Вечные игра в шахматы часть 34

Вечные игра в шахматы часть 34

Бог Мин — древнейший бог Египта

В Древнем Египте, в отличие от многих других культур, верили, что космическая мать Нут — это звездное небо, а земля — это бог Геб. Геб был отцом возрождающегося и умирающего бога Осириса.
Согласно мифу, Геб ссорился со своей женой Нут из-за того, что она каждый день поедала своих детей-небесные светила, а затем вновь рожала их. Шу разъединил супругов, подняв Нут наверх (небо), а Геба оставил в горизонтальном положении (земля).
Богиня неба Нут, изогнувшаяся над землей - Гебом. Рисунок на папирусе. Ок. 1000 г. до Р.Х. Лондон. Британский музей.
В мифе о споре Гора с Сетом о праве на престол Осириса Геб возглавлял судей. Наследником Геба был Осирис, от которого трон перешёл к Гору, а преемниками и служителями Гора считались фараоны, то есть, власть фараона рассматривалась восходящей к Гебу.
Мин — божество плодородия
Когда европейцы впервые видят изображение этого божества, то стыдливо отводят взгляд и фотографируют его только по пояс. По той же причине арабы, захватившие Египет старательно уничтожали его изображение полностью или частично.
 
Изуродованная статуя Мина в Лувре
Однако, для египетских фараонов Мин и его праздник был важнейшим обоснованием своей власти, в который проводился древний ритуал плодородия, хорошо документированный в археологических памятниках.
Мину начали поклоняться задолго до строительства первых пирамид  - еще  в преддинастический период, что подтверждается эмблемой бога, появляющейся на глиняной посуде уже в это время.
Ритуалы, связанные с качествами Мина, как «производителя урожаев», являлись частью церемоний фестиваля Сед, который проводился первый раз на 30-летие правления фараона, а затем каждые 3 года его правления, чтобы с помощью магических ритуалов омолодить силы фараона, восстановить его выносливость и способность дальше управлять страной.
Фараон, коленопреклоненный перед статуей бога плодородия Амона-Мина. Карнак, 20 в. до н.э
Божество, чей культ уходит в глубину тысячелетий, именовалось египтянами, как Мин, что в современном переводе означает «Видимый», «Проявленный». Нередко о плодородии этого божества говорит и надпись к его изображениям, где он называется «чёрным». Именно этот цвет считался символом богатых земель в долине Нила.
Интересно отметить, что и само слово «праздник» в египетском, коптском, саидском языках переводится как «явление (божества)», таким образом праздник являл собой момент встречи человеческого и божественного.
Два страусиных пера на короне бога символизируют истину и справедливость, поскольку они в точности одинаковы.
Плодовитость Мина отражалась и в его священных живых существах. Так, главным животным божества был бык белого цвета. А вот растением, покровителем которого был этот бог, являлся лук-латук, что, согласно преданиям, способствовал повышению мужской силы.
Апис — священный бык в древнеегипетской мифологии, имевший собственный храм в Мемфисе.
Праздник Мина начинался в первый день жатвы и отмечался ритуальной процессией. Впереди процессии вели белого быка — символ бога Мина, на голову которого прикрепляли корону. Фараон шел вместе с сыновьями в сопровождении сановников и знати. В честь божества воздвигали символический столб. Фараон, участвовавший в ритуале, срезал на поле золотым серпом первый сноп, подносил его к столбу и торжественно укладывал у подножья. После этого правитель славил Мина и первым начинал обрабатывать землю, подавая пример своему народу.
Изначально, в додинастическом Египте, Мин считался повелителем дождя и с ним были связаны древнейшие ритуалы вызывания дождя. При этом он ассоциировался с Созвездием Ориона, которое напоминало фаллический символ бога.
 
Мины - новоделы из сувенирной лавки в Каире
С неиссякаемой потенцией Мина и его постоянной готовностью к оплодотворению связана следующая легенда.
Когда враги стали угрожать Египту, фараон собрал в свою армию всех мужчин и отравился на войну. Каково же было удивление, когда вернувшись через длительное время с войны, мужчины обнаружили, что в их отсутствие жены успели нарожать детей по всей стране. И все эти дети были на одно лицо.
Оказалось, что это Мин не давал женам скучать и грустить - каждую ночь он удовлетворял огромное число женщин. Фараон возмутился и приказал отрубить ему руку и ногу. Однако когда через несколько лет началась новая война и армию пополнили многочисленные отпрыски Мина, фараон кардинально поменял свои взгляды и воздал Мину всевозможные почести.
Ныне в Египте туристам предлагают большой выбор статуэток Мина – без одной ноги и одной руки, но с наличием внушительного главного атрибута этого бога.
 
 
В более поздний период Мин уже «обрастает» новыми чертами. Он покровительствует торговле, а значит, всем купцам и караванам. Наиболее распространён культ Мина был в Омносе, Хеммисе и Нубии.
В Вади Хаммамат находились каменные карьеры и золотые рудники – их покровителем и покровителем работ по добыче камня и золота также стал считаться Мин.
Тесно связан был Мин и с городом Акмимом, который был еще одним важным культовым центром этого древнеегипетского бога. Греки называли этот город Панополисом, то есть городом Пана, поскольку они отождествляли греческого бога Пана с Мином.
Долина Мина и Курбан-байрам
Одним из главных культовых центров бога Мина была столица пятого нома Верхнего Египта город Коптос. В древние времена Коптос являлся последней остановкой для караванов прежде, чем им войти в долину Вади Хаммамат – самый удобный и короткий маршрут по Аравийской пустыне между Фивами и Красным морем. Постепенно Мин стал покровителем караванов и торговли, защитником путников и богом Аравийской пустыни.
Интереснейший факт, связанный с древним божеством Мином, является то, что его именем называется долина Аравийской пустыни рядом с Меккой в месте возникновения ислама. По арабски глагол «манна» означает «лить», «проливать», что связано с древнейшим качеством бога Мина как покровителя дождя. Поэтому происхождение еврейской мацы, как образ манны небесной также связано с этим древним божеством.
Древние скотоводы в этой долине проливали кровь жертвенных животных. А в настоящее время долина Мина — место проведения двух важнейших ритуалов хаджа все мусульман — бросания камней в находящиеся здесь столбы джамарат и обряды жертвоприношения. Сами по себе столбы ненавязчиво напоминают о древнейшей символике бога плодородия, хотя большинство мусульман вряд ли догадываются об этом.
 
 
 
Столбы джамарат, побивание камнями
Согласно мусульманской традиции, обряды хаджа были установлены пророком Ибрахимом; первый из них напоминает о том, как он побил камнями шайтана, трижды представавшего перед ним в долине Мина. Второй также воспроизводит эпизод из его жизни: однажды Аллах, желая испытать Ибрахима, велел ему принести в жертву своего сына. Пророк покорно согласился исполнить волю Господа: он привел сына в долину Мина, где приготовился совершить жертвоприношение, однако по воле Аллаха свежезаточенный нож не смог прорезать плоть сына Ибрахима. Затем спустился ангел Джабраил с барашком из рая, и велением Аллаха заменить им сына.
 
Палатки паломников в долине Мина.
На самом деле, в этом обряде очевидно имеется реликт традиции, возникшей задолго до возникновения Ислама, который сейчас связан с праздником Курбан-байран, во время которого приносится в жертву барашек. Очевидно, баран является символом плодородия для древних скотоводов, подобный праздник существовал и у евреев, который впоследствии они заменили пасхой.
Шамм ан-Насим, египетский запах весны
У многих народов мира на праздник весны принято красить яйца и печь ритуальный хлеб. У православных это связано с Пасхой, в мусульманских странах Передней и Средней Азии это Навруз, на Кавказе это праздник пробуждения весны, о чем я писал в статье про ритуальные хлеба Дагестана. Интересно отметить, что у лезгин подобный праздник называется Ярван Сувар, а корень Яр является однокоренным с древним славянским божеством Солнца Ярилой. Поэтому данный праздник еще и связан с возжиганием огня и прыжками через него, чтобы очиститься от всего темного. Правда в России эту часть праздника отделили от Пасхи и перенесли на масленицу.
 
Но знаете ли вы, что подобный праздник существовал в Древнем Египте и дошел до наших дней под названием «Шамм ан-Насим» (Sham el-Nessim) – «Дуновение весеннего ветра»?
Раньше он назывался «Шаму» - или "Воскрешение жизни". Потом постепенно название трансформировалось в «Шамм», к нему добавилось слово "ан-Насим" и получилось современное название праздника. В наши дни «Шамм ан-Насим» принято отмечать на следующий день после православной Пасхи, как говорят египтяне «по чистой случайности» и считают, что данный праздник не имеет к религии никакого отношения. Хотя, как мы видели ранее имеет и самое непосредственное.
 
Египтяне презднуют Шамм ан-Насим
С самого утра египтяне семьями устремляются в парки, на набережные или к морю - с древности было принято проводить этот день на природе. И, как правило, природа жителей Египта не подводит и дарит в "День дуновения ветра" нежаркую ясную погоду с легким ветерком, наполненным ароматом цветущего жасмина.
В нижнем Египте в "Шамм ан-Насим" принято разжигать огромные костры, в которые бросают тряпичные куклы, символизирующие зло. А самые смелые прыгают через огонь.
Неотъемлемая часть праздника - семейный пикник, к которому готовят характерные только для этого дня угощения - соленую рыбу "фасих", копченую селедку "рингу", крашеные яйца, лук.
 
Блюда "Шамм ан-Насима" пришли из Древнего Египта. Например, яйца символизировали сотворение мира, а традиция красить их появилась, поскольку египтяне писали на яйцах заклинания и молитвы и вешали затем на деревьях, ожидая исполнения желаний.
Тут конечно же уместно спросить, где и когда впервые появилась традиция красить яйца. Если предположить, что в Египет она попала извне, то можно ее можно связать с двумя событиями:
1. Завоеванием Египта гиксосами в XVIII—XVI веках до н. э., которые смогли основать свою, XV династию. Основу гиксосов составляли амореи, хурриты и хетты.
2. Вхождением Египта в державу Ахеменидов в 525 г д.н.э, когда Камбиз II был официально признан царём Египта. В державе Ахеменидов Навруз был государственным праздником. С другой стороны, символ орла с распростертыми крыльями ахемениды восприняли как символ верховного божества.
 
 
Но, возможно, эту традицию заимствовали другие народы у египтян. Напишите, что вы думаете по этому поводу в комментариях. Во всяком случае доподлинно известно, что эта традиция возникла задолго до появления монотеистических религий и связана с древним культом плодородия Мина.
 
"Фасих", или соленая рыба появилась на весенних праздничных столах египтян при пятой династии фараонов (около 2504 – 2347 года до нашей эры). Это блюдо было символом вод Нила – "реки, давшей жизнь". Древние египтяне для засола выбирали определенный вид рыбы и хранили ее 45 дней до праздника.
День, два до начала праздника весны Шам-эль-Насим, все рынки Египта наполняются запахами тухлой рыбы. С незапятнанных времен каждую весну, Нил отступал из своих берегов, оставляя следы гниющей рыбы. Из-за запаха рыбы египтяне дали своеобразное название празднику, который переводится также как «запах весны». Но не все современные египтяне могут стерпеть этот запах гнилой рыбы, поэтому они покупают себе копченую селедку в магазине.
 
Как уже упоминалось ранее, лук был священным растением бога Мина, но со временем это забыли и с луковицей на столах в "Шамм ан-Насим" стали связывать легенду, восходящую к шестой династии древнеегипетских фараонов (примерно 2345 – 2181 года до нашей эры).
У одного царя был единственный сын. Однажды ребенок тяжело заболел и ни один лекарь или жрец не могли вылечить его в течение нескольких лет. Но вот однажды весной, как раз накануне "Шамм ан-Насим" великий жрец сообщил царю, что причиной болезни его сына явились злые духи. На ночь жрец положил под подушку ребенка свежую луковицу и к утру резкий луковый запах заполнил не только спальню больного, но и весь дворец. Духи не выдержали запаха лука и навсегда покинули ребенка. Сын фараона поправился, и в честь этого события египтяне стали вывешивать весной над входной дверью луковицу как символ здоровья, исцеления и возрождения.
 
Запах рыбы и лука не единственный запах этого праздника, в это время также распускается жасмин. Дети наряжали пальмовые ветви, девушки надевали "колье" из жасмина. Древние египтяне не только делали из него ароматные украшения для себя, но и украшали жасминовыми цветами храмы.
Праздник древние египтяне отмечали с размахом - на улицах играли музыканты, проводились спортивные состязания атлетов. Люди при встрече обменивались пожеланиями. И сегодня, как и пять тысяч лет назад, жители Египта желают друг другу в "Шамм ан-Насим" всего самого наилучшего.
 
Сейчас в этот праздник уже никто не вспоминает древнего бога Мина, но именно использование ритуальных хлебов и крашенных яиц дает достаточно оснований считать его продолжением древней традиции обрядов плодородия. Тем более, что у множества других народов обычай раскрашивать яйца и жечь костры привязан к ритуалу первой борозды.


Рецензии