Вечные игра в шахматы часть 56

Вечные игра в шахматы часть 56


Тот, кто знаком с Древним Египтом, легко вспомнит пантеон богов с головами животных. Гор с головой сокола, Себек с крокодилом или Тот с ибисом – похоже, что древние египтяне находили вдохновение в животных Нила для изображения своих богов.
Но одно существо стоит особняком. Это бог Сет и его зверь, которого называли Ша. Он берет свое начало в египетской мифологии. Считается, что он существовал в древнеегипетские времена и считался священным для бога Сета. Но что представляло собой само животное – полная загадка.
Согласно древнеегипетской религии, Сет известен как бог бури, беспорядка, пустыни, насилия, разрушения и хаоса. Царством Сета была красная земля смерти – пустыня, в отличие от черной, живительной земли Нила.
Многие египтологи считают, что зверем Сета было мифическое животное, выдуманное в древнеегипетские времена и никогда не существовало в реальности. Однако в последнее время ряд зоологов предприняли несколько попыток обнаружить загадочного зверя.
Некоторые авторы предположили, что скорее всего это стилизованный шакал, осел или трубкозуб. Хотя до сих пор точно неизвестно, существовало ли оно или нет, но верно то, что это животное имело большое значение для людей, живших во времена Древнего Египта.
Что же мы о нем знаем?
Известно, что Ша чем-то напоминает шакала или борзую. Одна из наиболее характерных черт этого животного – жесткий хвост, который почти всегда изображается стоящим вертикально и либо вильчатым на конце, либо закрученным, как у льва.
Животное изображается с квадратными ушами, которые держатся прямо, и длинным носом с небольшим изгибом вниз. Цвет животного изображается черным или рыжеватым.
На большинстве изображений, относящихся к древнеегипетским временам, животное Сета изображено в состоянии покоя, сидящим или лежащим.
Это существо ассоциировалось с поведением, похожим на поведение жестокого египетского бога Сета, которому оно посвящено. Животное характеризовалось как садистское, коварное, недоверчивое, мстительное и злобное. Также оно считалось очень хитрым и умным.
Хотя способности, которыми обладал Ша, не очень ясны, ряд древнеегипетских иероглифов объединяет символ Сета с символами, обозначающими сильные бури, насилие, страдания, бури и возмущения. Ша и его бог Сет считались вестниками несчастья, олицетворяющими бездушное пренебрежение пустыни и способными вызывать бури в любом месте по своему желанию.
Бог Сет
Древние изображения Сета как у египтян, так и у поздних греков изображают его в виде человека с головой загадочного животного Ша. Голова почти всегда воссоздает некоторые специфические детали, которые в противном случае можно было бы счесть случайными. Например, легкий изгиб вниз на длинном носу, который квадратный и держится прямо, как на изображениях животного.
В различных случаях бог Сета даже изображался в полностью животной форме с длинным, изогнутым носом, прямым вилообразным хвостом, квадратными ушами и телом, похожим на собачье. Среди других животных, которые, как известно, являлись священными для бога Сета, были гиппопотам, крокодил, дикий кабан, антилопа и скорпион. Все эти животные считались представителями дикости, власти, силы и защиты.
Зверь Сета был церемониально представлен Уасом (длинного посоха с раздвоенным концом и навершием в виде головы животного бога Сета), который обычно носили фараоны, жрецы и боги как символ власти. Также были найдены остатки скипетров, сделанные из дерева или полудрагоценного египетского фаянса.
Фараоны Второй династии Хасехемуи и Перибсен имели серехи (царский герб и почетный знак, включенный в иероглифы для обозначения фараона) тоже с изображением зверя Сета. Таким образом, они идентифицировали себя как проявления божественного бога Сета в этом мире.
Такое почитание Сета резко контрастировало с предыдущими царями, которые идентифицировали себя как проявления Гора. Во времена Старого царства Египта бог Сет и бог Гор считались близнецами-защитниками и сторонниками бога Ра. Объединение Сета и Гора представляло собой примирение потенциальной борьбы между двумя царскими культами.
Поиски тифонической гончей
Изменения и эволюция в написании различных произведений искусства и иероглифов древних египтян на протяжении их долгой истории затрудняют идентификацию загадочного Ша, зверя Сета. Многие ранние изображения этого таинственного существа не указывают на наличие вилки на конце хвоста животного. Это вызвало непрекращающийся популярный спор о том, какие иероглифы точно представляют или изображают бога Сета и всех связанных с ним животных.
По мнению египтолога Кена Мосса, животное Сета могло быть салюки (порода борзых), поскольку это древнейшая одомашненная порода собак с идентичным телом и изогнутым носом. Более того, хвост и уши салюки становятся вертикальными, когда она бежит. Салюки действительно была изображена в ряде иероглифов.
Однако никаких дополнительных связей салюки с богом Сетом не обнаружено, а сходство может быть случайным. Кроме всего прочего, эта собака мало ассоциируется с богом безжалостных пустынь и смерти.
Были и другие теории. Высказывались предположения, что это какая-нибудь дикая собака или шакал, хотя он изображается совсем иначе и как животное, священное для Анубиса.
Некоторые исследователи предполагают, что этот зверь может представлять очень редкий древний вид, который с тех пор вымер. Тем более В Северной Африке, безусловно, есть крупные животные, которые не дожили до наших дней. Например, барбарийский лев.
Другие ученые считают, что это просто стилизованное изображение кого-то из существующих животных, таких как свинья, антилопа, африканская дикая собака, жираф или окапи (что-то среднее между лошадью и жирафом). Поздние изображения бога Сета однозначно напоминают ослиную голову, и вполне вероятно, что именно осел и был главным вдохновителем при создании воображаемого животного Сета.
Многие считают Ша составным из нескольких или полностью фантастическим зверем, которого никогда в природе не существовало. Однако ни один из этих ответов не является полностью доказанным. Тем более вымышленное животное – это было бы почти уникальным явлением в египетском пантеоне Богов. Да и изображение реального животного в такой стилизованной манере, что его никто не может узнать, также весьма необычно рядом с другими очень реалистичными изображениями других священных животных богов.
Секрет, затерянный в пустыне?
Маловероятно, что исчерпывающий ответ на эти загадки будет когда-нибудь найден. Возможно, действительно такого зверя никогда не существовало. А может быть, это странно стилизованное изображение обычного животного или сразу нескольких, объединенных фантазией художника в одно.
Ну, или может быть, где-то в египетской пустыне скрывается еще не открытое нами существо, священное для древних, но потерянное для времени.
Читайте также: Египетские пирамиды Исаака Ньютона
Риторический вопрос: если драконов не существует, так почему их картины есть во многих культурах?


Рецензии