Вечные игра в шахматы часть 29
Подлинная история Пасхи
Пасха — самый важный христианский праздник. Установлен в честь Воскресения Иисуса Христа, которое является центром всей библейской истории и основой всего христианского учения. Тайная Вечеря произошла накануне празднования Песаха – важнейшего иудейского праздника. Именно в это время установлено главное христианское таинства — Евхаристия.
В свою очередь, Песах, от которого происходит православная пасха — центральный иудейский праздник в память об исходе евреев из Египта и один из трёх паломнических праздников, в который всем иудеям надлежало явиться в Иерусалим. Ранне-христианские общины переняли пасху в том виде, в котором она праздновалась у древних евреев.
В православии и иудаизме история происхождения праздника рассматривается, целиком полагаясь на истинность священных писаний. В данной статье попробуем проследить откуда на самом деле появилась пасха и в чем её изначальное значение.
Еврейский Песах, официальная версия
Согласно официальной версии, само название означает «пройти мимо», что в Пятикнижии Моисея связывают с тем событием египетского пленения, когда Б-г «прошёл мимо»домов евреев, и они были спасены, в остальных же домах погибли все первенцы.
Историки, религиоведы, ученые пытаясь разгадать когда же было пленение евреев в Египте, пришли в выводу, что данная история о пленении евреев, казнях египетских и гибели первенцах носит чисто мифологический характер, не имея под собой реальной исторической почвы.
Возможно, в этой легенде имеется отсыл к тем практикам и ритуалам, когда в случае голода или неурожая в жертву Ваалу приносили своих первенцев. Согласно описанию римлян, подобный ритуал практиковался в Карфагене для того, чтобы одержать победу над врагом. Сходный миф повторяется и в сказании об избиение младенцев царем Иродом.
Еврейский Песах, история
Чтобы разобраться с происхождением Пасхи, окунемся немного в древнюю историю Палестины. Незадолго до конца IV тыс. до н.э. в Палестине появилась цивилизация раннего бронзового века: она обозначила первое утверждение семитов. Пришельцы стали оседлыми, занимались земледелием и развили городскую культуру. В среднем бронзовом веке Иерихон был процветающим городом, обнесённым стеной из кирпича-сырца. В течение нескольких последующих столетий в регион просачивались другие иммигранты, и взаимное влияние между Палестиной и соседними странами, особенно Египтом, росло. К 2200 г. до н.э. цивилизация раннего бронзового века была разрушена в результате вторжения новой семитской народности – амореев, воинов, ведущих полукочевой образ жизни, отчасти земледельцев, но главным образом – скотоводов.
Племена амореев кочевали от сирийской пустыни (которая тогда еще не была пустыней) до Шумера и являлись предками всех западно-семитских народов: евреев, финикийцев, арамеев, ханаанеян. Их древнейшим городом считается Угарит.
Согласно историческим и археологическим данным, удалось установить, что евреи под предводительством Иисуса Навина проникли в Ханаан приблизительно около 1200 г. д.н.э., это была эпоха судей до 1020 г., когда Саул был провозглашен первым царем.
В эту эпоху еще не было чёткого единобожия, у Яхве была супруга Ашера, которая почиталась также и у арабов в виде утренней звезды. У семитов кроме священников существует институт гадальщиков и ясновидящих, наиболее известный из них — Валаам.
Изначально, еврейская Пасха была скотоводческим праздником, когда семитские племена, кочевали со своими стадами по Аравийской, тогда еще цветущей пустыне. Так как весна была важным моментом в жизни скотоводов, именно весной происходил массовый приплод скота.
По верованиям семитов, именно в это время надо было задобрить духов а особенно так называемого духа-губителя, который блуждал весной голодный, жаждущий крови, для того что бы он не трогал слабый молодняк и неокрепших маток.
Скотоводы устраивали весной общинное обрядовое пиршество, во время которого они резали ягнят и их же кровью мазали свои шатры и загоны для скота. Таким образом, данное пиршество было как бы жертвоприношением духам. В тот период твердой даты праздника ещё установлено не было. Он справлялся весной а день устанавливали жрецы или вожди племен.
Само же название, «Пасха» имеет именно скотоводческое происхождение, так как содержит древнейший корень «саха», означающий загнутые рога. Отсюда и прохождение слова «посох», означающий палку с загнутым концом. Такие посохи в дальнейшем вошли в католицизм и православие. Таким образом, название Пасхи имеет непосредственную связь с посохом скотовода, которой позже стал магическим жезлом.
С другой стороны, как известно, саха — это название рогатого скота, в России есть даже целая республика Саха, чье название произошло от названия оленей. Еще одно значение слова саха — орудие для рыхления почвы. Как известно, праздник первой борозды также как и Пасха проводится весной.
Кроме того, в названии Пасхи присутствует и другой смысл — идти мимо. Но идти мимо чего? Тут надо отметить, что ранее у скотоводов-семитов для проведения Пасхи существовали специальные священные места, главное из которых находилось в долине Мина, где в настоящее время миллионы мусульман со всего мира совершают совершают обряды жертвоприношения и бросают камни в находящиеся здесь столбы джамарат.
Столбы и само название долины связано с древнейшим божеством плодородия египтян, Мином, культ которого возник еще до фараонов. Божество, чей культ уходит в глубину тысячелетий, именовалось египтянами, как Мин, что в современном переводе означает «Видимый», «Проявленный».
Одним из главных культовых центров бога Мина была столица пятого нома Верхнего Египта город Коптос, который впоследствии стал столицей египетских христиан совсем не случайно. В древние времена Коптос являлся последней остановкой для караванов прежде, чем им войти в долину Вади Хаммамат – самый удобный и короткий маршрут по Аравийской пустыне между Фивами и Красным морем.
Пасха у коптов
По арабски глагол «манна» означает «лить», «проливать», что связано с древнейшим качеством бога Мина как покровителя дождя. Поэтому происхождение еврейской мацы, как образ манны небесной также связано с этим древним божеством.
Древние скотоводы в этой долине проливали кровь жертвенных животных. А в настоящее время долина Мина — место проведения двух важнейших ритуалов хаджа все мусульман — бросания камней и обряды жертвоприношения. Сами по себе столбы ненавязчиво напоминают о древнейшей символике бога плодородия египтян и семитов, хотя большинство мусульман вряд ли догадываются об этом.
Позже переселившись из Аравийской пустыни в Палестину с её земледельческим коренным населением иудейские племена со временем стали переходить к осёдлому образу жизни и соответственно стали заниматься земледелием. Праздник пасхи потерял свое предыдущее значение, он слился с земледельческим праздником в котором главное место занимал хлеб, связанный с божествами плодородия ханаананеян. Справлялся же он в дни начала жатвы ячменя который созревал первый из хлебных злаков. Это был праздник опресноков.
Опресноки, бездрожжевой хлеб был символом чистоты. Такой хлеб в виде лаваша присутствует по всему ближнему Востоку. В ветхозаветные времена толщина этой лепешки была в несколько пальцев, но со временем она становилась все тоньше.
Перед Пасхой евреи ликвидируют все следы квасного (хамеца) изо всех шкафов и углов в доме. Зороастрийцы перед Наврузум также убираются в доме, у русских аналогом это традиции является чистый четверг. То есть идея ритуальной чистоты перед Пасхой является частью очень древней традиции, которую евреи восприняли специфическим образом.
В дальнейшем, во времена Иерусалимского храма, жрецы связали праздник пасхи с «исходом евреев из Египта» и создали версию того что данный праздник установлен самим богом Яхве. Таким образом, евреи должны были «идти мимо» древних культовых мест, связанных с египетским богом Мином и идти прямо в иерусалимский храм, который становился новым центром культа. Таким образом, миф об исходе из Египта понадобился для того, чтобы отмежеваться от этого древнего культа и создания нового государственного центра со своей идеологией.
В новой "версии" праздника оказались использованными обряды как скотоводнической пасхи, так и земледельческого праздника опресноков а так же некоторые обряды, заимствованные иудеями у соседних народов.
Тайная вечеря
Ход исторического развития привел к гибели самостоятельного национального еврейского государства и оно оказалось под пятой Римской империи. В данной сложившейся обстановке во всех слоях еврейского народа широкое распространение получили зародившиеся несколько ранее настроения мессианства, которое изначально возникло в религии зороастризма и которое евреи восприняли после вавилонского пленения.
Праздник пасхи таким образом превратился в ожидание чудесного избавление еврейского народа с помощью божественного мессии спасителя. Именно таким образом его и восприняли раннехристианские общины в 1-2 вв.Но восприняли они его не чисто механически а изменив коренным образом его богословское и идейное содержание.
Христианская Пасха
В состав же ранних христианских общин входили не только иудеи но и поклонники различных восточных и греко-римских божеств населявшие много национальную римскую империю. Таким образом, язычники перенесли в христианство и обряды своего крупного праздника весны в честь смерти и воскресения, языческих богов растительности.
Фрагмент Книги мёртвых Хунефера, изображающий суд Осириса. ок. 1310 год до н. э. Сердце взвешивается на весах истины.
Например, подобные весенние праздники воскрешения и пробуждения природу существовали в Древнем Египте и были связаны с божеством плодородия Осирисом. Как известно божествами культов весны являлись также: у греков - Дионис, у финикиян - Адонис, у фригийцев - Аттис. Чудесно родившись (всходы растений) и достигнув зрелости, божества эти приносились в жертву (жатва) что бы своей смертью обеспечить жизнь людям, будучи похороненными (посев) они чудесно воскресали (новые всходы).
Статуя Аттиса в Ватикане
Задолго до прихода христианства римляне поклонялись собственному Богу Аттису, покровителю растений. Здесь можно проследить интересное совпадение: римляне верили, что Аттис родился в результате непорочного зачатия, погиб молодым из-за гнева Юпитера, но воскрес через несколько дней после смерти.
И в честь его воскрешения люди стали устраивать каждую весну ритуал: рубили дерево, к нему привязывали статую юноши и несли его на площадь города с плачем. Затем начинали танцевать под музыку, и вскоре впадали в транс: доставали ножи, наносили себе небольшие увечья в виде колото-резаных ран, а своей кровью кропили дерево со статуей. Таким образом римляне прощались с Аттисом. Кстати, они соблюдали пост и постились вплоть до праздника воскрешения.
Богослужение носило мрачный характер в обрядах изображалась мученическая смерть божества, причем богослужение происходило над плащаницей - изображением божества в гробу.
25 марта (этот день считался днем весеннего равноденствия) плащаницу обносили вокруг храма а в полночь следующего дня характер богослужения резко менялся, жрецы облачались в светлые одежды, грустные песнопения и тематика праздника сменялись на веселые, главный жрец возвещал верующим о воскресении божества из мертвых, верующие надевали праздничные одежды, пировали, веселились и при встрече приветствовали друг друга словами "Господь воскрес".
В Риме верующие предавались приступу необузданного веселья, который назывался Праздником радости (Hilazia).
Христос в пустыне, Крамской
Христиане сначала праздновали обе пасхи - пасху страданий и пасху воскресения. Это уже в дальнейшем эти два праздника слились в один многодневный. Процесс слияния продолжался вторую половину 2 в и весь 3 в.В конце концов, церковь выработала именно тот праздник который существует и в наши дни. Только страдания оказались отнесёнными на страстную неделю, а пасху как праздник воскресения отнесли на так называемое светлое воскресение.
Католическая пасха, Ватикан
В 325 года римский император Константин I, опасаясь раскола общества по религиозному признаку, сумел соединить воедино две религии, сделав основной государственной религией — Христианство. Поэтому многие христианские обряды и таинства так похожи на языческие и имеют столь диаметрально противоположные "с первоисточником" значения.
Во второй половине 2 в. между христианскими церквями разгорелся длительный спор и борьба по вопросу о дне празднования пасхи. Но это было закреплено решениями первого вселенского собора Никейского 325 г. основываясь якобы на имеющихся "апостольских преданиях" которые указывали на то что пасху следует праздновать после весеннего равноденствия и не в один час с иудеями собор установил время её празднования - первое воскресение после первого весеннего равноденствия и полнолуния.
Мацу в христианской пасхе во временем заменили на специальный обрядовый хлеб — просфору. Само слово по-гречески означает приношение или пожертвование. Со временем вместо обыкновенного хлеба стали выпекать специальные просфоры в церкви. Если бы ее увидел аграрий древности, то солярный знак в виде креста на просфор указал бы ему на связь с женской природой, ведь на Востоке и в Дагестане Солнце было женщиной, а Месяц - мужчиной. К тому же одна из разновидностей просфоры так и называется - богородичная.
Зеркало - непременный атрибут Навруза, перед которым ставят ростки молодой пшеницы.
Вино же, которое используется в таинстве евхаристии изначально являлось принадлежностью дионисийского культа. В орфической версии младенец-бог Загрей (Дионис) был принесенном в жертву ради жизни космоса. Согласно греческим мифам, Дионис был растерзан титанами, но вновь возродился. Одной из игрушек, которой титанам удалось отвлечь его внимание было зеркало. В этой связи интересно отметить, что зеркало - непременный атрибут Навруза, перед которым ставят ростки молодой пшеницы.
Дионис
Погибший Дионис именуется Зевсом не иначе как Вином, разъятые члены которого он приказывает Аполлону похоронить в обиталище богов.
Таким образом дионисийское вино на Пасху спустя века вновь по смыслу смыкается с древним египетским божеством плодородия Мином, даровавшим манну небесную, которая теперь представлена в виде просфоры.
Шамм ан-Насим, праздник воскрешения
Удивительное дело, но у современных египтян и коптов сохранился праздник весеннего воскрешения с еще фараоновских времен, хотя никакого отношения ни к иудейской, ни к православной пасхе он не имеет. Сейчас он называется «Шамм ан-Насим» (Sham el-Nessim), «Дуновение весеннего ветра».
Раньше он назывался «Шаму» - или "Воскрешение жизни". Потом постепенно название трансформировалось в «Шамм», к нему добавилось слово "ан-Насим" и получилось современное название праздника. В наши дни «Шамм ан-Насим» принято отмечать на следующий день после православной Пасхи, как говорят египтяне «по чистой случайности» и считают, что данный праздник не имеет к религии никакого отношения.
В нижнем Египте в "Шамм ан-Насим" принято разжигать огромные костры, в которые бросают тряпичные куклы, символизирующие зло. А самые смелые прыгают через огонь.
Неотъемлемая часть праздника - семейный пикник, к которому готовят характерные только для этого дня угощения - соленую рыбу "фасих", копченую селедку "рингу", крашеные яйца, лук.
Блюда "Шамм ан-Насима" пришли из Древнего Египта. Например, яйца символизировали сотворение мира, а традиция красить их появилась, поскольку египтяне писали на яйцах заклинания и молитвы и вешали затем на деревьях, ожидая исполнения желаний.
Пасха на Руси
На нашей же матушке Руси страстная неделя и пасха слились с древнеславянским многодневным весенним праздником основным содержанием которого было чествование духов предков, жертвоприношения полевым и растительным божествам, очистительные магические обряды. Первоначальное же значение данных праздников забылось, православная церковь постаралась им дать свое объяснение и трактование.
Славянский великдень
В 988 году Владимир Великий крестит Русь, и начинает бороться с языческими праздниками по совету византийских монахов. Каждому языческому празднику постепенно давалось новое, христианское значение. Также христианским святым были приписаны привычные для русичей признаки языческих богов. Таким образом, «Коляда» - древний праздник зимнего солнцестояния - постепенно трансформировался в рождество Христово. «Купайло» - летнее солнцестояние - переименовали в праздник Иоанна Крестителя, которого в народе до сих пор называют Иваном Купалой. А что касается христианской Пасхи, то она совпала с очень особенным русским праздником, который назывался «Великдень». Этот праздник был языческим Новым Годом, и его праздновали в день весеннего равноденствия, когда оживала вся природа.
Славянский кулич
Некоторые считают, что обычай печь куличи на Пасху пошёл от евреев, которые пекли свой пасхальный хлеб, который называется маца. Это не так. Эта традиция возникла задолго до того, как христианство пришло на Русь. Славяне поклонялись солнцу и верили, что Даждьбог каждую зиму умирает, и рождается заново весной. И в честь нового солнечного рождения в те времена каждая женщина должна была выпечь свой кулич в печи. Выпекаемый кулич, имел цилиндрическую фаллическую форму, покрытый белой глазурью и посыпанный семенами. Поэтому после того, как кулич доставали из печи, на нем рисовали крест, который был символом бога солнца. Даждьбог отвечал за плодовитость женщин и за плодородие земли.
Происхождение слова кулич неоднозначно. В православии его возводят к греческому слову «kollix» — «круглый хлеб», также как и калач производят от слова «коло», то есть круглый. С другой стороны, в польском языке слово «kulik» означало ряженых на масленице, которые ходят от дома к дому якобы в поисках птицы, при этом на древнем индо-арийском языке kulika означало «птица». Возможно, в древности кулич был как-то связан также с образом райской птицы.
Эти сходства Даждьбога с Иисусом Христом: воскрешение и главный символ – крест, по мнению историков и явились главными признаками, по которым византийской церкви удалось успешно слить воедино язычество и христианство.
В почитание Даждьбога молодежь на обливала друг друга водой, невзирая на церковный запрет – в начале 20 века эту традицию официально признали суеверием.
В царской России утром Пасхи и в городах и деревнях ставили качели и начинали веселые игры, гулянья. Девушки танцевали и присматривали себе женихов, неженатые парни «шалили» — перегораживали дороги баррикадами из телег, забрасывали грабли и косы на крыши, подпирали поленьями двери изб. Эта традиция ритуальных беспорядков также уходит корнями в глубокую древность.
До начала 20 века бытовал русский обычай в пасхальный день кубарем катать по вспаханному полю батюшку или дьякона, который восходит к древнеславянским ритуалам плодородия.
Таким образом, можно резюмировать следующее:
Пасха изначально являлась праздником культов плодородия как у скотоводов-амореев, так и у оседлых народов Палестины и была связана с весенним праздником нового года. У евреев она сохранилась до сих пор под названием Пейсах. В дальнейшем во времена римской империи пасха слилась с культами умирающих и возрождающихся божеств таких как Осирис, Адонис и Дионис и стала главным праздником православия. На Руси Пасха слилась с культом Даждбога и продолжила свое существование с русским куличем.
Свидетельство о публикации №124011401851