Из Латвии в Латвию с Раймондом Паулсом

На берегу Рижского залива в местечке Булдури ныне только ветер перекатывает песчинки по пустому пляжу, местами заросшему ивами. А когда-то в этом месте было знаменитое варьете «Юрас Перле» («Морская жемчужина»), сгоревшее в лихие 90-ые годы, а впоследствии окончательно заброшенное. Круглый год сюда как магнитом притягивала именитых (и стремящихся стать в этот ряд) гостей ночная программа варьете с почти парижским шоу — одна из первых в СССР, — настоящая диковинка и мечта советского денди. Этот ресторан с варьете — настоящий памятник эпохи — возник во второй половине 60-ых годов с легкой руки Марины Затоки и режиссера — профессионального хореографа Марка Гурмана.
«Я не люблю роскошных памятников,  — говорил композитор Раймонд Паулс, музыкальный руководитель программ и частый посетитель «Юрас Перле» — в них чудится какая-то фальшь. Главное помнить о тех, кого мы любим, и о тех, кто от нас ушел».
Прекрасный повод, уважаемый Читатель, вспомнить что 12 января 1936 года в Риге родился ставший легендой последней четверти XX века, композитор, дирижёр, пианист, общественный  деятель Ояр-Раймонд Волдемарович Паулс (Ojаrs Raimonds Pauls).
О творчестве этого замечательного человека написаны книги и многочисленные статьи в периодике. Мне бы хотелось отметить неисчерпаемую энергию этого музыканта, стремление к постоянному развитию  и бесценные человеческие качества — простоту в общении, юмор, постижение нового. Мне кажется, время не властно над этой незаурядной личностью.
В 1946 году юный Раймонд начал обучение в музыкальной школе у замечательного педагога  Ольги Боровской, которая помогла Раймонду услышать звуки музыки и жить этим звучанием. Как композитор Раймонд всегда преклонялся перед Бахом, который  «обокрал» всех композиторов на много веков вперед, сочинив такие гениальные вещи, которые потомкам никогда не превзойти.
С 1949 года Раймонд стал работать на вечеринках и в ресторанах, а главное, влюбляется в джаз. С 1956 года в составе джаз-секстета записывается на Латвийском радио. После окончания консерватории в 1957 году работал в Рижском эстрадном оркестре Латвийской филармонии, выступал с концертами в Грузии, Армении, Украине, за рубежом. В 60-ых Раймонд вторично поступил в консерваторию, но уже по классу композиции Яниса Иванова, который не закончил, полагая, что произведения малых жанров можно сочинять и без консерваторского образования.
Раймонд уверенно начал сочинять легкие песенки «Мы встретились в марте», «Неотправленное письмо», «Зимний вечер» с незатейливыми мотивами на простые стихи Альфреда Круклиса.
Когда Раймонда Паулса спрашивали:
— Это Вы создали латышскую эстраду?  — Он, как правило, шутил или отмалчивался, но безусловно заслуга Паулса в создании послевоенной эстрады Латвии  велика.
С 1964 по 1971 год — Паулс художественный руководитель Рижского эстрадного оркестра.
60-ые и 70-ые годы принесли песням Палуса, которые он сочинял на стихи латышских поэтов, всесоюзную популярность благодаря их яркой и запоминающейся мелодике, и, безусловно, оригинальным переводам стихов на русский язык — «Синий лен» и «Листья желтые» — стали суперхитами.
С 1967 года — член Союза композиторов Латвийской ССР, член Союза кинематографистов Латвийской ССР. С 1973 по 1978 — художественный руководитель инструментального ансамбля «Модо». C 1978 по 1982 — дирижёр Оркестра лёгкой и джазовой музыки Латвийского радио и телевидения. C 1982 по 1988 год — главный редактор музыкальных передач Латвийского радио. В 1986 году по его инициативе был организован Международный конкурс молодых исполнителей популярной музыки «Юрмала», просуществовавший до 1992 года. C 1988 года — председатель Государственного комитета Латвийской ССР по культуре, с 1989 по 1990 год — министр культуры Латвийской ССР в последнем советском правительстве Латвийской ССР под руководством В.-Э. Бресиса.
90-ые годы для Паулса время оценок своих политических возможностей и поиски себя в политике: министр культуры в кабинете Ивара Годманиса, член партии «Латвийский путь», советник президента Латвии Г. Улманиса по культуре, основатель и председатель «Новой партии», кандидат на пост Президента Латвии.
В 2000–ых композитор полностью отошел от политической деятельности и вернулся к музыкальной. С 2010-х выступал в основном как пианист, в том числе с симфоническим оркестром, в основном в Латвии.
В то время, когда наиболее пострадавшая от пандемии индустрия концертов и выступлений полностью простаивала, творческий дух многих музыкантов нашел отражение в студиях звукозаписи. Маэстро Раймондс Паулс и колоритная курземка, певица Анце Краузе записали и выпустили альбом «Sasala Jurina», содержащий энергичные и звучные суйтские песни в новом исполнении Маэстро.
Возвращение к истокам латышской музыки дали Раймонду Паулсу новый заряд энергии.
С днем рождения и возвращением, Маэстро! Долгих творческих лет!

http://stihi.ru/2024/01/14/4907


Рецензии