Вечные игра в шахматы часть 27

Вечные игра в шахматы часть 27

Миф о сотворении мира

Ветхий завет — книга, которая послужила основанием для иудаизма, христианства и ислама. Сюжеты этой книги оказали глубочайшее влияние на мировую историю, культуру, веру многих поколений и народов.
 
Но по мере расшифровки клинописи становилось ясным, что, сюжеты о сотворении мира, об изгнании из рая, мировом потопе, странствиях Моисея, воскрешении из мертвых и ожидании мессии, которые воспринимались как божественное откровение, которые на протяжении веков считали оригинальным творением древних евреев, возникшим якобы по внушению бога, восходит своими корнями к месопотамской традиции. Многие частные подробности и даже целые сказания в большей или меньшей степени заимствованы из богатой сокровищницы шумерских мифов и легенд.
Первые шумерские поселения возникли около 4000 до н.э. Крупнейшими из этих городов были Эриду, Ниппур, Киш, Лагаш, Урук, Ур и Умма. Их население создало в бассейне Евфрата и Тигра одну из богатейших культур в истории человечества. Главными творцами этой великой культуры были шумеры. Аккадцы, ассирийцы, вавилоняне, хетты и арамейцы, которые впоследствии основали в Месопотамии и Сирии свои государства, были учениками шумеров и от них по наследству переняли великие культурные ценности. Почти все письменные источники, по которым можно судить о космологии и теологии шумеров, относятся к концу III тыс. до н.э. Ее основные мотивы были усвоены аккадской мифологией после покорения Шумера в 2311 г до н.э аккадским царем Саргоном.
Исторический период, когда еврейские авторы Ветхого Завета позаимствовали легенды шумеров, можно определить достаточно точно — 598-582 годы до н.э., время "вавилонского пленения" иудейского народа.
Боги Инанна, Шамаш (Солнце), Энки (земля-небо), Исимуд (двуликий бог)
Сотворение мира
Ветхий завет и тора начинается м этого мифа, который понять и перевести с древнеарамейского на современный язык довольно сложно. Каббалисты веками искали в этих строках тайный смысл:
В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
Для понимания этого мифа следует разобрать предания Шумеров и Вавилонян.
У шумеров есть лишь упоминания, что вначале было первичное бесконечное море. Каким-то образом в нем зародилась "вселенная". Шумерское слово "ан-ки" (верховный бог Энки) переводится как небо-земля ("Дух Божий носился над водою"). Земля представлялась плоским диском под куполообразным небом. Между ними находилась некая субстанция "лель", в которой располагались звезды и другие небесные тела. Затем на земле возникли растения, животные и люди. Управлял всем этим целый пантеон божеств, внешне похожих на человека, но гораздо более могущественных и сильных. Такие сверхчеловеческие бессмертные существа именовались дингир, что переводится как бог. Первозданный рай находился на острове Дильмун. Английское слово Paradise также означает сад.
Знаменитый археолог Джордж Смит прочитал на клинописных табличках целую вавилонскую поэму о сотворении мира, известную под названием "Энума элиш", внешне не имеющую ничего общего с библейским сказанием. Содержание этого мифологического эпоса, разумеется с большими сокращениями, можно изложить так. Вначале существовала только вода и царил хаос. Из этого страшного хаоса родились первые боги. С течением веков некоторые боги решили установить порядок в мире. Это вызвало возмущение бога Абзу и его жены Тиамат, чудовищной богини хаоса. Бунтовщики объединились под водительством мудрого бога Эа и убили Абзу. Тиамат, изображаемая в виде дракона, решила отомстить за смерть мужа. Тогда боги порядка под водительством Мардука в кровавой битве убили Тиамат, а ее гигантское тело разрубили на две части, из которых одна стала землей, а другая небом. А кровь Абзу смешали с глиной, и из этой смеси возник первый человек.
Тиамат в виде дракона
Американский археолог Джеймс Дж. Причард взял на себя труд скрупулезно сопоставить оба текста и обнаружил в них множество удивительных совпадений. Поражает прежде всего общая для обоих текстов последовательность событий: возникновение неба и небесных тел, отделение воды от земли, сотворение человека на шестой день, а также отдых бога в Библии и совместный пир вавилонских богов в тексте "Энума элиш" на седьмой день.
В Ханаане творение тоже описывается как борьба между Ваалом, царем богов, и предвечным драконом хаоса, именуемым Левиафаном (Латану) или Морем (Йамму).
Именно этого дракона мы встречаем в сказании о рае...
Сказание о потопе
Предание о Всемирном потопе является одним из камней в фундаменте христианской культуры. Поэтому сенсацией стал опубликованный в 1872 году материал исследователя Джорджа Смита, из которого следовало, что сюжет для Ветхого Завета еврейские авторы позаимствовали у древних шумеров.
Зиусудра на священной барке
В шумерской легенде сообщается, что в силу неведомых причин собравшиеся на совещание боги решили уничтожить людей, смыв их Великим потопом. Но бог мудрости Энки (Эйа), которому Зиусудра приносил достойные жертвы, сообщил ему об опасности, приказав своему любимцу построить огромную лодку, взять в неё свою семью, лучших друзей, а также птиц и всех четвероногих животных. Зиусудра добросовестно выполнил все указания.
Потоп продолжался семь дней и ночей, в течение которых огромное судно носило по бушующей водной стихии. Потом, когда стихия утихла, "капитан" корабля последовательно выпускал "на разведку" голубя, ласточку и ворона. Первые две птицы вернулись, но ворон обратно не прилетел, из чего был сделан вывод о близости суши. Спустя время корабль пристал к некоей горе Нимуш в Армении. Построив алтарь, Зиусудра принёс быков и овец в благодарственную жертву богам. Новой столицей Энки назначил город Киш, а позже главные боги шумерского пантеона Ан и Энлиль даровали Зиусудре долгую жизнь и "вечное дыхание".
Моисей Микеланджело
Трудившаяся в 1930-х годах на раскопках Шуруппака экспедиция Пенсильванского университета под руководством археолога Эриха Шмидта обнаружила культурный слой, состоящий из отложений глины и ила.
На основе химического анализа был сделан вывод о затоплении, датируемом рубежом V и IV тысячелетий до н.э. и причинившем ущерб крупнейшим городам Шумера.
Сказание о Моисее
На протяжении последнего столетия многие исследователи пытались установить личность Моисея, кем он был, к какому фараону попал, в какие годы он вывел евреев из Египта, но никаких достоверных сведений найти не удавалось. Оказалось, ответ о личности Моисея лежит в совсем другой плоскости и восходит к персоне аккадского царя Саргона.
В 2316 г. до н.э. в Кише Аккадское царство) произошел переворот: личный виночерпий лугаля Ур-Забабы сверг своего хозяина. После захвата власти он стал называть себя Шаррумкен, что по восточно-семитски означает "истинный царь". Впоследствии это имя трансформировалось в то, под которым нам хорошо знаком этот выдающийся человек - Саргон I Древний (2316-2261 г.до н.э.). Для того, чтобы оправдать свои притязания на престол появилась легенда, о том что мать Саргона была знатного рода, но сразу после его рождения положила ребенка в корзину и отправила по течению Евфрата. Мальчика нашел и воспитал водонос Акки.
Когда Саргон подрос и стал садовником, на него обратила внимание богиня любви Иштар, пообещавшая ему свое особое расположение. Так любимец богини попал в ближайшее окружение лугаля Ур-Забабы, а затем вознесся над остальными царями. Мотивы чудесного спасения ребенка, отправленного по реке и ставшего затем великим человеком, встречаются очень часто в сказаниях самых разных народов.
Сказание же о 12 коленах Израилевых и 40 лет скитаниях являются символическими, эти цифры были широко распространены в разных мифах древности. Не случайно 12 месяцев в году, 12 апостолов, поминки идут на 40-ой день.
Сказание о Рае
Библейское представление о рае восходит к описанному в поэме о Дильмуне. Кстати. Энки, сотворил (распорядился сотворить) людей как раз из глины, да еще в форме богов (по образу и подобию) , точно как библейский бог. Правда с другой целью. Это были дармовые рабочие. что бы избавить самих богов от тяжкого труда при сотворении мира.
Впрочем Энки хоть и был богом, но был проклят за поедание запретных плодов. Более того, как то он заболел, то ли ребро сломал. то ли что то еще с ним сделал. Hа шумерском языке слову "ребро" соответствует слово "ти". Богиня, которую позвали, чтобы она вылечила ребро у бога Энки, зовется Hинти, то есть "женщина от ребра". Hо "нинти" означает также "дать жизнь". Таким образом, Hинти может в равной мере означать "женщина от ребра" и "женщина, дающая жизнь", что очень похоже на "сотворение" Евы из ребра.
В мифе о боге Энки рай изображен как сад, полный плодовых деревьев, где люди и звери живут в мире и согласии, не зная страданий и болезней. Расположен он в местности Дильнум, в Персии. Библейский рай, несомненно, расположен в Месопотамии, ибо в нем берут начало четыре реки, из которых две - это Евфрат и Тигр.
Шумерский герой Гильгамеш отправился на райский остров, где жил любимец богов Утнапиштим, чтобы получить от него растение жизни. Когда он возвращался через реку, один из богов, не желая, чтобы человек получил бессмертие и стал равен богам, принял облик змея и, вынырнув из воды, вырвал у Гильгамеша волшебное растение.
В греческой мифологии поход за яблоками был последним подвигом Геракла. Он должен был отправиться к великому титану Атласу, который держит на плечах небесный свод, и достать из его садов, за которыми смотрели дочери Атласа геспериды, три золотых яблока. Яблоки эти росли на золотом дереве, выращенном богиней земли Геей в подарок великой Гере в день ее свадьбы с Зевсом. Чтобы совершить этот подвиг, нужно было прежде всего узнать путь в сады Гесперид, охраняемые драконом, никогда не смыкавшим глаз сном.
Несмотря на традиционное представление, будто еврейская религия всегда была монотеизмом, в ней сохранилось множество следов того, что уже во времена культа Яхве существовал политеизм. "...и вы будете, как боги, знать добро и зло" (Быт. 3:5) - остаток от первоначального политеизма — "боги" употребляется во множественном числе. Тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал". (Быт. 6:2)
"Сыны божии" - такое определение дает вавилонский миф взбунтовавшимся богам, поскольку они действительно были сыновьями бога Абзу и богини Тиамат.
Говоря о древнем еврейском политеизме, нельзя не упомянуть, о том, что у Яхве была жена Ашера.
В 1967 году историк Рафаэль Патай (Raphael Patai) впервые высказал идею о том, что древние израильтяне поклонялись Яхве и Ашере. Эту теорию дальше развила Франческа Ставракопулу (Francesca Stavrakopoulou), старший преподаватель Оксфордского университета.


Рецензии