Вечные игра в шахматы часть 28

Вечные игра в шахматы часть 28

Почему евреи и мусульмане не едят свинину

Все знают, что иудеи и мусульмане не употребляют в пищу свинину, но мало кто задумывался, почему же у них так заведено. Обычно всё сводится к объяснениям, что свинья считается грязным животным. Но ведь во времена, когда зарождались религии, остальной скот был ненамного чище! Да и сами люди в те далекие времени не задумывались о санитарных нормах, которые с 2020 г стали новой формой религиозности.
 
 
Другим объяснением считалось, что этот продукт запретил употреблять иудеям сам Всевышний в Торе и в Коране и запрет этот не обсуждается. Кашрут или кошер – свод строгих пищевых ограничений, основанный на законах Торы и Талмуда. Кошер позволяет есть мясо только тех животных, которые являются одновременно и парнокопытными, и жвачными – от овец до жирафов. Поэтому свинина считается некошерным мясом.
В иудаизме даже есть праздник, связанные с запретом на этот вид мяса — Ханука. В основе лежит история семи мучеников Маккавеев, которые отказались нарушить законы своей веры. Сирийский царь Антиох IV Эпифан заключил в темницу семерых братьев и их мать и пытался заставить есть свинину. Когда они отказались это делать, правитель приказал убить их одного за другим.
 
Гравюра Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда (1794—1872), казнь Маккавеев
Отказ евреев от свинины породил в Европе множество шуток. Одной из наиболее распространенных и оскорбительных является средневековое изображение иудеев, кормящихся молоком свиньи. Этот образ, называвшийся «юдензау», был особенно популярен при оформлении христианских церквей. Кроме этого, он отображался и на светских гравюрах, скульптурах и барельефах. Разумеется, такое творчество носило оскорбительный характер.
 
 
Изображение еврея и свиньи на одном из немецких соборов
Еще одна версия запрета, появившаяся уже в советское время гласит. что всё дело в том, что иудейская и мусульманская религия зарождалась в жарких краях, а свинина — самое скоропортящееся мясо. Чуть зазеваешься с приготовлением, и тебя ждет тяжелейшее отравление или заражение паразитами!
Однако этот распространенный сегодня взгляд не вполне соответствует фактам. Если бы причину этого запрета действительно следовало искать в жарком климате, мы встретили бы аналогичные законы во всех жарких климатических зонах, по крайней мере, свиноводство в этих зонах было бы редким или вообще неизвестным. На самом деле наблюдается совершенно противоположное. Во всей тропической Африке, там, где нет расового или политического влияния семитов, на островах южных морей, в Индии, в жарком Южном Китае - везде мы встречаем свинью в качестве домашнего животного. Свинина там часто является важной частью рациона.
 
Китайская свинина
Все дело в том, что именно в Китае и Юго-Восточной Азии одомашнивание свиньи началось раньше всего, около 9-8 тыс. лет назад. Впоследствии животные были завезены в районы древних цивилизаций Средиземного моря. С Ближнего Востока домашние свиньи попали в Европу. Однако вскоре европейцы по примеру Востока начали приручать местных диких кабанов, их потомство полностью вытеснило пришлую ближневосточную породу. Таким образом, все существующие породы свиней происходят от европейского дикого кабана (Sustscrofa ferns) и южноазиатского дикого кабана (Sus orientalis, Sus crictatus, Sus vittatus). Иногда к этим видам еще добавляют средиземноморского дикого кабана.
 
Дикий кабан
В 3-м тысячелетии до н. э. свиней разводили в трипольской культуре на территории Украины, а также в Египте, Греции и Индии. В Риме и Греции свиноводство развивалось более интенсивно и считалось почетным.
Итак, во всей жаркой климатической зоне свинина играет важную роль в рационе туземного населения, и только семиты и те народы, чья религия находится под их влиянием, иначе относятся к свинье... Так что климат, как возможное объяснение причины, придется отбросить.
Другая попытка - найти опорные точки путем сравнения семитских религий с другими древними религиями средиземноморского бассейна - не прояснила дело, а только еще больше его запутала. Появилась даже версия, что некогда кабан был священным животным древних семитов, а поэтому появился запрет на поедание свинины.
В результате оказалось, что свинья в религиях древности — самое спорное домашнее животное, отношение к нему колеблется в самых широких пределах, от отвержения до почитания, и только отношение семитов, а в дальнейшем и всех мусульман к свинье остается однозначно отрицательным на протяжении всей истории.
 
Наташа на Борове, Мастер и Маргарита
Можно считать установленным, что в той же мере, в какой семиты отвергают все, связанное со свиньей, у нордических народов все это, наоборот, в самом большом почете. Свинья была жертвенным животным нордического солнечного культа.
В в германо-скандинавской мифологии Фрейр — бог плодородия и лета. Фрейру подвластен солнечный свет, он посылает людям богатые урожаи. Священным животным Фрейра является кабан Гуллинбурсти («Золотая щетина») или Слидругтанни («Страшный клык»). Герои в Вальгале едят вечно самовозобновляющегося вепря, который снова обрастает мясом, после того, как его съели.
 
 
Скандинавские боги Фрейр и Фрейя
Брак в Риме долгое время скреплялся принесением в жертву свиньи. В Греции в начале жатвы свинью приносили в жертву Деметре, в начале сбора винограда — Дионису. Особенно важные и священные политические договоры также скреплялись жертвой свиньи. В "Илиаде" Агамемнон жертвует вепря богу Солнца после примирения с Ахиллом и т. д. На славянских свадьбах одним из главных блюд считался запеченный поросенок. Особую популярность свинья приобрела на Украине и Белорусии, где очень ценится свиное сало. Примечательно, что в пришедших с Востока культах, свиньи никогда не приносились в жертву.
 
Украинское сало
В германском культе свинья занимает самое важное место по сравнению с другими домашними животными. Ф. Хеш, который первым исследовал эту проблему, пришел к удивительному выводу: все германское аграрное законодательство вертится вокруг свиньи. Хорошо известно, что Карл Великий поощрял свиноводство. Вестфальские окорока за несколько столетий до него были важной статьей экспорта в Рим...
В Индуизме верховный бог Вишну принимает образ вепря Варахи, чтобы спасти Землю и населяющее её человечество от потопа. Вепрь на своём клыке поднимает вверх Землю, утопающую в мировых водах.
 
Медная скульптура Варахи. Индия, Тамилнад, XVII век.
Какой же вывод можно сделать из всего вышесказанного?
Роль домашней свиньи зависит от одного главного условия. Она может быть домашним животным только у оседлого населения. Кочевой образ жизни и свиноводство — две взаимоисключающие вещи. Кочевник не зависит от земли. Этот закон регулирует жизнь и собственность кочевников, всю их культуру. Но ни одно домашнее животное так не зависит от оседлости своего хозяина как свинья.
Учитывая, что Европа несколько тысячелетий назад изобиловала дубравами, которые считались священными у древних германских, славянских и балтских народов, можно с уверенностью сказать, что в таких условиях свинина была совершенного иного качества, нежели в современных условиях промышленного свиноводства. До сих пор мясо дикого кабана считается отличным трофеем охотника
 
Дикий кабан, голова животного. 
Но один факт того, что семиты-кочевники не пасли свиней еще не дает повода на запрет употребления свинины. Видимо, запрет этот нужно искать в антагонизме культуры кочевников и оседлых народов. Опыт колониальной истории показывает, что кочевников нельзя сделать оседлыми. Когда они сталкиваются с оседлым населением, для них есть лишь две возможности: либо они образуют господствующий слой, как арабы в Северной Африке, либо гибнут после героической борьбы. Во втором случае, если части народа не могут спастись в недоступной местности, оставшиеся быстро вырождаются.
Антагонизм кочевников и оседлого населения стар как мир. В Ветхом Завете этот антагонизм воплощен в образах Каина и Авеля. Если древние кочевые семитские племена возложили вину за братоубийство на защищавшего свою жизнь и плоды своего труда земледельца Каина, то в этом сказалась их симпатия к пастуху Авелю.
 
Каин и Авель
Возможно запрет на употребление свинины возник во времена столкновения кочевых семитских народов с индоевропейскими племенами, так называемыми «народами моря». Кроме народов моря, известно, что хетты также разводили свиней.
Прародиной хеттов были предположительно Балканы, которые они покинули в конце III тыс. до н. э. во время второй волны индоевропейского нашествия на Балканы. Л. А. Гиндин полагает, что хетты были первым индоевропейским народом, заселившим Болгарию и Грецию ещё в IV тыс. до н. э., а затем вытесненным в Малую Азию.
 
Хеттское царство (выделено красным) в период противостояния с Египтом (зелёный), начало XIII века до н. э.
При Тутмосе III хетты ещё присылали египтянам богатые дары, но в период от правления фараона Хоремхеба до Рамсеса II (XIV—XIII век до н. э.) две конкурирующие державы вели войны за контроль над Сирией, частью которых была знаменитая битва при Кадеше.
Это сражение стало первым в истории, отображённым в источниках обеих воюющих сторон, причем обе стороны приписали победу себе. Вероятно, в этот период образ врага отразился также и в предписаниях на употребление определенной пищи. Известно, что знатные египтяне свинину также не употребляли, в то время как она являлась пищей беднейших египтян.
 
 
Битва при Кадеше (около 1275 г. д.н.э.), хетское изображение
В Египте, по свидетельству Геродота, во второй книге своей "Истории" он писал: "Свинью египтяне считают нечистым животным. И если кто-нибудь, проходя мимо, коснётся свиньи, то сразу же идёт к реке и в одежде, которая на нём, погружается в воду. Также и свинопасам, единственным из всех египтян, несмотря на их египетское происхождение, не дозволено вступать ни в один храм.
 
 
С другой стороны, генетические исследования подтвердили, что в отличие от ближневосточных диких кабанов в соседних с Израилем странах, израильские кабаны возникли в Европе. После генетического и археологического анализа исследователи предполагают, что дикие кабаны, живущие в Израиле, являются потомками одомашненных свиней, привезенных в Израиль, почти 3000 лет назад филистимлянами в период коллапса бронзового века.
На территории Палестины, где проживали филистимляне находят множество свниных костей, в то время как соседние народы свинину не употребляли.
 
Филистимлянин
Религиозный запрет нашел отражение и в законодательстве государства Израиль. Некоторые не особо религиозные иудеи приобретали свинину к столу у христиан, а в некоторых кибуцах появились «научные лаборатории» со своими подсобными свиноводческими хозяйствами. Это привело к тому, что властям страны в 1970 году пришлось даже создать специальный отдел полиции, который следит за оборотом свинины в стране.
Но особенно жесткий удар этот принцип перенес после исчезновения «железного занавеса». Огромное количество евреев, членов их семей и просто людей, ухитрившихся правдами и неправдами доказать свои еврейские корни, ринулись на Землю Обетованную, захватив с собой свой уклад жизни и кулинарные пристрастия.
Израиль наполнился любителями свинины и властям пришлось скрепя сердце отменить запрет на этот вид мяса. В стране тут же открылось множество мясных лавок и магазинов, предлагающим некогда запрещенный пищевой продукт. Стоит ли говорит о том, что в большинстве этих магазинов была слышна именно русская речь.
Запрет Торы удалось обойти, когда в 2003 году в лаборатории доктора Хаима Басарфиша вывели породу свиньи со сдвоенным копытом и в Израиле появилась так называемая кошерная свинина. Даже в России нашлись предприниматели, которые заявляют, что их свинина кошерная. По каким признакам, пока неясно.
 
В еврейских общинах США все еще сложнее. Для примера можно привести ресторан «Traif» в Вильямсбурге, одном из наиболее прогрессивных районов Нью-Йорка, где любят тусить хипстеры и творческая молодежь. В этом заведении подается свинина во всех ее возможных видах, а также множество другой, абсолютно не кошерной пищи.
 
Вывеска ресторана «Traif» говорит сама за себя
Ирония заключается в том, что владельцы ресторана — евреи, а само слово «traif» у иудеев обозначает запрещенную к употреблению еду. Кроме этого абсурдности ситуации прибавляет факт, что ресторан расположился у границы самой масштабной в Нью-Йорке хасидской общины.


Рецензии