Сравнение, метафора
Этот прием, наравне с метафорой, гиперболой, параллелизмом, антитезой упоминается в предисловие Александра Долина к антологии (Кокинвакасю) и в книге (девять ступеней вака).
Сравнение представляет из себя два образа хайку, соединяясь вместе, они образуют нечто законченное. По отдельности - это две разных картинки, но в месте они образуют цельный образ, что-то связанное, а читателю предоставляется возможность самому догадаться в чем же тут сходство
цветы увяли
сыплются падают семена
как будто слезы
(Басё)
***
тянется к северу
вереница гусей вперемешку
с вереницей паломников
(Рансэцу)
***
белый лист
черные строчки буквы
ползут змеей
(Арике Амая)
Назвав хризантему плакучей, а рояль кляксой, уже сравнил рояль с кляксой, хризантему с другими цветами или чем-то другим. На механизме сравнения и держится метафорический арсенал художественной речи. В качестве поэтического тропа сравнение выступает в чистом виде лишь тогда, когда в речи присутствуют обе сопоставляемые стороны.
Сравнение не изменяет значения сопоставляемых понятый, чем и отличается от метафоры. Вводиться при помощи слов: (как, будто, словно, точно, такой, похожий, напоминает)... но сами эти слова в хайку не очень и нужны. Сравнение усиливает впечатление от объекта, подчеркивая его признаки и свойства признаками и свойствами другого объекта.
Метафора "От греческого, перенесение"
Метафора напрямую упоминается в предисловие Александра Долина, а в (поэтическом словаре Москва 2008) мы можем прочитать.
Что этот прием из глубины веков, что и поэзия. Она лежит в основе старейших поэтических текстов - заклинаний, а также находиться в основе пословиц, поговорок, загадок, самых древних из ныне из ныне существующих видов народного творчества.
Поэтому это еще один ВАЖНЫЙ прием нашей поэзии.
Метафора - слово или выражение употребляемое в переносном значение, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основание их общего признака. В сущности не отличимая от гиперболы (преувеличения), от синедохи, от простого сравнения или олицетворения и уподобления. Во всех случаях присутствует перенесение смысла с одного слова на другое, в некотором роде это развитие таких приемов: сравнения, контраста ассоциаций. В широком понимание считают любое слово или выражение, употребленное в переносном смысле: часы бегут, время летит, угрызение совести, или ее пробуждения.
Слагать хорошие метафоры - значить, подмечать сходство, как говорил Аристотель. Собственно это троп художественной речи, который возникает из подразумеваемого сравнения предметов, явлений, действий.
Пришла весна -
и снова меня ожидают
поля картофеля
(Арике Амая)
Поля картофеля - метафора весны, время когда садоводы собирают садовый инвентарь и едут на дачи сажать картошку.
http://stihi.ru/2024/03/06/6764
Свидетельство о публикации №124011503207