Вечные игра в шахматы часть 30
Почему в исламе строго запрещено пить алкоголь
В исламе запрещено употребление любых алкогольных напитков и даже блюд, в которых они содержатся. Для таких продуктов существует особое название «харм», а грех, связанный с нарушением этого запрета, называют «харам». Многие считают, что запрет употребления спиртного появился одновременно с исламом, но это не так. От алкоголя мусульмане отучались постепенно, следуя указаниям пророка Мухаммеда и его ближайших сподвижников.
История хранит невероятный факт - Креститель Руси, князь Владимир Красно Солнышко, до того, как принять христианство, размышлял над исламской религией. Он пришел к выводу, что русский народ не сможет принять ислам по той простой причине, что, цитата:
«Руси есть веселие пить: не можем без того быть»
Ислам появился в 7 веке нашей эры в западной части Аравийского полуострова. Этот регион с глубокой древности был населен представителями десятков племен с языческими верованиями, которые относились к алкоголю вполне лояльно. Крепкие спиртные напитки не были у арабов в почете никогда, а вот финиковые настойки и фруктовые вина пользовались большим спросом. В условиях жары и дефицита воды они неплохо помогали жителям пустыни переносить жажду.
Хотя слабоалкогольные напитки и не способствовали сильному опьянению, они все равно вызывали зависимость, со всеми вытекающими из нее негативными последствиями. Путешествуя с проповедями по городам и селениям, Мухаммед сначала не обращал внимания на любовь арабов к вину, хотя осознавал, что эта привычка до добра не доводит.
Пропаганда абсолютной трезвости не слишком обрадовала бы решивших принять ислам жителей Хиджаза (западной части полуострова), так как многие семьи имели там алкогольный бизнес — привозили спиртные напитки из славящейся в те времена своим виноделием Сирии.
Но очень скоро Мухаммед был вынужден ополчиться против пьянства и к этому его подтолкнули его же сподвижники. Последователи пророка были обычными людьми, со своими слабостями и пристрастие к алкоголю было одним из них. Несколько раз проповедники устраивали пьяные драки с оппонентами, а кроме этого, неоднократно бывали замечены в искажении молитв.
Первые рассуждения посланника Аллаха о вреде алкоголя были очень осторожными и выглядели так:
«Они спрашивают тебя о вине и майсире [жертвоприношения языческим богам]. Отвечай: „И в том, и в другом есть великий грех, есть и некая польза для людей, но греха в них больше, чем пользы“». (сура «Бакара», 2 / 219).
Чуть позже появился аят, который запрещал правоверным совершать намаз в состоянии алкогольного опьянения:
«О вы, которые уверовали! Не творите молитвы, будучи пьяными. Ждите, пока не станете понимать то, что говорите». (сура «Ниса», 4/43).
А уже следующий аят этой же суры говорит о запрете употреблении алкоголя прямо:
«Воистину, шайтан при помощи вина хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и совершения молитвенного обряда. Устоите ли вы?».
Так и появилось в исламе понятие «хамара» — греха, связанного с употреблением напитков, одурманивающих человеческий разум. Лаконичность Мухаммеда в трактовке этого правила привела к тому, что исламские богословы принялись рассуждать на тему «хамра» и постепенно пришли к тому, что к запретным веществам стали относить не только наркотики и алкоголь, но и любые средства одурманивания, в том числе бензин, ацетон и клей.
Кроме того, запрет на алкоголь способствовал созданию крепкой уммы, ведь любые запреты приводят к ощущению избранности и отличия от остальных народов.
В исламе существуют и другие правила, предельно точно обоснованные Мухаммедом и его сподвижниками, например, запрет на ношение мужчинами золота и шелка, правда об этих запретах уже мало кто помнит.
Изобретение спирта арабами
Есть у мусульман особе мнение и об употреблении алкоголя в медицинских целях. Богослов Абу Дауд приводит такие слова Мухаммеда:
«Воистину, хамр не несет исцеление, он несет болезнь. Аллах ниспослал болезни и лекарства, создав для каждой болезни свое лекарство, и лечитесь им. И не лечитесь запретным».
Однако факт остается фактом: спирт был изобретен в цивилизации, отрицающей употребление вина.
При дворе легендарного Гарун Аль-Рашида служил лучший алхимик той эпохи – Абу Муса Джабир ибн Хайян или Джабир, Гебер (721—815). в европейской интерпретации.
Джабир или Гебер (721—815)
Человек сложной судьбы, он получил от правителя право проводить любые эксперименты. Как алхимика его интересовали способы превращения одного вещества в другое. Ни философского камня, ни тайны получения золота он не изобрел. Зато изобрел способ получение спирта, который он назвал «душой вина». Алхимик писал, что считает эту горючую жидкость малополезной, но верил, что технология окажется полезной для науки.
Примерно через сто лет после Джабира появился второй великий арабский химик и врач — Мухаммад Закария ар-Рази (865 –925 ). Он увидел, что Душа вина может быть полезна в медицине — для обеззараживания и изготовления лекарств.
Абу Бакр Мухаммад ар-Рази (865 –925 )
Ар-Рази довел до ума технологии, описанные Джабиром. И сделал дистиллят качественным, чистым. Для этого ар-Рази использовал темный порошок минерала стибнита. По-арабски он назывался «кохль». В результате дистиллят Ар-Рази стали называть «аль-кохлем», то есть очищенным при помощи темного сублимированного порошка. Таким образом, даже название алкоголь имеет арабское происхождение.
Весь процесс получения этанола медик описал в трактате «Секрет».
Медик видел назначение алкоголя в лечении болезней.
Абу Нувас (756 - 813 гг.)
Неизвестно, кто первым догадался употребить дистиллят внутрь, но есть свидетельства, что это произошло в тот же период. Современник, поэт Абу Навас посвящает алкоголю стихотворение, в котором описывает напиток цвета дождя, обжигающий ребра.
Покуда взор мой полный кубок не узреет,
Нет радости ни в чем, ничто меня не греет.
Берут заботы в плен и на душе темно!
Оружья лучшего не сыщешь, чем вино!
А если бы вино ключом однажды стало,
Замки скупцов оно легко бы открывало.
Дни без него пусты и мрачны вечера,
И я пью вечером и снова пью с утра —
С вином не расстаюсь, и если ненароком
Ты укоришь меня, то в этом мало проку.
Нувасу вторил Омар Хайям (1048–1131)
Я снова молод. Алое вино,
Дай радости душе! А заодно
Дай горечи и терпкой, и душистой…
Жизнь — горькое и пьяное вино!
Как видим, запреты на вино не очень соблюдались в странах ислама, особенно в Персии и Средней Азии.
В настоящее время знакомые мусульмане рассказывали, что если забраться под ковер и выпить там, то "аллах не увидит", некоторые считают, что достаточно пить в темноте.
Когда благодаря монахам, переводившим труды арабских ученых, содержание этих работ стало известно на севере и на западе, искусство делать "жженое вино" захлестнуло Европу опьяняющей волной бренди, граппы, виски, шнапса и водки, но это уже совсем другая история...
Свидетельство о публикации №124011401858