Особняки Санкт-Петербурга! Особняк Зигеля

   Особняк – это особое здание,
Стоящее рядом с другими, но с другим назначением и названием.
    //Особняк – благоустроенный небольшой дом городского типа,
предназначенный для одной семьи или отдельного учреждения. 
(С.И. Ожёгов. Словарь русского языка.) //
_____
    Особняк Зигеля. Здание, построенное в стиле французского неоренессанса достаточно трудно не заметить, оно сильно выделяется на фоне всех местных построек.
  Дом был возведен в 1890 году по проекту известного зодчего И.С. Китнера из кирпича и тёсаного камня, и принадлежал саксонскому предпринимателю К. Б. Зигелю. Во время ремонта фасадов кирпичная кладка и камень были выкрашены, из-за чего здание во многом утратило свою привлекательность.
   В литературе вполне определенно указывается на стиль здания: "Живописная композиция дома выдержана в формах французского неоренессанса ("стиль Франциска I") с применение кирпича и штукатурки, декоративно обработанной под тесанный камень. Свободное построение объемов связанно с внутренним планировочным решением. Повышенные части не только отмечают композиционные узлы, но своей замысловатой компоновкой передают особый эклектический характер сооружения." 
    24 мая Санкт-Петербургская  Городская Управа утвердила проект архитектора И. С. Китнера постройки каменного двухэтажного на нежилом подвале лицевого дома со стороны Николаевской улицы (современная ул. Марата 63, лит. Ж) и каменного двухэтажного на нежилом подвале дворового флигеля (современная ул. Марата 63, лит.Ж) под общим карнизом, а также каменного трехэтажного лицевого дома (современная ул. Достоевского, д. 40-44, западная часть лит. А) с Ново-Ямской улицы и одноэтажных нежилых служб во дворе (современная ул. Достоевского, д. 40-44, лит. Б).
   Перед архитектором стояла сложная задача - разместить на соседних участках различные по своим функциям здания - жилые и производственные. Со стороны наиболее парадной части по Николаевской улице был построен двухэтажный особняк владельца в характере эклектики. Этот небольшой дом сразу обращает на себя внимание благодаря динамичной асимметрии его объема и развитому силуэту. Архитектор Китнер отказался от классической симметрии, взяв за основу свободный план в стремлении обеспечить комфортное расположение помещений.
   Фасады имеют богатое оформление: контрастные фактуры стен, разнообразное оформление окон, металлический декор, башенка, увенчанная шатром, трехгранный эркер. Здание сложной, г-образной структуры в плане, двухэтажное с мансардой, на подвале. Состоит из основного объема и примыкающего к нему дворового флигеля.
    Южный лицевой фасад на гранитном цоколе - двухэтажный с мансардой, выделен трехгранным эркером на каменных консолях в уровне второго этажа. Эркер завершен шатровой крышей.
   Вход в здание со стороны южного фасад осуществляется через исторический дверной проём, оформленный двустворчатым полусветлым прямоугольной остекленной фрамугой дубовым дверным заполнением.
   Междуэтажный карниз на разноформатных кронштейнах визуально разделяет горизонтальный объем здания на две части. Фриз над парадным входом декорирован рустом и лепной композицией из картуша и растительных элементов.
   Аттиковые объемы довершают великолепную композицию и роднят облик здания с историческим прототипом «стилем Франциска I», одним из ранних вариантов французского ренессанса начала 16 века.
   Западный фасад расположен на оштукатуренном цоколе, ранее облицованном Путиловской плитой. В уровне второго этажа терраса с ограждением подтверждает удобство внутренней планировки.
   Северный фасад с надстроенным поздним третьим этажом стоит на оштукатуренном цоколе (ранее выполненном из Путиловской плиты).   
   Фасад флигеля, примыкающего к особняку, со скошенной южной угловой частью – трехэтажный (третьей этаж надстроен во время реконструкции в советский период) на оштукатуренном цоколе (ранее выполненном из Путиловской плиты). Окна - прямоугольные, только окно, расположенное в уровне второго этажа в ризалите - круглое. В целом, цветовые и фактурные контрасты обыграны за счет наделения здания внешней декоративной привлекательностью, но и продемонстрированы свойства применяемых материалов (фигурные металлические элементы оригинального рисунка).
   Интерьеры.
Под домом К. Зигеля устроен подвал, крытый сводами, с целью хранения вина, а также комната для швейцаров. Первый этаж состоял из шести комнат: передней, кухни, двух людских, а также трех ватерклозетов. На втором этаже размещались четыре комнаты - людская, кухня, передняя, ванна, два ватерклозета. Мансарда состояла из трех комнат.
   Весь объем здания делится на две примерно одинаковые части, центральным композиционным соединительным ядром является часть здания с парадными помещениями. Интерьеры здания, оформленные с использованием мотивов классицизма, поздней готики и ренессанса 16 века, сохранились фрагментарно: лепные орнаменты, венецианская штукатурка, обшивка нижней части стен и потолка из ценных пород дерева.
Отопление в доме было водяное, водопроводные коммуникации проведены по всему дому.
В служебном флигеле располагались прачечная и жилые помещения для прислуги.
      История застройки участка.
Территория Московской части 3-го участка в 1849 г. была обозначена как «огороды Сидорой» под №52. На «переторжке» 16 декабря 1886 г. высшую цену за участок Сидоровых предложил Петербургский купец Евментьев Александр Фадеевич. Но, по купчей крепости от 10 февраля 1887 г. участки №№12,13,14,15,16 принадлежали уже тайному советнику Поливанову Дмитрию Андреевичу. В 1888 г. после нескольких «пересрочек» имущество по купчей крепости переходит к жене саксонского подданного Евгении Адамовне Зигель с переводом на нее долга Кредитному Обществу. Доверенным лицом становится ее муж- фабрикант Готфрид–Курт Богданович Зигель.
   Петербургское Акционерное общество фабриканта «К. Зигель» было основано в 1877 г. Ему принадлежали механические заводы в Ростове на Дону и в Санкт-Петербурге. В 1903 г. основной капитал АО «К. Зигель» составил 2,5 млн. руб. Основным предприятием являлся механический завод, построенный в Санкт-Петербурге. После его строительства и эффективной эксплуатации основной капитал был увеличен до 3 млн.руб. в 1913 г.
    Комплекс зданий Механического завода «К.Зигель» был возведен в 1888-1902г.г. на территории между Николаевской и Ново-Ямской улицами (ныне улица Марата 63 и улицами Достоевского 40-44) по проектам архитектора И. С. Китнера и гражданского инженера Р.А. Берзена на пустопорожнем участке. 24 мая 1888 г. Санкт-Петербургская Городская Управа утвердила проект.
Жилая и производственные части комплекса были решены в разных стилистических манерах.
   В 1888-1890 г.г. по Николаевской улице был построен двухэтажный особняк владельца в характере эклектики. Производственные корпуса были вынесены на Ямскую улицу в кирпичном стиле. Возле особняка владельца располагался сад (не сохранился в настоящее время). Ограда вдоль Николаевской улицы была оформлена аналогично отделке особняка.
   В ХХ веке вместо западной части ограды устроен проезд, установлены металлические двухстворчатые ворота.

 Адрес: ул. Марата, 63.


Рецензии