Онемели Пушкин и Державин...

Бесконечность

А что такое в мире бесконечность?
Наверно, это странная печаль,
Что не представим я и даже Млечность
Бескрайнюю космическую даль.

Я ввысь смотрю. Заходит ум за разум.
И чёрный свет дымится у лица,
Где необъятность, видимая глазу,
Мне говорит, что нет у ней конца.

О том твердили Пушкин и Державин,
Я слышу их немые голоса! 
Неужто космос всеми нами правит?
И у планет меняет полюса?

Ночами мне подсказывает вечность,
И пахнущий бессмертием чабрец:
«Не представляй разлуку-бесконечность,
Об этом с неба говорит Творец!»

Стихотворение на редкость путаное и даже, не побоюсь сказать, непрофессиональное. Тут не только банальщина типа «вечность-бесконечность-млечность», но и кое-что похуже. Бесконечность – странная печаль, утверждает автор. Ну, пускай печаль, но почему странная? Скорее уж, естественная, ибо, когда человек думает о вечности, он неизбежно осознает собственную смертность и ограниченность, так что печаль тут вполне ожидаема и ничего странного в ней нет. Дальше – «что не представим я и даже Млечность Бескрайнюю космическую даль» — просто не по-русски… Автор, вероятно, хотел сказать – ни я, ни даже млечность (что это такое, Млечный Путь?) не могут представить бескрайнюю космическую даль. Получилось у автора косноязычно…

Далее. Что за черный свет (?) дымится у лица? И необъятность говорит, что у ней нет конца… Утверждение типа «бесконечность не имеет конца», смысловая тавтология. И как она говорит? На какой волне ее слышит лирический герой?

«О том твердили Пушкин и Державин, Я слышу их немые голоса!» Что они твердили? Почему их голоса немые – они звучат в их книгах, их стихах, они никогда не были немыми и не будут, разве только в воспаленном воображении автора… Далее вновь банальщина: «Неужто космос всеми нами правит? И у планет меняет полюса?» Это какой-то микс из современных псевдонаучных штучек о «космических лучах» и т.п., «меняющих полюса у планеты». Какие, кстати? Если магнитные, то еще куда ни шло.

Последняя строфа попросту лишена логики. Вечность подсказывает лирическому герою, и одновременно с ней то же делает еще и чабрец, пахнущий бессмертием – что Творец с неба говорит о том, что не надо представлять разлуку-бесконечность. Все понятно? Может быть, автор хотел сказать, что смерти нет (разлука, да еще и бесконечная – одна из метафор смерти)?  Но что тогда «вечность», да еще и говорящая? И существующая помимо Творца? Опять смысловая тавтология.

Такое впечатление, будто попал на ЛИТО, где надо разбирать ученические «творения».


Рецензии