Разговоры с близкими

После позолоченного

«Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь»*
Но жизнь теперь – сплошная хитрость,
Пути кривы, сердца мертвы.
Лишь ель, вздымая величаво
Скопленья узенькой листвы,
Переправляет нас в Начало.
Там век придуман золотой,
Всё настоящее так цельно,
В обнимку шествует с мечтой
Всё, что велико, сопредельно.
Металлов чистых торжество,
Пусть меди, серебра, железа –
Ценнее всё ж, чем ничего,
А позолота – бесполезна.
Видала век я позолот…
Одна лишь спесь, пустая форма.
Так истекает век щедрот,
Но всё же держится притворно.
Потомственный аристократ
Побыть бы рад интеллигентом,
Но век – ещё – сменил наряд
И стал крикливости агентом,
Всемирной пошлости, увы…
Последний облик, приспособясь,
Не избежит дурной молвы,
Лишь побрякушке уподобясь.

*из Б. Пастернака

***

Правдивости

Есть вечные тени, кружок интермеццо
(кружатся снежинки, но колко и зло).
Стоянье растений, в полголоса, mezzo*,
Безмолвно и даже зиме не назло.
Лишь просто стоянье… а мимохожденье –
Зачем? Я не знаю. Бессмысленно всё.
Исчезло сиянье, пропало струенье.
Обнимемся с тенью, пусть Темень несёт.
*итальянское слово, переводится как "вполовину", часто встречается в музыке.

14. 01. 2024



https://www.youtube.com/watch?v=DFzlBPbySM4


Здесь ещё была ссылка на плейлист в ютьюбе "Тёмные века" замечательного историка Бушвакера - кто раз его послушал, навсегда полюбит историю, потому что человек рассказывает от души. Сейчас, в эти времена темноты, он очень помогает! Помогающего вообще мало стало (быть может, это только у меня, после всех моих разочарований). Очень трудно вернуть себе чистоту сердца и веру в людей... Но погружение в прошлые эпохи учит чему-то... Я ищу свой собственный смысл в этом разломе. Поговорить по-настоящему мне не с кем.
Вспомнила как я когда-то обильно цитировала поэтов ( потому что изучала их очень интенсивно), а теперь все эти разговоры стали глубоко интимными: это воздух, которым я дышу и питаюсь, никогда я это общение не выставляла напоказ и не продавала, реализуя себя через талант проникновения, чувства и разума. Всё это - позолоченное, глубоко мне чуждое.
А нужной помощи я не получила. Поэтому мои стихи никто не знает.
Века меценатства давно прошли. Я уж о благородстве не говорю. Одно вокруг менеджерство и торгашество. Вот я и слушаю лекции по истории, чтобы найти хоть что-то утешительное в понимании: человечество всегда было таким, и как Христос сказал: "Сыны века сего догадливее сыновей света", то есть лучше к жизни этой приспособлены - ведь для того, чтобы достичь здесь успеха, нужно чем-то поступиться, и всегда это совесть и честь. А с другой стороны я пытаюсь разобраться - где аристократия ошиблась, допустив в себе сначала падение, а с ним и падение культуры - даже не высокой культуры душевной жизни ( развлечения богатых - красотой), но общей культуры общения и жития.
Полезно на эту тему посмотреть, к примеру, сериал ( небольшой) "Позолоченный век". Что главная представительница старой аристократии, пустая и спесивая, что главная новых людей - дельцов и капиталистов, словно волчица -  и обе они хищницы. Но есть там и хорошие люди. Один только вопрос: почему хорошие, сердечные и совестливые люди никогда не наверху в обществе? Почему общество всегда функционирует по животному принципу: альфа-самец и альфа-самка? И как жить в таком мире, где чистое и наивное всегда должно погибнуть, быть оттеснённым, использованным и обокраденным?
И пока я ищу ответы на вопросы, и в таком растерзанном состоянии не могу писать ( потому что писать может только цельная и уверенная в себе личность), у меня есть в глубине души утешение Мариино - слова Марии Петровых о домалчивании до стихов, вообще вся её честность и Марины Цветаевой искренность и правда. Пастернака я тоже читаю - чтобы продолжать удивляться. Миры вот таких людей мне дают больше, чем этот мир, в котором я не нашла для себя никакой радости. Очень редко случался контакт с хорошими людьми, а все, кому я душу отдавала, поступили со мной плохо и жестокосердно, и объяснить это чем-то, кроме как судьбой и кармой, я не могу. Поэтому смиряюсь и терплю -  с Судьбой я не воюю. Ведь это Она так сделала, чтоб я родилась сюда такая. Но люди, которым я доверялась... что дальше с вами будет по жизни?
А мир - какой он самом деле? Я как будто заново его открываю, избавляясь от иллюзий. И в жестокой этой реальности всё равно нужно найти какую-то доброту. Доброта очищает, а без чистоты писать новое невозможно.
Вовремя мне попались и Мария Петровых с её честностью, и Бушвакер... И всё то, что у меня было прежде, остаётся в помощь. Вся жизнь - будто в заточении, где есть только свой внутренний мир и библиотека. Где же милосердие христианского мира, породившего всю европейскую культуру последних веков: накормить голодного, дать одежду раздетому, посетить сидящего в тюрьме? Мир остался без милосердия. Или он от века такой животно-жестокий? Вот это надо выяснить. Не верила ли я в людей совершенно напрасно?
______________________________

Возвращаясь  к вопросу... Спасает слушанье истории, живое, от души повествование - слушаю Бушвакера. С ним всё хорошо, он выехал из Харькова, пишут, что он теперь в Германии, работает на историческом факультете. Очень рада за него, заслужил! Благодарности слушателей, думаю, помогли ему. Страшно представить, что он пережил, когда в его дом попала ракета. Но теперь с ним всё в порядке, пусть работает дальше, ведь мы, живущие в этом аду, ждём.
В аду ты всегда один. Тебя оставили абсолютно все: бывшие возлюбленные, друзья... они же тоже, в выживании, экономят свои ресурсы, зачем им тратиться на тебя? Так познаются истинно твои люди и попутчики...
Спасает ещё и всякое человечное. Например, фильм Крэнфорд, атмосфера бюргерской, как бы презираемой романтиками жизни. Но теперь, в войне, эта простая человечная, такая добрая, жизнь и кажется действительно настоящей. Я уже об этом как-то писала стих. Мы будем жаждать простых повседневных радостей спокойного жития, потому что даже их всё меньше. Не говоря о романтике - ведь никто больше не следует идеалам. Рыцари были, даже вот ещё недавно, но все погибли.
То, что я прочувствовала в "Позолоченном веке" - вся эта удерживаемая форма -  нив какое сравнение не идёт с человечностью провинциального Крэнфорда. Пушкин знал об этом, поселяя свою любимую героиню в провинцию. Именно из провинциальных принцесс получаются потом истинные королевы. Получались...
Впрочем, я в этой современной жизни больше не живу, буду жить в прошедшем и в своём мире культуры. Так что для меня все королевы, рыцари, и провинциальные сердечные добрые люди - живы. И вечно!
20.01.2024


Рецензии