Знакомство князя Игоря и Ольги. От лица Ольги
Супруг , единственный и нежный
На переправе познакомились с тобой,
Ты был со мной достаточно небрежный.
Так возжелал меня , что был готов,
Вальяжно наслаждению предаться,
Не строил никаких со мной мостов,
Лишь предложил тебе быстрей отдаться.
Я молода была , красива , но умна ,
И сильная , коль лодкой могла править,
Тебе достойнейший отпор дала ,
И не позволила я честь свою ославить.
Я пристыдить красавчика смогла,
На равных ведь с тобою говорила,
Мой ум природный , сердца чистота,
Не дюжая во мне бурлила сила.
Энергия кипела , но при том,
Я видела , какой ты был красивый,
Старалась мысли все оставить за бортом,
Их прогнала и в лодку пригласила.
Молчали мы и плыли в тишине
Ты только изредка смотрел на вёсла,
Река пред нами разливалась вся в красе,
Цвели деревья с нами были вёсны .
Они прошли и время подошло,
Тебе жениться , так судьба решила,
И до тебя вдруг озаренье снизошло,
Ты осознал что там была за Сила.
Ты понял , что к тебе пришла Любовь,
Она взяла те вёсла в свои руки,
И потому бурлила твоя кровь,
Ты вспоминал Её потом в разлуке.
К тебе прислали множество невест,
Чтоб выбрал ты одну лишь для обряда,
Но сразу всех их с твёрдостью отверг,
Послал сватов на Псковщину с отрядом.
Приехал ты на мой домашний двор,
Тебя с почётом славно принимали,
Забыли прошлое и на реке раздор,
Что нас вела судьба мы понимали.
Прилюдно ты поклялся , что влюблён,
И предложил мне стать твоей женою,
В желании своём красиво окрылён,
Меня поцеловал , увёз с собою.
С тех пор прошло уже немало лет,
Но наше чувство временам не властно,
Союз наш крепок и любовью он согрет,
Мы в нём оплот Земли храним отважно.
Единственный , желанный , дорогой,
Мой Игорь , князь , супруг ты мой любимый
Навеки связаны одной Судьбой ,
И с нами Русь - оплот Любви хранимый.
____________________________________
17.01.2024 г. «ОлВа»
В качестве иллюстрации использована картина Знакомство Князя Игоря и Ольги
Однажды князь Игорь, тогда еще юноша, охотился в Псковской земле, как вдруг на противоположном берегу реки увидел, по словам летописца, "лов желанный", то есть богатые охотничьи угодья. Однако попасть на тот берег было не так-то просто, потому что речка была стремительной, а у князя не имелось "ладьицы" — лодки.
"И увидел он некоего плывущего по реке в лодейце, и призвал плывущего к берегу, и повелел перевезти себя через реку. И когда плыли они, взглянул Игорь на гребца того и понял, что это девица. То была блаженная Ольга, совсем еще юная, пригожая и мужественная" (так на современный русский язык переводят старинные прилагательные "вельми юна сущи, доброзрачна же и мужествена").
"И уязвися видением… и разгореся желанием на ню (к ней. — Ред.), и некия глаголы глумлением претворяше (бесстыдно начал говорить. — Ред.) к ней", — сообщается о первой встрече Ольги с ее будущим мужем, князем Игорем, в Степенной книге царского родословия. Этот исторический памятник официальной московской идеологии был составлен в середине 16-го столетия сподвижником митрополита Макария, протопопом московского кремлевского Благовещенского собора Андреем, ставшим впоследствии, под именем Афанасий, московским митрополитом.
Правда, автором непосредственно Жития княгини Ольги в составе Степенной книги историки считают другого знаменитого писателя и церковного деятеля — благовещенского священника Сильвестра, который являлся духовным наставником царя Ивана Грозного. О знакомстве на реке Великой рассказали нам не современники князя и княгини, а книжники, жившие спустя шесть столетий.
Но послушаем, что же произошло дальше. Ольга отвечала князю не как юная дева, но как умудренная жизненным опытом женщина — "не юношески, но старческим смыслом поношая ему": "Что всуе смущаешь себя, о княже, склоняя меня к сраму? Зачем, неподобное на уме держа, бесстыдные словеса произносишь? Не обольщайся, видя меня юную и в одиночестве пребывающую. И не надейся, будто сможешь одолеть меня: хоть и неучена я, и совсем юна, и проста нравом, как ты видишь, но разумею все же, что ты хочешь обидеть меня… Лучше о себе помысли и оставь помысел свой. Пока юн ты, блюди себя, чтобы не победило тебя неразумие и чтобы не пострадать тебе от некоего зла. Оставь всякое беззаконие и неправду: если сам ты уязвлен будешь всякими постыдными деяниями, то как сможешь другим воспретить неправду и праведно управлять державой своей? Знай же, что если не перестанешь соблазняться моей беззащитностью (дословно: "о моем сиротстве"), то лучше для меня будет, чтобы поглотила меня глубина реки сей: да не буду тебе в соблазн и сама поругания и поношения избегну…" Мы процитировали этот отрывок в переводе историка и писателя Алексея Карпова.
Остальной участок пути молодые люди проделали в полном молчании. Князь Игорь вернулся в Киев. Спустя некоторое время ему настало время жениться: "и повелению его бывшу изобрести ему невесту на брак". Князю повсюду стали искать невесту. Игорь вспомнил "дивную в девицех" Ольгу, ее "хитростные глаголы" и "целомудренный нрав" и послал за ней "сродника" своего Олега, который "с подобающею честию" привел юную деву в Киев, "и тако сочьтана бысть ему законом брака".
Небольшое отступление. В "Повести временных лет" князь Олег назван правителем Киевского государства в конце IX — начале X столетия. Было ли он на самом деле подлинным правителем Киевской Руси и жил ли он в одно время с Игорем — отдельная и непростая тема для историков, но не имеющая отношения к истории любви Игоря и Ольги.
Вот такое предание об Ольге, которая была одним из любимых персонажей русского фольклора на протяжении столетий, передавали спустя шесть веков после ее жизни и смерти. В народном сознании Ольга оказалась мудрее и киевского князя, и — в других рассказах — византийского императора. А отводимая ей роль перевозчицы, как подчеркивают исследователи народных сказаний, тоже далеко не случайна. Переправа через реку — это не просто перемещение в пространстве. В русских обрядовых песнях переправа через реку символизирует перемену в судьбе девушки: ее соединение с суженым, превращение в замужнюю женщину. Переправу обычно осуществляет мужчина, но есть и обратные примеры. Более того, первая встреча Ольги с Игорем предопределила ее будущее замещение Игоря в качестве правителя его державы.
Князья гибли, а Ольга побеждала
Княгиня Ольга еще до Крещения Руси приняла православие...
Мельница заблуждений: атаман Святослав |
Имя Ольга — русская женская форма мужского имени Олег, скорее всего, также, как скандинавское имя Хельга (Helga), представляет собой женскую форму мужского имени Хельги (Helgi). Значение "святой" оно приобретает только с распространением христианства (не ранее XI века), а в языческую пору означало "удачливый", "обладающий всеми необходимыми для конунга качествами". Этим "княжеским" именем нарекали эпических, легендарных героев.
И хотя Ольга не была единственной женой князя Игоря, имен других княжеских жен в летописях не сохранилось. Точно также, как и имен других его сыновей, кроме сына Игоря от Ольги — знаменитого князя Святослава. В политической жизни Киевского государства другие сыновья, кроме Святослава Игоревича, участия не принимали. А сам брак Игоря и Ольги, точная дата которого также нам неизвестна, некоторыми историками рассматривается как соединение двух изначально не связанных друг с другом династий правителей древней Руси — "киевской" и "новгородской".
Женщины в древней Руси не были бесправными существами. Законная (по-русски, "водимая") супруга правящего князя и мать его сыновей располагала собственным двором, свитой и даже дружиной, отличной от дружины мужа. Именно руками своих дружинников княгиня Ольга осуществила месть древлянам, убивших князя Игоря. Этот рассказ многим хорошо памятен из школьных учебников истории.
Свидетельство о публикации №124011705250
Игорь Панкратович 17.01.2024 19:56 Заявить о нарушении
И страсть со стороны мужчины была основа их встречи и потом она переродилась в глубокое чувство, благодаря стойкости и уму Ольги и ее женственности и мудрости .
Есть параллели . И Киевская Русь и моя тяга к Украине это что то мистическое и вправду)
С теплом, Оля
Ольга Варламова71 17.01.2024 20:01 Заявить о нарушении
Ольга Варламова71 17.01.2024 20:04 Заявить о нарушении