный в грудь, с налета,
Стрелой собачьего Эрота,
Вдруг, загорелся, словно кокс,
От страсти к таксе встречный фокс!
И был скандал! (Ах, знать должны вы
Бульдоги дьявольски ревнивы!)
И молвил встречный пудель: — Так-с!
Не соблазняй семейных такс!
И, получив на сердце кляксу,
Фокс так запомнил эту таксу,
Что даже на таксомотор
Смотреть не мог он с этих пор!

Забавное воспоминание о рождении музыки к «Собачьему вальсу» оставил актер Эммануил Каминка: «Это было в мае 1927 года. Мы вместе поехали на летний сезон. Я — в Евпаторию, а Дунаевский с моим братом — режиссером С. И. Каминка — в Ялту. Для выступлений в евпаторийском курзале я, помимо других вещей, приготовил на «бис» юмореску Н. Агнивцева «Собачий вальс». Я уже давно просил Дунаевского написать шуточную музыку к этой забавной вещи. Он много раз обещал, но никак не мог выкроить для этого время. И вот, когда мы сели в вагон и поезд тронулся, я сказал Дунаевскому, что не отстану от него, пока он не выполнит данное обещание.  Дунаевский тут же подсел к столику и карандашом написал музыку к «Собачьему вальсу», впоследствии имевшему большой успех. На первой странице нотного листа он написал шуточное посвящение: «Форменное насилие! Братья Аяксы, под угрозой сбросить под колеса вагона, вынудили поделиться с ними моими очередными шедевриальными звуками. Как бы то ни было, друг Эммануил, тебе эту вагонную стряпню с любовью посвящаю. Твой Дуня».
Из перечисленных выше произведений Дунаевского на стихи Агнивцева в ЦГАЛИ сохранился «Оранг-утанг в Евр-Аз-Афр-Аме» и ноты песенки «Триолеты с бензином» в ОНиЗ РНБ с трогательным посвящением: «С любовью автору слов от автора музыки».
Первый Ленинградский Мюзик-Холл, созданный в 1928 году, обрел широкую популярность благодаря сотрудничеству И.О. Дунаевского, который стал его музыкальным руководителем и главным дирижером в 1929 году, с «Теа-джазом» Л. Утесова. Коллективом Мюзик-холла было подготовлено несколько эстрадно – песенных программ, в которых выступали, набирающие популярность певцы – солисты Л. Утесов и К. Шульженко: «Условно убитый» (пьеса В. Воеводина и Е. Рысса, музыка Д. Шостаковича, режиссер Н. Петров, дирижер И. Дунаевский), «Одиссея» (пьеса Н. Эрдмана и В. Масса, режиссер Н. Смолин, музыка И. Дунаевского, — пародийное сатирическое обозрение «Одиссея», состоявшее из рапсодий-фантазий на темы народных песен, запрещенное после нескольких представлений), представление «Джаз на повороте» (музыка И. Дунаевского), джаз-комедия «Музыкальный магазин» (сценарий Н. Эрдмана и В. Масса, аранжировка И. Дунаевского — джазовое обозрение с интерпретациями мелодий Д. Верди, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского), эстрадно-цирковой спектакль «Небесные ласточки» и другие.
Исаак Дунаевский — стал одним из основоположников советской оперетты и музыкальной кинокомедии — поднял статус музыки до уровня одного из главных компонентов драматургии фильма. Совместный с кинорежиссёром Григорием Александровым и поэтом Василием Лебедевым-Кумачом фильм «Весёлые ребята» (1934), как и ряд последующих, принёс композитору всенародную известность.
Известный эстрадный певец К. Т. Сокольский вспоминал, как после выхода в ноябре 1934 года фильма «Веселые ребята» к нему обратилась фирма «Бонофон» рижского музыкально-торгового дома с предложением записать на пластинку лирическую песню-танго «Как много девушек хороших». Через некоторое время пластинка с записью песни попала к Дунаевскому. Композитор был тронут бережным отношением рижских музыкантов к его произведению и написал в адрес фирмы письмо с теплыми словами, а в знак благодарности певцу отправил ему ноты своего танго «Дымок от папиросы» на стихи поэта Н. Агнивцева (см. А. М. Сараева-Бондарь «Дунаевский в Ленинграде»). Сокольский сразу включил танго в репертуар и много успешно с ним выступал буквально до последних дней концертной деятельности. «Дымок от папиросы» с успехом исполняли Вадим Козин и Иосиф Кобзон. Мимо этого стихотворения, во многом автобиографического, с воспоминаниями об ушедшей юности, неумолимо проходящем мимо счастье и неразделенной любви — не мог пройти И. Дунаевский. И нынче мы с нежностью и восхищением слушаем нестареющее танго.

ДЫМОК ОТ ПАПИРОСЫ

Дымок от папиросы
Взвивается и тает,
Дымок голубоватый,
Призрачный, как радость в тени мечтаний...
Как это все далеко:
Любовь, весна и юность!
Брожу я одиноко
И душа тоски полна...
Неумолимо
Проходит счастье мимо...
Ко мне, я знаю,
Ты не вернешься никогда!
Дымком от папиросы,
Дымком голубоватым, —
Мечтою невозвратной
Тает образ твой во мне.

19 октября 1932 года Н.Я. Агнивцев ушел из жизни, а его рифмованные строки порхали все также весело и легко, пока совсем не упорхнули вместе с его душой в лучший из миров, оставив нам, Читатель, на добрую память его авторскую усмешку в замечательных песнях на музыку неунывающего И. Дунаевского.

На фото слева направо И.О. Дунаевский, Л.О. Утесов и Д.Д. Шостакович, в период работы над эстрадно -цирковым представлением «Условно убитый», премьера которого состоялась в 1931 в Ленинградском мюзик-холле.


Рецензии