От греха до шедевров
Любовь ли, страсть ли, увлеченье,
Водоворот безумных чувств -
Живительное вдохновенье
Для человека от искусств...
Она была невероятной,
Почти мистической красы,
Брюнеткой жгучей, дамой страстной,
В глазах - блеск утренней росы,
Скандальной, дерзкой,
своенравной,
Не признающею границ,
Шокирующе эпатажной,
Из ряда вон средь "светских львиц"!
ЗнатнА, богата и свободна
От обязательств всех мастей;
В поступках - веку чужеродна,
Как "взломщик" нравственных статей.
В забавах плотских наслаждений -
Кураж и лютый беспредел!
За всё поэта добрый гений
В своих стихах её воспел*.
В сеть чар её мужчин изрядно
Попало, счастие снискать,
Но как же было безотрадно
Ей с ними! - Не пересказать.
Любовь взаимную искала,
Чтобы без фальши и навек,
Кому-то чтоб вселенной стала!
Неординарный человек
Ей нужен был, как воздух горный,
По духу равный индивид,
Талантливый, не бутафорный,
Кто в ней мадонну** разглядит.
Всевышний внял её желанью,
Их встречу предопределил,
Своей божественною дланью
Их на любовь благословил.
Минутный взгляд - союз создался!
Подлунный мир ещё не знал,
Что в этот миг сформировался
"Помпеи"*** скетч-оригинал.
Ничто их внешне не роднило:
Он ростом мал, она - скала,
А вот харизма покорила,
К шедеврам спешно подвела.
Её кумиром стал художник -
Не принц, не герцог, не барон,
А вдохновения заложник,
Но как же был талантлив он!
На самых значимых картинах
Терерь она! Она! Она!
И на пылающих руинах***,
И у воды обнажена****,
Демонстративно покидает
Престижный шумный светский бал*****,
Девчушку нежно обнимает
За плечи****** - Женский идеал!
Когда бы музою не стала,
Каких картин лишился б свет! -
Брюлловской кистью с пьедестала
Нас восхищает двести лет!
*) Ю.П. Самойловой посвящали свои восторженные стихотворные строки В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский.
**) Мадонна (зд.) в значении женщина - образец красоты, целомудрия и кротости.
***) Имеется ввиду картина К.П. Брюллова "Последний день Помпеи" (1833 г.), на которой образ музы художника встречается трижды. "Скетч" - набросок.
****) Картина К.П. Брюллова "Вирсавия"(1832 г.). Образ матери легендарного Соломона художник писал со своей возлюбленной Ю.П. Самойловой.
*****) К.П. Брюллов "Портрет Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Пачини" (1842 г.)
****** К.П. Брюллов "Портрет графини Ю.П. Самойловой с воспитанницей Джованиной Пачини и арапчонком" (1834 г.)
Примечание: Карл Павлович Брюллов - единственный российский художник, при жизни удостоенный лаврового венка и бриллиантового перстня, полученного из рук самого императора. Ему было присвоено звание "Первой кисти государства " за картину "Последний день Помпеи". 24.09.2024 г. стало известно о завершении первой (за почти 200 лет) научной реставрации этой картины, которая заняла больше девяти месяцев.
P.S. Опубликовано в Антологии "Книга о любви", изд. "Русский Лит. Центр", М., 2024 г.
Фото-коллаж заимствован из интернета: К.П. Брюллов, Автопортрет (1848 г., Государственная Третьяковская галерея) и Ю.П. Самойлова, портрет худ. Бенуа-Шарль Митуар, (1824-1826 г.г., Государственный Эрмитаж).
Свидетельство о публикации №124011304775
Герейхан 24.01.2024 04:10 Заявить о нарушении
Случайность ли? Закономерность ли? Кто тот, кто всё это предопределяет? Жизнь - "штука" загадочная, а без высокого искусства она была бы скудна - это уж точно!
Залина Касумова 24.01.2024 20:51 Заявить о нарушении